Напоминание

"Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями"


Автор: Рахимова Суфия Изахетдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №167 "Ладушки"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями» В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно - воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекватного, доброжелательного и уважительного отношения к людям других национальностей. Толерантность - одно их важных личностных качеств, необходимых для успешной социализации ребенка в многонациональном обществе. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Ежегодная диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, указывает на то, что 28% воспитанников замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран. Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние. Умение общаться друг с другом, находить компромисс в создавшейся ситуации люди учатся еще в детстве. В зависимости от того, какие отношения складываются у сегодняшних дошкольников в общении со сверстниками, взрослыми, внешним и внутренним миром, зависит их поведение в обществе и отношение к этому обществу. Именно поэтому сегодня такое большое значение приобретает воспитание толерантности. В этом плане остро встает задача – освещение жизни представителей разных национальностей, утверждение ценностей толерантности и культурного многообразия, ценностей семьи. Дети, воспитанные на традициях миролюбия, интернационализма, любви к людям, приобщенные к истокам народной культуры возьмутся за руки и уверенно пойдут по жизни вместе. Работая с детьми по воспитанию толерантного отношения к людям другой национальности необходимо внести в их сознание образы мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты. Понятие толерантность должно стать основой новой идеологии, которая включает понятия: личность, семья, гражданство, общество. Формирование толерантности должно стать важнейшим направлением в гуманистическом воспитании. Чтобы сформировать личность для последующей успешной жизнедеятельности в условиях неоднородной этнической среды необходимо организовать в группах развивающую предметную среду этнокультурной направленности, собрать материалы: дидактические пособия и игры, что является важным условием формирования этнокультурной осведомленности детей; игровые атрибуты; рукотворный наглядный
материал. Чувство симпатии к ребятам других национальностей способствуют куклы в национальных костюмах. Костюм – явление культуры, тесно связанное с ее духовными, эстетическими, социальными особенностями. Через знакомство с костюмом вполне можно представить образ человека, того времени. Исторический костюм связан с религиозными представлениями, многовековой обрядовой традицией. Предметная среда должна соответствовать принципу разнообразия (сказки народов, рассматривание картин и иллюстраций, выставка детских работ, костюмы, куклы и образцы в национальных костюмах, открытки, фотографии, орнаменты элементов национальных костюмов для сюжетно ролевых игр, предметы быта, вышитые и вязаные салфетки, рушники, народные игры и шапочки для них, наборы для вышивания). Для формирования знаний основ культуры других народов в учебно-воспитательном п р о ц е с с е и с п о л ь зу ю т р а з н ы е ф о рм ы , в к л юч а ю щ и е р а з л и ч н ы е в и д ы деятельности: проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира; сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия. Русские народные подвижные игры, проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем; изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран. Знакомство детей с традициями народов разных стран; с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах; игры- занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок. Семья как микро социальное пространство для ребенка обладает колоссальным воспитательным потенциалом относительно приобщения к национальным культурам и воспитания толерантного отношения к культурам других национальностей, поскольку именно она формирует культурный облик будущего человека Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений. Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право на собственное «Я», имеет право быть самим собою. В воспитании не надо становится «над ребенком», а если и придется это сделать, то только для его защиты. Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый их них научился уважать и ценить себя.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!