Напоминание

"НАШИ ПАЛЬЧИКИ УМЕЮТ РАЗГОВАРИВАТЬ"


Автор: Шевелева Лариса Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Звёздочка"
Населённый пункт: г.Морозовск, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "НАШИ ПАЛЬЧИКИ УМЕЮТ РАЗГОВАРИВАТЬ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА» Г.МОРОЗОВСК ПРОЕКТ «НАШИ ПАЛЬЧИКИ УМЕЮТ РАЗГОВАРИВАТЬ» / совместная деятельность учителя-логопеда, родителей и детей / Учитель-логопед Шевелева Л.М. г. Морозовск
Тема: «Наши пальчики умеют разговаривать». Вид проекта: Развитие мелкой моторики. Актуальность проекта: Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. По мнению М.И.Кольцовой, движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Примерно таков ход развития речи ребенка. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Формирование речевых областей будет совершенствоваться под влиянием кинестетических импульсов от рук, пальцев. Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых И.П.Павлова, А.Р.Лурия. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет о том, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Ученые доказали, что анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Это дает основание приравнивать ее к артикуляционному аппарату и судить о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции. Цель: Развитие мелкой и речевой моторики. Задачи: 1. Развивать пространственную ориентацию и координацию тонких движений кисти и пальцев рук посредством игр, способствующих развитию мелкой моторики. 2. Закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях и связной речи. 3. Формировать фонематический слух, звуковой анализ и синтез, лексико- грамматическую сторону речи. 4. Развивать внимание, память, мышление. 5. Воспитывать уважения и любовь в семье. Участники проекта: родители и дети старшей группы.
Формы и методы реализации проекта: - Консультация «Речь на кончиках пальцев»; - Пальчиковые игры из серии «Потешки»; - Рассматривание иллюстраций к сказкам; - Пальчиковый тренинг; - Дидактические игры: * с природным материалом / «Собери по звуку», «Плод и семя», «Шашки»; - Массаж пальцев рук с помощью подручного и природного материала; - «Крупа» и «пескотерапия»; План работы с родителями и детьми: 1-й этап декабрь: - познакомить родителей с различными видами массажа кистей и пальцев рук; дать разъяснительные рекомендации по правилам проведения массажа, объяснить цель и пользу массажа кистей и пальцев рук с природными материалами; 2-й этап январь: - провести пальчиковый тренинг, с целью формирования положительных эмоций у детей; сближения родителей и детей; 3-й этап февраль: - предложить родителям дидактические игры на развитие мелкой моторики, познакомить с методами «крупа» и «пескотерапии»; 4-й этап март: - провести с родителями и детьми игровой тест: «объединить речевые игры с играми, способствующими развитию мелкой моторики»; предложить родителям создать свои варианты дидактических игр; *варианты игр: * «Сколько слов со звуком / автоматизация; дифференциация / на картине» - отметить фасолинами / слова со «С»; * «Картинки из крупы, соли, песка» - нарисуй картину-отгадку на загадку; слова со звуком / рис – слова со «С» или со «Р»; * «Шашки» - на игровом поле делается ход крупой, косточкой с определенным звуком и называется слово с этим же звуком. Результаты: - посредством взаимодействия родителей и детей в играх формируются коммуникативные отношения; - посредством объединения речевых игр и игр на развитие мелкой моторики происходит процесс формирования фонематического слуха, развитие памяти, мышления, внимания; - посредством использования дидактических игр формируется и развивается
звуковой анализ и синтез слов, правильная лексико-грамматическая сторона речи. ТРЕНИНГ: «Рука – пальцы» на развитие мелкой моторики пальцев кистей рук Цель: Развитие мелкой моторики пальцев кистей рук. Задачи: 1. Развивать мелкую моторику кистей рук. 2. Способствовать развитию тонких движений пальцев рук. 3. Развивать пространственно-оптическое восприятие. 4. Формировать коммуникативные отношения детей и взрослых. 5. Способствовать развитию высших психических функций: память, внимание, мышление, речь, воображение. 6. Воспитывать положительные эмоции. Этапы: 1. Вводная беседа «Рука – что это?». 2. Психологический этюд «Руки ведут беседу». 3. Упражнения для пальцев рук. 4. Пальчиковая игра «Жили – были братья…». 5. Психологический этюд «Мое настроение». Содержание: 1. *Вводная беседа «Рука – что это?». - задать вопрос: Рука – что это? / орган тела /; - для чего она нужна? / выполнять различные операции: держать, шить, писать, бросать…/ - свойства руки? / подвижность, плавность /; - что рука значит для человека? / «помощник человека» /. * «Лицо – зеркало души человека», руки могут многое рассказать о человеке. Что же можно узнать о человеке по его рукам? / профессию, возраст, любимые занятия, настроение, состояние здоровья /; 2. Психологический этюд «Руки ведут беседу». - предложить рукам: * «поздороваться»; * «пожалеть»; - изобразить: * «радость»;
* «страх»; * «волнение»; * «силу»; * «веселье»; * «дружбу»; 3. Упражнения для пальцев рук. * «Узнай и покажи»: ребенку трогают, какой либо палец на одной руке, он не смотрит, но должен угадать палец и показать его на другой руке; * «Собери»: по команде быстро соединить: большой и средний пальцы; большой и мизинец; большой и указательный…; * «Возьми и удержи»: взять и удержать мелкую бусинку пятью пальцами, затем четырьмя, далее тремя, двумя, одним; большой мяч взять и удержать пятью пальцами, затем четырьмя, далее тремя, двумя, одним; * «Зеркало»: двое играющих, стоят напротив друг друга, один игрок на своей раскрытой ладошке загибает палец, другой игрок должен повторить это движение; * «Дружба»: два человека, должны быстро соединить ладони, поочередно соединяют пальцы, начиная от большого и до мизинца; сначала выполняют одной рукой, затем другой; 4. Пальчиковая игра «Жили – были братья…». - руки сжаты в кулак, на фразу раскрываем руку и показываем палец: Жили – были братья, Жили, не тужили, весело дружили: Старший в лес ходил, Там грибы искал. Указательный их чистил, Средний резал, Безымянный суп варил, А мизинец ел, да нахваливал. (возможны различные варианты пальчиковых игр); 5.Психологический этюд «Мое настроение». - нарисовать на ладошке свое настроение;


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!