Напоминание

Использование технологий математического моделирования в работе с детьми дошкольного возраста


Автор: Ходырева Ирина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Волошка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологий математического моделирования в работе с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Использование технологий математического моделирования в

работе с детьми дошкольного возраста

Ходырева И.В., воспитатель МБДОУ «Волошка»
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а поэтому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Я. А. Каменский Пятьдесят лет назад слова «модель», «моделирование» были известны только очень узкому кругу высокопрофессиональных специалистов, связанных или с исследованием сложных физических и природных процессов и явлений, или с созданием сложных технических объектов. Сегодня слова «модель» и «моделирование» известны даже дошкольникам, используются в обычной жизни и уже не воспринимаются как узкоспециальные термины. Современные технологии расширили возможности моделирования, и сегодня трудно представить научно- исследовательскую и серьезную проектную деятельность без использования методологии и современных средств построения и использования моделей. Усваивая способы использования моделей, дети открывают для себя область математических отношений на уровне таких важных понятий, как число, величина, форма, количество, порядок, классификация, сериация. Под математическим моделированием с дошкольниками понимается организация педагогом эвристически ориентированного процесса создания ребёнком моделей посредством простейших плоскостных и пространственных математических абстракций. С точки зрения технологии математического моделирования делятся на виды в соответствии с авторскими подходами исследователей. Так, согласно З.А. Михайловой, технологии можно классифицировать по логике действий, выделяя: математические развлечения; логические игры, задачи, упражнения; дидактические игры и упражнения. Технологии, описанные Б.П. Никитиным, классифицируются на два типа по уровню продуктивности умственного развития: основанные на подражании и на эвристическом познании закономерностей моделей. Г.А. Репина классифицирует технологию математического моделирования с дошкольниками следующим образом: 1. По теоретико-множественному смыслу:  нахождение целого заданной инвариантной формы, как объединения различных серий классов его разбиения;  нахождение целого дискретно меняющейся формы как объединения константных классов разбиения заданной исходной формы («Сложи узор» авторский вариант Б.П. Никитина).
2. По пространственной ориентации:  плоскостное моделирование на базе разрезания прямоугольника (Головоломка «Пифагор»);  пространственное моделирование на базе разрезания прямоугольного параллелепипеда («Уникуб»);  на базе материалов, допускающих непрерывные деформации;  на базе классического оригами и флексагонов. В работе педагогами используются логические блоки Дьенеша - фигуры, отличающиеся по цвету, размеру, толщине. Из них составляются множества по различным признакам, осуществляется их сравнение и т. д. Используется пособие Никитина «Сложи квадрат» (складываются квадраты из 3-4-х частей), разнообразные строительные наборы, геометрические мозаики, наборы плоскостных геометрических фигур разного цвета, формы и размера, «Танграмм» «Волшебный квадрат», игры Воскобовича: «Прозрачный квадрат или нетающие льдинки», «Чудо-крестики», «Черепашки» и др. Все эти пособия многофункциональны и многовариантны, дают возможность организации проблемных заданий и множество вариантов для моделирования. Дошкольник осуществляет достаточно произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов, он заинтересован в реальном результате, который может оценить сам, соотнося его с эталоном. С этих позиций процесс математического моделирования позволяет проследить логику развития познавательных способностей ребёнка:  овладение навыками непосредственного замещения частей схем моделей реальными предметами - в младшем возрасте;  освоение действий по использованию готовых моделей – в среднем возрасте;  освоение действий по самостоятельному построению моделей по схемам и конструированию новых моделей и их схем – в старшем дошкольном возрасте. Моделирование, с одной стороны, является ступенью для развития технических и конструкторских навыков детей, а с другой – основой для творческого процесса модификации исходной конструкции на более высоком логико-схематическом уровне. Технологии моделирования на плоскостных и пространственных материалах, вызывая живой интерес у детей, развивают их аналитико- синтетические, творческие способности, зрительную память, воображение, мелкую моторику. Поэтому знакомство дошкольников с миром математического моделирования на основе применения плоскостных, пространственных технологий, разработанных на основе логико-математических конструкторских игр, математических головоломок является наиболее интересным и увлекательным.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!