"Проектирование и реализация культурных практик в образовательном процессе ДОУ"
Автор: Седельник Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ" Детский сад "Белоснежка" Населённый пункт: город Новый Уренгой Наименование материала: статья Тема: "Проектирование и реализация культурных практик в образовательном процессе ДОУ" Раздел: дошкольное образование
«Проектирование и реализация культурных практик в образовательном
процессе ДОУ»
Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне сделать – и я пойму»
(Конфуций)
Культурные
практики
–
это
ситуативное,
автономное,
самостоятельное,
инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение
различного
опыта
общения
и
взаимодействия
с
людьми
в
различных
ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми,
сверстниками
и
младшими
детьми.
Это
также
освоение
позитивного
жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы,
помощи,
заботы,
альтруизма,
а
также
негативного
опыта
недовольства,
обиды, ревности, протеста, грубости.
К
основным
культурным
практикам,
осваиваемым
дошкольниками,
относятся:
игра (сюжетная и с правилами),
продуктивная деятельность
познавательно-исследовательская
дея тельно сть
( о п ы т ы ,
коллекционирование, путешествия по карте…)
чтение художественной литературы,
практическая деятельность (трудовое воспитание)
результативные физические упражнения («физкультура»)
коммуникативный тренинг (развитие речи)
музицирование
В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора,
творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
Организация
культурных
практик
носит
преимущественно
подгрупповой
характер.
Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по
двум направлениям.
Культурные практики на основе инициатив самих детей. Это самостоятельная
детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе
сотрудничества
со
сверстниками.
Детская
активность
в
данном
случае
направляется на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на
возникшие
вопросы,
воспроизведение
способов
действий
и
апробацию
культурных образцов, норм, творческую реализацию замыслов, наблюдение,
исследование
заинтересовавших
ребенка
объектов,
индивидуальную
и
совместную
со
сверстниками
игровую,
художественную,
конструктивную
деятельность и др.
На самостоятельную деятельность детей в режиме дня отводится три-четыре
часа в день (в зависимости от возраста детей).
Культурные
практики,
инициируемые,
организуемые
и
направляемые
взрослыми.
Эти
культурные
практики
направляются
воспитателем
на
развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой
и
социальной
активности
дошкольников
и
основываются
на
поддержке
детских
инициатив
и
интересов.
Культурные
практики
проектируются
воспитателем
в
соответствии
с
решаемыми
образовательными
задачами.
Выбор
культурных
практик
связан
непосредственно
с
содержанием
комплексно-тематического
планирования
образовательного
процесса
и
направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и
деятельности,
чувств
и
позитивной
социализации
и
индивидуализации
дошкольников.
При их проектировании педагогу важно ответить на следующие вопросы:
—
Насколько
инициируемые
культурные
практики
позволяют
решать
поставленные образовательные задачи?
— Какие деятельностные умения осваивают дети?
— Какие творческие умения осваивают дети?
— Какие способы общения и сотрудничества осваивают дети?
— Какие чувства и эмоции развиваются у детей?
— Развивается ли самостоятельность и инициативность у детей?
Комплексно-тематическое
планирование
позволяет
органично
сочетать
культурные практики, инициируемые педагогом, и свободные культурные
практики,
инициируемые
детьми.
Ценность
тематического
планирования
состоит в возможности интеграции разного образовательного содержания,
активизации
познавательного
и
практического
опыта
детей,
объединения
детей
в
увлекательной
совме стной
игровой,
п о з н а в ат е л ь н о -
исследовательской, художественной и практической деятельности.
К
примеру,
для
развития
детской
инициативы
и
творчества
воспитатель
проводит
отдельные
дни
необычно,
в
рамках
единой
темы:
«День
космических
путешествий»,
«День
волшебных
превращений»,
«День
здоровья»
и
пр.
В
такие
дни
разные
виды
деятельности
и
режимные
процессы организуются в соответствии с выбранным единым тематическим
замыслом и принятыми ролями: «космонавты» готовят космический корабль
и снаряжение, едят космический завтрак, отправляются в путешествие по
незнакомой
планете,
разгадывают
таинственные
знаки
и
рисунки
инопланетян, рисуют космические пейзажи и сюжеты, делают из подручных
материалов
(коробочек,
пластиковых
трубочек
и
др.)
роботов,
проводят
экспериментирование с водой и магнитами, слушают космическую музыку,
стихи, загадки о космосе и пр. Во время космического путешествия дети
проявляют
заботу
друг
о
друге,
оказывают
помощь
в
случае
опасности,
учатся общаться с инопланетянами. При такой организации образовательного
процесса
происходит
органичное
соединение
культурных
практик,
инициированных педагогом и детьми.
Проектирование
культурных
практик
предъявляет
особые
требования
к
содержанию
и
организации
образовательного
процесса,
взаимодействию
взрослых
и
детей,
конструированию
предметно-пространственной
развивающей
среды.
Они
могут
быть
реализованы
через
событийно-
творческую
направленность
жизнедеятельности
дошкольников
в
детском
саду и выбор воспитателем тактики педагогического сопровождения ребенка
с учетом особенностей и проблем его индивидуального развития.
Событийный сценарий развития дошкольников в детском саду необходимо
выстраивать
как
систему
активного
решения
детьми
разнообразных,
постепенно усложняющихся, отвечающих актуальным детским потребностям
и интересам проблемных задач и ситуаций, побуждающих дошкольников к
проявлению
самостоятельности,
познавательной
и
коммуникативной
активно сти,
творче ству.
Это
требует
применения
л и ч н о с т н о -
ориентированных педагогических технологий развития культурного опыта
ребенка на разных ступенях дошкольного детства и создания эффективно
действующего сообщества детей и взрослых.
Из
опыта
работы
проблемный
подход
к
культурным
практикам
ребенка
показывает,
что
наиболее
целесообразный
путь
их
организации
—
проектный.
Исходным
пунктом
проектной
деятельности
могут
служить
детские интересы. Темы проектов в зависимости от интересов детей и задач
развития
затрагивают
разные
сферы
действительности
и
культурные
практики.
К
примеру,
проекты
«Зеленая
аптека»,
«Страна
Витаминов»,
«Азбука здоровья» имеют валеологическое направление и ориентируют детей
на культурные практики здоровье сбережения. Проекты «Моя семья», «Книга
друзей»,
«Вместе
весело
шагать»
связаны
с
социально-нравственным
развитием
детей
и
культурными
практиками
общения,
дружеского
взаимодействия
и
гуманистически
направленной
деятельности.
Проекты
«Волшебный
мир
природы»,
«Загадки
воды»,
«Мои
любимые
домашние
питомцы»
связаны
с
познанием
природы
и
культурными
практиками
познавательно-исследовательской
деятельно сти.
Л и т е р ату р н о -
художественное
направление
и
соответствующие
культурные
практики
преобладают в проектах «Моя любимая сказка», «Литературное лукошко»,
«Книжкина неделя».
Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что независимо от ведущей темы, в
каждом совместном проекте происходит интеграция детского опыта. Перед
детьми открываются возможности для осуществления культурных практик
познания,
совместного
творчества,
сотрудничества,
коммуникации,
эмоционального
обмена
и
взаимной
поддержки.
В
этом
проявляется
интегративная сущность культурных практик.
Результаты деятельности детей, в зависимости от темы проекта, могут быть
представлены
в
виде
выставки
детских
работ,
разнообразных
поделок,
макетов,
карт
путешествий,
настольных
игр,
рисунков,
фотоальбомов,
эмблем, детских сочинений (стихов, сказок, загадок), концертов, театральных
постановок,
самодельных
книг
и
пр.
В
каждом
проекте
презентация
результатов организуется с учетом детских предложений и инициатив, так
чтобы у детей возникало чувство удовлетворения от интересной совместной
деятельности,
радость
сотрудничества,
творчества,
взаимной
поддержки,
создавалось ощущение единой, дружной семьи.
Инициируемые воспитателем культурные практики предполагают насыщение
детской жизни разнообразными культурными событиями, которые открывают
для дошкольников новые грани активности, новое содержание жизни. Эти
культурные события дети не могут самостоятельно найти и организовать. К
ним относятся проектируемые педагогами тематические детские праздники, в
том числе этнической народной направленности, ярмарки и галереи-выставки
детских
работ,
фестивали,
спортивные
олимпиады
и
конкурсы
эрудитов,
детские
театрализованные
студии,
мастерские,
музеи,
организация
культурного досуга и т.п. Это также участие дошкольников в традициях
детского
сада:
празднование
дня
рождения
детского
сада
и
группы,
поздравление педагогов и сотрудников, праздники «Проводы зимы», «День
птиц», праздник выпускников «До свидания, детский сад» и др. Участие
дошкольников
в
увлекательных
культурных
событиях,
инициируемых
воспитателями,
не
проходит
бесследно.
Дети
начинают
активно
воспроизводить их в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в
играх, дополняя своей фантазией и новыми деталями.
В
нашем
детском
саду
мы
планируем
культурные
практики
после
сна.
Каждый день в перспективных планах запланировано чтение художественной
литературы,
сюжетно
–
ролевые
игры,
опытно
–
экспериментальная
деятельность,
рассматривание,
наблюдения,
свободная
изодеятельность,
конструктивные игры, что мы и осуществляем каждый день. Воспитатель
объявляет
детям,
какое
произведение
будет
читать
и
зовет
детей.
Кому
интересно,
дети
собираются
возле
воспитателя,
и
проводится
чтение
произведения.
Такая
культурная
практика
имеет
подгрупповой
характер.
Сюжетно
–
ролевые
игры
также
исходят
от
детей,
воспитатель
может
присоединиться и повернуть игру детей в нужное русло. Один раз в неделю
по
пятницам
проводятся
досуги.
Очень
часто
темы
культурных
практик
появляются из наблюдений. Например, на прогулке мы наблюдаем за снегом.
Дети начинают задавать вопросы: Почему снег бывает липким? Как он тает?
И много других вопросов. Тогда после сна наша группа превращается в
лабораторию, и мы исследуем на опытах то, что детей заинтересовало. Дети
сами
опытным
путем
отвечают
на
свои
же
вопросы.
Обычно
такая
деятельность захватывает всех детей. У детей могут возникнуть и такие
вопросы,
на
которые
мы
можем
найти
ответы
в
библиотеке.
Тогда
мы
организовываем
такую
экскурсию.
Также
темы
культурных
практик
возникают и во время НОД.
В
ходе
культурной
практики
дети
проявляют
любознательность,
задают
вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать
объяснения
на
возникающие
вопросы.
Дети
научаются
принимать
собственные решения, опираясь на свои знания, умений в различных видах
деятельности. И, самое главное, дети хорошо овладевают устной речью,
могут
выражать
свои
мысли
и
желания.
Таким
образом,
с
помощью
культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения
ФГОС ДО.
Я
считаю,
что
культурные
практики
помогают
детям
самообучаться,
развиваться и уметь находить ответы на все возникающие вопросы, тем
самым помогают подготавливать наших детей к взрослой жизни.
Литература.
1. Корепанова М.В. Проектирование и организация культурных практик в
дошкольном
детстве
//
Детский
сад:
теория
и
практика.
№
5,
2015.
2. Электронный ресурс: Социальная сеть работников образования.