Напоминание

Приемы развития памяти младших школьников на уроках русского языка


Автор: Егорова Наталья Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лицей"
Населённый пункт: город Урюпинск, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Приемы развития памяти младших школьников на уроках русского языка
Раздел: начальное образование





Назад





Методическая разработка

«Приемы развития памяти младших школьников

на уроках русского языка»

1. Общее представление о памяти.
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше могли воспринимать, переживать и делать. Иными словами память – это отражение человеческого опыта через запоминание, сохранение, воспроизведение. .Память- это поразительное свойство сознания , возобновление в нашем сознании про- шлой жизни , образов того, что когда- то произвело на вас впечатление. Ни одна психическая функция не может проходить без памяти. И сама память немысли- ма без других психических процессов. И. М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощуще- ния, восприятия, исчезают бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении младенца.. Без памяти для индивида не существовало бы прошлого, настоящее – непонятно, так как невозможно ничего запомнить, ничему нельзя научиться. Запоминая какой- либо образ, мысли, слова, чувства, движения, мы их всегда запомина- ем их в последовательной связи друг с другом. Без установления тех или иных связей невоз- можно ни запомнить, ни узнать , ни воспроизвести. В процессе запоминания и воспроизведе- ния исключительно важную роль играют смысловые связи: причина- следствие, целое- его часть, общее- частное.
2. Особенности памяти младших школьников.
Любой человек может развивать и совершенствовать свою память за счет разнооб- разных и эффективных запоминания , способов обработки информации. Эти приемы являются важной надстройкой над природной памятью. Мы можем назвать эту конструкцию культурной памятью. Наблюдая за своими учениками я вижу, что им приходится запоминать множество раз- нообразной информации .Это не только новые слова , термины , но и правила, формулы, схе- мы , стихотворения. Поэтому и приемы запоминания должны быть эффективными, доступными, разнооб- разными. Во – первых, надо всегда помнить ,что любой материал можно разделить на части. По- другому говоря , на группы. Приходя в школу, ученик не может пользоваться приемом деле- ния материала на части, он освоил только простейшее правило – повторение. Но в процессе обучения школьник приходит к осмысленному запоминанию, используя более сложные прие- мы. Один из таких приемов называется группировкой. Кроме того, материал можно разде- лить на четко обозначенные части – классы. Выделить животных и растения ,слова с орфо- граммами и словарные слова. В этом случае нагрузка на память уменьшается во столько раз, на сколько частей или классов был разделен необходимый для запоминания материал. Во – вторых, психика ребенка устроена таким образом, что любая новая информация помимо его воли затрагивает, цепляет уже известную ему информацию. Эти процессы, при- сущие абсолютно всем людям, называют ассоциациями. Для того чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ре- бенку вопрос : что напоминает тебе эта цифра, буква ,слово, рисунок? Не стоит отрицать, критиковать, отвергать полностью то, что предлагает ребенок, даже если на ваш взгляд предложенная ассоциация не является слишком удачной или приемлемой для педагога. Любая информация всегда содержит нечто, что может быть основой для запоминания. В этом качестве могут быть предложены даты, особые слова ,имена . Впервые данный прием запоминания был описан профессором Н. Барановским в 1946 году. Называет- ся данный прием поиском опорного пункта. Можно встретить разнообразные формы сокра- щения учебного материала. Это учебные плакаты, разнообразные схемы.
В процессе обучения используется такой прием, как аналогия. В ходе аналогии устанавливается сходство, подобие в определенных отношениях предметов, явлений в целом различных. В ряде случаев материал легче запоминать , изобразив его основное содержание виде схемы. Этот прием называют схематизацией. Разрозненную информацию легче запомнить ,если возможно объединение разрознен- ных частей , добавление материала от себя. Этот прием называется достраиванием материа- ла. Так же нельзя ни сказать о структурировании материала, при котором устанавливается связь внутри материала. Благодаря этому приему, изучаемый материал начинает восприни- маться как единое целое. Таким образом, память мы сравниваем с лесом, который может быть тихим, спокойным, лесом, который не растет , а может быть развивающимся , растущим. Когда ученик думает, анализирует материал, его мозг постоянно видоизменяется. Нервные окончания переплета- ются с соседними, как бы шепчутся друг с другом, как листья. В этом случае разные виды памяти участвуют в процессе запоминания, ученик быстро и успешно справляется с задачей. Когда человек запоминает материал, просто повторяя его, его мозг напоминает лес в ясную погоду. В этих случаях память не развивается, используют- ся ее природные возможности. Я хочу рассказать о особенностях памяти младших школьни- ков. У ребенка 7- 8 лет непосредственная память и опосредованная память существует как бы отдельно друг от друга. В чем же это проявляется? Для ребенка 7- 8 лет гораздо легче заучивать, нежели осмыслить данный к заучиванию материал .Появляется ситуация , когда применение самого способа запоминания требует больше сил , нежели запоминание без него. Вследствие этого применение способов обработки материала в целях повышения эф- фективности запоминания может дать противоположный результат. Это явление временно . Как правило, к концу младшего школьного возраста ( к 10- 11 годам) продуктивность опосре- дованной памяти гораздо выше продуктивности непосредственной. При этом есть некоторые отличия в запоминании между мальчиками и девочками. Девочки лучше запоминают любой материал, умеют заставить себя , настроить на запоминание, поэтому у девочек результаты произвольной механической памяти более высокие , чем у мальчиков. Мальчики более успешны в овладении или придумывании способов запоминания, поэтому в ряде случаев их опосредованная память более эффективна , чем у девочек. Младшие школьники могут классифицировать, группировать материал, искать ассоциа- ции, опорные пункты, составлять план. При этом очень важно, чтобы уроки доставляли ребенку радость .Педагог должен по- ощрять исследовательские наклонности ребенка, радоваться каждому вопросу ребенка, способствовать самостоятельному поиску ответов на вопросы. Активная мыслительная работа будет создавать необходимую атмосферу для процесса запоминания, способствовать развитию памяти ребенка. Важно помнить, что работа по развитию памяти в начальной школе не должна быть од- норазовой , фрагментарной, что первые , пусть даже самые малые успехи ребенка заслужива- ют поощрения. Не стоит огорчаться из- за первых трудностей, которые возникают на этом пути. В начале школьной жизни память является способностью в значительной степени опре- деляющей степень обучения, но в дальнейшем ситуация меняется. Процесс обучения начина- ет влиять на то, как и в каком направлении и какими темпами разовьётся память ученика. У этого явления есть закономерные причины. Память младшего школьника такова, что он может запомнить произвольно и непроизвольно, может заучивать материал но может и применять приемы запоминания. Семь лет – это уже возраст. Ребенок всячески демонстриру- ет свою избирательность, свое мнение, свою новую, школьную жизнь, стремясь занять более взрослую позицию. Именно в этот период он начинает осмысливать себя, свои способности,
свою индивидуальность. Память не должна являться исключением. Свои способности к запо- минанию и свои особенности ребенок должен осознавать сам, а взрослые должны ему в этом помочь. С особенностями запоминания связаны особенности восприятия и осмысливания детьми различного учебного материала. Мы уже знаем, что память заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом опыте ребенка. Каждый ученик за- поминает и воспроизводит материал по- разному. И не только лучше или хуже, а именно по- своему, ибо существуют индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по от- ношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые уча- щиеся очень хорошо запоминают стихи, но не могут запомнить математические формулы или правила по русскому языку. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать пра- вильный ответ, другие не могут быстро и легко воспроизвести, что когда- то запомнили. Та- кие учащиеся снижают темп урока,чем часто раздражают учителя, но торопливость в этом случае неуместна. Педагогу нужно проявлять терпение ,настроить ребенка на позитивный лад, дать ученику время подумать, собраться с мыслями .Если ученик не будет волноваться, успеет или не успеет он ответить на вопрос, пока учитель его не посадит на место- то посте- пенно он научится быстрее воспроизводить изученный материал. Существуют разные типы памяти. Словесно - логическая память выражается в преиму- щественном запоминании и воспроизведении теоретических положений , словесных форму- лировок. Образная память тесно связана с воображением. Всем известно, как по- разному пере- сказывают дети содержание кинокартин, книг. Каждый по – своему вспоминает экскурсии, походы. Одни перечисляют последовательность событий, воспроизводят объяснение экскур- совода или учителя. В пересказе других вы ярко увидите дорогу, по которой шел ребенок ,представите людей, с которыми он встретился. У одних детей более развито зрительное запоминание, они нуждаются в зритель- ном восприятии того, что нужно запомнить .Другие лучше запоминают то, что услышали или сами прочитали вслух. В процессе школьного обучения ребенку нужна и словесно - логическая , и образная, и слуховая, и зрительная память. Поэтому важно знать,какая память у ребенка слабее, чтобы развивать ее. При любом типе памяти нужно стремиться к развитию у детей прежде всего смыслово- го запоминания, в основе которого лежит установление смысловых, логических связей вну- три материала. У одних учащихся происходит смысловое, обобщенное запоминание, у других- запоминание отдельных деталей. Предложим детям небольшой ряд чисел. Числа таковы: 1, 4,7, 10, 13, 16, 19, 22, 25. За- поминают его ученики по - разному. Одни сразу улавливают связь и закономерность : цифры представляют собой математический ряд , каждое число которого больше предыдущего на 3- и мгновенно запоминают все числа. Другие никакой закономерности не улавливают , запоми- нают только путем простого повторения, не пытаясь найти какой-нибудь прием , облегчаю- щий этот процесс. Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом( ребенок запо- минает не все в равной степени, а преимущественно то, что для него существенно, важно), положительное отношение к запоминаемому. Вообще эмоции имеют большое значение в запоминании .Хуже всего запоминается то, что безразлично .То, что понравилось, то и хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствует развитию памяти. Поэтому для развития памяти школьни - ка, помимо специальных упражнений на запоминание важно пробудить интерес к знаниям, учебным предметам, развития положительного отношения к ним. Подведем итоги того, что было сказано выше. На основании вышесказанного мы можем
сделать следующие выводы: 1.Особую роль в процессах запоминания играет речь. То ,что мы можем выразить сло- вами обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято на слух или зрительно. Если кроме того, слова не просто выступают вербальной заменой воспринятого материала, а являются результатом его осмысления, т. е. если слово не название , а понятие ,содержащее в себе связанную с предметом существенную мысль, то такое запоминание яв- ляется наиболее продуктивным. Чем больше мы работаем над материалом, Чем больше мы думаем над ним, чем активнее пытаемся его представить зрительно, выразить словами, тем продуктивнее запоминание. 2. Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и чет- ко сформулированных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста, способствуют его лучшему запоминанию. В этом случае текст хранится в па- мяти дольше и запоминается лучше и точнее, чем когда вопросы задаются после прочтения текста. 3. Чем богаче стимулы - средства, которые учащийся использует для запоминания мате- риала, тем лучше произвольное запоминание и припоминание. 4. Чем больше умственных усилий ученик прилагает к тому ,чтобы организовать ин- формацию ,придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче запоминается матери- ал. 5. Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приемы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными для запоми- нания. На этом , в частности, базируется один из способов улучшения запоминания младши- ми школьниками учебного материала, который должен быть таким, чтобы он вызывал к себе интерес, привлекал их внимание. 6. Положительные эмоции способствуют припоминанию, а отрицательные наоборот, препятствуют .Опытным путем было доказано, что если ученик находится в приподнятом эмоциональном состоянии, то искусственное восстановление у него соответствующего эмо- ционального состояния при припоминании улучшает память. 7. Привычка к осмысленному восприятию материала также связана с улучшением памя- ти. Особенно большую пользу в совершенствовании памяти учащихся оказывают упражне- ния и задания по пониманию различных текстов, составлению к ним планов. 8. Младшие школьники способны классифицировать, группировать материал,искать ассоциации ,опорные пункты, составлять план. Активная мыслительная деятельность будет создавать необходимую атмосферу для процесса запоминания.
Приемы, способствующие развитию памяти на уроках русского языка.
Я хочу рассказать о приемах развития памяти , которые успешно применяются мной на уроках русского языка.
1. Прием « Рифмовка».
Приведу пример фрагмента урока русского языка в 3 классе. Тема урока: Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне. Этап урока: Развитие учебно - языковых и правописных умений. Упражнение « Договори словечко» - Послушайте рифмовку. Во время паузы вы должны договорить слово с чередующими- ся согласными в корне. Корни могут изменяться. Но родными оставаться: Бок ( бочок) , друг ( дружок), Ухо ( уши), пух ( пушок), Пущу ( пускать), лечу( летать). Какими нам слова считать?
Их будем однокоренными звать. Тема урока: Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. Этап урока: Итог урока. - Послушайте правило в стихах: Парные согласные – самые опасные! В корне ты их проверяй. Рядом гласный подставляй! - Когда буквы, которые обозначают парные согласные звуки, являются орфограммами? ( Если согласные звуки находятся в конце слова или перед другими парными по глухо- сти-звонкости согласными). - Как надо проверять написание букв согласных? ( Изменить слово или подобрать одно- коренное ,чтобы после согласного был гласный звук). Тема урока: Понятие об удвоенных буквах согласных. Тип урока: Урок открытия новых знаний. Этап урока: Мотивирующее введение в тему урока. - Напишите на листе фломастером те буквы, которые нужно запомнить в словах- отгад- ках. Где доска и парты есть, Чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, Это наш просторный( класс). Простудился я вчера, Голова болит с утра. Я закашлялся, охрип. У меня, наверно,( грипп) Вдоль дороги по бокам Липы, клены тут и там. Всем идти тут веселее. Этот путь зовут ( аллея). - Что объединяет эти слова? Поднимите ваши листочки. Какие буквы написаны? ( сс , пп, лл). - О каких орфограммах мы будем говорить сегодня на уроке? ( Об орфограммах – удво- енных буквах согласных). Тема: Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. Тип урока: Урок повторения, обобщения и систематизации материала; развитие речи. Этап урока: Развитие умений различать слова, разные в написании, но одинаковые в произно- шении. Упражнение « Различай на слух!». - Какие слова произносятся одинаково? Как вы напишите эти слова? Почему? Гири брат мой поднимает, Свою силу развивает. И на крыше мой флажок Развевает ветерок. К старости наш дедушка Очень поседел. Он в саду на бревнышко сел и посидел. Тема урока: Правописание букв безударных гласных в приставках. Тип урока: Урок открытия новых знаний. Этап урока: Развитие правописных умений. Выборочная запись слов с изученной орфограммой. - Запишите слова с орфограммой « Буква безударного гласного в приставке»,обозначьте ее. Если эти считалки вам знакомы, вспомните их до конца и расскажите. Станем думать и гадать, Как нам сосны сосчитать; Как не думай, ни гадай, Только нас догоняй. Зазвенела птичья трель, Закружилась карусель. Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зай- чик погулять. Тема урока. Приставки – про и – пра-, по - и па-, их правописание. Тип урока: Урок открытия новых знаний. Этап урока: Языковая разминка. Словарная работа с опорой на орфографический словарь.
- Прочитайте предложения, записанные на доске: о или а? На к_фтане к_рман , а в к_рмане б_нан. и или е? Сидел под с_ренью с_ньор Пом_дор И заодно охранял к_ридор. - Найдите в словаре слова в пропущенными буквами. - Каким словарем вы воспользуйтесь? ( орфографическим). - Запомните написание этих слов. - Спишите эти предложения.( проверяем с помощью сигнальных карточек) - В каких словах нужно запомнить написание двух букв гласных? ( ответы учащихся). Тема урока: Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов. Тип урока: Урок открытия новых знаний. Этап урока: Актуализация с элементами проверки домашнего задания. Мини- опрос. Есть такое определение в стихах: Корень слова- значимая часть. Над словами родственными держит власть. Выясни умело линию родства-Однокоренные подбери слова. - Расскажите свои сказки про корень. - Что такое корень слова? ( ответы ребят) Тема урока: Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень. Этап урока: Формулирование темы урока: Семьи из слов живут на Земле. По корню поймешь об их близком родстве. Не надо их сходства, дружок нарушать. И корни – близняшки с ошибкой писать. - О каких словах пойдет речь на уроке? Приведите примеры таких слов.
2. Прием « Расслабление».
Используя в своей работе данный прием, всегда вспоминаю слова великого французско - го философа Ларошфуко: « Если вы не способны найти покой внутри себя ,вы не найдете его больше нигде». Самая частая причина нарушений памяти – это тревога. Когда мы напуганы, то думаем только о предмете своего страха .Как это ни странно, один из самых сильных страхов, кото- рый блокирует работу памяти , - это страх забыть. Когда мы слишком сильно хотим не - медленно вспомнить что- то, происходит то же самое - воспроизведение блокируется. Возни- кает сильное чувство тревоги. И вот уже ученику не до того, чтобы вспоминать. Поэтому первое условие эффективной работы памяти - это расслабление и покой. Я приведу примеры расслабляющих упражнений, которые помогают учащимся расслабиться на уроке, снизить до минимума чувство тревожности, позитивно настроить их на учебную дея- тельность. Данные приемы создают позитивное настроение на уроке, способствуют лучшему запоминанию и припоминанию ранее изученного материала. Упражнения на расслабление мышц. 1.Поднимаем ноги параллельно полу .Носки вытягиваем. Ждем 10 секунд. Расслабляем- ся. Чувствуем тепло в мышцах стоп и ног. 2.Вытяните руки параллельно полу. Сожмите кулаки и одновременно напрягите мышцы рук. Удерживайте напряжение в течение 10 секунд. Затем расслабьте руки. Повторим то же с растопыренными пальцами. Удерживать в течение 10 секунд, затем расслабить. 3.Изображаем удивление. Откройте рот. Одновременно вытяните губы трубочкой, при этом широко откройте гла- за, как будто вы преувеличенно изображаете удивление. Постарайтесь не хмурить лоб. Сохраняйте такое выражение 10 секунд. Потом расслабьтесь. 4.Улыбка. Улыбаемся как можно шире в течение 10 секунд. 5.Данное упражнение я стараюсь проводить после урока физкультуры, чтобы после фи- зических упражнений привести тело и ум в состояние полного расслабления.
1. Садимся на стул. 2. Закрываем глаза и представляем любую картину: морской берег, спокойное озе - ро. Вы спокойно покачиваетесь на надувном матрасе или лодке, которая медленно дрейфу - ет По поверхности озера. Можно представить пляж и яркий солнечный день. Сделайте образ, который вы представили, ярким. 3.Дышите ровно. 4.Почуствуйте полный покой. Визуализация образов и самовнушение помогут снять напряжение на любом из этапов урока. 6. Упражнение « Настройся на успех». Предлагаю учащимся представить предстоящий урок в исключительно позитивном ключе. Повторяем все вместе: « Я готов к любым вопросам», « Я буду отвечать уверенно и понятно. Данные упражнения улучшают сосредоточение учащихся, ликвидируют чувство трево- ги, которое является одной из основных причин нарушения памяти. Негативные мысли мож- но вытеснить, переключившись на решение конструктивных задач.
3. Прием « Ассоциации».
Ассоциации - установление связей запоминаемого с чем- либо известным по сходству ,подобию , смежности или противоположности. Тема урока: Развитие умений видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. Тип урока: Урок развития умений и навыков. Этап урока: Словарная работа. Граммати- ческие задачи. - Что здесь написано? Чеснок- снок+ мода+ н = ? (чемодан). Д+ель+ филин- ли= ?( дельфин). - Запишите однокоренные слова, выделите орфограммы. - Как легче запомнить букву «о» в слове « чемодан?» ( Мода.) А букву «е» в слове « дельфин?» ( Ель.) - Выпишите из упражнения 4 , стр 53 и упр 52 предложения, в которых встречаются эти слова. Тема урока: Правописание букв безударных гласных в приставках. Этап урока: Языко- вая разминка. Игра « Ассоциации». Учитель диктует словарные слова ,дети записывают слово и к нему еще одно по какой – нибудь ассоциации. Надо ( выучить), лимон( кислый), абрикос ( сладкий), команда ( победила). - Как называются слова, которые я вам продиктовала? - Были ли среди подобранных вами слов слова с приставками? Тема урока: Развитие умения находить в слове окончание. Этап урока: Словарная работа. - Посему эти плоды получили такое название? Запишите слово, а рядом в скобках слово-ассоциацию, объясняющее название. Обращаю ваше внимание, что слова в скобках не объясняют происхождение данного слова. Черника( черная), костяника( косточка), ежевика( еж), земляника ( около земли),малина (маленькая). Тема урока: Закрепление знания порядка букв русского алфавита. Тип урока: Урок раз- вития умений. Этап урока : Актуализация изученного. Закрепление знания алфавита. Учитель загады- вает загадки про буквы. Задание:
-Запишите букву, о которой идет речь в загадке. Буква на букву дивится, Словно в зерка- ло глядится: « Сходство есть наверняка, Только нету языка».(с, э). Взялись за руки друзья И сказали: « Ты да я – Это мы!» А между тем Получили букву… (м) Эта буква « в антенну превратилась И на крыше очутилась» (т) Посмотри на колесо-И увидишь букву …(о) Чтобы «о» не укатилось, Крепко к столбику прибью. Ой, смотри-ка, что случилось: По- лучилась буква «ю».
Тема: Повторяем слоги и ударение. 1 класс
.Этап урока: Словарная работа. Разбираем упражнение 15 на странице 16. Ученики составляют и записывают слова ,ставят ударение подчеркивают гласные в без- ударных слогах. Куры, цыплята, гуси, утки, петухи, индюки. - Правописание слов « петух», «цыплята» надо запомнить. - Послушайте, как петух объясняет, почему он имеет такое название- петух. Петуха спросили дети: - Почему зовут вас Петей? Так ответил Петя детям: - Хорошо умею петь я. - Да, действительно, в отдельных районах нашей страны петуха называют певень , пе- вун. Далее запись под диктовку предложения: Наш петух умеет петь.( ассоциация слова «пе- тух» со словом « петь».
Прием « Осознанное запоминание»
Развитие памяти на уроках русского языка неотъемлемо связано с развитием речи. Поэтому подготовка к сочинению – важный этап, который служит осознанному запоминанию и воспроизведению сочинения. Приведем пример урока во 2 классе. Тема: Сочинение по картинке. Этап урока: Введение в тему урока. Знакомство с условным обозначением при упражнении 161 и картинкой. Учитель настраивает детей на новый вид работы- творческой, авторской- дети будут ав- торами своего произведения- сочинения по картинке. Развитие механизма антиципации. - Как вы понимаете слово « сочинение?» (составление, придумывание рассказа.) - А о чем будет рассказ ,как мы его будем составлять?( ответы детей) Актуализация изученного на уроках русского языка и литературного чтения. - Что такое рассказ ( Повествование о чем- то, текст.) - Какие вы знаете рассказы? Кто их авторы? - Сегодня рассказ вы будете придумывать сами, вы будете авторами. - Что такое текст? - Из каких частей он состоит? - Что должно быть обязательно у текста?( Заглавие.) - Что отражает заглавие?( тему тек- ста.) - Как оформляется текст на письме? Подготовка к сочинению. Рассматривание рисунка. Дети рассказывают, что видят на рисунке с опорой на вопро- сы. - Какие здесь герои? - Дайте им имена, клички. - Что происходит с ними? - Какая здесь может быть главная мысль? ( Все герои любуются закатом)
- - Подберите слова, которые помогут нам передать эту мысль. Эти слова называются опорными или ключевыми. Подбор ключевых слов. Дети назы вают, учитель записывает на доске: Петушок вечером солнце Бабушка отдыхать красное небо Внучка на крыше закат Кошка любоваться тишина - Каждой группе можно дать общие названия: герои, что с ними происходит, окружаю - щая обстановка. Имена и клички животным дети дают самостоятельно. Далее происходит устное состав - ление текста. Затем орфографическая подготовка. А) Правописание имен собственных. Б) Предлоги и приставки. Далее озаглавливаем текст, потом самостоятельно записываем текст. Сочинение по опорным словам или сочетаниям позволяет учащимся осознанно запо- мнить текст, развивать устную речь, оформлять ее с помощью предложений. На примере упражнения 121 рассмотрим, как проводится работа над сочинением. Сна- чала проводится коллективная работа . Определение темы и главной мысли, работа по содер- жанию. - Вспомните, что такое текст. - Что определяет тему текста? ( Заглавие). Прочитайте его - Предположите, о чем может быть текст. - Проверьте свои предположения по приведенным словосочетаниям. - Когда происходит действие ? - Где оно происходит? - Кто будет героем вашего рассказа? - Какая главная мысль должна быть отражена в вашем тексте? - Назовите слово, передающее главную мысль. Далее происходит работа над планом. - Сколько частей будет в вашем тексте? - О чем будет говориться в первой части? Во второй? В третьей? - Запишите опорные слова плана.( Вечер. Зима. 2. Сторожка лесника. 3. Хорошо). - Составьте предложения по опорным сочетаниям так, чтобы получился связный текст. ( Прослушивается 2-3 варианта). Орфографическая подготовка. - Найдите слова с орфограммами- буквами безударных гласных в корне слова . Подчеркните эти буквы, объясните написания. - Какие еще виды орфограмм вы увидели? ( Орфограммы - буквы согласных .) Самосто- ятельная запись текста. Самопроверка. Один из учеников может прочитать свой рассказ. ( по желанию.)
Прием « Игра в пословицы.»
Данный прием можно использовать на этапе речевой разминки. - Сейчас мы поиграем .Хотите? Я буду говорить начало пословицы, а ты должен про- должить. Итак: 1. Ученье свет – неученье тьма. 2. В гостях хорошо – дома лучше. 3. Все за одного – один за всех. 4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 5. Старый друг лучше новых двух.
6.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 7. Каков мастер – такова и работа. 8. Что посеешь – то и пожнешь. 9. Терпенье и труд все перетрут. Задание. Повтори пословицы, потом только начало пословиц. Повтори окончание по- словиц. Еще раз вспомни все пословицы, о которых мы говорили.
Прием « От слова к рассказу».
Данный прием можно использовать на этапе речевой разминки. - Я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их объединить. Придумай рассказ с по- мощью этих слов. ( Поляна, колесо, чашка, экскаватор ,нора , весна, ведро.) Задание: - расскажи рассказ; - перечисли все слова, которые я просила запомнить.
Прием « Покажи!»
Данный прием помогает развивать двигательную память, на уроках я его использую в качестве физкультминутки. - Вспомни , как будет прыгать собака за косточкой. Покажи! - Как двигается корова. Покажи! - Как может бодаеться бык. Покажи! - Как ты будешь подниматься по лестнице. Покажи! - Как останавливается машина у светофора? Покажи! - Как полицейский своей палочкой останавливает машину? Покажи! - Как дедушка по- правляет очки? Покажи!
Прием « Оживи букву».
Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверя- емыми орфограммами и научить их писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших за- дач, стоящих перед учителем. Особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания , поэтому с проблемой запоминания словарных слов я столкнулась. Проанализировав свою работу, я пришла к выводу: 1. Буква для ребенка, только что научившегося писать – лишь набор элементов, она «неживая», « неинтересная». Но есть прием, который помогает запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, точно подмеченной К.Д. Ушинским: « Ребенок мыслит образами». Для этого нужно « оживить» букву , создать ее «об- раз» в конкретном слове. И тогда буква «о» в слове « автомобиль» превратится в колеса, в слове « шоссе» - в дорожный знак. А в тетради появятся слова из привычных букв в сочета- нии с рисунком- буквой. А писать и одновременно рисовать – запоминать трудную букву будет интересно, весе- ло, легко: ты становишься волшебником – ведь обычная буква «о» превращалась то в цифер- блат часов, то в спасательный круг, то в планету. Например, в словах « автомобиль, шоссе, ко- рабль, космос». У меня создан комплект таблиц на словарные слова ,к которым можно применить дан - ный прием. Работа по данному приему осуществлялась в несколько этапов: 1. На доске записаны слова с пропусками букв. 2. Начинается поиск ответа на вопрос « Какую букву вставить в пропуск и поче- му?» Здесь начинается подбор проверочных слов , используется обращение к словарю и к предложенной учителем верной записи слова. 3.Ставилась задача учащимися: как запомнить непроверяемую букву правильно, легко,
быстро, интересно? 4. Осуществлялось решение учебной задачи по заданиям учителя типа « Приду- майте, на что похожа буква. Свяжите образ буквы со значением слова» 5. Совместный поиск лучшего варианта обыгрывания буквы. 6. Самый удачный рисунок- образ дети зарисовывают в тетради простым каранда - шом на месте пропуска. Учитель в это время выполняет рисунок мелом на доске. Слова « ракета» , « салют», « вокруг». Таким образом, проводилось закрепление новых знаний. По желанию учащиеся отвеча- ли на вопрос « Как запомнить букву в слове?» На этом этапе наблюдалась повышенная актив- ность детей, каждый стремился рассказать свой способ запоминания. А яркие готовые табли- цы помогали даже слабоуспевающим ребятам сделать эту работу ярче, интереснее. Рисунок выполнялся один раз в день знакомства со словом. Работа со словарными сло- вами велась затем на каждом уроке, но по объему она была невелика. Если учащийся затруд- нялся вспомнить букву , то с помощью таблицы или устного объяснения , как запомнить эту букву , одноклассники помогали ему. Словарные диктанты проводились один раз в две неде- ли .Их анализ показал целесообразность применения данной методики. Начинать работу по обучению запоминанию букв с помощью мнемотехники целесооб- разно на тематической группе слов « Огород» в начале 2 класса. К уроку учитель готовит корзинку с овощами ( морковь, помидор, горох, огурец). Фрагмент урока. - Пришла я сегодня в класс, а на столе корзина с овощами. Ее прислала нашему другу Почемучке бабушка. Почемучка захотел поблагодарить бабушку за посылку. Сел он бабушке письмо писать и стал старательно каждую сомнительную букву проверять. А в некоторых словах никак не проверяются – и как раз в тех, которые из письма не выкинешь. Давайте напишем эти слова и поможем Почемучке записать в пропуски пропущенные буквы. Учитель диктует слова, показывая овощи: корзина, овощи, морковь, помидор, огурец, горох. В тетрадях у детей появляется запись: к.рзина. , ов.щи ,м.рковь, п.м.дор, .гурец, г.рох. Путем подбора однокоренных слов учащиеся убеждаются в том, что безударные глас- ные в остальных случаях проверке не поддаются. Учитель сообщает, что правильность написания таких « упрямых» слов можно узнать в орфографическом словаре», а непроверяемые буквы в этих словах нужно запомнить. - Сегодня будем учиться запоминать слова вместе с волшебницей из сказки « Золушка» ( учитель показывает плакат с изображением ). - Помните, как она превратила тыкву в карету? А сегодня вместе с ней мы будем превращать буквы в рисунки. В слове « горох» нужно запомнить букву «о». Коснулась вол- шебница палочкой буквы и она превратилась… Догадались, во что? ( В случае затруднения учитель показывает горошину). Конечно, в горошину. Ведь буква «о» так похожа по форме на горошинку. Учащиеся рисуют на месте пропуска горошину и закрашивают ее зеленой ручкой или карандашом. Аналогично ведется работа со словами « овощи» и « огурец». В слове « помидор» - буква «о» превратилась в помидор , слово от радости запело: « Я- по-ми- до-р». Букву «и» нам поможет запомнить нота « ми» из песенки. Слово « морковь». Учитель заранее нарезает морковь кружочками и приставляет их в пропуск слова, записанного на доске. В результате в тетрадях учащихся появляется запись, в которой запоминаемые непроверяемые написания заменены рисунками. На этапе закрепления ребята с закрытыми тетрадями помогают Почемучке поставить буквы в слова .По памяти дети говорят , какую букву надо написать, и объясняют, как ее надо запомнить. Текст письма: « Дорогая бабушка! Большое спасибо за к..рзину с ..в..щами. Мне очень понравились и сладкий г..рошек, спелый п..мидор , хрустящий ..гурец и сочная м..рковь. До свидания. Почемучка.
Такой прием запоминания имеет много преимуществ , так как на уроке осуществляется обучение, за которое выступал великий Я.А. Коменский, который говорил: « Метод обучения должен уменьшать трудности обучения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало от дальнейших занятий». 2.Прием учит ребенка нестандартно, творчески мыслить, изобретать, высказывать свое мнение, видеть в слове необычное, нестандартно , эмоционально воспринимать слово
Прием « Составление алгоритма».
Этот прием позволяет учащимся с помощью определенных шагов , последовательно- стей , запомнить определенные действия. При изучении темы « Правописание букв безударных гласных в корне слова , после эта- па актуализации изученного , составляется алгоритм написания безударных гласных в корне. 1. Ответы на вопросы учебника на странице 91. 2. Составление алгоритма по вопросам учителя. Все шаги алгоритма можно по- следовательно вывести на слайде презентации или вывесить на карточках. 1 шаг. Читаю слово. 2 шаг. Выделяю корень. 3.шаг. Подчеркиваю буквы безударных гласных в корне. 4 шаг. Подбираю проверочные слова. ( Сколько безударных гласных в корне , столько проверочных слов). 5 шаг. Пишу слово, вставляю буквы. 6 шаг .Обозначаю орфограмму.
Диагностика культурной памяти младших школьников.
Как определить, дают ли положительный результат приемы, которые были описаны мной выше? Понять это можно, проводя диагностику культурной или опосредованной памя- ти. 1. Проведение подготовительного этапа. Для того, чтобы осуществить диагностику опосредованной памяти, необходимо предло- жить ребенку 30 картинок. Предлагаются такие изображения: диван, гриб, корова, умываль- ник, стол, ветка, земляника, ручка, лопата и грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом ,цветок, тетради ,телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, лодка, настольная электрическая лампа, картинка в раме, поле, кошка. 2. Диагностический этап. После того, как все картинки будут подготовлены ,раскладываем их на стол перед ре- бенком. Далее ребенку дается инструкция, с помощью которой учащийся вводится в курс дела. - Сейчас я тебе буду называть слова. Ты должен постараться их запомнить. Для того, чтобы тебе было легче запоминать ,можешь к каждому слову подобрать картинку ,которая по- может тебе это слово запомнить. Перечень из 15 слов: дождь, собрание , пожар, день, драка, небо, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд. После того, как ребенок к каждому слову подберет картинку, можно начать проверку ре- зультата .Воспроизведение должно осуществляться следующим образом. Вы показываете ре- бенку ( по одной) каждую из отложенных им карточек и просите вспомнить слово, которое он с помощью этой карточки запоминал. Оценка результатов. Если количество правильно названных слов равняется 12 и более, то это говорит о хоро- шем уровне культурной памяти младшего школьника. Если количество правильно названных слов 9-11, то продуктивность культурной памяти средняя. Если ребенком было названо 8 слов и менее, то продуктивность культурной памяти ниже среднего.
В ходе проведения диагностики учащиеся 3 класса показали следующие результа-


ты:

Выводы
На сегодняшний день разработано большое количество приемов для развития памяти младших школьников. Наблюдая за своими учениками , я пришла к следующим выводам: 1. Эффективность запоминания учебного материала можно повысить, используя разно- образные приемы запоминания. Диагностика учащихся на уровень развития культурной па- мяти доказывают это в полной мере. Только у одной ученицы продуктивность ниже среднего. Я связываю этот результат с индивидуальными особенностями данной ученицы. 2. Используя на уроках русского языка мнемотехнические приемы, ученики развивают не только память, но и речь, внимание , мышление. Эти психические процессы тесно пере- плетаются между собой. 3 На смену механическому заучиванию в процессе использования мной приемов разви- тия памяти, приходит осмысленное запоминание. Это активное запоминание. Например, перед тем, как заучить правило или алгоритм , подробно разбираем его, объясняем непонят- ные слова , фразы , делим на смысловые части. 4. Применение полученных знаний в деятельности - обязательное условие успешного запоминания , а следовательно и успешного обучения. Не каждому ученику от природы дается хорошая память, которая поможет освоить ему необходимый материал . Конечно, сейчас существует много способов хранения информации , однако, по моему убеждению, самое большое количество информации должно храниться в собственной памяти . Но не только хранить но и эффективно использовать полученные зна- ния в практической деятельности. Поэтому так важно тренировать память и ее развивать Применение мнемических приёмов значительно облегчает задачу запоминания инфор- мации, делает занятия для ребят интересными , способствует созданию ситуации успеха для каждого учащегося.

Список литературы.
1.Петровский.А.С, Введение в психологию. – М., Прогресс, 1999г. 2.. Дубровина И.В, Прихожан А.М., Зацепин В.Возрастная и педагогическая психология - М., Академия, 2001г. 3. Марцинковская Т.Диагностика психической жизни детей. – М., Линка - Пресс, 2012. 4..Смирнов А.А Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.-1.- М., Педагогика, 1987. 5. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т-2.- Ь., Педагогика, 1987. 6.Лапп. Исскуство помнить и забывать. – Питер, 2014. 7. Асмолова А.Г Мир восприятия и памяти. Культурно-историческая психология и конструирование миров, - М., - Воронеж, 1996. 9. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. Институтов /Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградова А.Д. и др.; Под ред. В.В. Богословского и др. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1981. 10.. Петровский А.В. Общая психология. – М., 1986. 11. Выготский Л.С Память и ее развитие в детском возрасте.. Лекции по психоло - гии. – М., Психология, 1999. 12. У. Джеймс. Память. – М., Психология, 2010г. 13. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. училищ, студентов пед. институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподго- товки пед. кадров. – М., Просвещение, 1990. 14. Данилова И.В., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведе ний., - М., Академия, 2016.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!