Урок математики в 10-ом классе по теме: Различные типы тригонометрических уравнений и методы их решения
Автор: Пономарёва Ирина Васильевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №8" Населённый пункт: Рославль Смоленской области Наименование материала: конспект Тема: Урок математики в 10-ом классе по теме: Различные типы тригонометрических уравнений и методы их решения Раздел: полное образование
Различные типы тригонометрических уравнений и методы их решения
Цели урока:
образовательные – закрепить и систематизировать виды и методы решения
тригонометрических уравнений; их использование в реальной жизни.
развивающие – умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, строить логическое рассуждение, и делать выводы; умение
оценивать правильность выполнения учебной задачи,
воспитательные – формирование коммуникативных УУД (умение слушать людей
и вступать в диалог; умение участвовать в коллективном обсуждении
различных проблем;)
Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний и умений учащихся.
Методы обучения: частично – поисковый, эвристическая беседа ( знания рождаются в
деятельности,а не передаются учителем), самопроверка.
Формы организации урока: фронтальная, в парах, индивидуальная формы
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, «кубик – экзаменатор», документ
камера
Говорят, алгебра держится на четырех китах: уравнение, число, тождество, функция.
Так получилось, что вот уже целое полугодие мы изучаем раздел математики…Какой? Да,
правильно – тригонометрия. Все четыре кита (выше перечисленные) в ней присутствуют в
полном объёме. Но если внимательно проанализировать пройденный материал, то каждая
глава после изучения простейших триг. уравнений, заканчивалась …решением нового
типа уравнений.
Сегодня мы постараемся обобщить и систематизировать различные типы
тригонометрических уравнений и методы их решения.
А вы должны проанализировать, сделать вывод какие типы уравнений вы
можете решать, какие ещё затрудняетесь, на что в будущем обратить внимание.
паучок – добрячок поможет нам в этой работе: Сколько пар лапок у паучка? У всех
насекомых -3пары. А у паучка?.....- 4 пары, т. к. у него родство с семейством
паукообразных.
?
простейшие
введение переменной
формулы
сумм триг.
понижения
степени
Формулы
сложения
однородные
разложение
на
1.Диктант: Чтобы решать любые типы тригонометрических уравнений, нужно знать
основные тождества, свойства функций и определения. Сейчас мы быстро проверим это
вместе при помощи ломаной графического диктанта.
- да нет
2.А теперь для решения уравнений необходимо вспомнить основные формулы. В этом
нам помогут ваши кубики - экзаменаторы.(на каждой грани простейшие триг. уравнеия
и частные случаи) Выбираем любой.
В это время у доски решаются уравнения: 4,6, 10, 13, 16,17 из таблицы пункта3
(по два номера на карточке )
Ответы:
4.
х
=
5 π
24
+
πк
2
, к
∈
Z
6.х=
π
2
+
2 πк ,
к
∈
Z
; x=
(−
1
)
k
+
1
π
6
+
πk , kϵZ
10
Х=
π k
, ; х=
± π
−
arccos
5
6
+
2 πk , kϵZ
13.
X= arctg3 +
πk
, ; X=
π
4
+
πk , kϵZ
16. X =
π
4
+
πk
2
; X
=
±
π
6
+
πk , kϵZ
17. Х=
−
π
3
−
2 π k ,
kϵZ
1. sin
2
x
+
cos
2
x
=
1
2. y
=
sin x
−
нечётная функция
3. ctg α
=
sin α
cos α
4. arcsin
1
2
=
π
3
5. x
=
πn
−
решение уравнения cos x
=
0
6 . arctg2 имеет смысл
7 . 2 sin α cos α
=
sin 2 α
8 .
[
−
1 ;1
]
−
область значений функций y
=
sin x и y
=
cos x
9 . arccos
π
3
=
1
2
3.Систематизация
теоретического
материала.
Классификация
тригонометрических
уравнений. ( на партах и на доске выведен слайд с таблицей. Второй столбец пустой-
заполняется вместе с учащимися)
Работа в парах: Учащиеся должны определить тип и методы решения уравнений
1.sin x/2 =1/2
2.cos (x +π/3)=1
3.sin 2x =-
√
3
/2 ,
4.tg (2x -π/4)=
√
3
/3
Это простейшие тригонометрические уравнения типа
Т f(x)=a,(f(x)=kx+m),которые решаются сначала
относительно f(x), а затем полученные уравнения решаются
относительно х по известным формулам.
5 .2sin
2
x-7 cos x-5=0
6. 2 cos
2
3x+ sin 3x-1=0
7 .сtg x-
√
3
tg x+1=
√
3
Эти уравнения приводятся к алгебраическим путем
введения новой переменной и сведению его к квадратному
уравнению, используя ОТТ.
8 .sin
2
x- sin x=0
9 .cos
2
x+ sin x cos x=1
10 .5 sinx+3 sin2x=0
Данные уравнения решаются разложением на множители.
При решении таких уравнений нужно пользоваться
правилом: произведение нескольких множителей равно
нулю, если хотя бы один из них равен нулю, а остальные
при этом имеют смысл.
11 .2sin x-3 cos x=0
12 .4 sin
2
x+2 sin x cos x=3
13 .
3cos
2
x-4sin x cos x+ sin
2
x=0
Однородные уравнения первой (второй) степени. Они
решаются делением обеих частей уравнения на cos x
(sin x), cos 2x (sin2 x)
14 .sin x+ sin 3x=4cos
3
x
15 .cos 2x+ cos x=0
16 .2sin
2
x+ cos 4x=0
Данный тип уравнений решается с помощью формул
сложения, понижения степеней.
17.cos x -
√
3
sin x=2
1 8 . 2
c o s x+ 2sin x=
√
6
?
19.
√
3
cos x+ sin x= 2
Уравнения вида a cosx + b sinx = c, где a;b; c
≠
0.
Решаются методом введения вспомогательного аргумента.
Возникает проблема при определении типа и метода решения уравнений последней
группы.
Какими способами можно их решить? Данное уравнение можно решить через половинный
угол, а ещё и другим способом, ранее нами не использованным . Учитель показывает на
доске. Более подробно с этим методом можно ознакомиться в учебнике на стр.199-200,
мелким шрифтом. Д/З: №19.24; 19.25 и №14,15,18,19 из таблицы.
Решая уравнения, напрашивается вопрос: есть ли какой-то универсальный метод решения
тригонометрических уравнений? К сожалению, нет общего метода
решения тригонометрических уравнений, почти каждое из них (кроме простейших)
требует особого подхода.
Попробуйте теперь, свои знания и навыки, полученные на уроке оценить, составив
синквейн по теме урока.
Синквейн учителя по теме тригонометрические уравнения и методы их решения:
Уравнение
Красивое тригонометрическое
Решается, используется, применяется,
Не только в математике
Запись
Д/з: Тригонометрия в жизни человека - проект на неделю.
Проверить Ирину Васильевну
1.cos x=1/2
х = ± π/6 + 2πк, к
∈
Z 6. cos x =
√
10
3
,
x = arcсos
√
10
3
+
2πn, n
∈
Z
2. sin x =
√
3
2
7
.
tg x = -1,
x = - π/4 + 2πn, n
∈
Z
x = π/3 + πк, к
∈
Z
3. cos x/3 =
√
2
2
x/3 = ± π/4 + 2 πк ;
x = ± 3π/4 + 2 πк/3, к
∈
Z
4. sin 2x =1/3,
x = (-1/2)
n
arcsin1/3 + πn, n
∈
Z
5. cos x = -1/2,
x = ±(-π/3) + 2πm, m
∈
Z
Рефлексия
Знаю – хочу узнать – узнал – научился
ПРИМЕРЫ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ
1.
Анализ и синтез
2.
Обобщение
3.
Сравнение
4.
Целеполагание
5.
Планирование
6.
Коррекция
7.
Контроль
8.
Оценка и самооценка
9.
Конспектирование
10. Коммуникация как взаимодействие
МЕТОДИКА ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Мы уже сказали, что идея метапредметности появилась в наших исследованиях
как необходимое условие эвристического обучения – обучения, при котором
знания не передаются учителем, а рождаются в собственной деятельности
учеников.
Составление синквейна
Уравнение
Тригонометрическое, простейшее, равносильное
Решается, является, преобразуется
Синус х – простейшее тригонометрическое
уравнение.
Неизвестное
1.
Притча (видеоролик).
Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жили добрый мудрец и
злой человек, который завидовал славе мудреца. И решил он придумать такой
вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел он на луг, поймал
бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я: о,
мудрейший, какая у меня бабочка - живая или мертвая? Если он скажет, что
мертвая, я раскрою ладони - бабочка улетит, а если скажет - живая, я сомкну
ладони, и бабочка умрет". Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее
между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: "Какая у меня бабочка -
живая или мертвая?" Но мудрец ответил: " Все в твоих руках:"
Притча "Всё в твоих руках" раскрывает очень глубокий смысл. От каждого
человека зависит жизнь не только маленькой бабочки, а также своя судьба и
положение дел в своей стране, во вселенной.
Все, что происходит в нашей жизни, во многом зависит только от нас, наших
решений, наших целей, нашего выбора. Получить знания в школе, продолжить
обучение в колледже или вузе, найти свое призвание, работать на благо нашей
родины, это все в ваших руках. Я желаю вам жить и трудиться на благо нашей
Родины, которая в этом году празднует 21 год независимости, приумножать
богатства страны, быть единой семьей в многонациональном обществе, где
братство – обычай, а дружба – закон.