"Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями"
Автор: Рахимова Суфия Изахетдиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №167 "Ладушки" Населённый пункт: г.Ульяновск Наименование материала: методическая разработка Тема: "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями" Раздел: дошкольное образование
«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с
разными национальностями»
В
настоящее
время
особую
актуальность
приобретают
вопросы
интернационального
воспитания, а именно - воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности,
формирование
правильного
и
адекватного,
доброжелательного
и
уважительного
отношения
к
людям
других
национальностей.
Толерантность
-
одно
их
важных
личностных
качеств,
необходимых
для
успешной
социализации
ребенка
в
многонациональном обществе.
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность,
озлобленность,
агрессивность,
взаимная
нетерпимость
и
культурный
эгоизм.
Причин
этому
много
-
средства
массовой
информации,
социальное
окружение
детей,
также
непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком.
Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности,
уважительного
отношения
между
детьми,
независимо
от
физических
возможностей,
национальности, - еще недостаточен. Ежегодная диагностика личностных качеств детей
старшего дошкольного возраста, указывает на то, что 28% воспитанников замечают у себя
больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не
выражена;
во
всех
проблемах
чаще
обвиняют
окружающих,
отмечается
повышенная
обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране,
миру, к жизни, культуре народов разных стран.
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького
человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у
детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений
с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат
сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения.
Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в
более гармоничное состояние.
Умение общаться друг с другом, находить компромисс в создавшейся ситуации люди
учатся
еще
в
детстве.
В
зависимости
от
того,
какие
отношения
складываются
у
сегодняшних
дошкольников
в
общении
со
сверстниками,
взрослыми,
внешним
и
внутренним миром, зависит их поведение в обществе и отношение к этому обществу.
Именно поэтому сегодня такое большое значение приобретает воспитание толерантности.
В
этом
плане
остро
встает
задача
–
освещение
жизни
представителей
разных
национальностей, утверждение ценностей толерантности и культурного многообразия,
ценностей
семьи.
Дети,
воспитанные
на
традициях
миролюбия,
интернационализма,
любви
к
людям,
приобщенные
к
истокам
народной
культуры
возьмутся
за
руки
и
уверенно пойдут по жизни вместе.
Работая
с
детьми
по
воспитанию
толерантного
отношения
к
людям
другой
национальности необходимо внести в их сознание образы мира, дружбы, сотрудничества,
терпимости и доброты. Понятие толерантность должно стать основой новой идеологии,
которая
включает
понятия:
личность,
семья,
гражданство,
общество.
Формирование
толерантности должно стать важнейшим направлением в гуманистическом воспитании.
Чтобы
сформировать
личность
для
последующей
успешной
жизнедеятельности
в
условиях
неоднородной
этнической
среды
необходимо
организовать
в
группах
развивающую предметную среду этнокультурной направленности, собрать материалы:
дидактические
пособия
и
игры,
что
является
важным
условием
формирования
этнокультурной
осведомленности
детей;
игровые
атрибуты;
рукотворный
наглядный
материал. Чувство симпатии к ребятам других национальностей способствуют куклы в
национальных костюмах. Костюм – явление культуры, тесно связанное с ее духовными,
эстетическими,
социальными
особенностями.
Через
знакомство
с
костюмом
вполне
можно
представить
образ
человека,
того
времени.
Исторический
костюм
связан
с
религиозными представлениями, многовековой обрядовой традицией.
Предметная
среда
должна
соответствовать
принципу
разнообразия
(сказки
народов,
рассматривание
картин
и
иллюстраций,
выставка
детских
работ,
костюмы,
куклы
и
образцы
в
национальных
костюмах,
открытки,
фотографии,
орнаменты
элементов
национальных костюмов для сюжетно ролевых игр, предметы быта, вышитые и вязаные
салфетки, рушники, народные игры и шапочки для них, наборы для вышивания).
Для формирования знаний основ культуры других народов в учебно-воспитательном
п р о ц е с с е
и с п о л ь зу ю т
р а з н ы е
ф о рм ы ,
в к л юч а ю щ и е
р а з л и ч н ы е
в и д ы
деятельности: проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства
детей
с
культурой
и
традициями
своего
народа
и
народов
мира;
театрализованную
деятельность
дошкольников
по
сценариям,
в
основе
которых
сказки
народов
мира;
сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и
практическое
применение
детьми
способов
толерантного
взаимодействия.
Русские
народные подвижные игры, проведение русских народных праздников, например таких
как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем; изучение народных
праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников
народов Востока и мусульманских стран. Знакомство детей с традициями народов разных
стран; с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах; игры-
занятия,
созданные
на
материалах
различных
сказок,
с
целью
решения
проблем
межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; сочинение сказок и историй
самими детьми; инсценировки сказок.
Семья
как
микро
социальное
пространство
для
ребенка
обладает
колоссальным
воспитательным потенциалом относительно приобщения к национальным культурам и
воспитания толерантного отношения к культурам других национальностей, поскольку
именно она формирует культурный облик будущего человека
Родители
являются
первыми
и
основными
воспитателями
детей,
и
невозможно
сформировать
толерантность
у
ребенка,
как
и
любое
другое
качество,
если
они
не
являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в
семье,
стиль
взаимодействия
между
родителями,
между
родственниками,
детьми
существенно
влияют
на
формирование
толерантности
у
ребенка.
В
основе
взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения,
взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна
проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.
Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку
выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право на собственное
«Я», имеет право быть самим собою. В воспитании не надо становится «над ребенком», а
если и придется это сделать, то только для его защиты. Необходимо работать с детьми так,
чтобы каждый их них научился уважать и ценить себя.