Напоминание

Несколько слов о слове "нельзя"


Автор: Башкова Лилия Рамилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №10
Населённый пункт: Свердловская обл., г. Первоуральск
Наименование материала: статья
Тема: Несколько слов о слове "нельзя"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Несколько слов о слове «нельзя»
Как вы думаете, можно ли вырастить ребенка без слова «нельзя»? Прочтите следующее утверждение и прислушайтесь к себе: вы согласны с ним ли нет? «Если ребенку ничего не запрещать, он вырастет беспринципным, может быть, даже настоящим преступником и обязательно плохо кончит». Давайте представим себе малыша, который пришел в этот мир совсем недавно и теперь познает, как что здесь устроено. Часто на этом этапе дети знакомятся с понятием «нельзя». Под одно – единственное определение «нельзя» попадают действия, самые разные по характеру и возможным последствиям. Отсутствует разделение между 1 )действиями для ребенка опасными (как то: ковырять розетку, стоять на подоконнике у открытого окна, трогать бытовую химию, выбегать на дорогу), 2)действиями, которые могут повлечь за собой (но вовсе не обязательно повлекут!) какие - то неприятные последствия для родителей и других взрослых (это игры драгоценностями, дорогой техникой) и 3)действиями, которые могут привести разве что к тому, что родители в силу своего собственного воспитания будут испытывать какой то дискомфорт в социуме (сюда относятся плач на людях, громкий крик, бег, прыжки, интерес к чужим вещам и т. п.). А такое смешение может дезориентировать человека, у которого еще нет достаточного житейского опыта. Итак, как мы видим, злоупотребление словом « нельзя», во-первых, ведет к тому, что образуется некий « познавательный хаос», когда явления и предметы, контексты, совершенно разные по сути, в сознании объединяются по признаку» нельзя», и потом нужно приложить значительные усилия, чтобы навести там порядок, а во – вторых, снижает гибкость и быстроту реакции на различные обстоятельства жизни, блокирует человеку те или иные варианты поведения. И чтобы эту блокаду преодолеть, нужно разрешить внутренний конфликт, а это – затраты времени и личной энергии. Часто повторяемое категоричное слово « нельзя» отучает ребенка ориентироваться на свое внутреннее чутье, которое есть у него от рождения. Как же так получается, что слово « нельзя», при всех его нежелательных эффектах, до сих пор можно услышать и на площадках. И в детских садах, и в школах? На этот счет встречаются разные мнения: это «удобно», «быстро», «действенно». Однако, самая очевидная и самая глубокая причина что, это привычно. Да-да, строгое «нельзя»- это такая часть традиции воспитания:
нам говорили «нельзя» наши мамы и папы, потому что им самим когда – то говорили «нельзя» дедушки и бабушки, потому, что….и т.д. Мы не станем искать виноватых и выяснять, «кто первый начал», дело это бесполезное. Вопрос в том, как мы сами будем растить своих детей. Потому что есть вещи, которые можно делать только «с закрытыми глазами», не задумываясь. А если человек над такими вещами задумался, то он, конечно, станет искать и найдет другие, более эффективные варианты поведения. И конечно, когда родители избирают иные, более гибкие и уважительные способы объяснения ребенку каких-то явлений, он, взрослея, не только набирает необходимый жизненный опыт, но и приумножает и развивает ту самую природную гибкость мышления, которая необходима для жизни в этом мире. К примеру, один из приемлемых в повседневном общении с ребенком вариантов – заменить «нельзя!» на «пожалуйста, не делай так, потому что…». Разница очевидна. Родитель, который просит (!) ребенка чего- то не делать по тем или иным причинам (!!), во-первых проявляет к нему уважение, во- вторых, попутно объясняет связи между жизненными явлениями, помогает познавать мир. Это объяснение занимает не так много времени и требует гораздо меньше сил, чем может показаться на первый взгляд. И в такой ситуации очевидна польза для обоих: ребенок получает возможность узнать что-то новое о том, как взаимодействуют части этого мира, а родитель в итоге получает … тепло и уважение. Уважительное и теплое отношение, - потому что дети моделируют родителей и, получая от родителей уважение и тепло, сами учатся их уважать и проявлять в отношениях тепло и заботу. Разумеется, мы не призываем пускаться в обстоятельные объяснения в ситуации, когда ребенок хочет обследовать работающий утюг или топает в сторону проезжей части с оживленным движением. То, что целесообразно в одном контексте, может оказаться вредоносным в другом. И при этом, когда ситуация уже под контролем: утюг убран из зоны досягаемости, малыш на руках или развернут в противоположную от едущих машин сторону, - тут можно и объяснить, почему именно не нужно делать того-то и того-то. Объяснить спокойно и вдумчиво - и правдиво, без всяких там страшилок. Потому что родители помогают ребенку сформировать первоначальное представление о мире, и очень важно, чтобы оно было как можно более полным и адекватным действительности. В наших силах дать детям то, что поможет им гибко и эффективно действовать в любых обстоятельствах. Тут – то осознается значимость доверия. Потому что, когда родитель ребенку
доверяет, когда он уверен, что сын или дочь прекрасно справляются с любыми задачами, которые преподнесет им жизнь, - вот тогда-то ребенок и растет с базовым ощущением уверенности в себе, легко и гибко находит самые эффективные решения и, конечно, относится к родителям с огромной благодарностью, любовью и уважением.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!