Использование развивающих игр для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
Автор: Александрова Лариса Леонидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №133 "Рябинка" Населённый пункт: Ульяновск Наименование материала: статья Тема: Использование развивающих игр для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной
деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции,
обобщения и простых умозаключений, переход от наглядного мышления к
логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти,
воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики
является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей
дошкольников.
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности и
желание ребёнка играть необходимо, использовать и направлять в целях
решения определённых образовательных задач.
Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на две
большие группы: творческие игры и игры с правилами. Мы рассмотрим игры с
правилами.
З. А. Михайлова предложила следующую классификацию игр с
правилами в зависимости от их цели: логико-математические (развитие
умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать,
сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать); дидактические
(их цель – упражнять детей с целью выработки умений, навыков);
развивающие (развивают умственную активность, самостоятельность мысли,
творческое отношение к учебной задаче, инициативу); математические
развлечения.
Изменение подходов к сущности и значению дошкольного детства
потребовало пересмотра содержания развития дошкольников и разработки
более эффективных средств и способов развития детей. В этой связи особое
внимание стали обращать на развивающие игры.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет
перестроить образовательный процесс: перейти от привычных занятий с
детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым
или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по
содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми
манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить
ребёнка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счёт,
контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в
основу этих игр – интерес – познание – творчество – становятся максимально
действенными и направлены на:
1. развитие познавательных процессов (разных форм мышления,
увеличения объёма слухоречевой оперативной памяти, слухового и
зрительного внимания, способности к концентрации, распределению и
переключению внимания) и предпосылок учебных умений;
2. расширение словарного запаса, обогащение активного и пассивного
словаря;
3. совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-
временных ориентировок, двигательной памяти;
4. развитие сукцессивных способностей (т. е. последовательности
действий и их планированию);
Развивающие игры обладают характерными особенностями: каждая игра
представляет собой набор задач, расположенными в порядке возрастания
сложности и имеет очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда
2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры
могут возбуждать интерес в течение многих лет. Постепенное возрастание
трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться
самостоятельно. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной
форме ответа, а в виде видимых осязаемых вещей (рисунка, узора, сооружения
из кубиков, кирпичиков, деталей конструкторов).
В любой игре содержится два вида правил: правила действия и правила
общения с партнёрами. Правила действия определяют способы действий с
предметами; правила общения влияют на характер взаимоотношений
участников игры (очерёдность выполнения наиболее привлекательных
действий, последовательность действий детей, их согласованность и т. д.).
Анализ образовательных программ показывает, что в программе
«Детство» (под редакцией Т. И. Бабаевой) уделяется большое внимание
развивающим играм. Они используются и в обучении и в самостоятельной
деятельности детей. В методических разработках программы рекомендованы
игровые технологии:
Т. Г. Харько и В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», которая
представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через
реализацию определённого сюжета с использованием развивающих игр
Воскобовича;
технология Б. П. Никитина «Ступеньки творчества», которая
предполагает развитие творческих способностей с помощью авторских
развивающих игр;
технология З. Дьенеша и Х. Кюизинера, направленные на раннюю
логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к усвоению
математики;
технология З. А. Михайловой, решающая задачи развития логических
умений: следования, установления связей, чередования, составление
плоскостных изображений;
технология А. З. Зака, в которой решение поисковых задач происходит
за счёт зрительного анализа графического, абстрактного материала.
При использовании проблемно-игровой технологии особое
значение отводится предметно-развивающей среде: важно, чтобы в
игровой зоне была представлена группа игр, получивших название
«развивающих»: «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи узор», «Квадрат
Воскобовича», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизинера», «Соты»,
«Восьмёрки», «Геовизор», «Счетовозик» и т. д.
Направленность данных игр на развитие познавательных и
творческих способностей детей делает их незаменимым средством в
формировании готовности к школьному обучению. Впроцессе
развивающих игр создаются условия для развития всех компонентов и
умений готовности: развитие интереса к результату, активизация
общения со сверстниками и взрослым, освоение детьми новых способов
деятельности, развитие интеллектуальных операций, формирование
учебных умений.