Напоминание

Развитие мелкой моторики дошкольников


Автор: Рыленко Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №156 "Детский сад общеразвивающего вида"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Развитие мелкой моторики дошкольников»

Ю.А. Рыленко, воспитатель,
МБДОУ № 156 ««Детский сад общеразвивающего вида» г. Кемерово, Кемеровская обл. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". "Рука - это инструмент всех инструментов", - сказал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг!" - писал Кант. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке письму, а не само письмо. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.


Художественный ручной труд
– это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно – прикладной 1
деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетичные качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду (рис.1). (рис.1) Окружающие ребенка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности малыша, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Необходимо поощрять интерес изобразительной деятельности; обращать внимание на образную выразительность разных объектов в искусстве природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги. Создавать условия для самостоятельного художественного творчества (рис. 2,3). (рис. 2) (рис. 3) Еще одна из главных задач, поставленная мною, это развитие мелкой моторики. Так как развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с 2
развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. Занятия должны заинтересовывать и увлекать ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Ребята овладеют умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учиться постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом. Темы занятий должны совпадать с лексическими темами детского сада. Для занятий нужно использовались различные материалы: вата, крупы, поролон, СД диски, ватные диски, салфетки и т.д. (рис. 4, 5). (рис.4) (рис. 5) Необходимо создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей: 1. развить художественно-творческие способности дошкольников посредством изобразительной деятельности; 2. развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники. 3
3. развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки. 4. развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, воображение, творческое мышление, координацию движений, глазомер. 5. приучить к терпению и упорству. В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить мышление и речь ребенка. В общем, чем лучше работают пальцы, вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Оказывается, рука имеет самое большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому, именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка и мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Выполняя различные пальчиковые упражнения кисти рук, приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Кроме пальчиковых упражнений, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и так далее. Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые, наклонные, вогнутые, волнистые линии и замкнутые формы. 4
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать; у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Письмо - это сложный навык, исключающий выполнение тонких координированных движений руки. В настоящее время я работаю воспитателем. Дети, с которыми я работаю, имеют не только нарушения в познавательной сфере, но и речевые нарушения. Это побудило меня начать работу по развитию мелкой моторики рук. Для комплексного решения коррекционных задач я использую методы и приёмы, находящие эмоциональный отклик у детей.
Основные виды развития мелкой моторики рук
Во время обучения детей штриховки я использую следующие методы и приёмы: показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки. Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей младшего возраста нужно оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ. Для создания мотивации использую игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяю художественное слово. Для создания положительной мотивации используются пальчиковые игры, логопедические упражнения, стихотворения. Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада.
Родители

-

самые

заинтересованные

и

активные

участники

воспитательного

процесса.
Любая продуктивная д е я т е л ь н о с т ь воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей ознакомлены с технологией обучения детей штриховки, многие приобрели книги с образцами. Родители высказывали свои наблюдения, что дети, занимаясь штриховкой, стали более усидчивыми, аккуратными. Таким образом, одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностями речевого и моторного развития детей является их участие в занятиях в вечернее время, где можно познакомиться с методами и приёмами работы. Взрослые обучаются пальчиковой гимнастике, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и для дыхания. На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а самое главное - создается эмоциональный контакт между ними. Все дети с интересом и увлечённо обучаются штриховке. Штриховка способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе составления рисунка и достижения ожидаемого результата. Ребята старшего и подготовительного возраста стали лучше 5
ориентироваться на листе бумаги в клетку. Графические навыки стали более уверенными и качественными. Т а к ж е в с в о е й р а б о т е и с п о л ь з у ю п а л ь ч и к о в ы й игротренинг, конструирование с различными предметами с помощью пальцев, пальчиковая азбука, игры с мелким материалом, упражнения на развития графических навыков, развивающий массаж, психогимнастика. Пальчиковый тренинг, который я провожу, разнообразный, эмоционально-приятный, неутомительный, динамичный. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, поэтому задания превращаются в занимательную игру. Предложенные игры сначала использую как самостоятельные, а затем включаю в пальчиковые развлечения. Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.
Конструирование с помощью пальцев разных предметов
, объектов хорошо подходит для мобилизации внимания, вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.
Пальчиковая

азбука
- это система изображений букв русского алфавита с помощью пальцев рук. Такое построение закрепляет зрительно- пространственный образ буквы, способствует развитию психических функций, необходимых для изучения школьных программ. Пальчиковая азбука является одним из средств профилактики дислексии и дисграфии. Регулярно используя данные средства, я добиваюсь совершенствования навыков чтения: слияния слогов, плавного, безотрывного чтения слов.
Игры с мелким материалом
- игры с разноцветными крышками, выкладывая из которых красочные предметы и узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение; - игры с палочками; - игры с мозаикой, конструктором; - игры с пуговицами, бусинами, косточками, семенами плодов; Развитие графической моторики: - рисование по трафарету; - рисование по фигурным линейкам; - штриховка; - работа в тетрадях, выполнение графических упражнений; В процессе игровых заданий дети получают следующие навыки: - совершенствуют общую и мелкую моторику, тактильный и зрительный анализаторы, умение классифицировать по заданному принципу, выполнять движения рукой в заданном направлении; - работают над темпом выполнения задания, аккуратностью и усидчивостью, над развитием устойчивого внимания и воображения; 6
- развивают зрительно-моторные координации, дифференциацию лево - право, вперед-назад, произвольность психических процессов, визуальное и аудиальное внимание, умение выполнять задание по схеме и по описанию на слух; - закрепляют знания о свойствах разных материалов, о правильной ориентации элементов написания печатных букв и цифр; углубляют понятия о величине, цвете, толщине, понятия «множество» и «включение»; - корректируют зеркальное письмо в изображениях различной конфигурации, каналы восприятия. Широко использую в коррекционной работе различные виды массажей и упражнений.
Развивающий массаж
- самомассаж лица; - самомассаж кистей и пальцев рук. Комплекс упражнений для суставов пальцев с элементами сопротивления сопровождается стихотворным текстом и хорошо дополняет пальчиковую гимнастику, проводимую на занятиях. Чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем тоньше, дифференцированнее работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь, а, следовательно, и мышление. Для успешного обучения каждого ребенка
психогимнастика
помогает создавать условия: предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций. На гармонизацию психической деятельности мозга рефлекторно влияет чередование противоположных по характеру движений: - напряженных и расслабленных; - резких и плавных; - быстрых и медленных; - дробных и цельных; - едва заметных и неподвижных; - вращений и прыжков; - свободного передвижения и столкновений. У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, уверенными в своих силах и возможностях. Они учатся общаться, дружить, работать в коллективе. Итак, все вышеперечисленные составляющие компоненты образовательного процесса способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей и в целом речевому развитию. Для их осуществления я создала в кабинете развивающую среду, которая соответствует основным требованиям: -доступность; - динамичность; - эстетичность. 7
В ходе диагностики исследовала уровень развития на начало и конец учебного года: - произвольной мимической моторики; - общей произвольной моторики; - тонких движений пальцев рук; - возможностей действий с предметами; - чувства ритма. Изучая специальную литературу, наблюдая за детьми, сделала следующие выводы: - в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, о движении пальцев рук; - у большинства детей с речевыми нарушениями среди невербальных симптомов выявлено несовершенство движений во всех компонентах моторики: в общей (крупной), лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений; - значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждает в необходимости специальной коррекционно- педагогической работы по развитию у детей всех сторон (компонентов) двигательной сферы. Ребенок дошкольного возраста – это умеющий общаться с окружающими взрослыми через первые привязанности, с помощью близких открывает для себя мир предметов и учится правильно обращаться с ними, переживает свое собственное Я, отдельное от Я других людей, начинает понимать речь и делает первые попытки говорить, становится все более самостоятельным и настойчивым. В начале второго года жизни ребенок начинает ходить, требует от взрослых права исследовать мир.

Особенностями развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными. Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, ум ребенка находится на кончике пальцев. 8


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!