Использование технологий математического моделирования в работе с детьми дошкольного возраста
Автор: Ходырева Ирина Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Волошка" Населённый пункт: город Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ Наименование материала: статья Тема: Использование технологий математического моделирования в работе с детьми дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Использование технологий математического моделирования в
работе с детьми дошкольного возраста
Ходырева И.В., воспитатель МБДОУ «Волошка»
«Дети
охотно
всегда
чем-нибудь
занимаются.
Это
весьма
полезно,
а
поэтому не только не следует этому
мешать, но нужно принимать меры к
тому, чтобы всегда у них было что
делать».
Я. А. Каменский
Пятьдесят
лет
назад
слова
«модель»,
«моделирование»
были
известны
только очень узкому кругу высокопрофессиональных специалистов, связанных или
с исследованием сложных физических и природных процессов и явлений, или с
созданием
сложных
технических
объектов.
Сегодня
слова
«модель»
и
«моделирование» известны даже дошкольникам, используются в обычной жизни и
уже не воспринимаются как узкоспециальные термины. Современные технологии
расширили возможности моделирования, и сегодня трудно представить научно-
исследовательскую
и
серьезную
проектную
деятельность
без
использования
методологии и современных средств построения и использования моделей.
Усваивая способы использования моделей, дети открывают для себя область
математических отношений на уровне таких важных понятий, как число, величина,
форма,
количество,
порядок,
классификация,
сериация.
Под
математическим
моделированием
с
дошкольниками
понимается
организация
педагогом
эвристически ориентированного процесса создания ребёнком моделей посредством
простейших плоскостных и пространственных математических абстракций.
С точки зрения технологии математического моделирования делятся на виды
в соответствии с авторскими подходами исследователей.
Так, согласно З.А. Михайловой, технологии можно классифицировать по
логике действий, выделяя: математические развлечения; логические игры, задачи,
упражнения; дидактические игры и упражнения.
Технологии, описанные Б.П. Никитиным, классифицируются на два типа по
уровню продуктивности умственного развития: основанные на подражании и на
эвристическом познании закономерностей моделей.
Г.А. Репина классифицирует технологию математического моделирования с
дошкольниками следующим образом:
1. По теоретико-множественному смыслу:
нахождение
целого
заданной
инвариантной
формы,
как
объединения
различных серий классов его разбиения;
нахождение
целого
дискретно
меняющейся
формы
как
объединения
константных
классов
разбиения
заданной
исходной
формы
(«Сложи
узор»
авторский вариант Б.П. Никитина).
2. По пространственной ориентации:
плоскостное
моделирование
на
базе
разрезания
прямоугольника
(Головоломка «Пифагор»);
пространственное
моделирование
на
базе
разрезания
прямоугольного
параллелепипеда («Уникуб»);
на базе материалов, допускающих непрерывные деформации;
на базе классического оригами и флексагонов.
В
работе
педагогами
используются
логические
блоки
Дьенеша
-
фигуры,
отличающиеся по цвету, размеру, толщине. Из них составляются множества по
различным признакам, осуществляется их сравнение и т. д. Используется пособие
Никитина
«Сложи
квадрат»
(складываются
квадраты
из
3-4-х
частей),
разнообразные
строительные
наборы,
геометрические
мозаики,
наборы
плоскостных геометрических фигур разного цвета, формы и размера, «Танграмм»
«Волшебный квадрат», игры Воскобовича: «Прозрачный квадрат или нетающие
льдинки», «Чудо-крестики», «Черепашки» и др.
Все эти пособия многофункциональны и многовариантны, дают возможность
организации проблемных заданий и множество вариантов для моделирования.
Дошкольник
осуществляет
достаточно
произвольный
контроль
за
ходом
деятельности в процессе получения промежуточных результатов, он заинтересован
в реальном результате, который может оценить сам, соотнося его с эталоном.
С этих позиций процесс математического моделирования позволяет проследить
логику развития познавательных способностей ребёнка:
овладение
навыками
непосредственного
замещения
частей
схем
моделей
реальными предметами - в младшем возрасте;
освоение действий по использованию готовых моделей – в среднем возрасте;
освоение действий по самостоятельному построению моделей по схемам и
конструированию новых моделей и их схем – в старшем дошкольном возрасте.
Моделирование, с одной стороны, является ступенью для развития технических
и конструкторских навыков детей, а с другой – основой для творческого процесса
модификации
исходной
конструкции
на
более
высоком
логико-схематическом
уровне.
Технологии
моделирования
на
плоскостных
и
пространственных
материалах,
вызывая
живой
интерес
у
детей,
развивают
их
аналитико-
синтетические, творческие способности, зрительную память, воображение, мелкую
моторику.
Поэтому
знакомство
дошкольников
с
миром
математического
моделирования
на
основе
применения
плоскостных,
пространственных
технологий, разработанных на основе логико-математических конструкторских игр,
математических головоломок является наиболее интересным и увлекательным.