Напоминание

"Значение игры для развития психики дошкольника"


Автор: Александрова Лариса Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №133 "Рябинка"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Значение игры для развития психики дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад





З н а ч е н и е

и г р ы

д л я

р а з в и т и я

п с и х и к и

д о ш к о л ь н и к а .
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется потребность быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра – наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Основная характеристика игры – наличие воображаемой ситуации. Наряду с сюжетно-ролевой игрой развиваются и д р у г и е в и д ы и г р , г е н е т и ч е с к и с в я з а н н ы е с п о с л е д н е й . В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Проблеме игры, ее значению для формирования база личностной культуры ребенка, организации игровой деятельности посвящены многочисленные исследования в области дошкольной педагогики. Исследованием игры в своих трудах занимались Ф. Фребель, М .Монтессори, СЛ. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин, Р.И.Жуковская, С.Л. Новоселова, Н.Я.Михайленко, Д.В.Менджерицкая, Т.А. Мааркова и др. Игра, по мнению Ф.Фребеля порождает у ребенка чувство свободы, радость, довольство «покой в себе и около себя». Игра позволяет ребенку проявить собственную активность, полнее реализовать себя в повседневной жизни. С.Л. Рубинштейн писал, что в жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания. Далее он утверждал, в результате ребенок в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет . Игра – практика
развития. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходит мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом
приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры. Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!