Напоминание

Использование развивающих игр для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста


Автор: Александрова Лариса Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №133 "Рябинка"
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Использование развивающих игр для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Использование развивающих игр для развития

интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от наглядного мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности и желание ребёнка играть необходимо, использовать и направлять в целях решения определённых образовательных задач. Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на две большие группы: творческие игры и игры с правилами. Мы рассмотрим игры с правилами. З. А. Михайлова предложила следующую классификацию игр с правилами в зависимости от их цели: логико-математические (развитие умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать); дидактические (их цель – упражнять детей с целью выработки умений, навыков); развивающие (развивают умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу); математические развлечения. Изменение подходов к сущности и значению дошкольного детства потребовало пересмотра содержания развития дошкольников и разработки более эффективных средств и способов развития детей. В этой связи особое внимание стали обращать на развивающие игры. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательный процесс: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребёнка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счёт, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр – интерес – познание – творчество – становятся максимально действенными и направлены на: 1. развитие познавательных процессов (разных форм мышления, увеличения объёма слухоречевой оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, способности к концентрации, распределению и переключению внимания) и предпосылок учебных умений;
2. расширение словарного запаса, обогащение активного и пассивного словаря; 3. совершенствование зрительно-пространственных и пространственно- временных ориентировок, двигательной памяти; 4. развитие сукцессивных способностей (т. е. последовательности действий и их планированию); Развивающие игры обладают характерными особенностями: каждая игра представляет собой набор задач, расположенными в порядке возрастания сложности и имеет очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа, а в виде видимых осязаемых вещей (рисунка, узора, сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструкторов). В любой игре содержится два вида правил: правила действия и правила общения с партнёрами. Правила действия определяют способы действий с предметами; правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очерёдность выполнения наиболее привлекательных действий, последовательность действий детей, их согласованность и т. д.). Анализ образовательных программ показывает, что в программе «Детство» (под редакцией Т. И. Бабаевой) уделяется большое внимание развивающим играм. Они используются и в обучении и в самостоятельной деятельности детей. В методических разработках программы рекомендованы игровые технологии:  Т. Г. Харько и В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», которая представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определённого сюжета с использованием развивающих игр Воскобовича;  технология Б. П. Никитина «Ступеньки творчества», которая предполагает развитие творческих способностей с помощью авторских развивающих игр;  технология З. Дьенеша и Х. Кюизинера, направленные на раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к усвоению математики;  технология З. А. Михайловой, решающая задачи развития логических умений: следования, установления связей, чередования, составление плоскостных изображений;  технология А. З. Зака, в которой решение поисковых задач происходит за счёт зрительного анализа графического, абстрактного материала. При использовании проблемно-игровой технологии особое значение отводится предметно-развивающей среде: важно, чтобы в игровой зоне была представлена группа игр, получивших название «развивающих»: «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи узор», «Квадрат
Воскобовича», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизинера», «Соты», «Восьмёрки», «Геовизор», «Счетовозик» и т. д. Направленность данных игр на развитие познавательных и творческих способностей детей делает их незаменимым средством в формировании готовности к школьному обучению. Впроцессе развивающих игр создаются условия для развития всех компонентов и умений готовности: развитие интереса к результату, активизация общения со сверстниками и взрослым, освоение детьми новых способов деятельности, развитие интеллектуальных операций, формирование учебных умений.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!