Автор: Башкова Лилия Рамилевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №10 Населённый пункт: Свердловская обл., г. Первоуральск Наименование материала: статья Тема: Несколько слов о слове "нельзя" Раздел: дошкольное образование
Несколько слов о слове «нельзя»
Как вы думаете, можно ли вырастить ребенка без слова «нельзя»?
Прочтите следующее утверждение и прислушайтесь к себе: вы согласны с
ним ли нет?
«Если ребенку ничего не запрещать, он вырастет беспринципным, может
быть, даже настоящим преступником и обязательно плохо кончит».
Давайте представим себе малыша, который пришел в этот мир совсем
недавно и теперь познает, как что здесь устроено. Часто на этом этапе дети
знакомятся с понятием «нельзя». Под одно – единственное определение
«нельзя» попадают действия, самые разные по характеру и возможным
последствиям. Отсутствует разделение между 1 )действиями для ребенка
опасными (как то: ковырять розетку, стоять на подоконнике у открытого окна,
трогать бытовую химию, выбегать на дорогу), 2)действиями, которые могут
повлечь за собой (но вовсе не обязательно повлекут!) какие - то неприятные
последствия для родителей и других взрослых (это игры драгоценностями,
дорогой техникой) и 3)действиями, которые могут привести разве что к тому,
что родители в силу своего собственного воспитания будут испытывать
какой то дискомфорт в социуме (сюда относятся плач на людях, громкий
крик, бег, прыжки, интерес к чужим вещам и т. п.). А такое смешение может
дезориентировать человека, у которого еще нет достаточного житейского
опыта.
Итак, как мы видим, злоупотребление словом « нельзя», во-первых, ведет
к тому, что образуется некий « познавательный хаос», когда явления и
предметы, контексты, совершенно разные по сути, в сознании объединяются
по признаку» нельзя», и потом нужно приложить значительные усилия,
чтобы навести там порядок, а во – вторых, снижает гибкость и быстроту
реакции на различные обстоятельства жизни, блокирует человеку те или
иные варианты поведения. И чтобы эту блокаду преодолеть, нужно
разрешить внутренний конфликт, а это – затраты времени и личной энергии.
Часто повторяемое категоричное слово « нельзя» отучает ребенка
ориентироваться на свое внутреннее чутье, которое есть у него от рождения.
Как же так получается, что слово « нельзя», при всех его нежелательных
эффектах, до сих пор можно услышать и на площадках. И в детских садах, и
в школах? На этот счет встречаются разные мнения: это «удобно», «быстро»,
«действенно». Однако, самая очевидная и самая глубокая причина что, это
привычно. Да-да, строгое «нельзя»- это такая часть традиции воспитания:
нам говорили «нельзя» наши мамы и папы, потому что им самим когда – то
говорили «нельзя» дедушки и бабушки, потому, что….и т.д. Мы не станем
искать виноватых и выяснять, «кто первый начал», дело это бесполезное.
Вопрос в том, как мы сами будем растить своих детей. Потому что есть
вещи, которые можно делать только «с закрытыми глазами», не задумываясь.
А если человек над такими вещами задумался, то он, конечно, станет искать и
найдет другие, более эффективные варианты поведения.
И конечно, когда родители избирают иные, более гибкие и уважительные
способы объяснения ребенку каких-то явлений, он, взрослея, не только
набирает необходимый жизненный опыт, но и приумножает и развивает ту
самую природную гибкость мышления, которая необходима для жизни в этом
мире.
К примеру, один из приемлемых в повседневном общении с ребенком
вариантов – заменить «нельзя!» на «пожалуйста, не делай так, потому что…».
Разница очевидна. Родитель, который просит (!) ребенка чего- то не делать по
тем или иным причинам (!!), во-первых проявляет к нему уважение, во-
вторых, попутно объясняет связи между жизненными явлениями, помогает
познавать мир. Это объяснение занимает не так много времени и требует
гораздо меньше сил, чем может показаться на первый взгляд. И в такой
ситуации очевидна польза для обоих: ребенок получает возможность узнать
что-то новое о том, как взаимодействуют части этого мира, а родитель в итоге
получает … тепло и уважение. Уважительное и теплое отношение, - потому
что дети моделируют родителей и, получая от родителей уважение и тепло,
сами учатся их уважать и проявлять в отношениях тепло и заботу.
Разумеется, мы не призываем пускаться в обстоятельные объяснения в
ситуации, когда ребенок хочет обследовать работающий утюг или топает в
сторону проезжей части с оживленным движением. То, что целесообразно в
одном контексте, может оказаться вредоносным в другом. И при этом, когда
ситуация уже под контролем: утюг убран из зоны досягаемости, малыш на
руках или развернут в противоположную от едущих машин сторону, - тут
можно и объяснить, почему именно не нужно делать того-то и того-то.
Объяснить спокойно и вдумчиво - и правдиво, без всяких там страшилок.
Потому что родители помогают ребенку сформировать первоначальное
представление о мире, и очень важно, чтобы оно было как можно более
полным и адекватным действительности. В наших силах дать детям то, что
поможет им гибко и эффективно действовать в любых обстоятельствах. Тут –
то осознается значимость доверия. Потому что, когда родитель ребенку
доверяет, когда он уверен, что сын или дочь прекрасно справляются с
любыми задачами, которые преподнесет им жизнь, - вот тогда-то ребенок и
растет с базовым ощущением уверенности в себе, легко и гибко находит
самые эффективные решения и, конечно, относится к родителям с огромной
благодарностью, любовью и уважением.