Модель развивающей предметно-пространственной среды
Автор: Шатина Жанна Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №14 г. Горно-Алтайска" Населённый пункт: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск Наименование материала: статья Тема: Модель развивающей предметно-пространственной среды Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
« ДЕТСКИЙ САД №14 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ГОРНО-АЛТАЙСКА»
Модель развивающей предметно- пространственной среды
средней группы «А»
« Цветочки»
Воспитатели: Татукова О.И.;
Шатина Ж.С.
г. Горно-Алтайск,2014г
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребёнка…
В Сухомлинский
Модель развивающей предметно- пространственной среды группы.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
разрабатывается
впервые
в
Российской
истории
в
соответствии
с
требованиями
вступающего
в
силу
01.09.2013г.
Федерального
закона
«Об
образовании
Российской
Федерации».
Стандарт
разработан
на
основе
Конвенции ООН «О правах ребенка», Конституции РФ, Законодательства РФ и обеспечивает возможность
учета региональных, национальных особенностей народов РФ. Ставиться новая цель в образовании:
воспитание,
социально-педагогическая
поддержка
становления
и
развития
высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Миссия
дошкольного
образования:
становление
и
развитие
личности
в
ее
индивидуальности,
уникальности,
неповторимости.
Стандарт
должен
нормативно
обеспечить
гарантии
равенства
-
возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.
В связи с этим, вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день
стоит особо актуально. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом
деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный
интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления
детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного
физического,
эстетического,
познавательного
и
социального
становления
личности
ребенка.
Роль
взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному
развитию личности ребенка. Организуя предметно - развивающую среду в группе необходимо учитывать
всё,
что
будет
способствовать
становлению
базовых
характеристик
личности
каждого
ребёнка:
закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и
коммуникативные
особенности,
уровень
общего
и
речевого
развития,
а
также
эмоционально
-
потребностной
сферы.
Правильно
организованная
развивающая
среда
в
группе
позволит
каждому
ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным
действиям
ребёнка
побуждает
не
взрослый,
а
предметный
мир.
Развивающая
среда
должна
быть
насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за
ребёнком
свободу
выбора. При
организации
развивающей
предметно-пространственной
среды
мы
учитывали требования ФГОС к развивающей предметно- пространственной среде:
1.Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Доступность среды, что предполагает:
2.1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный
процесс.
2.2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все
основные виды деятельности.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно
заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям
объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-
игровая
деятельность,
экспериментирование.
Обязательным
в
оборудовании
являются
материалы,
активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки,
модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы,
мензурки
и
прочее;
большой
выбор
природных
материалов
для
изучения,
экспериментирования,
составления коллекций.
Необходимы
материалы
учитывающие
интересы
мальчиков
и
девочек,
как
в
труде,
так
и
в
игре.
Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития
творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные
накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования
и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое
количество
«подручных»
материалов
(веревок,
коробочек,
проволочек,
колес,
ленточек),
которые
творчески используются для решения различных игровых проблем
Насыщенная
предметно-развивающая
и
образовательная
среда
становится
основой
для
организации
увлекательной,
содержательной
жизни
и
разностороннего
развития
каждого
ребенка.
Развивающая
предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником
его знаний и социального опыта.
Среда,
окружающая
детей
в
детском
саду,
должна
обеспечивать
безопасность
их
жизни,
спо собствовать
укреплению
здоровья
и
зака ливанию
организма
каждого
их
н и х .
В нашей группе :
1.Среда
выполняет
образовательную,
развивающую,
воспитывающую,
стимулирующую,
организованную,
коммуникативную
функции.
Но
самое
главное
–
она
работает
на
развитие
самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2.В
группе
гибкое
и
вариативное
использование
пространства.
Среда
служит
удовлетворению
потребностей и интересов ребенка.
3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4.Элементы
декора легко сменяемыми.
5.В группе предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.
6.Организуя предметную среду в групповом помещении учитываются закономерности психического
развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень
общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7 .
Ц в е т о в а я
п а л и т р а
п р е д с т а в л е н а
т е п л ы м и ,
п а с т е л ь н ы м и
т о н а м и .
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении учтена ведущая роль игровой
деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей,
периода
обучения,
образовательной
программы.
Предметная
среда
имеет
характер
открытой,
незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Среда в группе не только развивающая, но
и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, пополняется и
обновляется, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Развивающая
предметно-
пространственная
среда
Раздевалка нашей
группы
Познавательный
центр
Центр искусства и
творчества
Физкультурный
центр
Литературно-
речевой центр
Салон красоты
Центр уединения и
релаксации
Центр
кулинарии
Игровой центр
Центр
драматизации
Спальня
Центр природы и
экспериментирования
Мини-музей
Обстановка в нашей группе создана таким образом, чтобы предоставить ребёнку самостоятельно
делать выбор. Помещение разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное
количество материалов для исследования и игры. В группе имеются такие центры как: литературно
-речевой, природы и
экспериментирования, искусств и творчества, физкультурный, игровой, салон
красоты, центр уединения, центр кулинарии, центр драматизации, познавательный, дежурства, мини-
музей.
Модель развивающей среды в нашей группы создаётся с учётом следующих принципов.
1.
Принцип дистанции
2.
Принцип активности
3.
Принцип стабильности- динамичности
4.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
5.
Принцип индивидуальности и эмоционального благополучия
6.
Принцип эстетической организации
7.
Принцип открытости- закрытости
Работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке
группы , где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный
уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и
советы родителям; доска для детского творчества.
Познавательный центр расположен таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой
стороны, размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей. В
учебной зоне
центр искусств и творчества, природы и экспериментирования,
центр музыки. Такое
размещение
связано
с
тем,
что
расположенные
рядом
столы
и
стулья
позволяют
использовать
эти
«функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной
работе с детьми.
Центр
искусства
и
творчества
стимулирует
детей
к
опробованию
и
реализации
творческих
способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами,
обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого
потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих
способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени,
рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.
В литературно- речевом
центре находятся сказки разных народов, иллюстрации к сказкам,
произведениям. Книжный центр размещен рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать
книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц.
Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.
В
игровом
центре
дети
могут
конструировать
как
фантастические,
так
и
реалистические
сооружения. Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает развивать
математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем. Игровая
зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования
игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.
В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровой центр оснащен
уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными. Для девочек
должны быть швейные машинки, утюги, куклы, пупсы, игрушечный домик для кукол; для мальчиков –
наборы инструментов, солдатиков, военной техники.
Центр кулинарии предоставляет детям возможность исследовать свойства некоторых материалов,
опробовать новые блюда, ознакомится с новыми математическими понятиями. Кулинария даёт детям
живой жизненный опыт.
В центре драматизации имеются костюмы и предметы которые дают детям желание разыграть сценки из
реальной жизни. Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою
роль в мире. Театрализованная игра характеризует эмоционально-нравственные проявления ребёнка,
предоставляя возможность судить о его навыках общения. В театрализованной игре дети создают свой
мир, в котором действуют так, как им нравится. Для того чтобы усвоенные нормы поведения в обществе
стали привычкой, надо сделать игру эмоционально насыщенной. Преимущество театрализованных игр в
коррекции социально-эмоционального поведения заключается в том, что они являются активной формой
экспериментального поведения и обладают мощным социализирующим эффектом. Эти игры направлены
на ослабление внутренней напряжённости ребёнка, на осознание своих переживаний, приобретение
эмоциональной и поведенческой стабильности, способствуют формированию у детей
навыков
совместного
взаимодействия
со
сверстниками.
Взаимодействие
со
своими
товарищами
в
процессе игры ставит детей перед необходимостью выслушать и понять
другого, выразить своё мнение, учесть пожелания партнёров и скоординировать с ними свои действия.
Участвуя
в
серии
подобных
игр,
дети
постепенно
осознают,
что
успешно
решить
игровую
задачу,
получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнёромДля
освоения театрализованной деятельности целесообразно использовать следующие виды театра, которые
мы приготовили вместе с детьми и родителями:
1. Плоскостной театр на фланелеграфе («Кто в лесу живёт», «Теремок», «Репка»).
2.Игрушки из конусов («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»).
3. Игрушки-дергунчики (А. Барто «Игрушки»).
4. Театр игрушек из ложек («Жихарка»).
5. Игрушки из коробок («Три поросёнка»).
6. Театр кукол «Живая рука» («Колобок»).
7.Театр игрушек из яичной скорлупы (по сказкам К.Чуковского )
Театрализованная
игра
помогает
реализовать
потребности
ребёнка-дошкольника
в
положительных
эмоциях, любви, признании, новых впечатлениях, знаниях, умении чувствовать себя уверенно, общении
со
взрослыми
и
сверстниками,
взаимопонимании
и
сопереживании,
соответствии
положительному
нравственному
герою.
Вместе
с
тем
ролевые
игры
–
это
стимуляция
творческой
активности,
инициативности
и
самостоятельности
ребёнка
как
средство
снятия
тревожных
состояний.
Театрализованная
игра
позволяет
ребёнку
самовыражаться,
осваивать
важные
социальные
навыки,
способствует формированию у него норм поведения, что ведёт к правильному осознанию им своего
положения в обществе в дальнейшем.
Центр
природы
и
экспериментирования
создан
для
развития
у
детей
познавательного
интереса,
интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то
же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории
предполагает превращение детей в 'ученых', которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Дети
творят, мыслят и общаются.
С
целью
формирования
умения
выполнять
обязанности
дежурных,
воспитывать
положительное
отношение
к
труду,
самостоятельность,
создан центр дежурства . Чтобы дети могли самостоятельно
определять дежурных есть фотографии детей.
В группе имеется также центр уединения и релаксации . Центр призван решать благородную задачу
создания ниши покоя. Это то место в группе, где ребенок ощущает себя в безопасности, где он может
отвлечься от событий, сопряженных со стрессом. Цвета используемые в центре спокойные не кричащие,
пастельных оттенков. Для создания уединения используется ширма.
Для девочек также есть
«Салон красоты », который оформлен отдельно, как самостоятельный
центр
для
сюжетно-ролевой
игры
«Парикмахерская».
Имеются
принадлежности
для
парикмахера,
игровые предметы: фены, шампуни, крема, бигуди, накидки для клиентов и т.д. Этот центр может
использоваться для игры «Магазин бытовой химии».
С целью активизации двигательной активности дошкольников создан физкультурный центр , в котором
есть тренажеры, разные дорожки, мячи, скакалки и т. д. Для оздоровительных мероприятий - варежки,
камушки, для профилактики плоскостопия различные массажные дорожки.
В спальне
находятся кровати для дневного сна детей. Цвета в спальне спокойные, мягкие,
способствуют
расслабляющему
действию,
провоцирующие
на
сон
у
детей.
На
стене
неброская
композиция, которая способствует психологической, комфортной обстановке в спальне.
В группе создан мини- музей , для того чтобы знакомить детей с традициями и творчеством разных
народов.
Способствует
расширению
кругозора,
повышению
любознательности
и
приобщению
к
культурным ценностям, привития чувства патриотизма. Мини-музей результат общей совместной работы
воспитателей, детей и их родителей. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметно-
пространственной среды нашей группы.
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального
комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и
неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
.