Автор: Савкина Татьяна Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ гимназия №1 Населённый пункт: г.Люберцы Наименование материала: статья Тема: Электронный учебник: за и против Раздел: среднее образование
Электронный учебник: за и против
Вопрос
использования
электронных
учебников
в
школе
для
меня
актуален и как для учителя и как для родителя. А в связи с тем, что вся
система российского образования нацелена на информатизацию обучения, то
становится
очевидно,
что
электронные
учебники
для
школьников
будут
внедряться государством повсеместно. Об этом свидетельствует тот факт, что
с
1
января
2015
года
согласно
требованиям
Федерального
закона
от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» российские
издательства должны представлять на экспертизу учебники, как в печатном,
так и в электронном виде, иначе учебники не будут включены в федеральный
перечень.
Да и эксперименты в школах уже проводятся не первый год. Тем не
менее,
результаты
не
однозначны.
Процесс
применения
электронных
учебниками школами не всегда приветствуется, и в целом освоение новой
технологии происходит медленно.
Попробую самостоятельно разобраться: что такое электронный учебник
и
чем
электронные
учебники
для
школы
отличаются
от
привычных
бумажных.
«Электронный учебник представляет собой программно-методический
комплекс,
обеспечивающий
возможность
самостоятельного
освоения
учебного
курса
или
большого
раздела.
Учебник
представляет
собой
интегрированное
средство,
включающее
теорию,
справочники,
задачники,
лабораторный
практикум,
систему
диагностики
и
другие
подобные
компоненты.
В
учебниках
обучаемому
предлагаются
и
видеофрагменты,
иллюстрирующие те или иные процессы, и традиционное изложение текста
со статичными рисунками и схемами» [5].
Носителем для электронного учебника является букридер, в котором с
помощью стилуса теперь можно писать и заходить в Интернет прямо на
уроке.В букридеры закачана вся школьная программа на год, все контрольные
тесты, все внеклассное чтение, а сам он весит не более 200 граммов.
В этом я увидела первый плюс электронного учебника: носить его для
школьников
гораздо
легче,
чем
обычные.
Целая
библиотека
всей
необходимой
литературы
умещается
в
одном
устройстве,
которое
легче
одной-единственной книги. Соответственно, школьники не перегружены, им
не приходится каждый день носить на себе тяжелый ранец и портить осанку.
Дополнительный приятный бонус – все учебники всегда под рукой.
Во-вторых,
школьников
в
принципе
привлекают
всевозможные
гаджеты.
И
электронный
учебник
не
исключение.
Ведь
электронные
учебники обладают более широкими возможностями в плане преподнесения
информации. Это аудио- и видеоряд, трехмерные изображения и анимации,
возможность
взаимодействовать
с
материалом
электронного
учебника.
Современному ребенку, растущему в окружении продвинутых технологий,
подобная
форма
обучения
будет
привлекательнее
и
понятнее,
чем
традиционная.
В-третьих,
существенная
экономия
семейного
бюджета,
так
как
электронные
версии
учебников
обойдутся
дешевле
бумажных.Учебник
в
электронном формате в среднем обходится в 3-4 раза дешевле печатного
варианта:
нет
наценки
за
типографию
и
перевозку.
Разница
такова,
что
окупается не только приобретение электронного учебника, но и стоимость
устройства
для
его
чтения.
Тем
более,
купить
учебники
в
комплекте
с
планшетом можно еще выгоднее. Некоторые компании уже разрабатывают
специальные предложения для школ и других образовательных учреждений.
В-четвертых, использование электронных учебников в школе экономит
время
учителя
и
облегчает
его
труд.
Это
возможно
благодаря
тому,
что
многие
из
электронных
учебников
обладают
возможностью
для
самопроверки учащихся. Учитель получает возможность построить урок так,
чтобы часть заданий дети выполняли самостоятельно и проверяли себя с
помощью учебника. Еще это удобно для тех, кто осваивает материал из дома.
Еще
одним
существенным
плюсом
является
то,
что
уменьшение
производства школьных учебников снизит потребность в бумаге. Ведь ни для
2
кого
не
секрет,
что
бумажная
промышленность
ежегодно
наносит
непоправимый вред экологии: это и вырубка лесов для сырья, и загрязнение
сточными водами, содержащими соединения хлора для отбеливания бумаги,
рек и водоемов.
Казалось
бы,
замечательная
идея!
Положительных
моментов
масса.
Однако, по мнению экспертов, речи о прогрессе пока нет. Электронный
учебник в настоящий момент зачастую — это просто оцифровка бумажной
версии. Такой суррогат не может стать полноценным электронным учебником
[1]. Для того, чтобы электронный учебник реализовал заложенный в нем
потенциал необходимы методические разработки.
Естественно электронный учебник имеет и ряд недостатков.
Первым и существенным минусом с которым я столкнулась – это вред
электронного устройства для зрения детей. "Детское чтение принципиально
отличается от взрослого, - подчеркивает директор НИИ гигиены Научного
центра здоровья детей РАМН Владислав Кучма. - Ребенок только где-то к 15
годам осваивает технику чтения, свойственную для взрослого человека. Мы
строго
контролируем
в
книгах
длину
строки.
Поэтому
короткие
5-6-
дюймовые ридеры, конечно, никуда не годятся. Меньше 10 сантиметров
строка для ребенка в начальной школе не может быть"[2].И несмотря на то,
что экраны ридеров это фактически электронная бумага, которая сама свет не
излучает, а лишь отражает его как обычный печатный лист, ни о каком
массовом внедрении устройств в школы медики и слышать не хотят. Это и
неудивительно,
ведь
в
последнее
время
ребенок
с
отличным
зрением
–
редкость.
Все
больше
детей
сейчас
в
школе
с
ослабленным
зрением.
И
причинаухудшения зрения детей связана с компьютером.
Также родители беспокоятся о том, как их дети будут обращаться с
хрупкими
дорогостоящими
устройствами
для
электронных
учебников.
Например, разбить или потерять планшет будет накладно. С другой стороны,
современные дети знают цену подобным вещам, и, как показывает опыт
обращаются с устройствами достаточно бережно.
3
Учителя считают, что школьники будут отвлекаться во время уроков с
интерактивным
оборудованием
или
вообще
разучатся
читать.
В
первом
случае статистика работает в пользу электронных версий учебников – детей
«цепляет» урок с использованием гаджетов, а если есть опасения, что ученик
вместо полезной информации будет искать себе развлечения, для школьных
устройств
существуют
специальные
программы
(например,
контент-
фильтры), которые позволяют отслеживать действия школьника. Опасение же
насчет того, что дети разучатся читать, беспочвенно – электронный учебник
может содержать тот же текст, что и обычная печатная версия.
Пожалуй, самым серьезным препятствием для оперативного внедрения
учебников для школы в электронном виде, могут стать не ученики, аучителя.
Кто-то из учителей до сих пор не имеет даже собственного электронного
почтового ящика, кто-то просто консервативен, кто-то готов принять новые
технологии, но понимает, сколько времени придется потратить на создание и
проработку уроков с применением электронных учебников.
Как учитель я так же вижу ряд методических пробелов. Так, например,
контроль
со
стороны
компьютера
в
максимальной
степени
не
всегда
объективен. Особенно это касается такого предмета как литература. Ведь
возможные формы ответов довольно разнообразные, содержащие элементы
творчества, что создает сложность ввода и оценки. Да и как показывает опыт,
тестовая форма проверки не способствует глубокому усвоению материала, а
электронные учебники ориентированы на тестовый контроль.К сожалению,
собственного
опыта
использования
электронных
учебников
у
меня
нет.
Финансирование нашей школы пока не дает такой возможности.
Вообще
эта
ситуация
с
электронным
учебником
очень
напоминает
историю с введением шариковой ручки вместо пера в школе. Учителя очень
боялись, что почерк учеников значительно ухудшится. Собственно, так и
произошло. Не разучатся ли наши дети писать, если будут пользоваться
только клавиатурой?
4
Резюмируя все вышесказанное, могу предположить, что использование
электронного учебника в школе – это лишь вопрос времени. Остается только
надеяться, что когда электронный учебник войдет в повседневную жизнь
школьника, то большинство недостатков уже будут устранены.
5