"Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников"
Автор: Кабакова Наталья Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ " Детский сад № 1 г. Карабаша" Населённый пункт: г. Карабаш Наименование материала: статья Тема: "Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников" Раздел: дошкольное образование
« Детский сад № 1 г. Карабаша»
_____________________________________________________________
________________
«Опытно-экспериментальная деятельность как
метод экологического воспитания дошкольников»
Воспитатель:
КабаковаН.В.
20117 г.
«Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического
воспитания дошкольников»
Актуальность:
Проблемы
экологического
воспитания
являются
актуальными
проблемами современности. Это побуждает к поиску эффективных способов
её решения.
В.
А.
Сухомлинский
считал
необходимым
вводить
малыша
в
окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал что-то новое
для
себя,
чтобы
он
рос
исследователем,
чтобы
каждый
его
шаг
был
путешествием к истокам в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Согласно
положениям
ФГОС
ДО
в
ребёнке
необходимо
развивать
разностороннюю творческую личность и этому, безусловно, способствует
исследовательская
деятельность. Поэтому ведущей идеей экологического
воспитания дошкольников для меня стало обучение ребенка так, чтобы он не
догадывался о том, что его обучают. Именно такой подход является залогом
формирования
активной
позиции
дошкольника
в
процессе
опытно
–
экспериментальной деятельности.
Поэтому
я
выдвинула
такую
гипотезу,
что
путем
опытно
–
экспериментальной деятельности можно способствовать формированию у
детей экологической культуры, познавательного интереса к природе, развития
наблюдательности, мыслительной деятельности.
Изучив теоретический материал по данной теме,
я решила разработать
собственную
методологическую
основу
по
применению
данного
метода
обучения с практическим введением его в деятельность. Для этого были
проведены ряд следующих процедур:
С целью отслеживания уровня экологических знаний детей мною был
проведён
мониторинг
по
методике
Т.М..Бондаренко
В
результате
мониторинга были выявлены следующие данные:
У
32
%
детей
–
не
сформированы
экологические
представления
о
живой и неживой природе, об условиях жизни
живых объектов природы,
снижены показатели логического мышления,
дети с
трудом
понимали
причинно-следственные
связи
рассматриваемых явлений. Слабо были
развиты представления о ценности природы.
Отсюда вытекает необходимость расширять и углублять экологические
знания
детей
и
спроектировать
образовательный
процесс
так,
чтобы
добиться
повышение
результатов
экологического
воспитания
детей
через
опытно- экспериментальную деятельность.
Согласно федеральному закону «Об образовании в РФ», мы знаем, что
главными заказчиками образования являются родители. С целью выявления
отношения
к
проблемам
экологического
воспитания
детей
мною
было
проведено анкетирование родителей. Из данных анкет, мы видим, что 100%
родителей – знают, что такое экология. 92% родителей - считают, что детям
необходимо
экологическое
воспитание.
80%
родителей
осуществляют
экологическое воспитание детей
во время отдыха на природе, вместе с
детьми подкармливают птиц и читают художественную литературу, и только
16% родителей беседуют с ребенком о природе, наблюдают за природными
объектами,
проводят
опыты
и
эксперименты
в
природе.
68%
родителей,
считают, что необходимо знакомить детей с правилами поведения в природе,
но только 32% родителей осуществляют это. 87% родителей испытывают
затруднения, как проводить наблюдения в природе, и какую практическую
деятельность в природе можно осуществлять с детьми. Из данных анкет
можно сделать вывод, что необходимо повысить педагогический потенциал
родителей и установить с ними партнерские отношения по экологическому
воспитанию детей.
На основании полученных данных
я определила цель дальнейшей
работы,
которой
является
формирование
у
детей
основ
экологической
культуры путем опытно – экспериментальной деятельности
Для
достижения
поставленной
цели
мною
были
определены
следующие задачи, которые вы можете увидеть на слайде:
1.
Обучение детей исследовательской (поисковой) деятельности.
2.
Учить ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и
материалы для самостоятельной деятельности.
3.
Развивать познавательный интерес и любознательность.
4.
Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать
выводы.
5.
Расширять представления о значимости растений в жизни человека.
6.
Вовлекать
родителей
в
совместную
проектно-исследовательскую
деятельность.
Для работы в данном
направлении необходимым фактором является
создание
предметно – пространственной развивающей среды,
которая
спроектирована
и
оформлена
совместно
с
родителями
с
учетом
потребностей,
возрастных
особенностей
детей
и
требований
ФГОС
дошкольного образования.
Для свободного детского исследования и экспериментирования
в
группе организована мини – лаборатория для проведения опытов, которая
оснащена необходимым оборудованием и материалом. Большинство таких
материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки,
обрезки
дерева,
верёвок,
нитки,
болтики,
магниты
и
другое.
А
вот
специальные
инструменты
и
простейшие
приборы
собраны
силами
родителей и друзей детского сада. Таким образом, лаборатория оснащена
системой
сит,
переливающихся
сосудов,
микроскопом,
лупой
и
другими
приборами. Это даёт возможность показать детям, как можно просеивать
сыпучие вещества, очистить (профильтровать) воду, перемещение жидкости в
сосудах.
Здесь
же
находятся
картотека
опытов
и
экспериментов
по
экологии, экологических сказок, дидактических игр, загадок и
стихов
о
природе .
Отдельно хотела остановиться на «Лэпбуке». Лэпбук представляет собой
своеобразный
интерактивный
макет,
в
котором
собрана
необходимая
информация на заданную тему. Все собранные в нем предметы двигаются,
перемещаются, карточки открываются, каждый предмет можно потрогать,
рассмотреть.
Лэпбук
можно
использовать
в
индивидуальной
и
самостоятельной деятельности детей.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я
активно использую – это опыты. С этой
целью мною был разработан
перспективный план
опытов и.
Их я
провожу как на занятиях, так и в
свободной самостоятельной и совместной деятельности.
При
проведении
опытов
и
экспериментов
я
придерживаюсь
следующей структуры, которую вы можете увидеть на слайде
Структура проведения игры-экспериментирования:
• Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
•
Выдвижение
предположений,
отбор
способов
проверки
предложений,
выдвинутых детьми;
• Проверка гипотез;
• Подведение итогов, выводы;
• Фиксация результатов;
• Вопросы детей.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой
природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.
Один из опытов вы сейчас увидите на экране.
Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений
о растениях, животных, выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых
методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры
объектов природы, но и их связь со средой. Ведь в каждом эксперименте
раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям,
умозаключениям.
Основываясь
на
особенности
детского
восприятия
окружающего мира, я включаю в образовательный процесс занимательные
опыты и эксперименты
с растениями. На основе, которых возникла идея
создания проекта «Солнце, воздух и вода». Во время проведения проекта
мною была сформулирована проблема, какие условия необходимы для роста
растений, дети выдвигали предположения, что для роста растений нужна
вода, воздух, солнце, и т.д. Для проверки данных предположений мы провели
опыты с растениями.
1. Например, при проведении опыта «Как влияет солнце на растение»
Дети посадили лук в емкости. Один горшочек они поставили на солнце, а
другой под колпак и в тень. Через неделю убрали колпак и увидели результат
опыта и сделали вывод, что растениям нужен солнечный свет.
2. При проведении опыта «Может ли растение дышать?»
Дети
определили,
что
растениям
нужен
воздух,
опираясь
на
знания
о
процессе дыхания у человека, выдвигается гипотеза, что растения имеют в
листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить
это, смазали обе стороны листа вазелином. Через неделю листочки пожелтели
и дети подвели итог, что растения «дышат» .
3.
Чтобы
выяснить
потребность
растений
в
воде,
дети
посадили
две
луковицы.
Одну
луковицу
поливали,
а
другую
нет.
Результаты
опыта
фиксировали в дневниках наблюдений. Подвели итог, что растениям нужна
вода, так как с
луковицей, которую не поливали ни каких изменений не
произошло, а на второй луковице появились зеленые росточки.
Многократное повторение одних и тех же опытов, вырабатывает у
детей определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных
операций, аккуратность в работе, который они отрабатывают на огороде.
Дети под моим присмотром высаживают выращенную рассаду, в течение лета
ухаживают за овощными культурам, а осенью собирают урожай и готовят
овощные салаты и соки. Результатом проекта стал Осенний праздник» и
выставка поделок из природного материала «Дары природы». Этот проект
принёс нам победу в городском конкурсе.
В нашем
детском саду ежегодно проходит конкурс «Детский сад –
цветущий сад». Я совместно с детьми и родителями разрабатывала проект
озеленения участка, вместе выращивали рассаду и высаживали на клумбы.
Результаты проделанной работы радовали всех.
Мы воспитываем у наших детей бережное отношение к окружающей
среде,
для
этого
проводим
беседы,
просмотры
видеофильмов.
Подводим
детей к выводу, чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно
уменьшить количество выбрасываемого мусора, а для этого надо дать новую
жизнь вторсырью. С этой целью мы совместно с детьми разработали проект
«Молоко»,
в
ходе
которого
провели
ряд
опытов,
где
дети
узнали,
о
значимости молока и молочной продукции. Итогом стала выставка поделок
из
упаковок молочной продукции. Также мы участвовали в областном
конкурсе «Новогодняя игрушка из вторсырья», и
в городском конкурсе
«Чистый город».
С
целью
повышения
педагогического
потенциала
родителей
по
вопросам
экологического
воспитания
детей,
мною
было
проведено
родительское собрание, подготовлены консультации и памятки. Проведен
праздник опытов и экспериментов для детей и родителей, а также конкурсы
поделок из природного
и бросового материала,
организована совместная
деятельность в огороде и цветнике детского сада.
В
январе
2017
года,
мною
повторно
был
проведен
мониторинг,
результаты которого вы можете увидеть на слайде, мы видим положительную
динамику.
У детей повысился уровень экологических знаний, дети стали чаще
задавать
вопросы
о
природных
явлениях,
объектах,
предметах,
самостоятельно проводить простейшие опыты, дети приобрели новые знания
и представления о значимости растений в жизни человека. В ходе опытно-
экспериментальной
деятельности
научились
выделять
последовательность
действий, отражать их в речи при ответе на вопросы схематически отражать
результаты опыта в алгоритмах, схемах.
Таким образом, можно сделать вывод, что опытно – экспериментальная
деятельность
имеет
большое
значение
в
формировании
экологической
культуры дошкольников.