Напоминание

"Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников"


Автор: Кабакова Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ " Детский сад № 1 г. Карабаша"
Населённый пункт: г. Карабаш
Наименование материала: статья
Тема: "Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное казенное дошкольное учреждение

« Детский сад № 1 г. Карабаша»
_____________________________________________________________ ________________
«Опытно-экспериментальная деятельность как

метод экологического воспитания дошкольников»
Воспитатель: КабаковаН.В. 20117 г.

«Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического

воспитания дошкольников»
Актуальность: Проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами современности. Это побуждает к поиску эффективных способов её решения. В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Согласно положениям ФГОС ДО в ребёнке необходимо развивать разностороннюю творческую личность и этому, безусловно, способствует исследовательская деятельность. Поэтому ведущей идеей экологического воспитания дошкольников для меня стало обучение ребенка так, чтобы он не догадывался о том, что его обучают. Именно такой подход является залогом формирования активной позиции дошкольника в процессе опытно – экспериментальной деятельности. Поэтому я выдвинула такую гипотезу, что путем опытно – экспериментальной деятельности можно способствовать формированию у детей экологической культуры, познавательного интереса к природе, развития наблюдательности, мыслительной деятельности. Изучив теоретический материал по данной теме, я решила разработать собственную методологическую основу по применению данного метода обучения с практическим введением его в деятельность. Для этого были проведены ряд следующих процедур: С целью отслеживания уровня экологических знаний детей мною был проведён мониторинг по методике Т.М..Бондаренко В результате мониторинга были выявлены следующие данные: У 32 % детей – не сформированы экологические представления о живой и неживой природе, об условиях жизни живых объектов природы, снижены показатели логического мышления, дети с трудом понимали причинно-следственные связи рассматриваемых явлений. Слабо были развиты представления о ценности природы. Отсюда вытекает необходимость расширять и углублять экологические знания детей и спроектировать образовательный процесс так, чтобы добиться повышение результатов экологического воспитания детей через опытно- экспериментальную деятельность.
Согласно федеральному закону «Об образовании в РФ», мы знаем, что главными заказчиками образования являются родители. С целью выявления отношения к проблемам экологического воспитания детей мною было проведено анкетирование родителей. Из данных анкет, мы видим, что 100% родителей – знают, что такое экология. 92% родителей - считают, что детям необходимо экологическое воспитание. 80% родителей осуществляют экологическое воспитание детей во время отдыха на природе, вместе с детьми подкармливают птиц и читают художественную литературу, и только 16% родителей беседуют с ребенком о природе, наблюдают за природными объектами, проводят опыты и эксперименты в природе. 68% родителей, считают, что необходимо знакомить детей с правилами поведения в природе, но только 32% родителей осуществляют это. 87% родителей испытывают затруднения, как проводить наблюдения в природе, и какую практическую деятельность в природе можно осуществлять с детьми. Из данных анкет можно сделать вывод, что необходимо повысить педагогический потенциал родителей и установить с ними партнерские отношения по экологическому воспитанию детей. На основании полученных данных я определила цель дальнейшей работы, которой является формирование у детей основ экологической культуры путем опытно – экспериментальной деятельности Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи, которые вы можете увидеть на слайде: 1. Обучение детей исследовательской (поисковой) деятельности. 2. Учить ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. 3. Развивать познавательный интерес и любознательность. 4. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. 5. Расширять представления о значимости растений в жизни человека. 6. Вовлекать родителей в совместную проектно-исследовательскую деятельность. Для работы в данном направлении необходимым фактором является создание предметно – пространственной развивающей среды, которая спроектирована и оформлена совместно с родителями с учетом потребностей, возрастных особенностей детей и требований ФГОС дошкольного образования. Для свободного детского исследования и экспериментирования в группе организована мини – лаборатория для проведения опытов, которая
оснащена необходимым оборудованием и материалом. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны силами родителей и друзей детского сада. Таким образом, лаборатория оснащена системой сит, переливающихся сосудов, микроскопом, лупой и другими приборами. Это даёт возможность показать детям, как можно просеивать сыпучие вещества, очистить (профильтровать) воду, перемещение жидкости в сосудах. Здесь же находятся картотека опытов и экспериментов по экологии, экологических сказок, дидактических игр, загадок и стихов о природе . Отдельно хотела остановиться на «Лэпбуке». Лэпбук представляет собой своеобразный интерактивный макет, в котором собрана необходимая информация на заданную тему. Все собранные в нем предметы двигаются, перемещаются, карточки открываются, каждый предмет можно потрогать, рассмотреть. Лэпбук можно использовать в индивидуальной и самостоятельной деятельности детей. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – это опыты. С этой целью мною был разработан перспективный план опытов и. Их я провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. При проведении опытов и экспериментов я придерживаюсь следующей структуры, которую вы можете увидеть на слайде Структура проведения игры-экспериментирования: • Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи); • Выдвижение предположений, отбор способов проверки предложений, выдвинутых детьми; • Проверка гипотез; • Подведение итогов, выводы; • Фиксация результатов; • Вопросы детей. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Один из опытов вы сейчас увидите на экране. Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой. Ведь в каждом эксперименте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям,
умозаключениям. Основываясь на особенности детского восприятия окружающего мира, я включаю в образовательный процесс занимательные опыты и эксперименты с растениями. На основе, которых возникла идея создания проекта «Солнце, воздух и вода». Во время проведения проекта мною была сформулирована проблема, какие условия необходимы для роста растений, дети выдвигали предположения, что для роста растений нужна вода, воздух, солнце, и т.д. Для проверки данных предположений мы провели опыты с растениями. 1. Например, при проведении опыта «Как влияет солнце на растение» Дети посадили лук в емкости. Один горшочек они поставили на солнце, а другой под колпак и в тень. Через неделю убрали колпак и увидели результат опыта и сделали вывод, что растениям нужен солнечный свет. 2. При проведении опыта «Может ли растение дышать?» Дети определили, что растениям нужен воздух, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазали обе стороны листа вазелином. Через неделю листочки пожелтели и дети подвели итог, что растения «дышат» . 3. Чтобы выяснить потребность растений в воде, дети посадили две луковицы. Одну луковицу поливали, а другую нет. Результаты опыта фиксировали в дневниках наблюдений. Подвели итог, что растениям нужна вода, так как с луковицей, которую не поливали ни каких изменений не произошло, а на второй луковице появились зеленые росточки. Многократное повторение одних и тех же опытов, вырабатывает у детей определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе, который они отрабатывают на огороде. Дети под моим присмотром высаживают выращенную рассаду, в течение лета ухаживают за овощными культурам, а осенью собирают урожай и готовят овощные салаты и соки. Результатом проекта стал Осенний праздник» и выставка поделок из природного материала «Дары природы». Этот проект принёс нам победу в городском конкурсе. В нашем детском саду ежегодно проходит конкурс «Детский сад – цветущий сад». Я совместно с детьми и родителями разрабатывала проект озеленения участка, вместе выращивали рассаду и высаживали на клумбы. Результаты проделанной работы радовали всех. Мы воспитываем у наших детей бережное отношение к окружающей среде, для этого проводим беседы, просмотры видеофильмов. Подводим детей к выводу, чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемого мусора, а для этого надо дать новую
жизнь вторсырью. С этой целью мы совместно с детьми разработали проект «Молоко», в ходе которого провели ряд опытов, где дети узнали, о значимости молока и молочной продукции. Итогом стала выставка поделок из упаковок молочной продукции. Также мы участвовали в областном конкурсе «Новогодняя игрушка из вторсырья», и в городском конкурсе «Чистый город». С целью повышения педагогического потенциала родителей по вопросам экологического воспитания детей, мною было проведено родительское собрание, подготовлены консультации и памятки. Проведен праздник опытов и экспериментов для детей и родителей, а также конкурсы поделок из природного и бросового материала, организована совместная деятельность в огороде и цветнике детского сада. В январе 2017 года, мною повторно был проведен мониторинг, результаты которого вы можете увидеть на слайде, мы видим положительную динамику. У детей повысился уровень экологических знаний, дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, дети приобрели новые знания и представления о значимости растений в жизни человека. В ходе опытно- экспериментальной деятельности научились выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы схематически отражать результаты опыта в алгоритмах, схемах. Таким образом, можно сделать вывод, что опытно – экспериментальная деятельность имеет большое значение в формировании экологической культуры дошкольников.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!