Напоминание

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении


Автор: Соловьёва Мария Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Бельковская СОШ"
Населённый пункт: с. Бельково, Почепский район, Брянская область
Наименование материала: План-конспект урока русского языка
Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Раздел: среднее образование





Назад





План-конспект урока русского языка по теме

"Двоеточие в бессоюзном сложном предложении". 9-й

класс
учитель русского языка и литературы Соловьёва Мария Андреевна
Цели.
1. Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания. 2. Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать; развитие творческих способностей. 3. Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.
Задачи личностного развития
: - способствовать формированию правильной устной речи учащихся; - создавать условия для усвоения новых знаний о БСП, используя элементы исследования; - развивать умения анализировать языковой материал.
Тип урока
: комбинированный.
Ход урока

1. Организационный момент.
Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о красоте, неповторимости, поэтичности, многогранности русского языка.
2. Актуализация знаний.

Слайд №1
- Прочитайте высказывание К. Паустовского “Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания как нотные знаки: они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”. К.Г. Паустовский - О чём говорится в этом тексте? Тема высказывания.
(
О роли знаков препинания) - Назначение знаков препинания? (Отразить на письме звучащую речь таким образом, чтобы её можно было понять, воспроизвести однозначно, без вариантов) - Как вы понимаете выражение: “Держать текст”? (Значит расчленить его так, чтобы сообщить смысловую и грамматическую четкость, значит добиться соответствия воспринимаемого написанному. В художественном тексте знаки препинания прежде всего осуществляют грамматическое и смысловое членение текста, а также используются для передачи мелодии
речи, её тембра и пауз, то есть интонации. В устной речи это интонация конца предложения, восклицательная интонация, интонация разъяснительная, противопоставления и т.д. интонация передает некие смыслы и эмоции; в письменной речи те же смыслы и эмоции фиксируются знаками препинания. Поэтому читающий, ориентируясь на знаки препинания, восстанавливает воспроизводит эти интонации, а значит, и смысл, который интонация в себе несет. Известное выражение “читать знаки препинания” означает понимание передаваемого посредством знаков смысла) - Почему это высказывание является эпиграфом к нашему уроку?
3. Объяснение нового материала.

Слайд № 2
1. Поставьте знаки препинания, выделите устно грамматическую основу и объясните постановку знаков препинания. 2. Данные предложения нужно сгруппировать по определенному принципу. 1) Спит вода, спят кувшинки, спят рыбы и птицы. Кувшинка – водное растение с крупными плавающими листьями и белыми, бело-розовыми или жёлтыми цветками, водяная лилия. 2) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул; мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. 3) Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки. 4) Огромный барский дом, утопающий в зелени деревьев и дикого винограда, стоял на холме; он был виден тут всюду. 5) Природа является открытым учебником жизни: она вобрала в себя вечную мудрость жизни. 6) Я скажу: “Не надо рая, дайте родину мою!”.
Ключи.
1 (,) – 1 (;) – 2, 4 (:) – 3, 5, 6 - Ребята, какие предложения вызвали затруднения? - Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки.
(3)
- Природа является открытым учебником жизни: она вобрала в себя вечную мудрость жизни.
(5)
- Верно, это предложение лишнее, в нём нельзя поставить запятую или точку с запятой. Оно относится к теме сегодняшнего урока. - Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Слайд 3

Двоеточие в БСП”
- Кто попробует сформулировать цель нашего урока?
Цель
: изучить особенности постановки двоеточия в БСП.
(Ученики отвечают)
4. Повторение темы "Постановка двоеточия в простом предложении".
- Ребята, какую тему следует повторить, прежде чем перейти к новой?
Постановка двоеточия в простом предложении.
- Я обращаю ваше внимание на следующие предложения, которые написаны на доске. Читаем предложение, объясняем правило. Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев. Стоит ли оспаривать мнение А. П. Чехова, что “в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли” Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие. - Итак, применяя правило постановки двоеточия, в первую очередь определяем структуру предложения. Теперь давайте выясним, когда следует ставить двоеточие в БСП.
Работа с таблицей
(вписать свои примеры, пользуясь учебником). Приложение 2 - Итак, двоеточие в БСП ставится в трёх случаях (запись на доске).
Двоеточие в БСП
[ ]:[причина] (= потому что, так как) [ ]:[пояснение] (= а именно, то есть) [ ]:[дополнение] (= что (увидел, что…; и услышал, что…; и почувствовал, что…)
Слайд 4.
Проверяем примеры
5. Формирование умений и навыков. Закрепление.
Приложение 3. Работа по карточкам.
Слайд 5

Анализ предложений
- Проанализируйте предложения. Определите значения частей БСП, сверяясь с таблицей “Знаки препинания в БСП”. 1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина) 2. Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение) 3. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. (Причина) 4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. (Пояснение) 5. Опомнилась, глядит Татьяна: Медведя нет; она в сенях. (Дополнение, подразумевается в первой части глядит и видит) 6. Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался. (Пояснение)
Слайд 6.
Взаимопроверка (работа в парах).

Комментарий учителя.
1. Взаимозаменяемые союзные и БСП называются синтаксическими синонимами. 2. Назовите синтаксические синонимы БСП с двоеточием. (СПП с придаточными изъяснительными и причины).
Работа с учебником
Упр. 221 (1, 2);
Слайды 7–10. “Удивительное – рядом”.
(Разминка) Посмотреть слайды и закончить предложения: Вокруг было прекрасно: Я оглянулся и увидел: Перед нами предстала удивительная картина: Приложение 3.
Тестирование с последующей взаимопроверкой по ключу

Бессоюзные сложные предложения

1.
Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится: _________________________
2.
Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится: _________________________
3.
Укажите верные утверждения. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится: а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части; б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов; в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части; г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части.
4.
Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены): а) Настанет утро двинемся в путь. б) Дрова все вышли топить нечем. в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.
5.
Какая схема соответствует предложению
Снизу было хорошо видно колонна машин спускается с перевала
(знаки препинания не проставлены): а) [ ] - [ ] б) [ ] : [ ] в) [ ] ; [ ]

6.
Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:
Любите книгу ( ) она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей…
а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления; б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу; в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.
7.
Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Небо очистилось ( ) замелькали звёзды: а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления; б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу; в) ставится двоеточие, т. к. второе предложение дополняет содержание первого.
8.
Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:
Вдруг я чувствую ( ) кто-то берёт меня за плечо и толкает.
а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления; б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу; в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть поясняет содержание первой.
9.
Укажите предложение, в котором надо поставить точку с запятой. а) Однажды проснулся он и видит ( ) против его норы стоит рак. б) Мы побежали в сад, вбежали в беседку, залитую солнцем, сели в кресла ( ) тут же появились мама и Леонид. в) Сидеть было неудобно ( ) что-то мешало. г) Уж темнело ( ) на траве появилась роса.
Ключ
1. Запятая. 2. Точка с запятой. 3. а, б, г; 4. в; 5. б; 6. в; 7. а; 8. в; 9. б. “5” - 9; “4” - 7 - 8; “3” - 5 – 6. Выставление отметок за урок.
6. Домашнее задание.
1. Параграф 16. 2. Выписать шесть БСП из произведений художественной литературы и объяснить постановку знаков препинания. 3. Посмотреть по словарю значение слов
амфитеатр,

палисадник.
Составить с данными словами БСП. 4. Задание для тех, кому интересно. Написать сочинение – рассуждение на тему: “Роль двоеточия в предложении”.
7. Итоги урока. Рефлексия.

Что вы узнали нового? Что вам понравилось? Что не получилось? Спасибо за урок, ребята!


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!