Напоминание

Электронный учебник: за и против


Автор: Савкина Татьяна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ гимназия №1
Населённый пункт: г.Люберцы
Наименование материала: статья
Тема: Электронный учебник: за и против
Раздел: среднее образование





Назад





Электронный учебник: за и против
Вопрос использования электронных учебников в школе для меня актуален и как для учителя и как для родителя. А в связи с тем, что вся система российского образования нацелена на информатизацию обучения, то становится очевидно, что электронные учебники для школьников будут внедряться государством повсеместно. Об этом свидетельствует тот факт, что с 1 января 2015 года согласно требованиям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» российские издательства должны представлять на экспертизу учебники, как в печатном, так и в электронном виде, иначе учебники не будут включены в федеральный перечень. Да и эксперименты в школах уже проводятся не первый год. Тем не менее, результаты не однозначны. Процесс применения электронных учебниками школами не всегда приветствуется, и в целом освоение новой технологии происходит медленно. Попробую самостоятельно разобраться: что такое электронный учебник и чем электронные учебники для школы отличаются от привычных бумажных. «Электронный учебник представляет собой программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного освоения учебного курса или большого раздела. Учебник представляет собой интегрированное средство, включающее теорию, справочники, задачники, лабораторный практикум, систему диагностики и другие подобные компоненты. В учебниках обучаемому предлагаются и видеофрагменты, иллюстрирующие те или иные процессы, и традиционное изложение текста со статичными рисунками и схемами» [5]. Носителем для электронного учебника является букридер, в котором с помощью стилуса теперь можно писать и заходить в Интернет прямо на
уроке.В букридеры закачана вся школьная программа на год, все контрольные тесты, все внеклассное чтение, а сам он весит не более 200 граммов. В этом я увидела первый плюс электронного учебника: носить его для школьников гораздо легче, чем обычные. Целая библиотека всей необходимой литературы умещается в одном устройстве, которое легче одной-единственной книги. Соответственно, школьники не перегружены, им не приходится каждый день носить на себе тяжелый ранец и портить осанку. Дополнительный приятный бонус – все учебники всегда под рукой. Во-вторых, школьников в принципе привлекают всевозможные гаджеты. И электронный учебник не исключение. Ведь электронные учебники обладают более широкими возможностями в плане преподнесения информации. Это аудио- и видеоряд, трехмерные изображения и анимации, возможность взаимодействовать с материалом электронного учебника. Современному ребенку, растущему в окружении продвинутых технологий, подобная форма обучения будет привлекательнее и понятнее, чем традиционная. В-третьих, существенная экономия семейного бюджета, так как электронные версии учебников обойдутся дешевле бумажных.Учебник в электронном формате в среднем обходится в 3-4 раза дешевле печатного варианта: нет наценки за типографию и перевозку. Разница такова, что окупается не только приобретение электронного учебника, но и стоимость устройства для его чтения. Тем более, купить учебники в комплекте с планшетом можно еще выгоднее. Некоторые компании уже разрабатывают специальные предложения для школ и других образовательных учреждений. В-четвертых, использование электронных учебников в школе экономит время учителя и облегчает его труд. Это возможно благодаря тому, что многие из электронных учебников обладают возможностью для самопроверки учащихся. Учитель получает возможность построить урок так, чтобы часть заданий дети выполняли самостоятельно и проверяли себя с помощью учебника. Еще это удобно для тех, кто осваивает материал из дома. Еще одним существенным плюсом является то, что уменьшение производства школьных учебников снизит потребность в бумаге. Ведь ни для 2
кого не секрет, что бумажная промышленность ежегодно наносит непоправимый вред экологии: это и вырубка лесов для сырья, и загрязнение сточными водами, содержащими соединения хлора для отбеливания бумаги, рек и водоемов. Казалось бы, замечательная идея! Положительных моментов масса. Однако, по мнению экспертов, речи о прогрессе пока нет. Электронный учебник в настоящий момент зачастую — это просто оцифровка бумажной версии. Такой суррогат не может стать полноценным электронным учебником [1]. Для того, чтобы электронный учебник реализовал заложенный в нем потенциал необходимы методические разработки. Естественно электронный учебник имеет и ряд недостатков. Первым и существенным минусом с которым я столкнулась – это вред электронного устройства для зрения детей. "Детское чтение принципиально отличается от взрослого, - подчеркивает директор НИИ гигиены Научного центра здоровья детей РАМН Владислав Кучма. - Ребенок только где-то к 15 годам осваивает технику чтения, свойственную для взрослого человека. Мы строго контролируем в книгах длину строки. Поэтому короткие 5-6- дюймовые ридеры, конечно, никуда не годятся. Меньше 10 сантиметров строка для ребенка в начальной школе не может быть"[2].И несмотря на то, что экраны ридеров это фактически электронная бумага, которая сама свет не излучает, а лишь отражает его как обычный печатный лист, ни о каком массовом внедрении устройств в школы медики и слышать не хотят. Это и неудивительно, ведь в последнее время ребенок с отличным зрением – редкость. Все больше детей сейчас в школе с ослабленным зрением. И причинаухудшения зрения детей связана с компьютером. Также родители беспокоятся о том, как их дети будут обращаться с хрупкими дорогостоящими устройствами для электронных учебников. Например, разбить или потерять планшет будет накладно. С другой стороны, современные дети знают цену подобным вещам, и, как показывает опыт обращаются с устройствами достаточно бережно. 3
Учителя считают, что школьники будут отвлекаться во время уроков с интерактивным оборудованием или вообще разучатся читать. В первом случае статистика работает в пользу электронных версий учебников – детей «цепляет» урок с использованием гаджетов, а если есть опасения, что ученик вместо полезной информации будет искать себе развлечения, для школьных устройств существуют специальные программы (например, контент- фильтры), которые позволяют отслеживать действия школьника. Опасение же насчет того, что дети разучатся читать, беспочвенно – электронный учебник может содержать тот же текст, что и обычная печатная версия. Пожалуй, самым серьезным препятствием для оперативного внедрения учебников для школы в электронном виде, могут стать не ученики, аучителя. Кто-то из учителей до сих пор не имеет даже собственного электронного почтового ящика, кто-то просто консервативен, кто-то готов принять новые технологии, но понимает, сколько времени придется потратить на создание и проработку уроков с применением электронных учебников. Как учитель я так же вижу ряд методических пробелов. Так, например, контроль со стороны компьютера в максимальной степени не всегда объективен. Особенно это касается такого предмета как литература. Ведь возможные формы ответов довольно разнообразные, содержащие элементы творчества, что создает сложность ввода и оценки. Да и как показывает опыт, тестовая форма проверки не способствует глубокому усвоению материала, а электронные учебники ориентированы на тестовый контроль.К сожалению, собственного опыта использования электронных учебников у меня нет. Финансирование нашей школы пока не дает такой возможности. Вообще эта ситуация с электронным учебником очень напоминает историю с введением шариковой ручки вместо пера в школе. Учителя очень боялись, что почерк учеников значительно ухудшится. Собственно, так и произошло. Не разучатся ли наши дети писать, если будут пользоваться только клавиатурой? 4
Резюмируя все вышесказанное, могу предположить, что использование электронного учебника в школе – это лишь вопрос времени. Остается только надеяться, что когда электронный учебник войдет в повседневную жизнь школьника, то большинство недостатков уже будут устранены. 5


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!