Автор: Александрова Лариса Леонидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №133 "Рябинка" Населённый пункт: г.Ульяновск Наименование материала: статья Тема: "Значение игры для развития психики дошкольника" Раздел: дошкольное образование
д о ш к о л ь н и к а .
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются
в
ведущей
деятельности
дошкольного
возраста
–
сюжетно-ролевой
игре.
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или
иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых,
воображаемых
условиях
воспроизводят
(или
моделируют)
деятельность
взрослых
и
отношения
между
ними.
То
есть
в
сюжетно-ролевой
игре
удовлетворяется потребность быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра –
наиболее
сложный
вид
деятельности,
который
ребенок
осваивает
на
протяжении дошкольного возраста. Основная характеристика игры – наличие
воображаемой ситуации. Наряду с сюжетно-ролевой игрой развиваются и
д р у г и е
в и д ы
и г р ,
г е н е т и ч е с к и
с в я з а н н ы е
с
п о с л е д н е й .
В
игре
наиболее
интенсивно
формируются
все
психические
качества
и
особенности личности ребенка.
Проблеме игры, ее значению для формирования база личностной культуры
ребенка, организации игровой деятельности посвящены многочисленные
исследования в области дошкольной педагогики. Исследованием игры в
своих трудах занимались Ф. Фребель, М .Монтессори, СЛ. Рубинштейн,
Л.С. Выготский, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин, Р.И.Жуковская, С.Л. Новоселова,
Н.Я.Михайленко, Д.В.Менджерицкая, Т.А. Мааркова и др.
Игра, по мнению Ф.Фребеля порождает у ребенка чувство свободы, радость,
довольство «покой в себе и около себя». Игра позволяет ребенку проявить
собственную активность, полнее реализовать себя в повседневной жизни.
С.Л. Рубинштейн писал, что в жизни ребенка игра является тем видом
деятельности, в которой формируется его личность. Игра первая
деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии
личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего
содержания. Далее он утверждал, в результате ребенок в процессе игры
развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет
потому, что развивается, и развивается потому, что играет . Игра – практика
развития.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и
всех психических процессов – от элементарных до самых сложных.
Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои
сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и
больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого.
Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать
импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника.
Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в
мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой
для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок
начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра
способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и
представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок
становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных
сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности
человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые
действия происходит мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы
используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли
воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом
пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к
творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в
процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания
и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать
совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие
общения детей в этот период.
В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом
приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды
деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с
игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков
вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат
продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она
освобождается от игры.
Огромное значение игры для развития всех психических процессов и
личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта
деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.