Автор: Зеленева Татьяна Юрьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СШ №33 Населённый пункт: Архангельск Наименование материала: Урок по окружающему миру Тема: Первобытный мир – первые шаги человечества Раздел: начальное образование
Урок Окружающего мира в 4 классе
Тема: “Первобытный мир – первые шаги человечества”
Форма урока; урок-исследование.
Цель: создание педагогических условий для развития
исследовательской позиции. Задачи.
образовательные:
•
создать образ эпохи Первобытного мира,
•
учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения,
сохранившееся со времен Первобытного мира;
развивающие:
•
развивать у учащихся умения:
•
сравнивать,
•
формулировать вопрос,
•
работать с текстом, картой, иллюстрацией;
воспитательные:
формировать:
•
познавательный интерес к окружающему миру,
•
навыки учебного сотрудничества.
Оборудование:
•
демонстрационный материал:
•
Аудиозапись музыкального фрагмента "Топ, топ...";
•
Четыре "думательных" шляпы;
•
Ленты: “Знаем”, “Не знаем”, “Осваивали планету”, “Учились бороться с
голодом и холодом”, учились жить сообща.
•
Рисунки бизона, первобытных людей.
1)
Постановка проблемы.
Учитель с учениками читает текст, отмеченный условным знаком
проблемной ситуации. Ученики формулируют основной вопрос (проблему
урока), который записывается на доске: “Почему Первобытный мир
называют “детством человечества”?”(К нему необходимо постоянно
обращаться в ходе занятия, особенно на последнем этапе урока).
2)
Версии детей актуализация знаний.
Приём “Знаем – не знаем”.
Учитель: Что такое Первобытный мир?
Ученики: Первая эпоха Всемирной истории
Учитель: А что такое историческая эпоха?
Ученики: Историческая эпоха – большой промежуток времени, часть истории
человечества.
Учитель: Вспомните, из курса “Окружающий мир” 3-го класса умели ли
самые первые люди выращивать растения и животных.
Ученики: Нет.
Учитель: В каком возрасте у человека появляются приобретённые признаки?
Ученики: В детстве.
Учитель: Что нам нужно узнать, чтобы ответить на основной вопрос урока?
Ученики: Что общего у эпохи Первобытного мира с детством человека?
Учитель: Давайте занесём ваши ответы в таблицу “Знаем – не знаем”
Знаем
Не знаем
Первобытный мир – первая эпоха
всемирной истории.
Историческая эпоха - большой
промежуток времени, часть истории
человечества.
Самые первые люди не умели
выращивать растения и приручать
животных.
Детство – это время роста,
взросления человека, когда он
приобретает “человеческие
приобретённые признаки”.
Какие именно изменения в
человеческом обществе в эпоху
Первобытного мира позволяют
назвать ее “детством человечества”
(или иначе, как скажут дети)?
Учитель: Посмотрите на таблицу. Вы можете уже сделать какие то
предположения по проблеме урока?
Ученики: В эпоху первобытного мира люди научились говорить (напоминает
детство). В эпоху первобытного мира люди научились выращивать растения,
приручать животных и т.д. (напоминает детство) и др.
(От записи проблемы урока на доске повести стрелки, под которыми
написать ключевые слова основных версий, как правильных, так и
неправильных).
3)
Поиск решения проблемы (Открытие нового знания).
I.
Расселение первобытных людей по планете
Учитель: “Давайте посмотрим на карту” на стр. 48 – 49.
Какая территория изображена на ней? (Все материки кроме
Антарктиды)
В какое время? (В эпоху Первобытного мира)
Что означают на этой карте условные знаки? (Ученики перечисляют
номенклатуру условных знаков и вместе с учителем делают вывод -
может ли эта карта помочь в решении проблемы).
Учитель предлагает выполнить первые два задания по карте.
После того как ученики выполнят задания и определят, что прародина людей
была в Африке, а потом они расселились по всем материкам, кроме Антарктиды,
учитель спрашивает:
-
Похожа
ли
судьба
человечества
в
эпоху
Первобытного
мира
на
судьбу
маленького ребенка?
Ученики должны провести параллели: прародина людей - колыбель, кроватка
человека, который еще не умеет ходить; расселение по планете - знакомство со
своей комнатой, домом. (Первый шаг к решению проблемы сделан).
Если были версии, которые подтвердились, ставим около них «+».
В колонку «не знаем» под вопросом записываем (или вывешиваем готовую
карточку) «осваивали планету».
II.
Покорение природы людьми первобытного общества.
(Учитель предлагает ребятам выполнить задания к рисункам на с. 50.м
Звучит музыка “Топ топ…”. На столах у детей импровизированные
“думательные” шляпы)
Работу можно выполнять в группах. Первая группа описывает стаю
древнейших людей, вторая группа находит, чем община древних
людей отличалась от стаи древнейших людей, третья - чем ранняя
община людей современного вида отличалась от общины древних
людей, а четвёртая - чем община людей современного вида отличалась
от ранней общины. Необходимо, чтобы ученики заметили:
Стаи древнейших людей - без одежды и огня, едят плоды и мелких животных.
Общины
древних
людей
-
используют
одежду
и
огонь,
живут
в
пещерах,
охотятся.
Ранняя община людей современного вида
_
коллективная охота (один человек
ранит оленя копьем, другой - наносит следующий удар), лук со стрелами (охота на
расстоянии, более безопасная), простейшие жилища.
Общины современных людей - выращивают растения, приручают животных,
строят дома, посуда из глины.
Учитель: Почему люди должны были жить и трудиться сообща, в общине, ведь
сначала они были в стае?
Ученики: Потому что выжить в дикой природе человеку одному было очень
сложно.
Учитель: Вспомните что такое род? Племя?
С
помощью
текста
фрагмента
«Первые
шаги,
первые
достижения»
ребята
знакомятся с особенностями первобытного общества.
Учитель: Все эти достижения человечество освоило в первобытную эпоху. Чем
еще она похожа на детство ребенка?
Ученики: Человек
в
детстве
получает
множество
необходимых
навыков:
одеваться, готовить простую пищу, общаться с другими людьми и др.
Если были версии, которые подтвердились, ставим около них «+».
В колонку «не знаем» под вопросом записываем (или вывешиваем готовую
карточку) «учились бороться с голодом и холодом».
III.
Первобытная мораль.
Разыгрывается сценка, описанная в учебнике на с. 50~51 группе
заранее подготовленными учениками.
Учитель: Представьте, что так рассуждали бы люди современного общества.
Согласились бы вы с ними?
(Важно, чтобы ученики среагировали на деление
первобытных людей на «своих - людей» и «чужих - нелюдей»).
Учитель: Чем представления персонажей рассказа о добре и зле отличаются от
современных?
Ученики дают разнообразные варианты ответа.
Учитель: Как называются представления о добре и зле?
Ученики: Мораль. («Человек и Человечество». Тема 7).
Учитель
и
ученики
делают
вывод:
в
эпоху
первобытного
мира
мораль
отличалась от современной.
Если были версии, которые подтвердились, ставим около них «+».
В колонку «не знаем» под вопросом записываем (или вывешиваем готовую
карточку) «первые представления о добре и зле». Название колонки «Не знаем»
меняем на «Мы узнали».
4)
Выражение решения проблемы.
Учитель: Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы
хотели сегодня выяснить?
Ученики: Почему Первобытный мир называют «детством человечества»?
Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Ученики совещаются в группах и представители от групп предлагают свой
вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к
выводу, что, как в детстве, в эпоху Первобытного мира люди получали
первые знания о мире, учились в нем жить, отделять добро от зла.
Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1-6
после текста. Не обязательно отвечать в классе на все вопросы.
Учитель:
-Перечислите новые сведения.
-Выразите свои чувства по поводу работы на уроке.
-Что было положительное на уроке?
-Какие формы работы на уроке вам понравились?
-Что вы хотели бы узнать по этой теме?
-Какие затруднения встретили в ходе урока?