Напоминание

Первобытный мир – первые шаги человечества


Автор: Зеленева Татьяна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №33
Населённый пункт: Архангельск
Наименование материала: Урок по окружающему миру
Тема: Первобытный мир – первые шаги человечества
Раздел: начальное образование





Назад





Урок Окружающего мира в 4 классе
Тема: “Первобытный мир – первые шаги человечества” Форма урока; урок-исследование. Цель: создание педагогических условий для развития исследовательской позиции. Задачи.
образовательные:
• создать образ эпохи Первобытного мира, • учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира;
развивающие:
• развивать у учащихся умения: • сравнивать, • формулировать вопрос, • работать с текстом, картой, иллюстрацией;
воспитательные:
формировать: • познавательный интерес к окружающему миру, • навыки учебного сотрудничества.
Оборудование:
• демонстрационный материал: • Аудиозапись музыкального фрагмента "Топ, топ..."; • Четыре "думательных" шляпы; • Ленты: “Знаем”, “Не знаем”, “Осваивали планету”, “Учились бороться с голодом и холодом”, учились жить сообща. • Рисунки бизона, первобытных людей.
1) Постановка проблемы. Учитель с учениками читает текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации. Ученики формулируют основной вопрос (проблему урока), который записывается на доске: “Почему Первобытный мир называют “детством человечества”?”(К нему необходимо постоянно обращаться в ходе занятия, особенно на последнем этапе урока). 2) Версии детей актуализация знаний. Приём “Знаем – не знаем”. Учитель: Что такое Первобытный мир? Ученики: Первая эпоха Всемирной истории Учитель: А что такое историческая эпоха? Ученики: Историческая эпоха – большой промежуток времени, часть истории человечества. Учитель: Вспомните, из курса “Окружающий мир” 3-го класса умели ли самые первые люди выращивать растения и животных. Ученики: Нет. Учитель: В каком возрасте у человека появляются приобретённые признаки? Ученики: В детстве. Учитель: Что нам нужно узнать, чтобы ответить на основной вопрос урока? Ученики: Что общего у эпохи Первобытного мира с детством человека? Учитель: Давайте занесём ваши ответы в таблицу “Знаем – не знаем” Знаем Не знаем Первобытный мир – первая эпоха всемирной истории. Историческая эпоха - большой промежуток времени, часть истории человечества. Самые первые люди не умели выращивать растения и приручать животных. Детство – это время роста, взросления человека, когда он приобретает “человеческие приобретённые признаки”. Какие именно изменения в человеческом обществе в эпоху Первобытного мира позволяют назвать ее “детством человечества” (или иначе, как скажут дети)? Учитель: Посмотрите на таблицу. Вы можете уже сделать какие то предположения по проблеме урока?
Ученики: В эпоху первобытного мира люди научились говорить (напоминает детство). В эпоху первобытного мира люди научились выращивать растения, приручать животных и т.д. (напоминает детство) и др. (От записи проблемы урока на доске повести стрелки, под которыми написать ключевые слова основных версий, как правильных, так и неправильных). 3) Поиск решения проблемы (Открытие нового знания). I. Расселение первобытных людей по планете Учитель: “Давайте посмотрим на карту” на стр. 48 – 49. Какая территория изображена на ней? (Все материки кроме Антарктиды) В какое время? (В эпоху Первобытного мира) Что означают на этой карте условные знаки? (Ученики перечисляют номенклатуру условных знаков и вместе с учителем делают вывод - может ли эта карта помочь в решении проблемы). Учитель предлагает выполнить первые два задания по карте. После того как ученики выполнят задания и определят, что прародина людей была в Африке, а потом они расселились по всем материкам, кроме Антарктиды, учитель спрашивает: - Похожа ли судьба человечества в эпоху Первобытного мира на судьбу маленького ребенка? Ученики должны провести параллели: прародина людей - колыбель, кроватка человека, который еще не умеет ходить; расселение по планете - знакомство со своей комнатой, домом. (Первый шаг к решению проблемы сделан). Если были версии, которые подтвердились, ставим около них «+». В колонку «не знаем» под вопросом записываем (или вывешиваем готовую карточку) «осваивали планету». II. Покорение природы людьми первобытного общества. (Учитель предлагает ребятам выполнить задания к рисункам на с. 50.м Звучит музыка “Топ топ…”. На столах у детей импровизированные “думательные” шляпы) Работу можно выполнять в группах. Первая группа описывает стаю древнейших людей, вторая группа находит, чем община древних людей отличалась от стаи древнейших людей, третья - чем ранняя
община людей современного вида отличалась от общины древних людей, а четвёртая - чем община людей современного вида отличалась от ранней общины. Необходимо, чтобы ученики заметили: Стаи древнейших людей - без одежды и огня, едят плоды и мелких животных. Общины древних людей - используют одежду и огонь, живут в пещерах, охотятся. Ранняя община людей современного вида _ коллективная охота (один человек ранит оленя копьем, другой - наносит следующий удар), лук со стрелами (охота на расстоянии, более безопасная), простейшие жилища. Общины современных людей - выращивают растения, приручают животных, строят дома, посуда из глины. Учитель: Почему люди должны были жить и трудиться сообща, в общине, ведь сначала они были в стае? Ученики: Потому что выжить в дикой природе человеку одному было очень сложно. Учитель: Вспомните что такое род? Племя? С помощью текста фрагмента «Первые шаги, первые достижения» ребята знакомятся с особенностями первобытного общества. Учитель: Все эти достижения человечество освоило в первобытную эпоху. Чем еще она похожа на детство ребенка? Ученики: Человек в детстве получает множество необходимых навыков: одеваться, готовить простую пищу, общаться с другими людьми и др. Если были версии, которые подтвердились, ставим около них «+». В колонку «не знаем» под вопросом записываем (или вывешиваем готовую карточку) «учились бороться с голодом и холодом». III. Первобытная мораль. Разыгрывается сценка, описанная в учебнике на с. 50~51 группе заранее подготовленными учениками. Учитель: Представьте, что так рассуждали бы люди современного общества. Согласились бы вы с ними? (Важно, чтобы ученики среагировали на деление первобытных людей на «своих - людей» и «чужих - нелюдей»).
Учитель: Чем представления персонажей рассказа о добре и зле отличаются от современных? Ученики дают разнообразные варианты ответа. Учитель: Как называются представления о добре и зле? Ученики: Мораль. («Человек и Человечество». Тема 7). Учитель и ученики делают вывод: в эпоху первобытного мира мораль отличалась от современной. Если были версии, которые подтвердились, ставим около них «+». В колонку «не знаем» под вопросом записываем (или вывешиваем готовую карточку) «первые представления о добре и зле». Название колонки «Не знаем» меняем на «Мы узнали». 4) Выражение решения проблемы. Учитель: Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? Ученики: Почему Первобытный мир называют «детством человечества»? Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что, как в детстве, в эпоху Первобытного мира люди получали первые знания о мире, учились в нем жить, отделять добро от зла. Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1-6 после текста. Не обязательно отвечать в классе на все вопросы. Учитель: -Перечислите новые сведения. -Выразите свои чувства по поводу работы на уроке. -Что было положительное на уроке? -Какие формы работы на уроке вам понравились? -Что вы хотели бы узнать по этой теме? -Какие затруднения встретили в ходе урока?


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!