Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды
Автор: Тюляпина Татьяна Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: Детский сад № 26 ОАО "РЖД" Населённый пункт: г. Мурманск Наименование материала: Статья Тема: Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды Раздел: дошкольное образование
через создание развивающей среды.
В настоящее время отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей,
появляется
всё
больше
детей
с
частыми
простудными
заболеваниями,
нарушениями осанки. Поэтому формирование у ребёнка умений заботиться о
своём здоровье – одна из важнейших задач воспитательной работы. Здоровье
означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное
благополучие.
Первое,
с
чем
встречается
ребёнок
при
попадании
в
группу,
-
это
предметно-развивающая среда.
Для
того
чтобы
ребенок
овладел
самыми
элементарными
умениями
сохранения
и
укрепления
своего
здоровья,
большое
внимание
уделяю
созданию
развивающей
среды,
которая
постоянно
обновляется
и
пополняется.
Многофункциональная
предметно-развивающая
среда
позволяет
мне
решать
конкретные
образовательные
задачи,
вовлекать
детей
в
процесс
познания и усвоения навыков и умений, развивать их любознательность,
творчество,
повышать
двигательную
активность
детей
в
течение
всего
времени пребывания ребёнка в группе.
Свежий воздух улучшает состояние здоровья, поэтому в группе много
комнатных растений, которые служат не только украшением интерьера, но и
помогают в оздоровлении детей. Доказано, что комнатные растения активно
удаляют
из
атмосферы
замкнутых
пространств
летучие
органические
соединения, вредные для человека. Комнатные растения выделяют кислород
и повышают влажность воздуха, что особенно важно во время отопительного
сезона. Поэтому все растения подбираю с учётом благотворного влияния на
самочувствие и здоровье детей.
Для
укрепления
зрения
использую
зрительные
ориентиры,
таблицы,
которые снимают утомление глаз и повышают двигательную активность. В
каждое занятие включаю коррекционные физминутки для укрепления зрения
(«Дождик»,
«Цветы»,
«Самолёт»
и
другие),
массаж
глаз.
Зрительные
гимнастики, массаж помогают глазам справиться со значительной зрительной
нагрузкой, особенно в полярную ночь.
Важное
место
в
физическом
воспитании
детей
дошкольного
возраста
занимают
специальные
дыхательные
упражнения,
которые
обеспечивают
полноценный
дренаж
бронхов,
очищают
слизистую
дыхательных
путей,
укрепляют дыхательную мускулатуру.
Дыхательная гимнастика – это составная часть лечебной физкультуры,
поэтому дыхательные упражнения просто необходимы
часто болеющим
простудными заболеваниями детям. В своей работе использую дыхательные
тренажеры, которые изготовила сама. Использование различных тренажеров
вызывает положительные эмоции, повышает интерес ребёнка к дыхательной
гимнастике, способствует воспитанию правильного речевого дыхания, а так
же развивает творческое воображение и фантазию.
Давно установлено, что упражнения для развития мелкой моторики рук
благотворно влияют не только на развитие речи ребёнка, но и способствуют
укреплению и сохранению его здоровья. В группе создан уголок «Умелые
пальчики». В нем находится множество игр, пособий, игрушек по развитию
мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними.
Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаик в уголке
собран и нетрадиционный материал:
верёвки капроновые для завязывания узлов и плетения;
кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
щетки для волос, мыльницы типа «травка» - для массажа и самомассажа;
мозаики из пробок от пластиковых бутылок и коробок от сока;
клавиатура
от
компьютера,
кнопочные
телефоны
–
для
развития
дифференцированных движений пальцев рук;
«сухие бассейны» - емкости, наполненные горохом и фасолью, игрушками из
«киндер-сюрпризов» - для самомассажа кистей;
моталки,
веревки
с
ручками
на
концах
–
для
выработки
координации
вращательных движений.
Огромное
влияние
на
укрепление
здоровья
детей
имеет
музыка,
музыкотерапия.
Музыка
действует
особенно
на
гиперактивных
детей,
повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры
ребёнка.
В
группе
есть
фонотека
с
разнообразными
произведениями
классической, народной и детской музыки. Использую мелодии на занятиях,
перед сном и во время сна, игровой деятельности. Колыбельные мелодии
помогают успокоиться, расслабиться детям, они затихают и быстро засыпают.
Звуки природы «шелеста листьев», «шум моря», « птичий щебет», «журчание
ручейка» помогают снять у детей мышечное и эмоциональное напряжение.
Под
влиянием
музыки
дети
быстро
развиваются,
лучше
занимаются,
становятся более спокойными и исцеляются от болезней.
Театр является самой древней и мудрой школой жизни, нравственного
воспитания. Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний,
которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
В группе есть театрализованный уголок, в котором собраны различные виды
театров, костюмы разных героев, маски. Посредством сказочных образов, их
действий, ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций,
увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и
ценности, различать добро и зло.
Большой
оздоровительный
эффект
имеет
«Аромотерапия»
-
процесс
вдыхания ароматов. Вместе с родителями создали в группе «Фитобар», в
котором собрали различный природный материал: травы, плоды, веточки и
кору различных деревьев. Оздоровительные запахи природы активизируют
биологические процессы в организме ребенка. Запахи ели и сосны – очищают
органы
дыхания,
повышают
тонус.
Запах
березы
–
улучшает
работу
сердечнососудистой
и
дыхательной
системы.
Запах
крапивы
уничтожает
бациллы. Дети приносят в группу из леса букетики из веток берёзы, сосны,
можжевельника, цветов (букеты и в сухом виде очищают воздух).
Во время экскурсий и
прогулок знакомлю детей с лекарственными
растениями родного края, как они помогают людям во время болезни, как
ими лечатся животные и птицы. С детьми и родителями собрали гербарий
«Зелёная аптека».
В группе создан уголок «Неболейка», в котором находится оборудование
для
самостоятельных
занятий
спортом:
самодельные
тренажеры
для
коррекции зрения и развития дыхания, «дорожки здоровья», нетрадиционное
физкультурное
оборудование,
игры
по
закреплению
знаний
о
строении
человеческого тела и ОБЖ.
Любые знания ребенка с легкостью усваиваются в игре, так как игра
является
основным
видом
деятельности
в
дошкольном
возрасте.
Перечисленные ниже дидактические игры помогают мне закреплять у детей
знания
о
здоровом
образе
жизни,
формировать
правила
безопасного
поведения
на
дорогах,
при
пожаре
и
опасных
ситуациях.
Оформила
дидактические
игры:
«У
нас
порядок»,
«Спортивное
лото»,
«Наши
помощники», «Моё тело», «Дорожные знаки», «Тревожные сигналы», «Огонь
друг или враг» и другие.
Все эти игры учат контролировать себя и свое поведение, настроение,
закрепляют
культурно-гигиенические
навыки
и
заставляют
задуматься
о
своем здоровье.
Известно, что хороших результатов в воспитании детей можно добиться
только при тесном контакте педагогов и родителей. Поэтому, всю работу по
формированию у детей здорового образа жизни веду в тесном сотрудничестве
с
родителями,
которые
всегда
откликаются
на
мои
просьбы.
Использую
широкий аспект средств и способов взаимодействия с родителями. Благодаря
активной
помощи
мам
и
пап,
бабушек
и
дедушек
были
созданы
разнообразные интерьеры развивающей среды. В родительском уголке есть
постоянная рубрика «Уроки Айболита», в которой выставляю литературу,
брошюры, консультации, картотеки различных гимнастик и упражнений для
занятий
дома
с
детьми,
папки-передвижки.
Приглашаю
родителей
на
открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок.
Все это является органичной составной частью предметно-развивающей
среды,
которая
способствует
здоровому
развитию
детей.
При
правильно
подобранной
и
оформленной
развивающей
среде
у
ребенка
появляется
желание заботиться о своем здоровье, он сам «открывает» для себя разного
рода знания и правила укрепления и сохранения жизни.
Литература:
1.
Исаева С.А. Уроки здоровья. – Мурманск, 1996.
2.
Картушина
М.Ю.
Зеленый
огонек
здоровья.
Программа
оздоровления дошкольников. – М., 2007.
3.
Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. – М.,
2008.
4.
Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. –
Ростов-на-Дону.2005.