Формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
Автор: Вечканова Татьяна Владимировна Должность: воспитатель I квк. Учебное заведение: МАДОУ д/с № 1 "Буратино" кв. с. Ивановка структурное подразделение д/с № 3 "Солнышко" Населённый пункт: с. Ивановка Ивановский район Амурская область Наименование материала: Рабочая программа Тема: Формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
дошкольного возраста
На основании полученных результатов нами была составлена программа
формирования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного
возраста с использованием игр.
Актуальность - игровая деятельность является ведущей в дошкольном
возрасте.
В
группе
в
настоящее
время
данный
вид
деятельности
не
используется целенаправленно и планомерно на развитие коммуникативных
способностей.
Следовательно,
необходимо
разработать
программу
формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Цель
–
формирование
коммуникативных
способностей
у
детей
дошкольного возраста.
Задачи:
- развивать способности вступать в контакт с окружающими,
-
развивать
умение
организовывать
общение,
включающее
умение
слушать
собеседника,
умение
эмоционально
сопереживать,
проявлять
эмпатию, умение решать конфликтные ситуации;
- развивать умение пользоваться речью, а также знание норм и правил,
которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Принципы:
1 Принцип развития отражает четкую ориентацию игровой деятельности
на развитие личности.
2 Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание
условий
для
полного
проявления
способностей
каждого
ребенка
и
своевременной воспитательно-образовательной работы.
3
Принцип
природосообразности
свидетельствует
о
том,
что
образовательный
процесс
соответствует
как
внутренней
природе,
так
и
внешним условиям.
4
Принцип
диалогического
общения
как
неотъемлемого
условия
взаимодействия субъектов игровой деятельности, который отражает тесную
связь
между
взаимной
и
встречной
открытостью,
искренностью,
взаимопониманием
воспитателя
и
ребенка,
и
проецирует
установку
на
разумное усвоение.
5
Принцип
доступности
предусматривает
осуществление
игровой
деятельности
с
учетом
особенностей
возраста,
индивидуальных
особенностей и психического развития детей.
6 Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением
комплекса
задач
образовательной
и
воспитательной
направленности
с
соответствующим содержанием.
7 Принцип последовательности заключается в постепенном повышении
требований в процессе игровой деятельности.
Субъекты:
программа
разработана
для
работы
с
детьми
старшего
дошкольного возраста и реализуется воспитателями в группе.
Формы и методы работы:
–
подгрупповые занятия;
– беседы;
– имитационные игры;
– социально-поведенческий тренинг;
– психогимнастика;
–
обыгрывание
конфликтных
ситуаций
и
моделирование
выхода из них.
Программа
разделена
на
три
блока,
в
ходе
реализации
которой
выполняются
психолого-педагогические
условия
формирования
коммуникативных компетенций дошкольников:
1 Направленность на сверстника (блок 3)
1
Четкие границы взаимодействия (блок 1 и 2)
2
Опережающая инициатива взрослого (блок 3).
3
Становление
коммуникативных
компетенций
через
опору
на
личностный тип отношения к сверстнику (блок 1, 2 и 3).
4
Осознанность и рефлексивность (блок 1 и 2).
5
Предметная развивающая среда (блок 1 и 2)
Блок 1 – «Я и мои эмоции» представлен в таблице 7.
Цель: формирование у детей знаний об эмоциональном мире человека
и способах управления им.
Таблица 7 – Содержание блока «Я и мои эмоции»
Название
занятия
Цель
Игры и упражнения
«Мое
настроение»
Знакомство
детей
со
способами
управления
и
регуляции настроения
Упражнение
«Волшебный
мешочек», «Расскажи о своем
настроении»
«Хорошо ли
быть злым?»
Знакомство
с
понятием
«добро»
и
«зло»;
закрепление
у м е н и я
о п р е д е л я т ь
эмоциональное
со стояние
близких, побуждать к оказанию
помощи.
Упражнение
«Придумывание историй»
Игра «Кляксы»,
Психогимнастика
«Гневная
г и е н а » ,
« Р а з ъ я р е н н а я
медведица»
« У ч и м с я
справляться
со
злостью»
Уп р а ж н я т ь
д е т е й
в
р е г у л я ц и и
с в о е г о
эмоционального
состояния,
учить различать добрые и злые
поступки; закреплять
способы
регуляции поведения.
Игра «Жужа»,
Упражнение
–
тренинг
«Злюка»
Блок 2 – «Я и мои чувства» представлен в таблице 9.
Цель: формирование у детей доброжелательного поведения, обучение
конструктивным
способам
решения
конфликтных ситуаций, развитие
способности сопереживать, сочувствовать.
Таблица 9 – Содержание блока «Я и мои чувства»
Название
занятия
Цель
Игры и упражнения
1
2
3
«Поговорим
о
доброте»
Обобщить
представления
д е т е й
о
д о б р о т е ,
в ы з в а т ь
стремление
совершать
добрые
п о с т у п к и ;
ф о р м и р о в а н и е
позитивного образа своего «Я»
И г р а
« У г а д а й
настроение»
Упражнение
«Помоги
волшебнику», «Выручи
из
беды»
«Ссора»
Учить детей анализировать
поступки,
находить
причину
к о н ф л и к т а ;
з н а к о м и т ь
с
конструктивными
способами
решения конфликтных ситуаций и
способствовать
их
усвоению и
использованию в поведении.
Тренинг
эмоций,
Уп р а ж н е н и е
« Д р у ж б а
начинается с улыбки»;
Проблемные ситуации.
Продолжение таблицы 9
1
2
3
« К а к
с п р а в и т ь с я
с
упрямством»
Знакомство
детей
с
правилами
доброжелательного
поведения.
Т р е н и н г
э м о ц и й
«Упрямые козы»;
И г р а
« С к а з к а
наоборот»
«Чувства
одинокого человека»
Закрепление знаний правил
доброжелательного
поведения;
формирование
внимательного
отношения к другим людям.
Упражнение–
д и а г н о с т и к а
« Д е р е в о
радости»,
Игра
«Тень»,
«Закончи предложение».
Блок 3 – «Я и мои друзья» представлен в таблице таблица 10.
Цель: формирование осознанного отношения детей к социальным
нормам.
Таблица 10 – Содержание блока «Я и мои друзья»
Название
занятия
Цель
Игры и упражнения
«Учимся
понимать чувства
других»
Учить
детей
понимать
чувства, переживаемые другими,
стимулирует
желание
оказать
помощь,
утешить,
развивать
чувство
доброты, формировать
навыки социального поведения.
Поведенческий тренинг
(обыгрывание ситуаций),
Упражнение
« Н е г а д а н н а я
радость»
«Учимсядоб
рожелательности
»
Развитие
стремления
к
дружелюбию по отношению к
другим.
Бе с еда,
т ренинг
э м о ц и й ,
Сочинение детьми историй.
«Животные
– наши друзья»
Р а з в и т и е
ч у в с т в а
д о б р о т ы ,
с о п е р е ж и в а н и я ,
стремление
поддерживать
других.
Игра «Мышь и мышеловка»,
п р и д у м ы в а н и е
и с т о р и й ,
психогимнастика «Котенок»
« У ч и м с я
оценивать
поведение
в
конфликтной
ситуации»
Учить
анализировать
ко н фл и кт н ы е
с и т у а ц и и ;
формирование
адекватных
форм поведения и навыков.
Тренинг эмоций
«Старуха
Шапокляк», анализ
конфликтных ситуаций «Как бы ты
поступил?», «Угадай настроение?»
« У ч и м с я
управлять
собой
в
конфликтных
ситуациях»
У ч и т ь
у п р а в л я т ь
эмоциями
в
конфликтных
ситуациях,
конструктивным
с п о с о б а м
р а з р е ш е н и я
конфликтов;
формирование
о с о з н а н н о го
п о н и м а н и я
н р а в с т в е н н о г о
с м ы с л а
художественных произведений.
Чтение
рассказа В.Осеевой
« О том с т и л а » ,
п о в е д е н ч е с к и й
тренинг, игра «Падающая башня».
«Добрые и
злые поступки»
П р о д о л ж а т ь
у ч и т ь
управлять
эмоциями
в
к о н ф л и к т н ы х
с и т у а ц и й ;
формирование
осознанного
отношения
к
социальным
нормам, закрепление
навыков
доброжелательного поведения»
Чтение стихотворения
«Доброта»,
Тренинг
эмоций,
упражнение
«Добрый-злой»
«Вежливост
ь»
Формирование адекватных
форм
поведения,
осознание
Коммуникативное упражнение
«Принц-на-цыпочках»,
детьми своего поведения.
психогимнастика
«Поссорились
и
помирились»,
«Дружба»
Закрепление
з н а н и й
правил
доброжелательного
поведения,
развитие
навыков
в з а и м о д е й с т в и я
с о
сверстниками.
Т р е н и н г
э м о ц и й
« Т р и
подружки», поведенческий тренинг
«Помоги
Плаксе
и
Злюке»,
коммуникативное упражнение
Также запланирована следующая работа:
- Издание совместно с родителями книги волшебных слов и альбомов
«Тайна моего имени», «Семейные традиции», «Добрые слова для мамочки»;
-
Проведение
Недели
вежливости
(день
открытых
дверей
для
родителей);
- Изготовление информационных буклетов для родителей: «Словарик
вежливых слов», «Как помочь ребенку грамотно говорить»;
- Изготовление совместно с родителями настольных игр о культуре
поведения: «Что такое хорошо, и что такое плохо»;
- Организация фотовыставки «Наши добрые дела»;
- Оформление информационно методического стенда «Шпаргалки для
родителей»,
в
котором
был
использован
теоретический
материал,
направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития
речи детей.
- Ведение «Дневника успеха», в котором фиксировались родителями
достижений детей в речевом развитии;
-
Круглый
стол
«Почему
ребенок
говорит
неправильно».
На
нем
прошел обмен мнениями, анализ анкетирования, просвещение родителей о
причинах речевых отклонений.
- Семинар практикум «Пальчиками играем, речь развиваем». На нем
обсуждалась
взаимосвязь
развития
речи
и
мелкой
моторики
рук,
даны
рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики на заданную тему
(«Дружат в нашей группе девочки и мальчики»);
- Консультация «Речевое дыхание основа правильной речи». На ней
даны рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики;
- Родительская гостиная «Родители о своих детях». В ходе работы
произошел
обмен
впечатлений
родителей
о
воздействии
на
ребенка
в
домашних условиях;
- Проведение совместно с родителями досуга «В гостях у Культурика»,
КВН, «Поле чудес».
В ходе формирующего эксперимента была реализована продуктивная
деятельность с детьми:
-
Изготовление
и
презентация
игрового
персонажа
для
проекта
Культурика на занятии «Культура речи».
-
Разработана
совместно
с
детьми
схема-зарисовка
для
заучивания
поговорок,
афоризмов,
стихов
(Папка
«Советы
Культурика»)
с
целью
закрепления
полученных
знаний,
обогащения
и
активизации
словаря
и
формирования грамматически правильной речи (Без языка и колокол нем. В
добрый час молвить, в худой промолчать. Говорить не устать, было бы что
сказать. Кто говорит, тот сеет, кто слушает - собирает. На грубое слово не
сердись, на ласковое не сдавайся).
- Оформление совместно с детьми уголка «Карусель комплиментов»
(давайте дарить друг другу комплименты! (дети пишут комплименты друг
другу на карточках и помещают их в специальные кармашки с фото ребёнка)
Комплимент
-
любезное,
приятное
слово,
лестный
отзыв.
Комплимент
-
одобрение нашей внешности, ума, поступка, работы. Комплимент одобряет и
ободряет! Как вы хорошо выглядите! Вы так прекрасны!).
- Составление вместе с детьми формул вежливости по типу деловой
игры «Позвони мне, позвони» (важные правила разговора по телефону),
«Правила приветствия», «Правила ведения беседы».
- Кружок «Школа будущих звёзд». Развитие речи через использование
СМИ
(радио
-
использование
диктофона,
телевизор
–
использование
видеокамеры, слайдовые презентации, периодическая детская печать).
- Оформление тематических выставок книг. Чтение художественных
произведений
по
теме
«Речевой
этикет.
Вежливость»
К.
Чуковский
«Федорино горе», В. Осеева «Волшебное слово», К. Ушинский «Сила не
право»;
- Организация экскурсий с детьми в магазин, в парикмахерскую, в
библиотеку, в аптеку.
- Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Детский сад» В таких играх идет
повторение
и
закрепление
формул
знакомства,
приветствия,
прощания,
благодарности, извинения, приглашения в различных речевых ситуациях.
Здесь также формируются навыки поведения за столом: умение вести беседу
за столом, умение передать гостю блюдо, умение пригласить гостя к столу и
многое другое. В этих играх речевые действия являются частью речевого
поведения, так как с помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся правильно
общаться, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут быть
различные жизненные ситуации.
- Составление картотеки дидактических игр: «Можно и нельзя», «Так
бывает или нет», «Достань из корзинки волшебное слово»;
- Подборка игр и упражнений «Советы от Культурика» по обогащению
речи детей, которые можно провести в кругу семьи. Вот некоторые из них:
- как сказать по-другому: река бежит (течёт, журчит, льётся), косой
дождь (тёплый, холодный, летний, грибной).
- узнавание предмета по эпитетам. Что это? Кудрявая, белоствольная,
стройная.
Что
бывает
узким,
широким,
зелёным,
хмурым,
деревянным,
свежим?
- игра «Я - ласка». Все предметы называть только ласково. Кошка -
кошечка, ложка - ложечка и т. д.
- создание мини-библиотеки.
Планируемыми результатами программы являются:
– умение слушать собеседника;
– становление у дошкольников положительной мотивации общения;
– воспитание толерантности, доброжелательности наравне с чувством
собственного достоинства и уверенности в своих силах;
- расширение предметно-развивающей среды в группе.
Таким образом, разработанная программа направлена на формирование
коммуникативных
компетенций
у
детей
дошкольного
возраст а.
Целенаправленная и планомерная работа способствует развитию навыков
общения со сверстниками, воспитывать доверительное отношение друг к
другу, учит использовать прием активного слушания, развивать умение
понимать друг друга, вникать в суть полученной информации, развивать
умение
оценивать
других с позиции
доброжелательности,
учитывать
личностные
особенности, развивать эмпатию, воспитывать желание
и
готовность помогать другим людям.
Были
проведены
учебно-игровые
ситуации,
возникающие
по
инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявляет речевую
активность,
например,
«Как
бы
ты
поступил»,
«Красивые
-
некрасивые
слова».
Главный принцип работы познавательной игротеки – все, что в ней
представлено, находится в полном распоряжении детей, все можно потрогать,
взять в руки и рассмотреть, рассказать. Дети учатся видеть проблему, ставить
цель, решать проблему, анализирует, то есть формулирует в речи объект или
явление, сопоставляет различные факты, выдвигает гипотезы, делает выводы
Есть садовские книги, и те книги и журналы, особенно периодические,
которые
дети
приносят
из
дома.
Дети
рассматривают
их,
рассказывают,
комментируют
иллюстрации.
Через
несколько
дней
книги
уносят
домой,
приносят другие. Естественно, дети всегда приносили книги. Но детям нужно
рассказать,
что
такое
-
библиотека,
и
что
в
нашей
группе
есть
своя
библиотека, где дети могут взять любую имеющуюся книгу и «читать». Это
наиболее эффективный метод познавательно - речевого развития детей.
В группе был проведен конкурс «Самая воспитанная семья», «Самая
читающая
семья».
Оформлен
альбом
«Наши
звёзды»
на
звание
«Самый
добрый», «Самый вежливый» ребёнок (дети сами выявляют и объясняют
почему).
Также были проведены следующие продуктивные виды деятельности:
оформление
выставок
рисунков
по
прочитанным
произведениям,
конструирование «Дом страна, где живёт вежливость», занятие «Федорино
горе» (приложение Д), аппликация «Дарим радость», составления писем по
типу
«Привет
друзьям»,
«Что
у
нас
нового»,
изготовление
подарков-
сувениров болеющим детям с целью закрепления речевых умений и навыков,
воспитания
усидчивости,
развития
мелкой
моторики
рук,
повышения
мотивации к желанию быть культурно-воспитанным человеком.
В игре можно безболезненно для самолюбия детей показать ошибки тех
или иных персонажей. Эти ошибки могут быть подмечены воспитателем в
повседневной жизни детей.
На практике мы поняли, что обучать дошкольников хорошим манерам
«на ходу» нецелесообразно. Например, если во время еды начать учить
пользоваться ножом, то объяснение нового отвлечет ребёнка, может вызвать
отрицательные эмоции и негативно сказаться на усвоении пищи и даже на
аппетите.
Поэтому
знакомство
с
правилами
поведения
за
столом
и
упражнения
в
их
выполнении,
мы
решили
проводить
на
специально
организованных занятиях один раз в месяц. А для того чтобы, знакомство с
правилами этикета вызывали у детей положительный, эмоциональный отклик
и стали личностно-значимыми, мы использовали сказочных персонажей. Так,
например, одним персонажам мы подсказывали, как себя вести; другие учили
нас тем или иным правилам; а третьи учились вместе с нами.
Познакомив
детей
с
теми
или
иными
правилами
на
занятиях,
закрепляем их через дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-
ролевые игры, в повседневной жизни. В совместной деятельности проводим
игры-импровизации,
игры-упражнения.
Например,
в
игре-импровизации
«Встреча гостей» дети учатся, как можно встретить гостей, поблагодарить
хозяина
за
проведённый
вечер.
В
другой
игре
учились
здороваться,
прощаться, благодарить. Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности
для обучения и закрепления правил этикета. Потому что во время игры
можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться и
в процессе игры воспитатель может показать, как необходимо себя вести в
той или иной ситуации.
С целью закрепления навыков и умений мы используем иллюстрации,
фотографии, мультфильмы, диафильмы, которые в доступной и образной
форме напоминают детям о правилах этикета. Наиболее целесообразным
временем для рассматривания картинок являются часы после дневного сна.
Очень нравится детям альбом с фотографиями, раскрывающими содержание
навыков культуры этикета на примере нескольких ребят, изображённых на
снимках в различных ситуациях.
Формирование коммуникативных способностей, культуры общения и
этикета невозможно себе представить без использования художественной
литературы.
Ведь
при
чтении
книги
ребёнок
видит
перед
собой
определённую
картину,
конкретную
ситуацию,
образ,
переживает
описываемые
события,
и
чем
сильнее
его
переживания,
тем
богаче
его
чувства и представления о действительности.
Читая сказку К. Чуковского «Мойдодыр» дети переживали за мальчика,
на которого рассердился его любимый крокодил, потому что он был грязным
и
неумытым.
Были
прочитаны
сказки
А.
Барто,
«Девочка-рёвушка»,
«Девочка-чумазая», К.Чуковского «Федорино горе» и другие. После чтения
сказок, рассказов, стихов обязательно обсуждаем с детьми поступки героев.
Задаем вопросы, позволяющие думать и делать выводы.
Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя
вести,
и
конкретным
поведением
ребёнка,
мы
используем
кукольный,
настольный
театр,
театр
на
фланелеграфе.
Любимые
герои
становятся
образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к
такой
идентификации
с
полюбившимся
образом
позволяет
через
театрализованную деятельность оказывает позитивное влияние на детей.
Педагог
должен
внимательно
следить
за
тем,
как
каждый
из
его
подопечных воспринимает воспитательные воздействия и влияния. Нужно
определить
уровень
нравственной
воспитанности
каждого
из
детей.
Наблюдения
позволяют
выявить
у
каждого
ребёнка
присущие
ему
особенности поступков, отношений с окружающими, трудности в освоении
навыков
культуры
общения
и
этикета.
Наблюдая
за
детьми
можно
определить, насколько типичен для ребёнка тот или иной поступок (грубость
в разговоре с товарищем, небрежность в еде и одевании, отказ в ответ на
просьбу
убрать
на
место
игрушки
и
т.
п.),
что
позволит
вовремя
скорректировать работу и заметить всё то новое, чем овладел воспитанник.
Чтобы лучше узнать ребёнка, необходимы знания о его семье. В начале
года
проводим
анкетирование
родителей,
с
помощью
которого
выясняем
знания родителей об этикете, а в дальнейшем, проанализировав анкеты, даем
необходимые консультации, делаем папки-передвижки, рассказываем о том,
какими навыками этикета могут овладеть их дети.
Беседуя
с
родителями,
воспитатель
дает
образец
культуры
ведения
диалога. Уважительное, доброжелательное отношение к обслуживающему
персоналу, в процессе которого ребёнок может слышать образцы речевого
этикета, тоже является необходимой составляющей воспитания дошкольника.
Речь взрослых, их манеры, внешний вид, положительные эмоциональные
проявления должны стать образцом для детей.
Все эти методы и приемы направлены на то, чтобы сформировать у
ребенка навыки культурного общения и этикета не только со взрослыми, но и
со своими сверстниками.
Вежливость
не
рождается
сама
собой,
её
воспитывают
с
раннего
возраста в семье, в детском саду. Так, чтобы человек – будь то маленький или
взрослый
–
дарил
окружающим
искреннюю
улыбку.
И
мы
верим,
что
сегодняшние воспитанники нашего детского сада, которым заложили зерно
доброго,
человеческого,
вырастут
настоящими
людьми.
Учить
детей
правилам поведения увлекательно, если делать это с любовью и фантазией.
Таким образом, проведена работа по формированию коммуникативных
способностей
детей
старшей
группы.
В
ходе
формирующего
этапа
эксперимента
были
использованы
различные
формы
и
методы
работы
с
детьми и родителями.