Автор: Боронтова Светлана Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ7 Населённый пункт: город Киселевск, Кемеровская область Наименование материала: Консультация для воспитателей ДОУ Тема: Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ Раздел: дошкольное образование
Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все
хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой
нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то,
какими знаниями он будет обладать
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение
малыша
в
самостоятельную
деятельность,
развитие
его
воображения
и
любознательности.
Что
дает
познавательная
деятельность
В
детских
учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог
удовлетворить
свое
любопытство.
Чтобы
эффективно
развивать
познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и
проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы
она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития
ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство,
приобретает
опыт
взаимодействия
с
различными
предметами.
Ребенок
приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.
В результате этого активизируются психические и волевые процессы,
развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты
личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей
основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться
разработанных критериев
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
(ФГОС)
предъявляет
определенную
совокупность
задач
и
требований
к
качеству
образования и воспитания детей дошкольного возраста, а именно:
к
объему
образовательной
программы
и
ее
структуре;
к
соответствующим условиям, где реализуются основные моменты программы;
к
полученным
результатам,
которых
смогли
добиться
воспитатели,
обучающие
дошкольников.
Дошкольное
обучение
является
начальной
ступенькой всеобщего среднего образования. Поэтому к нему предъявляется
так
много
требований
и
вводятся
единые
стандарты,
которых
придерживаются
все
ДОУ.
ФГОС
является
опорой
для
того,
чтобы
разрабатывались планы и писались конспекты занятий, направленные на
познавательное развитие дошкольников.
Отличие
деятельности
малышей
от
школьников
-
в
отсутствии
аттестации. Детей не экзаменуют и не тестируют. Но стандарт позволяет
оценить уровни и способности каждого ребенка и эффективность работы
педагога.
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие
задачи:
-Поощрение
любознательности,
развитие
и
выявление
интересов
ребенка;
-Формирование
действий,
направленных
на
познание
окружающего
мира, развитие сознательной деятельности;
-Развитие творческих задатков и воображения;
-Формирование
знаний
о
самом
себе,
других
детях
и
людях,
окружающей среде и свойствах различных предметов.
Дети
знакомятся
с
такими
понятиями,
как
цвет,
форма,
размер,
количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и
следствие. Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие
культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках,
обычаях, традициях. Дошкольники получают представление о планете как
всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у
них
общего.
Ребята
узнают
обо
всем
многообразии
растительного
и
животного мира и работают с местными экземплярами. Формы работы по
развитию
познавательной
деятельности
Главное
условие
работы
с
дошкольниками
-
ориентироваться
на
их
возможности
и
развивать
деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства.
Воспитателю
следует
так
строить
занятия,
чтобы
малыш
был
заинтересован
в
исследовании,
был
самостоятелен
в
своих
познаниях
и
проявлял инициативу.
К основным формам, направленным на познавательное развитие по
ФГОС в ДОУ, относятся: личная вовлеченность детей в исследование и
разную деятельность; применение различных дидактических заданий и игр;
использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей
таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение
словарного
запаса,
формирование
мышления
и
памяти.
Познавательное
развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были
пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры.
Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся
ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа
воспитателей
по
познавательной
деятельности.
Утром
дети
приходят
в
группу. Первым делом проводится зарядка. Используются такие упражнения,
как:
"собери
грибочки",
"понюхаем
цветочки",
"лучики-лучики".
После
завтрака малыши работают с календарем природы и в живом уголке. Во
время экологических игр развивается активность и любознательность.
Во время прогулки воспитатель может использовать много подвижных
игр, причем происходит наблюдение за природой и ее изменениями. Игры,
основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний.
Чтение
художественной
литературы
расширяет,
систематизирует
знания,
обогащает словарный запас. В детском саду, будь то группа или участок, все
создано
так,
чтобы
развитие
познавательной
активности
проходило
естественно и непринужденно.
Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный
вопрос
имел
разные
ответы.
Если
в
советские
времена
мамы
и
папы
стремились
воспитать
послушного
во
всех
отношениях
«исполнителя»,
способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают
вырастить человека с активной позицией, творческую личность. Ребенок,
чтобы
он
в
будущем
был
самодостаточным,
имел
свое
мнение,
должен
научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу.
Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его
учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их
способах получения. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а
можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то,
высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче
Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет
ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт,
он
сможет
лично
в
этом
убедиться
и,
скорее
всего,
попробует
другие
материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется
первое рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без
сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать
знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это
только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному
выводу
гораздо
важнее.
Ведь
сомнение
–
это
дорога
к
творчеству,
самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. Как
часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы
спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое
мнение, сомневаться и искать ответ.
С
возрастом
у
малыша
меняются
возможности
и
потребности.
Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для
детей
разных
возрастов
должны
быть
различными,
соответствующими
исследовательским возможностям.
Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без
лишних деталей. Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы
становятся более многогранными, и большее место начинают занимать
образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно
увидеть
ребенка,
играющего
с
кубиками
и
представляющего
их
машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится
дорогой. В более старшем возрасте предметы и окружающая среда
усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-
символический материал выходит на первый план после 5-ти лет. А как
же малыши? Особенности познавательного развития у двух–трехлетних
малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой.
Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и
понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру:
форма,
цвет,
материал,
величина.
Детки
особо
охотно
играют
с
игрушками,
напоминающими
предметы
взрослых.
Они
учатся
орудовать
вещами,
подражая
маме
или
папе.
Средняя
группа
Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение
расширения
представлений
о
мире,
развитие
словарного
запаса.
Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа
оборудуется
с
учетом
выделения
необходимых
зон:
музыкальная,
природный уголок, зона книг, место для игр на полу. Весь необходимый
материал
размещается
по
принципу
мозаики.
Это
значит,
что
используемые
детьми
предметы
располагаются
в
нескольких
отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не
мешали
друг
другу.
Познавательное
развитие
в
средней
группе
предполагает
и
самостоятельные
исследования
детей.
Для
этого
оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал
о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть
книга, карточки, тематические игры. В течение года материал меняется,
чтобы
дети
каждый
раз
получали
новую
порцию
идей
для
размышления.
В
процессе
изучения
предоставленного
материала
малыши исследуют окружающий мир. Не забываем об эксперименте
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование
экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный
момент: во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании
легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на
песок - получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так
часто грязно. Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет
вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно. Дождь
может
идти,
когда
много
туч,
а
бывает
«грибной»,
когда
светит
солнышко. Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им пищу
для размышления. Темы по познавательному развитию выбираются с
учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства
предметов, то старшие дошколята, уже способны понять устройство
мира.