Автор: Баннова Алла Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №75" Населённый пункт: г.Саратов Наименование материала: Статья Тема: Первые шаги в мир "ФГОС ДО" Раздел: дошкольное образование
«Первые шаги в мир «ФГОС ДО»
Баннова Алла Викторовна
Место работы:
МДОУ «Детский сад №75»
Г.Саратова
Должность: воспитатель
E-mail: bannovaav2112352@letomail
Тел.: 89271045083
Аннотация
В статье, рассматривается обобщающий опыт работы педагога по
организации образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС ДО.
Показано использование в образовательном процессе с детьми старшего
дошкольного возраста инновационного метода - проект. Представлена
последовательность работы над проектом, его результативность.
Раскрываются методы и приемы в работе с дошкольниками, используемые
в образовательной деятельности. Вашему вниманию предлагается
перечень образовательно-развивающей проектной среды. В статье
рассматриваются пути формирования интеллектуальных и личностных
качеств детей в ходе образовательного процесса.
Ключевые слова
Стандартизация дошкольного образования, познавательно-
исследовательская деятельность, инновация, групповой проект,
развивающая образовательная среда.
С момента введения Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования с 1 января 2014г.
работаем в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 75» г.Саратова. Когда сталкиваешься с нововведением,
сразу возникает много вопросов. Каких ждать перемен? Как повлияет и
скажется на педагогической деятельности становление в обществе новой
системы дошкольного образования.
ФГОС ДО базируется на Федеральном законе «Об образованиив
Российской Федерации», вступившим в силу 1 сентября 2013 года,
где дошкольное образование признается первым и важным уровнем
общего образования. 1 октября 2013г. в приветствии президента РФ
Владимира Путина участникам и гостям съезда работников дошкольного
образования говорится: «Для развития системы российского дошкольного
образования, обеспечения его качества и доступности,повышения
социального статуса работников образовательных учреждений, в регионах
России проводится большая, значимая работа по внедрению в детские
учреждения передовых образовательных методик и технологий. Нужно в
полной мере использовать огромный опыт и замечательные традиции
отечественного дошкольного образования, которыми по праву славится
наша страна".
В чём же особенности Стандарта дошкольного образования? ФГОС
ДО разработан для того, чтобы обеспечить каждому ребенку дошкольного
возраста, проживающему на территории РФ - полноценное развитие и
достижение такого уровня развития, который позволит ему быть успешным
при дальнейшем обучении.
Как по-новому подойти к работе по организации образовательного
процесса в ДОО?
Стандартизация дошкольного образования не предусматривает
предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста. Теперь
достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и
навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе
обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Развитие
ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности, так как
дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к
результатам освоения программы.
С появлением нового Стандарта для организации современного
образовательного процесса в ДОУ возникла необходимость ввыборе
основной программы, а также выбора парциальных программ, разработке
новых приемов и методов обучения.
В нашем дошкольном учреждении мы стали широко использовать
метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое
мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование,
опытно – исследовательскую деятельность, решение головоломок. Работая
в инновационном режиме, педагоги нашего детского сада находятся в
активном творческом поиске, осваивают эффективные технологии
обучения, воспитания, развития творческих способностей воспитанников,
экспериментируют и исследуют, стремясь повысить результаты своего
труда.
Инновационной деятельностью стала разработка и участие в
проектах. Нами были осуществлены проекты для реализации, которых
требовалась неделя «Волшебница вода», а также проекты для достижения
целей, которых требовался целый год, например проект «Хлеб – всему
голова». Тему проекта мы выбрали не случайно. Наш детский расположен
на территории НИИСХ «Юго – Востока». С институтом нас связывает
давняя дружба. Сотрудники регулярно приглашают наших детей на
экскурсии в лаборатории, где проводятся многочисленные исследования, на
метеостанции, сельскохозяйственные поля. Целью проекта было создание
условий для развития познавательных и творческих способностей детей,
формирования у них представлений о выращивание хлеба. Мы
предполагали, что если дети увидят своими глазами, какой долгий путь
должен пройти хлеб, чтобы попасть к нам на стол, то будут с огромным
уважением относиться к хлебу. Планируемый результат оправдал наши
ожидания. Дети с лёгкостью могут рассказать историю хлеба и никогда не
допускают небрежного с ним отношения.
У нашего детского сада много интересных соседей. Рядом с нами
расположился знаменитый Дендрарий. Наши воспитанники знают, к
примеру, что все деревья Катальпа, именуемые в народе «банановые», и
произрастающие в г.Саратове выросли из саженцев, выращенных в
Дендрарии. Если у нас запланирована познавательная деятельность, мы с
удовольствием отправимся на свежий воздух, в гости. Дети своими глазами
смогут увидеть диковинные и редкие кустарники и деревья.
«Поле» для познавательной деятельности наших воспитанников
велико. Неподалеку от детского сада расположился «Ботанический сад».
Путь к нему лежит через дорогу, что даёт нашим ребятам возможность
вспомнить правила дорожного движения, рассмотреть все дорожные знаки,
«лежачих полицейских», а также правильно выстроить своё поведение на
дороге и самим принять верное решение, где безопаснее всего перейти
дорогу. Благодаря, целевым прогулкам в Ботанический сад, дети узнают не
только о местных достопримечательностях, но и о том, что берёза может
иметь листочки не только сердцевидной формы, но и форму листьев
похожих на ладошку. Такие экскурсии непременно расширяют горизонт
знаний наших воспитанников. И, конечно же, дети получают
положительные, неизгладимые впечатления, о которых обязательно
поведают своим близким.
Педагоги и воспитанники нашей организации стали принимать
активное участие как в конкурсах на уровне ДОУ, так и в многочисленных
международных и всероссийских конкурсах. В музыкальном зале у нас
представлены и всегда функционируют тематические выставки творческих
работ детей. В холле весят стенды, на которых любой желающий, может
видеть почётные грамоты, сертификаты победителей различных
номинаций, как среди педагогов, так и их воспитанников. Стенды
периодически обновляются, что говорит о большом количестве
талантливых и одарённых детей в нашем детском саду.
Конечно, мы хотели порадовать наших ребят, в первую очередь
старались создать современное, предметно-развивающее пространство,
чтобы у детей было место для игр, для раскрытия их огромного
внутреннего потенциала.
Нами были учтены основные требования и основные принципы
организации среды. Все пространство в группе разделено на определенные
зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко
трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих
материалов (книг, игрушек, материалов для творчества, природных
материалов). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков постоянно
обновляется в соответствии с тематическим планированием
образовательного процесса. Обустроены различные уголки, разной
направленности: «уголок для художественного творчества»,
«музыкальный», «театрализованный», «уголок природы», «уголок для
исследовательской и познавательно - экспериментальной деятельности» и
др. Мы оказываем огромное внимание на насыщенность и разнообразие
игровой среды. Был расширен выбор материалов для «Центра сюжетно-
ролевой игры». Дети с удовольствием играют в разнообразные игры, такие
как: «Студия красоты, Супермаркет, Поликлиника, Семья, Гараж, Стройка,
Почта России» и многое др..
Нами был создан игровой «мини – музей по ПДД», где представлены
различные макеты улиц, машины легковые и грузовые, а также набор
спецмашин, дорожных знаков. Детям предоставляется огромный выбор
настольно – печатных игр по тематике. Это даёт детям в игре возможность
оказаться как на месте водителя, так и принять на себя роль пешехода.
Образовательный процесс в ДОУ - это системный, целостный,
развивающийся во времени целенаправленный процесс взаимодействия
взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер,
направленный на достижение социально-значимых результатов,
призванный привести к преобразованию личностных свойств и
качеств воспитанников .
В основе образовательного процесса лежит планирование. Это научно
обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает
ему содержательность, определенность, управляемость.
В своей работе мы опираемся на активность, развитие инициативы,
самодеятельности детей.
Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего
времени нахождения ребенка в дошкольной организации . Это и:
Совместная деятельность педагога с детьми;
Образовательная деятельность в режимных моментах;
Организованная образовательная деятельность;
Самостоятельная деятельность детей.
Вся
образовательная
деятельность
находит
отражение
в
календарном плане педагогов.
Образовательная
деятельность
осуществляется
в
различных
видах
деятельности и охватывает образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Главная
особенность организации образовательной
деятельности
в
ДОУ на современном этапе это уход от
привычной модели - учебной
деятельности. Мы всё чаще организуем образовательную деятельность в
форме познавательной игры с включением в игровой процесс эффективных
форм
работы
с использованием ИКТ.
Представляем детям проблемно-
обучающую ситуацию в рамках интеграции образовательных областей, и
просим их самостоятельно найти решение.
Качественный
результат
образовательной
деятельности
зависит,
прежде
всего,
от
личности
взрослого,
который
создает
эмоционально
насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний. А
задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных
качеств детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей
интегрировано.
Организованную образовательную
деятельность
представляем
себе
как организациюсовместной деятельности педагога с детьми. Работа может
проводиться как с одним ребенком, с подгруппой детей так и с целой
группой детей.
Помимо организованной о б р а зо ват е л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и нами
запланирована и образовательная деятельность в режиме дня. В каждом
р е ж и м н о м
м о м е н т е ,
н а
к а ж д ы й
д е н ь
п р о д у м ы в а е м
конкретные организационные ситуации, как правило, в форме игры или
увлекательного игрового упражнения.
Взаимодействие
образовательного
учреждения
с
семьей
с
введением ФГОС приобрело новое , более сильное значение. Выстраивая
взаимодействие с родителями, развиваем и используем как традиционные
формы,
так
и
современные формы:
анкетирование,
опрос,
"почтовый
ящик", круглый стол, что даёт нам возможность наладить тесный контакт и
лучше узнать друг друга.
Современный
детский
сад
не
может
обойти
инновационные
технологии при взаимодействии с семьями воспитанников . С этой целью в
нашем
саду
разработан
сайт,
на
страницах
которого
родители
могут
познакомиться
с
темой
недели,
по
которой
работает
детский
сад,
получить консультациии
изучить
практический
материал
по
теме,
ознакомиться с презентацией о проведении
итоговых мероприятий на
территории ДОУ.
Таким
образом,
внедряя
в
практику
новые
формы организации
образовательного педагогического процесса в ДОУ, мы надеемся, что тем
с а м ы м повысим
уровень
образованности
наших воспитанников.
Результатом реализации требований ФГОС должна стать системная работа,
и мы находимся еще только на пороге этого большого пути.
Список литературы:
1.Приказ
Минобрнауки
от
17.10.2013г.
№1155
«Об
утверждении
ФГОС ДО».