Напоминание

Составление логических рассказов по серии картинок


Автор: Кругляковская Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Каменск-Уральский
Наименование материала: Конструкт по развитию речи
Тема: Составление логических рассказов по серии картинок
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конструкт
организации совместной образовательной деятельности
Группа
: Средняя группа
Образовательная область
: Речевое развитие
Тема:
Составление логических рассказов по серии картинок
Образовательная

технология:
обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок методами ТРИЗ
Виды деятельности:
игровая, познавательная, коммуникативная
Учебно-методический комплект:

1.
Программа «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
3.
Сидорчук Т.А, Лелюх С.В, Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: методическое пособие 2-е изд., испр. и доп.-М. : АРКТИ, 2010с.: ил. (Растем умными (Технология ТРИЗ))
Формы организации:
фронтальная, индивидуальная.
Цель:
Развивать любознательность, инициативность, которые проявляются в построение логического рассказа по серии картинок в ситуации общения, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.
Планируемый результат:
Ребенок проявляет активность и самостоятельность; Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми
,
участвует в совместных играх; Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.
Задачи совместной познавательно-исследовательской

деятельности

Задачи с учетом

особенностей

воспитанников

группы

Воспитательные задачи:
воспитывать благоприятную языковую среду, дающую образцы.
Развивающие задачи:
Развивать слуховой анализатор и активную связную речь, развивать умения общаться и взаимодействовать со
Иван:
способствовать формированию активной связной речи (развивать диалогическую речь) 1
взрослыми и сверстниками.
Обучающие задачи

:
Развивать словарь (освоить значение новых слов (эмблема) и научиться употреблять новые слова, в соответствии с ситуацией, в которой происходит общение).
Костя
: формировать умения общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Принципы воспитания:

-
создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, - беседа.
Принципы обучения:
- принцип доступности, - принцип наглядности, - принцип систематичности и последовательности
Средства

воспитания

и

обучения:
Наглядные (картинки); музыкальные (звуки природы). 2
Последовательность деятельности Методы Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1.Этап

ознакомления

с

методом
Задача: организовать детей на предстоящую деятельность Беседа Звучит музыка. - Ребята, а вы хотите поиграть в следопытов и найти сюрприз?Тогда, я вам предлагаю поиграть в игру “Да? Нет?” Посмотрите, пожалумта, что это? Правильно - посылка, а как вы думаете, что в ней? Мы с вами в посылке нашли письмо, а кроме письма есть ещё что-нибудь в ней? Давайте посмотрим? Посмотрите это картинки, но они почему-то все одинаковые или нет? Дети приветствуют воспитателя Дети эмоционально реагируют отвечают на вопросы Готовность к совместной деятельности
2.Этап организации

системы игр и творческих

заданий по освоению

метода
Задача: побуждать детей на совместную деятельность Беседа Ребята, а вы бы хотели поиграть с картинками? Тогда давайте начнем Дети рассматривают картинки Дети отвечают на вопросы и высказывают свое мнение Дети играют, выражаю свои эмоции Дети демонстрируют знания в игре
2.1 Этап

“Паровозик из картинок”

Задача: -
научить ребенка раскладывать серию картинок, слева направо в одну линию; -по эмблеме (схеме) этапа узнавать игровое действие. - Развивать словарь (освоить значение новых слов (эмблема) и научиться употреблять новые слова, в соответствии с ситуацией, в Беседа Упражнение - Ребята, посмотрите, перед вами лежат картинки. Как вы думаете для чего они? - Тогда, я вам предлагаю разложить на ковре в произвольной последовательности в одну линию слева направо, т.е ( составить паровозик из картинок) Дети рассматривают картинки, разложенные на ковре Дети раскладывают серию картинок, слева направо в одну линию; по эмблеме (схеме) этапа узнают игровое действие.
которой происходит общение).
2.2 Этап

“Назови место, где

происходят события”

Задача: -
научить ребенка определять место действия объектов на каждой картинке и делать обобщение; -по эмблеме (схеме) этапа узнавать игровое действие. Беседа - Как вы думаете, в каком месте происходят события на картинке? Ребята, события всегда происходят в определенном месте, а места могут быть разными Посмотрите на эмблему и запомните, обозначающую место, где происходят события Дети отвечают на вопросы и высказывают свое мнение Дети определяют место действия объектов на каждой картинке и делать обобщение; по эмблеме (схеме) этапа узнают игровое действие.
2.3 Этап

“Определи время событий”

Задача

: -
научить детей определять время событий, изображенных на картинках, с уточнением времени года и части суток; -по эмблеме (схеме) этапа узнавать игровое действие. Беседа Как вы думаете, в какое время года происходит это событие? Правильно, ребята, а почему вы так думаете? А как вы думаете, в какое время суток происходит действие? Ребята, покажите эмблему, на которой это действие изображено. Правильно молодцы. Дети отвечают на вопросы и высказывают свое мнение Дети определяют время событий, изображенных на картинках, с уточнением времени года и части суток; по эмблеме (схеме) этапа узнают игровое действие.
2.4 Этап “Найди героев на

всех картинках”

Задача

: -
научить ребенка находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии; - учить делать обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы); -по эмблеме (схеме) этапа узнавать игровое действие. Беседа Ребята, присмотритесь к картинкам, как вы думаете, кто главные герои на этих картинках? Главные герои на этих картинках мальчик и девочка, потому что они изображены на всех картинках Давайте, придумаем им имена. Давайте, придумаем имя мальчику? Давайте, придумаем имя девочке? Расскажи, во что мальчик одет? Какого он возраста? Расскажи, во что одета девочка? Какого она возраста? Посмотрите, что еще нарисовано на этих картинках? Найди схему, обозначающую главных героев, на всех картинках? Дети отвечают на вопросы и высказывают свое мнение Дети находят сквозных героев и объекты на всех картинках серии; делают обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы); по эмблеме (схеме) этапа узнают игровое действие
2.5 Этап “Назови действия

героя и догадайся, зачем он

это делает”

Задача : -
научить детей Беседа Какие действия мальчика изображены на этой картинке? Для чего он это делает? А какие действия девочки изображены на этой картинке? Для чего она это делает? ребята, а как вы думаете, какой характер у мальчика и у Дети отвечают на вопросы и высказывают свое мнение Дети называют действия героев и делать умозаключения, с какой целью
называть действия героев и делать умозаключения, с какой целью совершаются эти действия; - учить делать обобщения (у всех героев есть какая-то цель и для ее достижения они совершают определенные действия); -по эмблеме (схеме) этапа узнавать игровое действие. девочки? Найдите эмблему, обозначающую нашу игру Ребята, мы молодцы, я тоже так думаю совершаются эти действия; делают обобщения (у всех героев есть какая-то цель и для ее достижения они совершают определенные действия); по эмблеме (схеме) этапа узнают игровое действие.
2.6 Этап “Что за зачем?”

Задача: -
учить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки; -по эмблеме (схеме) этапа узнавать игровое действие. Беседа Упражнение Ребята, пододвиньте к себе ту картинку, которая вам больше всего нравиться? Как вы думаете, какая картинка будет первой? Найдите ту картинку, где мальчик и девочка строят песочный замок? Куда ты ее поставишь? Какая картинка будет последней? А попробуйте, теперь разложить картинки как кадры из фильма? Как будто, мы снимаем фильм? Найдите эмблему, что сначала, что потом? Дети выкладывают в правильной последовательности картинки Дети устанавливают логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки; по эмблеме (схеме) этапа узнают игровое действие.
2.7 Этап “Составь рассказ”

Задача

:
- учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок; -по эмблеме (схеме) этапа узнавать игровое действие. Беседа Ребята, а давайте попробуем составить совместный рассказ по серии картинок. 1Однажды… 2В таком-то месте…. 3 4 Делали… для того….. чтобы… 5 Потом ребята…. делали….. 6 7 8 Дети составляют рассказ с помощью картинок Дети составляют связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок; -по эмблеме (схеме) этапа узнают игровое действие
2.8 “Заключительный этап”

Задача

:
научить ребенка выделять последовательность действии, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок Беседа Ребята посмотрите, эта запись похожа на секретное письмо. Как вы думаете, мы сможем прочитать это секретное письмо? Дети рассказывают, высказывая свою точку зрения Дети выделяют последовательность действии, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок

3.Этап продуктивной

деятельности

Задача:
организация продуктивной деятельности Практическая работа Ребята, а вы хотели бы нарисовать замок, который можно построить из песка? Дети начинают рисовать Садимся прямо, чтобы спина была прямая. Дети рисуют замок из песка Дети проявляют активность в продуктивной деятельности
4.Этап рефлексии
Задача: учить детей анализировать свою деятельность беседа Ребята, какое настроение у вас сегодня было? Что мы делали? Как мы это делали? Зачем мы это делали? Дети высказывают свое мнение Дети проявляют активность и инициативность в игре
5.Этап оценки уровня

творческих работ
Задача: побуждать детей к обсуждению своих действий Оценивание работ Ребята, вам понравилось рисовать? А какая я вам больше из работ понравилась? А мне понравились все работы, ребята вы молодцы Дети отвечают на вопросы высказывая свое мнение Дети проявляют инициативность, отвечая на вопросы


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!