Автор: Чеснокова Инна Геннадиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ"Светлячок". Населённый пункт: р.п.Токаревка, Токаревский район, Тамбовская область Наименование материала: конспект НОД старшая группа Тема: тема:"О правах-играя". Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно-
образовательной деятельности
в старшей группе
по теме: О правах- играя».
Автор: Чеснокова Инна Геннадиевна, воспитатель МБДОУ «Светлячок»
р.п. Токаревка,Токаревского района, Тамбовской области.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,
«Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное
творчество».
Цель:
дать детям общее представление об их правах.
Развивающие:
Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
Рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Образовательные: Формировать представление о правах детей из книги
«Конвенция о правах детей».
Речевые:
Развивать связанную речь.
Воспитательные:
Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Демонстрационный материал:
Книга «Права ребенка», костюм Кикиморы,
избушка Кикиморы, «волшебное облако», аудиозапись голосов птиц.
Раздаточный материал:
шкатулка- с жетонами: «Имя», «Дом», «Лечение»,
«Обучение», «Любовь и забота», шарф и сердечки (нетрадиционная аппликация),
двухсторонний скотч.
Предварительная работа:
Беседы: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Правила жизни в семье», «Моя
семья», «Зачем нужны правила»,
Дидактические игры: «Правила доброты», «Могу, хочу, должен», «Кем быть»,
«Я не должен». Рассматривание иллюстраций: «Моя семья», «Профессии».
Чтение художественной литературы: В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое
плохо», стихи: И. Мазин «Давайте дружить», З. Александровой «Школа».
Работа с родителями: Консультация на тему: «Прежде чем воспитывать ребенка»,
«Десять заповедей родителей», родительское собрание на тему: «Права ребенка-
соблюдение их в семье», Анкетирование родителей на тему: «Я и мой ребенок» и
другие.
Ход НОД
Вводная часть.
Воспитатель и дети входят в группу(подходят к столу на котором стоит
посылка).
Воспитатель:
К нам в детский сад пришла посылка от Печкина. Он должен прислать
одну замечательную книгу. Которая называется : «Права ребенка». Эта книга расскажет
нам о правах детей, то есть о ваших правах .Вы хотите с ней познакомиться?
(ответы детей).
Воспитатель.
Давайте откроем посылку. Что такое? А книги здесь нет, а лежит
письмо. На конверте написано, что от Кикиморы. Давайте прочитаем , что она нам
пишет: «Малы вы еще права изучать. А эту книгу я почитаю сама». Вы согласны с ней
дети? (ответы детей ).
Воспитатель.
Ну и Кикимора! Отобрала нашу книгу и была такова. Что же нам теперь
делать? Давайте полетим к ней и вернем книгу. Кикимора живет в лесу, путь туда не
легкий, но нам поможет «волшебная тучка».(Дети и воспитатель переходят в зону
подвижных игр и подходят к тучке).
Воспитатель.
Садитесь по удобнее скорее и полетели. Мы полетим очень быстро,
закройте глаза, чтобы не слезились от ветра. Взлетаем. Давайте скажем волшебные
слова: «Раз, два, три тучка лети!». Держитесь крепче.(Звучит запись голосов птиц).
Слышите ? Птицы поют. Мы подлетаем к лесу. Открываем глаза. Приземляемся на
поляне. (Дети и воспитатель отправляются к дому Кикиморы.
Воспитатель.
Давайте подойдем к дому и постучим. (появляется Кикимора).
Кикимора.
Кто такие? Чего явились? Я гостей не жду.
Воспитатель.
Ой Кикимора, какая ты сердитая,, какой у тебя голос грубый и слова не
приветливые.
Кикимора.
Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились?
Воспитатель.
Давай посидим и поговорим. Мы пришли забрать свою книгу,
Которую ты у нас забрала.
Кикимора.
Ничего я у вас не брала. Вы на эту книгу никаких прав не имеете. Да и на
все права, которые в книге напечатаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя
Салтана и Соловья –разбойника. А еще дети, верящие в Бабу-Ягу и Кощея
Бессмертного, и одного с Бабой-Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот
так!
Воспитатель.
Как вы думаете, ребята, справедливо ли то, о чем говорит Кикимора?
Конечно, нет. Ведь все имеют равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у
вас цвет кожи, в кого вы верите. Так, что Кикимора ты не прав, верни нам книгу.
Кикимора.
Ой, ой! Умные какие! Ну-ка, ну-ка первый, подойди ко мне.
Воспитатель.
Кикимора, почему ты так страшно обращаешься к детям7 У них есть
имена, у каждого свое.
Кикимора.
Имена? А зачем? Зачем давать имена, они ведь все одинаковые, все
маленькие, обойдутся номерами.
Воспитатель.
Вы согласны, что вы все дети одинаковые?(ответы детей ). Что значит
иметь право на имя7 Как вы думаете?(каждому при рождении родители дают имя,
нам не нравится когда нас дразнят, ведь у людей такие красивые имена и т.д.).
Как вы должны обращаться друг другу?( по имени, ласково).
Как следует обращаться к взрослым людям?( по имени и отчеству и на вы).
Ну, что Кикимора, убедили тебя дети? Теперь ты согласна, что каждый ребенок имеет
право на собственное имя?
Воспитатель.
Тогда давайте представимся Кикиморе, а эхо нам поможет. А также
«волшебная шкатулка».
Игра «Эхо».
(Дети становятся в круг, поочередно произносят свои имена, а остальные
хором их повторяют ). Воспитатель вынимает из шкатулки жетоны с именами детей и
одевает им. (Дети садятся на пеньки).
Воспитатель.
Кикимора, верни нам пожалуйста книгу. Чтобы мы познакомились с
другими правами детей.
Кикимора.
Верну, если у кого-нибудь из вас мама работает в библиотеке.
Воспитатель. Это
почему?
Кикимора.
Потому что книги имеют право читать только дети библиотекарей, в
домах жить только дети строителей, а лечится только дети врачей.
Воспитатель.
Дети как вы думаете, справедливо то, что сказала Кикимора? (ответы
детей ).
Каждый ребенок имеет право на: ( лечение- дает жетон на «Лечение»).
Кто заботится о нашем здоровье? (ответы детей),
Как это происходит? (ответы детей ),
А если мы не будем заботится о нашем здоровье? Ч то произойдет?( ответы детей ).
Каждый ребенок имеет право на? ( на дом, воспитатель дает жетон «Дом»).
Как вы это понимаете? (ответы детей).
Как люди должны относится к своему дому? Почему? 9ответы детей).
Каждый ребенок имеет право на что? (на обучение- дает жетон «Обучение»).
Почему это право необходимо? (ответы детей).
Как вы это понимаете?
Каждый ребенок имеет право на что? (на любовь и заботу, воспитатель дает жетон
«Любовь и забота»).
Что значит любовь? (ответы детей),
Что значит забота? (ответы детей),
Кто заботится о вас? (ответы детей),
О ком заботитесь вы? (ответы детей),
Как можно поблагодарить тех, кто заботится о вас? (ответы детей).
Воспитатель.
А сейчас мы с вами проявим заботу и любовь с помощью игры «Согрей
птичку». (дети становятся в круг и под музыку выполняют упражнение, складывают
ладони и кладут туда птичку по очереди, тем самым имитируют заботу о птичке).
( Кикимора уходит к себе домой).
Воспитатель.
Сейчас вы почувствовали, как это приятно заботится и как это
ответственно.
Воспитатель.
Мне почему-то стало жалко Кикимору. Может она плохие поступки
совершает, что ее никто не любит, никто о ней не заботится? Ведь все имеют право на
любовь и заботу. Это право имеете вы все. Раздает жетоны в форме «Сердечек».
Давайте мы с вами проявим заботу о Кикиморе и подарим ей шарф сделанный
вашими руками, украсим его сердечками. (Дети украшают заготовленный из фетра
шарф и украшают его сердечками с помощью двухстороннего скотча).
Дети отправляются к дому к Кикиморы с подарком. Кикимора благодарит, отдает
детям книгу и дает им сладости).
Воспитатель.
Предлагает взять с собой книгу, сладости и отправиться в детский сад.
Возвращаются на «волшебной тучке».
Воспитатель.
Дети, вам понравилось наше путешествие? А что вам больше всего
понравилось? О каких правах вы сегодня узнали? (ответы детей). Молодцы!
Запомнили свои права. Мы еще встретимся с этой книгой. А сейчас дети нашей группы
подготовили для нас стихи.
***
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают,
Чтоб нас никто не смог побить,
Украсть, унизить и обидеть.
Как хорошо, что есть права!
Права останутся на веки.
Они помогут человеку,
Мир восстановят навсегда.
И у младенца есть права.
И у собаки, и у кошки тоже.
Без прав на свете жить не сможем,
Всегда нам право и везде поможет. К.Шамбур.