Автор: Гаджиева Нурана Нофар Кызы Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ДС №14 " Солнышко" Населённый пункт: Тюменская область, город Нижневартовск Наименование материала: Методическая разработка Тема: "В здоровом теле, здоровый дух!" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 14 « Солнышко».
Выполнила:
Гаджиева Нурана Нофаровна.
Проект «В здоровом теле здоровый дух!»
Цель проекта :
Повышение
психолого-педагогической
компетенции
родителей
в
области
физического
развития малышей.
Задачи :
•
Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни, навыки гигиены и
профилактики
заболеваний.
•
Укреплять
здоровье
детей
в
течение
дня,
используя
здоровьесберегающие
технологии.
•
Информировать
родителей
о
проводимых
оздоровительных
мероприятиях
в
режимных
моментах.
•
Формировать навыки закаливания организма, воспитывать чувство взаимовыручки,
стремление
оказывать помощь другу.
•
Уточнить знания, из каких частей состоит тело человека, познакомить с ролью органов
чувств,
систематизировать представления детей о частях тела (материалы: мяч).
•
Продолжать
использовать
в
работе
нетрадиционные
формы
оздоровления
детей
-
песочная терапия,
игры
с
водой
(использован и е
стол а
«Песок-вода»),
использование
метода
сказкотерапии,
использование методов нетрадиционного
рисования (рисование пальчиками, ладошками).
•
Систематизировать представления детей о частях тела (материалы: мяч).
Актуальность
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и
физического
развития
детей
дошкольного
возраста.
Сохранение
и
укрепление
здоровья
подрастающего
поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему.
За последние десятилетия состояние
здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы
детского здоровья нуждаются в новых подходах.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Ожидаемые результаты :
-
создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по формированию у
детей основ здорового образа жизни;
-
сохранение и укрепление здоровья
детей;
-
появление интереса у родителей к проблемам оздоровления
детей.
Этапы проекта :
Перв
ыйэ
т
а
п -
по
д
г
о
т
о
в
ит
е
л
ь
н
ый
-
подбор методической литературы, иллюстративного материала по данной
теме;
-
разработка
серии
конспектов,
комплекса
мероприятий
по
оздоровлению
детей,
методических
рекомендаций для родителей по формированию здорового образа жизни
детей;
-
привлечение
внимания
родителей
к
проблеме
оздоровительной
работы
с
детьми
младшего
дошкольного возраста.
Втор
ойэ
т
ап –
о
с
н
о
в
ной
-
использование разработанных мероприятий и конспектов в работе с детьми;
-
организация работы с родителями.
Тр
е
т
ийэ
т
а
п –
з
а
к
л
ючит
е
л
ь
н
ый
-
презентация выставочных работ детей младшего дошкольного возраста.
СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Пре
д
варит
е
л
ьная
раб
о
т
а
:
консультация для родителей «Здоровая семья – здоровый малыш». (приложение
14)
индивидуальная беседа с родителями о закаливании детей: «Если хочешь быть
здоров… »
(приложение 2)
изготовление папка - передвижка в родительском уголке с подробным описанием
пальчиковых,
дыхательных игр, гимнастики для глаз) (приложение
семинар - практикум для родителей «Использование пальчиковых, дыхательных
игр, гимнастики для
глаз для укрепления здоровья детей».(приложение 1)
родительское собрание «О здоровье всерьёз» (приложение 3)
чтение художественной литературы: потешка «Водичка-водичка», К.Чуковский
«Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», Я.Аким «Мыло» (приложение 12)
утренняя гимнастика с элементами босохождения, бег, ходьба (приложение 9)
закаливающая
гимнастика после дневного сна ( приложение 9)
физкультминутки (приложение 10)
подвижные игры на свежем воздухе (приложение 8)
ежедневные прогулки - наблюдения (приложение 11)
игры которые лечат: песочная терапия, игры с водой (использование стола
«Песок-вода»),
использование
метода
сказкотерапии,
использование
методов
нетрадиционного рисования (рисование пальчиками, ладошками). (приложение 13)
игра - занятие «Тело человека» (приложение 4)
дидактическая игра : «Ты – моя частичка» (приложение 5)
использование картотеки пальчиковых, дыхательных игр на занятиях с детьми, в
режимных моментах.
(приложение 6,7)
выставка детских творческих работ (приложение
I. Семинар - практикумдляродителей
Приложение 1
« Использование пальчиковых , дыхательныхигр , гимнастикидляглаз
дляукрепленияздоровьядетей ».
Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих
полноценному
развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.
Задачи :
Формировать у родителей элементарные представления о роли пальчиковой
дыхательных игр,
гимнастики для глаз в психофизическом развитии ребенка.
Оборудование : пальчиковые игры «», «», шнуровки, «Сухой бассейн» (с разными
наполнителями:
крупа, зернобобовые), упражнения для глаз.
Ход :
Беседа с родителями . Вопросы:
1.
Занимались ли Ваши родителями с Вами пальчиковой гимнастикой? Как?
2.
Играли ли Вы сами с Вашими пальчиками? Расскажите как?
3.
Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.
На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на
них, можно
регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец
–
сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок,
большой палец – голова.
Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно
влиять на соответствующие этой точке орган
человека.
Па
л
ь
ч
иков
а
я
гимна
с
тика:
•
Способствует овладению навыками мелкой моторики;
•
Помогает развивать речь ребенка;
•
Повышает работоспособность коры головного мозга;
•
Развивает
у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память,
воображение;
•
Снимает тревожность.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непрерывно связанно с умственным
развитием детей,
развитием их речи.
Главное требование : в играх рукой, её кистью, пальчиками мы равно должны
заботиться о
развитии правой и левой руки.
II. Индивидуальные беседы
« Закаливаниедетей »
Приложение 2
Закаливание - это повышение устойчивости организма к неблагоприятным
воздействиям внешней среды.
Закаленные
дети
не
боятся
переохлаждения,
перепадов
температуры воздуха, влияния ветра. У них резко
снижается за болеваемость.
Закаливание
можно
проводить
различными
способами,
в
том
числе
воздушными
или
водными
процедурами.
Вода
обладает
более
сильным
действием
на
организм,
чем
воздух.
Так,
действие
воды
с
температурой около 26 градусов приравнивается к
воздействию воздуха с температурой около 5 градусов.
Что дает закаливание ?
Если же ребенок приучен к холоду, то реакция сосудов меняется, вплоть до
обратной: под влиянием
холода
сосуды
закаленного
человека
вначале
суживаются,
а
потом
резко
расширяются.
В
какой
момент
закаливания происходит такое изменение
реакции сосудов -
через месяц,
полгода или неделю?
У каждого
ребенка это
индивидуально.
Для достижения наибольшего эффекта закаливания необходима постоянность
воздействия
и
постепенное
(не
резкое!)
повышение
его
интенсивности. Если
остановиться
на
одной
и
той
же
интенсивности
нагрузки,
например, поливать
ребенка
постоянно
водой
одной
и
той
же
температуры,
не
снижая
ее,
или
проводить
процедуры
редко (несколько раз в месяц), то эффекта от такого закаливания не будет.
Самая трудная
задача - установить первую нагрузку для малыша. Она не должна быть
слабой, ибо тогда она не эффективна;
она
не
должна
быть
чрезмерно
сильной
(стрессовой), так как известно, что стресс подавляет иммунитет.
Контрастные процедуры
не следует прерывать и во время болезни!
Итак, лучше
начинать
с
контрастных
процедур. Их
не
стоит
прерывать
даже
во
время
болезни
малыша, так как они способствуют скорейшему выздоровлению.
Полагаю, что для успешного закаливания не
стоит останавливаться на одних контрастах.
Для
некоторых
детей
можно
предложить
следующий
вариант:
перед пробуждением
ребенка в ванну заранее наливается холодная вода. Как только ребенок просыпается, он
из
постели, теплый, окунается в ванну, затем закутывается в простыню, сразу одевается и
приступает к остальным
гигиеническим процедурам. При контрастных процедурах
существенно улучшается кровоток в носоглоточной
области. Поэтому при разрастании
аденоидов и хронических тонзиллитах показаны контрастные процедуры в
сочетании с
питанием.
Почему холодовое воздействие на стопы закаливает ?
Почему же ребенок перестает болеть после таких процедур? Происходит
следующее: сосуды стоп под
влиянием холода суживаются и обязательно одномоментно
суживаются сосуды носоглоточной области. Если
человек не закален - возникает острое
респираторное заболевание (вирус внедряется в клетки носоглоточной
области). А у
закаленного человека - наоборот, в ответ на холод происходит вначале сужение, а потом
резкое
расширение мелких сосудов стоп и, рефлекторно, - сосудов верхних дыхательных
путей.
Уверена,
что
эта
процедура
доставит
вам
огромное
наслаждение.
Особенно,
если
вы
будете
выполнять
ее
всей
семьей.
Необязательно делать
ее каждый день.
Можно два
раза
в
неделю,
но
с
удовольствием,
с
радостью.
Не
удивляйтесь, что через некоторое
время, глядя на падающий снег, вы ощутите огромное желание выйти на улицу и
постоять на снегу.
Особенно если у вас неприятности или плохое самочувствие.
О солнечных ваннах .
В начал е беседы я умышленно не упомянула еще один фактор
закаливания -
солнечные ванны. Раньше
солнечные и воздушные ванны широко использовали для
закаливания детей. В связи увеличением радиации во
многих
местностях,
к
солнечным
ваннам
нужно
относиться
более
осторожно.
Но
все
же
летом
надо
как
можно больше
раздевать детей, оставляя покрытой только головку.
Водные процедуры на природе .
Очень хорошо дать возможность бегать босиком, особенно утром. Замечательным
эффектом закаливания
обладает
хождение
босиком
по
росе. Как
можно
больше
разрешайте ребенку бегать по воде на речке,
на
озере, на пруду. Не надо специально
загорать; лучше раздеть малыша, и пусть он бегает, попадая то в тень, то
на солнце. На
речке не заставляйте его сразу купаться. Дети очень любят играть на песке около воды,
они сами
заходят в воду,
стоят в ней.
Дайте
им самим проявить желание искупаться.
Тогда они не боятся воды и с
удовольствием
купаются. Можно обливать
детей
прямо на
улице. Хорошо
рано
утром
поставить
ванну
с
холодной водой (лучше из колодца) на
солнце, затем днем, перед обедом, дать малышу поплескаться в ней, а
потом облить его
холодной водой и зайти в дом. Для детей раннего возраста,
страдающих рахитом,
хорошо
сделать песочницу и расположить ее так, чтобы рано утром она была на солнце, а
попозже, когда ребенок выйдет
на улицу, оказалась в тени. Ребенку очень полезно сидеть
и играть на теплом песке в тени. Спать летом в саду
хорошо всем детям, но только не на
ярком солнце, а в кружевной тени деревьев.
Используйте для закаливания все возможности !
Хорошо закалить городского ребенка можно и летом, и зимой. Используйте для
этого все возможности,
в том числе - зимние и летние походы в лес, н а речку,
на
рыбалку. Чем больше будет малыш общаться с
природой, тем спокойнее и здоровее он
будет себя ощущать.
Приложение 3
I. Родительскоесобрание натему
« Оздоровьевсерьёз »
Цель: познакомить родителей воспитанников с основными факторами,
способствующими укреплению и
сохранению здоровья дошкольников в домашних
условиях
и условиях
детского
сада. Формирование
у
родителей
мотивации
здорового
образа
жизни,
ответственности
за
свое
здоровье
и
здоровье
своих
детей,
повышение
мастерства родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних
условиях.
Развивать чувство единства, сплоченности.
Ход собрания
I.
Организационный момент - вступительное слово
Воспитатель : Нам очень приятно, что вы нашли время и откликнулись на наше
приглашение.
В современном
обществе, предъявляются новые, более высокие требования
к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям
и
способностям. Забота
о
здоровье
ребенка
стала
занимать
во
всем
мире
приоритетные
позиции.
Это
и
понятно, поскольку
любой стране нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но
и
здоровые.
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего
дошкольного учреждения.
Такой ребенок обладает хорошей сопротивляемостью
организма к вредным факторам среды и устойчивостью к
утомлению,
социально
и
физиологически
адаптирован.
В
дошкольном
детстве
закладывается
фундамент
здоровья
ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения,
осанка,
а
так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические
качества, вырабатываются черты
характера, без которых невозможен здоровый образ
жизни.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как
самих себя, так и
детей. Так что же взрослые могут сделать, для того чтобы приобщить
детей к здоровому образу жизни? Это
мы с вами постараемся выяснить во время нашей
встречи. Позвольте прочитать вам стихотворение.
Болеет без конца ребёнок.
Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.
-
Ведь я его с
пелёнок
Всегда в тепле держать стремлюсь.
В квартире окна
даже летом
Открыть боится – вдруг сквозняк,
С
ним то в больницу, то в аптеку,
Лекарств и
перечесть нельзя.
Не мальчик, словом, а страданье.
Вот так, порой,
мы из детей
Растим тепличное создание,
А не бойцов – богатырей.
1.
В дальнейшей разговор пойдет о закаливании .
Родителям предлагается поделиться опытом по проведению закаливающих процедур,
профилактических мер по
предупреждению болезней.
Воспитатель : Вывод
ясен:
если
вы хотите видеть
своего ребенка здоровым –
надо
постоянно, каждодневно
уделять
время
для
закаливающих
процедур. В “минимум”
закаливания входит обязательное использование не
перегревающей одежды, воздушные и
водные процедуры, гигиена одежды и обуви.
2.
О роли прогулок в жизни ребенка
Ведущая : О благотворном действии прогулок на свежем воздухе писал А.С. Пушкин
“Друзья мои! Возьмите посох свой,
Идите в лес, бродите
по долине,
И в дому ночь глубок ваш будет сон”.
Ежедневные
прогулки
детей
могут
и
должны
быть
эффективным
методом
закаливания
ребенка.
Так как
потребности растущего организма в кислороде более чем в 2 раза
превышает таковую у взрослых.
Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной, дыхательной и
пищеварительной системы,
но и в крови возрастает количество эритроцитов и
гемоглобина. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и
подвижными играми. Дети
должны гулять не менее 3-х раз в день не менее 4 часов в день, летом неограниченно.
Примерное решение родительского собрания:
•
создать
необходимые
условия
для
реализации
потребност и ребенка
в
двигательной
активности
в
повседневной жизни (срок – постоянно, отв. – воспитатели,
родители);
•
равномерно распределять физическую и умственную нагрузки в течение дня (срок
– постоянно, отв. – воспитатели, родители);
•
систематически интересоваться полученными знаниями детьми по формированию
здорового образа
жизни и закреплять их дома (срок – постоянно, отв. – родители);
•
организовать дома режим дня и питание, приближенное к детсадовскому (срок –
постоянно, отв. – родители);
•
в выходные дни обязательно организовывать прогулки вместе с детьми.
•
Систематически проводить закаливание ребенка в условиях семьи.
Приложение 4
IV. Игра занятие « Тело человека »
Задачи :
-
формировать представление о себе, как о человеке (у меня есть тело,
тело
нужно, чтобы жить; из каких частей состоит мое тело?);
-
расширять словарный запас: люди, человек, голова, туловище, ноги, руки, ходить,
бегать,
брать, бросать, наклоняться;
-
развивать умение соотносить свои движения со словами песенки;
-
воспитывать навыки культурного поведения;
-
вызывать интерес к дальнейшему познанию себя.
Материалы : картинки с изображением тела человека; с изображением основных
движений, выполняемых
руками,
ногами;
картонная
кукла,
природный
материал,
бросовый
материал,
геометрические
фигуры,
колумбово яйцо, яблоки по количеству
детей.
Ход занятия .
Дети сидят на стульчиках на ковре. Перед ними мольберт, на котором воспитатель
согласно ходу беседы вывешивает картинки по теме.
Воспитатель :
-
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в
страну,
которая называется « Человек». На Земле живет много людей. Все они разные. Но они
имеют свое тело и
этим похожи друг на друга.
Тело человека состоит из головы, туловища, двух рук и двух ног. Какими
возможностями обладает
тело человека? Оно гибкое, подвижное. Человек способен
управлять им. Голова соединяется с туловищем при
помощи шеи. Проверим, нужна ли она
нам. Сядьте прямо и запомните то, что видите. ( Дети запоминают). А
теперь
поворачивайте голову то в одну сторону. То в другую. ( Дети выполняют). Вы видите
столько же или
больше? Зачем нам нужна шея? ( Ответы детей). Она обеспечивает голове
подвижность. Руки. Что умеют руки?
Готовят еду. Гладят кошку. Ноги. При их помощи
мы стоим и ходим.
А теперь я предлагаю вам выполнить следующие упражнение. Называется
оно « Покажи на
кукле и на себе ».
Воспитатель вызывает одного ребенка к мольберту, на котором вывешивает
картонную куклу. Педагог
называет части тела куклы - ребенок показывает. Остальные
дети показывают названную часть тела на себе.
Воспитатель :
-А сейчас я буду загадывать вам загадки. Вы будете их отгадывать и отгадку
показывать на себе.
Не снимают на пороге
Вместе с сапогами
…(ноги).
Оля весело бежит
К речке по дорожке
А для этого
нужны
Нашей Оле …(ножки).
Оля ягодки берет
По две, по три
штучки,
Но для этого нужны
Нашей Оле…
(ручки).
- Скажите, ребята, что можно делать руками? ( Ответы детей).
Для того чтобы брать нам нужны руки, а для того чтобы думать нам нужна…(
голова). Скажите, а для
того чтобы наша голова могла поворачиваться в разные стороны
что нам нужно? (шея).
-
А
теперь
отодвиньте
свои
стульчики,
сделайте
шаг
вперед,
мы
с
вами
немного
разомнемся.
Для начала мы с тобой
Крутим только
головой.
Разминаем шею. Стой!
Наклонился правый бок ( наклон вправо)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок ( наклон влево)
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки ( руки вверх)
И дотянемся до
тучки.
Сядем на дорожку ( присели, обняли коленки).
Разминаем ножки.
Молодцы, ребята. Садитесь на свои места. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру,
которая называется
«Собери человечка». Мы с вами подойдем к столу, и из тех
материалов, которые лежат перед вами, выложим
тело человека. (Дети выполняют
задание).
на ковре.
После завершения работы, воспитатель предлагает детям занять свои места
Воспитатель :
-
Предлагаю вам, ребята, поиграть еще в одну игру. Называется она: «Где мы
были
мы не скажем, а что делали - покажем». Водящий показывает действие, а играющие
отгадывают, что за действие
(застегивать
пуговицы, одевать
обувь
на ноги, и
т. д.). В
начале игры действие показывает педагог,
а затем по
очереди дети.
Затем воспитатель предлагает детям стать в круг и поиграть в подвижную игру « Где
же наши детки ?» (
Игра проводится с музыкальным сопровождением, можно 2 раза).
Где же наши ручки?(2 раза)
( дети прячут
руки за спину).
Вот они! (2 раза).
( дети вытягивают руки вперед, вертят ими и показывают).
Где же наши ножки?(2 раза)
( Дети приседают и закрывают ноги руками).
Вот они!(2 раза).
Где же наши детки?(2 раза).
(Закрывают
лицо руками).
Вот они! (2 раза).
( открывают лицо и улыбаются).
Воспитатель :
-
А сейчас ребята я хочу прочитать вам стихотворение о нашем теле.
Что такое наше тело?
Что оно умеет
делать?
Улыбаться и смеяться,
Прыгать, бегать, баловаться…
Ножки могут
быстро бегать
Ручки все умеют делать.
Пальчики хватают цепко
И сжимают крепко- крепко.
Чтобы стать
здоровым телу,
Надо нам зарядку делать.
Много спать и заниматься,
Витаминами
питаться.
Так владеем мы умело
Нашим стройным, сильным телом.
Воспитатель :
-Физкультминутка для здоровья нашего тела у нас на занятии уже была, значит, мне
остается только угостить вас витаминами. ( Воспитатель угощает детей яблоками).
Приложение 5
V. Дидактическая игра « Ты – моя частичка »
Цель : систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь,
внимание, память.
Материал : мяч
Ход игры : воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.
Я – личико, ты –
моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т.д.)
Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши …)
Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот ...)
Приложение 6
Пальчиковая гимнастика
«Посуда»
Маша каши наварила ,
Указательным пальцем правой руки
Маша кашей
всех кормила.
дети мешают в левой ладошке.
Положила Маша
кашу
Загибают по одному пальчику
Кошке – в чашку,
на левой руке.
Жучке – в
плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску – курицам, цыплятам
И в корытце
поросятам.
Всю посуду заняла,
Разжимают кулачок.
Все до крошки раздала.
Сдувают «крошку» с ладошки
« Мебель »
Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван,
кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф,
комод и табурет.
Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.
Много мебели назвал —
Десять пальчиков зажал!
Поднимают зажатые кулачки вверх
« Одежда »
Раз, два, три, четыре, пять – Последовательно соединяют пальцы
Будем вещи мы стирать:
одной руки с пальцами другой руки.
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку
не забудем –
Их стирать мы тоже будем. Кулачки имитируют стирку.
«
«
Л
Л
ес
ес
»
»
(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх.
Шевелить кистями и пальцами).
У красы - березки платье серебрится .
У красы - березки зелены косицы .
Со двора к березке
выскочили козы .
Стали грызть березку , а березка в слезы .
«
«
К
К
о
о
ш
ш
к
к
а
а
»
»
и
и
«
«
С
С
о
о
б
б
а
а
ч
ч
к
к
а
а
»
»
СОБАКА
(Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут,
средний и
безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается).
Четыре четырки ,
Две растопырки ,
Седьмой вертун ,
А сам ворчун .
КОШКА
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой указательный и мизинец подняты
вверх).
У нашей Анютки Зверь в атласной шубке ,
Возле печи
греется , Без водички моется .
Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по
очереди разгибать их,
начиная с большого пальца.
-
Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка,
-
этот пальчик - матушка, этот пальчик - батюшка,
- Ну а этот пальчик - я. Вот и вся моя семья.
(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)
Этот пальчик –
апельсин, он конечно, не один
Этот пальчик – слива вкусная, красивая
Этот пальчик –
абрикос высоко на ветке рос
Этот пальчик – груша просит «Ну-ка, скушай!
Этот пальчик –
ананас фрукт для вас и для нас
(показывают ладошками вокруг и
на себя).
« Овощи »
С базара однажды хозяйка пришла («шагаем» средним и указательным пальцем по столу).
С базара хозяйка домой
принесла (по очереди загибаем на руках пальцы) капусту,
картошку, морковку, свеклу и горох.
Ох! (хлопок в ладоши)
Тем временем ножик хозяйка взяла (ладонь раскрываем, другую ладонь ставим ребром и
делаем режущие
движения0
И этим ножом крошить начала (загибаем пальцы по очереди) капусту, картошку, морковку,
свеклу и горох.
Ох! (хлопок в ладоши)
Крышкой накрытые в душном горшке (раскрываем ладонь и накрываем другую руку,
которая в это время
сжата в кулак)
В крутом кипятке кипели, кипели (по очереди загибаем пальцы) капуста, картошка,
морковка, свекла и
горох.
Ох! (хлопок в ладоши)
Супчик овощной оказался неплох! (гладим по животику ладошкой).
« Осень »
Ветер по лесу летал (плавные движения ладонями).
Ветер листики считал (загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый – резной, вот березки – золотой, вот
последний лист осинки.
Ветер бросил на тропинку (укладывают ладони на колени).
«Солнышко»
Утро красное пришло, солнце ясное взошло.
Стали лучики светить малых деток веселить (пальчики разгибаются по одному)
Прилетели тучки, спрятались лучики (пальчики прячутся в кулачок).
Приложение 7
VII.
Зрительная гимнастика
«Изменения в природе»
Капля первая упала кап-кап!
И вторая
пробежала
Мы на небо посмотрели
намочили лица
Мы их вытирали
Туфли посмотрите мокрыми стали.
Плечами дружно поводили и все капельки стряхнули
От дождя убежим,
под кусточком посидим.
глазами сверху вниз
глаза вверх
вытираем лицо руками
смотрят вниз
движения плечами
приседают, поморгать глазками
« ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ »
Осень на опушке краски разводила
По листве тихонько
кистью поводила
Пожелтел орешник и зардели клены
В пурпуре осинки, только дуб зеленый
Утешает осень:
не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета.
(Круговые движения глазами, влево, вверх, направо, вниз, вправо, вверх, влево, вниз
Глазами влево, вправо
Глазами вверх, вниз
Зажмурить глаза, потом поморгать)
« Овощи »
Раз, два, три, четыре, пять
Будем овощи искать.
Что растет на нашей грядке
Огурцы, горошек сладкий
Там редиска, там
салат
(Посмотреть вверх, вниз)
(Посмотреть
влево, вправо)
наша грядка просто клад.
(Быстро поморгать)
« Одежда , обувь , головные уборы »
Комплекс специальных упражнений для глаз
1.
Быстро поморгать, закрыть глаза и
посидеть спокойно, медленно считая до
пяти. Повторить 4—5 раз.
2.
В среднем темпе проделать 3—4
круговых движений глазами в правую
сторону, столько же в левую сторону.
Расслабив глазные мышцы, посмотреть
вдаль
на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.
3.
Закрыть глаза, сильно напрягая
глазные мышцы, на счет 1—4, затем
раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз,
посмотреть вдаль на счет 1—6.
Повторить 4
—5 раз.
4.
Посмотреть на переносицу и задержать
взор на
счет 1—4. До усталости глаза не
доводить. Открыть глаза, посмотреть
вдаль на счет 1
—6. Повторить 4—5 раз.
5.
Не поворачивая головы, посмотреть
направо, зафиксировать взгляд на счет
1—4,
затем посмотреть вдаль прямо на
счет 1—6.
Аналогичным образом
проводятся
упражнения, но с фиксацией
взгляда влево,
вверх, вниз. Повторить 3—
4 раза.
6.
Перевести взгляд быстро по диагонали:
направо-вверх ~ налево-вниз, потом
прямо
вдаль на счет 1—6. Затем налево-
вверх —
направо-вниз и
посмотреть вдаль на счет 1—6.
Повторить 4—5 раз.
« Семья »
Утром солнышко встаёт, Потягивание с разведением рук в стороны вверх.
Спать ребятам не даёт. Частое моргание глазами.
Глазки просыпаются , Повороты головы в стороны с улыбкой.
Солнцу улыбаются . Закрыть глаза и легко потереть веки боковыми гранями больших
пальцев, сжав
остальные в кулак, движения от носа к вискам и обратно.
Мы потерли их немножко ,
Сразу глянули в окошко – Направить взгляд в даль (посмотреть в окно).
Лучик тёплый увидали , Протянуть руки вперед, стараясь «достать до лучика»,
поднести ладони к
лицу – взглядом следить за движением ладоней.
На ладонь свою поймали. Отставить правую руку вперёд, посмотреть на ладонь; то
же левой рукой.
Он с ладошки – прыг да скок ,
На головку , на носок . Руки скрестить на затылке, указательным пальцем правой руки
достать кончик носа.
Я его поймать хочу,
Головою я кручу . Хватательные движения руками перед собой на уровне глаз дальше и
ближе; повороты
головы в стороны: голова вправо – движения правой рукой с фиксацией
взора; то же – влево.
Спрячусь и зажмурюсь , Закрыть глаза ладонями, зажмуриться
Улыбнусь , нахмурюсь . Улыбнуться, нахмуриться.
Ножками потопаю , Потопать ногами.
Ручками похлопаю. Похлопать в ладоши
Приходи скорей , дружок , Выполнить «шагающие» движения указательным и средним
пальцами правой
руки по открытой ладони левой руки.
Нарисуем мы кружок . Рисование перед собой указательным пальцем максимально
возможного круга,
следя за движением пальца взором.
Ты на пальчик мой садись
И со мною порезвись . Ладонью правой руки погладить воображаемый лучик,
находящийся на ладони левой руки, «взять» лучик обеими ладонями, поднести к лицу и
подуть на него.
Ты весёлый , озорной ,
А теперь беги
домой !
Приложение 8
VIII.
Подвижные игры на свежем воздухе
1.« Воробушки и автомобиль »
Цель : приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга,
начинать движение и менять
его по сигналу воспитателя, находить свое место.
Описание : Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или
комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится
воспитатель. Он изображает
автомобиль. После слов воспитателя «Полетели, воробушки,
на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают
по площадке, размахивая руками-
крылышками.
По
сигналу
воспитателя
«автомобиль
едет, летите, воробушки, в
свои
гнездышки»
автомобиль выезжает из
гаража. Воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья).
Автомобиль возвращается в гараж.
2. « Пузырь »
Цель :
Научить
детей
становится
в
круг,
делать
его
то
шире,
то
уже,
приучать
их
согласовывать свои
движения с произносимыми словами.
Описание : Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок,
стоя близко друг к
другу. Воспитатель произносит:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся,
большой,
Оставайся такой
Да не лопайся.
Играющие
отходят
назад
и
держатся
до
тех
пор, пока
воспитатель
не
скажет
«Лопнул
пузырь», тогда они
опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом «Хлоп!».
3. « Мой веселый звонкий мяч »
Цель : учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать
только тогда, когда будут
произнесены последние слова.
Описание :
дети
сидят
на
стульях
в
одной
стороне
комнаты
или
площадки.
Воспитатель
становится
перед
ними на некотором расстоянии и выполняет упражнения с мячом; он
показывает детям. Как легко и высоко
прыгает мяч, если отбивать его рукой и при этом
приговаривать:
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда
помчался вскачь?
Красный, желтый,
голубой,
Не угнаться за тобой!
Затем
воспитатель
вызывает
2-3
детей,
предлагает
им
попрыгать
с
мячом
и
повторяет
упражнение,
сопровождая словами.
Закончив,
он произносит:
«Сейчас догоню» малыши
перестают прыгать и убегают от
воспитателя, который делает вид, что ловит.
4. « Птички летают »
Цель :
учить
детей
спрыгивать
с
невысоких
предметов,
бегать
врассыпную,
действовать
только по сигналу;
приучать малышей помогать друг другу.
Описание : Дети становятся на небольшое возвышение – доску, кубики, бруски (высота 5-
10 см) – по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит: «На улице
солнышко
светит, все
птички
вылетают
из
гнездышек,
ищут
зернышки
(стучат
пальчиками
по
полу или
коленям). Со словами воспитателя «Дождик пошел! Все птички
спрятались в гнездышки!» дети бегут на свои
места.
5. « Лошадки »
Цель : приучать детей двигаться
вдвоем
один за
другим. Согласовывать движения, не
подталкивать бегущего
впереди, даже если он двигается не очень быстро.
Описание : дети распределяются в пары по желанию: один-лошадка, другой – кучер,
который запрягает лошадку и едет по площадке от одной стороны ее до другой и обратно.
Затем по предложению
воспитателя дети меняются ролями и игра повторяется.
6. « Лохматый пес »
Цель : учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление
движения, бегать, стараясь не
подаваться ловящему и не толкаться.
Описание : дети
сидят
или
стоят
на
одной
стороне
зала
или
площадки. Один
ребенок,
находящийся
на
противоположной стороне, на ковре, изображает пса. Дети гурьбой
тихонько подходят к нему, а воспитатель в
это время произносит:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой
уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит.
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему,
разбудим
И посмотрим: «Что-то будет?»
Дети приближаются к псу. Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, пес
вскакивает и громко
лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними и старается поймать
кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети
спрячутся, пес возвращается на место и опять
ложится на коврик.
7.
« Догоните меня »
Цель:
учить
детей
действовать
по сигналу быстро,
приучать
их
ориентироваться в
пространстве. Развивать
ловкость.
Описание : дети сидят на стульях. Воспитатель предлагает им догнать его и бежит в
противоположную
сторону. Дети бегут за воспитателем. Стараясь поймать его. Когда они подбегают к нему, воспитатель
останавливается и говорит: «Убегайте, убегайте, догоню!»
Дети бегом возвращаются на свои места.
8.
« Найди свой цвет »
Цель:
учить
детей
действовать
по сигналу быстро,
приучать
их
ориентироваться в
пространстве. Развивать
ловкость.
Описание : Воспитатель раздает детям флажки трех-четырех цветов. Дети с флажками
стоят в разных участках, возле флагов определенных цветов. После слов воспитателя
«Идите гулять» дети расходятся по площадке в разные стороны. Когда воспитатель
скажет: «Найди свой цвет».
Дети собираются у флага соответствующего цвета.
9.
« Берегите предмет »
Цель:
учить
детей
действовать
по сигналу быстро,
приучать
их
ориентироваться в
пространстве. Развивать
ловкость.
Описание : дети становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит предмет. Воспитатель
находится в кругу, он
старается взять предмет то у одного ребенка, то у другого.
Играющий, к которому приближается воспитатель,
приседает, закрывает кубик руками и
не дает до него дотронутся. Как только воспитатель отходит, ребенок встает, оставляя
предмет на прежнем
месте.
Игровые упражнения
1.
Упражнения с ходьбой и бегом
Цель : учить детей ходить и бегат ь
небольшими группами, а затем и всей группой
в определенном
направленном направлении, друг за другом, врассыпную, по
ограниченной площади. Развивать ловкость,
равновесие, координацию движений.
« Принеси игрушку », « Догони мяч », « По тропинке », « По мостику », « Кто тише »,
« Принеси флажок », « Пройди и не сбей »
2. Упражнения с ползанием и лазаньем
Цель : совершенствовать у детей навыки ползанья, побуждать их к этому
движению, учить переползать
препятствие.
Проползать
под
ним,
не
задевая;
упражнять
в
ползании
по
ограниченной
площади;
развивать навыки ползанья,
воспитывать смелость и ловкость.
« В воротики », « Перелезь через бревно », « Обезьянки », « Проползи – не задень »,
« Влезь на горочку »
3. Упражнения с бросанием и ловлей
Цель :
учить
прокатывать
мячи,
шары,
обручи
в
нужном
направлении.
Совершенствовать
навык
отталкивания мяча при катании, учить бросать мяч в
определенном направлении и ловить его, развивать
ловкость, координацию
движений, приучать
ориентироваться
на
площадке, совершенствовать
умения
действовать
с
различными
предметами.
Переносить
их,
прокатывать,
бросать,
ловить,
укреплять
мелкую моторику кистей рук.
« Прокати мяч », « Попади в воротца », « Скати с горочки », « прокати обруч »,
« Кто
дальше бросит
мешочек », « Попади в
круг », « Подбрось повыше »
4. Упражнения с подпрыгиванием и прыжками
Цель :
учить
детей
подпрыгивать
на
двух
ногах,
мягко
приземляясь,
перепрыгивать
через
шнур,
спрыгивать с невысоких предметов, внимательно слушать сигналы,
выполнять движения в соответствии
с сигналами или текстом, который произносит
воспитатель
«» Прыгни
через
шнур »,
« Подпрыгни
до
ладони »,
« С
кочки
на
кочку »,
« Через
ручеек »,
« Дотронься до мяча », « Допрыгай до флажка »
Приложение 9
I Х . Утренняя и после сна гимнастики
Утренняя гимнастика
1.
Ходить со взрослым друг за другом с остановкой по звуковому сигналу.
2.
Ходьба, переходящая в бег по кругу.
3.
И.п.: сидя на полу, скрестить ноги. На счет 1-2 повернуться на право. Вернуться в и.п.
На счет 3-4 то
же в другую сторону. Повторить 6-7 раз.
4.
И.п.: лежа на животе, ноги вытянуты, руки перед грудью. На счет 1-2 вытянуть
руки вперед. На
счет 3-4 вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.
5.
И.п.: встать прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. На счет 1-3 наклонится
вперед, вниз,
постучать кулачками по коленям, вернуться в и.п.
6.
«Длинные – короткие ножки». И.п.: сесть на коврик, опереться руками сзади, ноги
вытянуть. На счет 1-2 согнуть ноги. На счет 3-4 выпрямить. Повторить 4-5 раз.
7.
Ходить на носках по кругу с упражнениями для рук. Руки на поясе, руки поднять
вперед, в стороны,
вверх. Опустить руки. Повторить 6-8 раз.
Гимнастика после сна
1.
«Потягушки». И.п.: лежа, руки вдоль туловища. На счет 1-2 медленно поднять
руки вверх над
головой, на счет 3-4 опустить. Вдох на счет 1-2. Выдох на счет 3-4.
Повторить 4-5 раз.
2.
«Ящерица». Лежа на животе, руки в упоре на уровне плеч. На счет 1-2,
выпрямляя руки,
откинуть голову назад, прогнуться в спине. На счет 3-4
вернуться в и.п. Повторить 4-6 раз.
3.
«Велосипед».И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Медленно ногами
имитировать
прокручивание педалей велосипеда вперед. Повторить 6-7 раз.
4.
«Ежики». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. На счет 1 присесть на
корточки,
голову нагнуть вперед, вниз, руками обнять колени. На счет 2
вернуться в и.п. Повторить 3-5 раз.
5.
Ходить на пятках, высоко поднимая колени.
Утренняя гимнастика
1.
Ходьба по кругу с дыхательными упражнениями (руки вверх- вдох носом, руки
вниз –выдох через
рот).
2.
Взять погремушку. И.п.: встать прямо, ноги слегка расставлены. Раскачивать
руками вперед-назад. Повторить 4-6 раз.
3.
И.п.: ноги на ширине плеч, в руках погремушки. На счет 1-2 повернуться в одну
сторону с
одновременным взмахом рук вверх. На счет 3-4 вернуться в и.п. То же в
другую сторону. Повторить 4-6
раз.
4.
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, в руках погремушки. На счет 1-2 наклонится
вперед, потрясти
погремушками перед собой. На счет 3-4 вернуться в и.п.
Повторить 3-4 раза.
5.
И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1-2 подтянуть ноги. Согнутые в
коленях, к груди.
На счет 3-4 постучать кулачками по коленям. На счет 5-6 вернуться
в и.п. Повторить 3-4 раза.
6.
И.п.: встать прямо, ноги вместе, руки в стороны. Легкий бег и подпрыгивание на
месте.
7.
«Лошадка». Ходить под музыку, высоко поднимать колени и цокать языком.
Гимнастика после сна
1.«Потягушки». И.п.: лежа, руки вдоль туловища. На счет 1-2 медленно поднять
руки вверх над головой,
на счет 3-4 опустить. Вдох на счет 1-2. Выдох на счет 3-4.
Повторить 4-5 раз.
2.
«Играем носками». И.п.: лежа, руки вдоль туловища. На счет 1 правый
носок
натянуть на
себя, а левый от себя. Чередуя, повторить 4-6 раз.
3.
«На пляже». И.п.: лежа на животе, руки под подбородком. На счет 1-2
поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях (достать до ягодицы пяткой).
Повторить 4-6 раз.
4.
«Велосипед».И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Медленно ногами
имитировать
прокручивание педалей велосипеда вперед. Повторить 6-7 раз.
5.
Ходить по массажному коврику на полной ступне, на носках, на внешней
стороне стопы.
Приложение 10
X. Физкультурныеминутки
Зарядка
Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы
на привале.
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки
вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы,
ребятишки!
Замедляем, дети, шаг,
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы
сядем дружно,
Нам еще работать нужно.
Мишка
Мишка лапки подними Мишка лапки
опусти Мишка, Мишка покружись
А
потом земли коснись
И животик свой потри - раз, два, три!
Три медведя
Три медведя шли домой:
(дети идут как
медведь)
Папа был большой-большой.
(поднимают руки вверх)
Мама с ним – поменьше ростом,
(руки на уровне груди, вытянуты вперёд)
А сыночек
просто крошка,
(садятся на корточки)
Очень маленький
он был,
С погремушками ходил.
(встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова:
динь-динь-динь)
Прыжки
Поднимайтесь, девочки,
Поднимайтесь,
мальчики!
Прыгайте, как зайчики!
Прыгайте,
как мячики!
Прыг-скок, прыг-скок,
На травку присядем:
Тишину послушаем,
Морковочку
покушаем,
Немного отдохнём и
Дальше пойдём.
Выше-выше,
Прыгай высоко!
Не ленись,
прыгай
На носочках легко!
Прыгай высоко!
(Движения выполняются по ходу стихотворения)
Маша растеряша
Ищет вещи Маша,
(поворот в
одну сторону)
Маша растеряша
(поворот в другую сторону, в исходное положение)
И на стуле нет,
(руки вперёд, в стороны)
И под стулом нет,
(присесть, развести руки в стороны)
На кровати нет,
(руки опустили)
Под кроватью нет.
Вот
какая Маша,
(наклоны головы влево-вправо, «погрозить» указательным пальцем)
Маша растеряша!
Это я
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это
нос. Это рот.
Там спинка, тут живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.
Это ножки. Топ, топ.
Ой, устали! Вытрем лоб.
Приложение 1
Карточка № 1 осень
XI. Картотека наблюдений на прогулке
Наблюдение . Обратить внимание на осенние цветы, растущие на клумбах, узнать какие
из цветов знакомы детям.
Карточка № 2 осень
Наблюдение за прохожими в осенней одежде. Развивать предпосылки наблюдательности,
интереса к взаимосвязи явлений природы и жизни людей. Люди надевают более теплую
одежду
- куртки,
головные
уборы, увеличивается
кол-во
предметов
одежды
- перчатки,
шарфы.
Спросить,
почему
мы
и
прохожие
так
одеваются.
При
рассматривании
акт-ть
в
речи
названия
предметов
одежды,
закреплять
названия основных цветов. Спланировать
это наблюдение еще раз в дождливую погоду, привлечь внимание к
зонтикам,
непромокаемой
обуви,
поднятым
капюшонам.
Рассмотреть
одежду
детей.
В
группе
провести
дид.упр. "Оденем куклу на прогулку", подобрав предметы одежды, которые
наблюдали.
.
Карточка № 3 осень
Наблюдение . Напомнить детям, что наступила осень. Всю землю покрыли листья все
вокруг
желтое.
Поэтому
осень
называют
желтой,
золотой.
Обратить
внимание
детей
как
листья падают к
земле. Уточнить что листья легкие, поэтому летят медленно.
Карточка № 4 осень
Наблюдение за явлениями первых заморозков. Развивать сенсорные способы познания
природных
явлений
-
характер
поверхности,
температура
льда.
показать
иней
на
траве,
кирпичной
стене,
сетке
ограды.
Вызвать
чувство
удивления,
восхищения
своеобразием
природных
явлений.
Формировать
предпосылки логических умозаключений - замерзание
воды в лужах связать с холодной погодой. Позволить
порезвиться,
попрыгать
в
мелких
замерзших
лужах,
послушать
как
хрустит,
шуршат,
позванивают
разлетающиеся льдинки.
Карточка № 5 осень
Наблюдение за осенними листочками. Развивать у детей способность к наблюдению
листопада,
подводить
детей
к
самостоятельному
выводу
-
листочки
падают,
потому
что
стал о холодно.
Активизировать в речи глаголы - падают, опадают, облетела. Вызвать
эстетический отклик на красоту осенних
деревьев, создать настроение ласкового
сочувствия к деревьям, теряющим листву.
Карточка № 6 осень
Наблюдение за облачным небом. Развив. Элементарных представлений - облака летят
высоко-высоко, облака большие, могут менять форму, цвет. Побуждать замечать
простейшие взаимосвязи
-
наличие ветра и движение облаков.
Воспитывать интерес к
данному
явлению
природы,
развивать
воображение
(догоняют
друг
друга,
как
будто
играют, столкнулись, изменили форму, на кого стали
похожи и пр.) Предложить игры с
вертушками, побегать с вертушками, которые подарили старшие дети.
Карточка № 7 осень
Наблюдение . Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое,
голубое, или серое, хмурое). Отметить, что небо покрыто серыми, тяжелыми облаками.
Найти самые темные
облака на небе. Пояснить, что такие облака называются тучами. Что
сделали тучи? (закрыли солнце)
Карточка № 8 осень
Наблюдение . Послушать как шуршат на ветру листья, понаблюдать как в ветреную
погоду движутся облака. Обратить внимание на то, что ветер стал холоднее.
Карточка № 9 осень
Наблюдение за цветущими растениями на осенней клумбе (перечислить). Развивать у
детей представления о растениях: цветы не только очень красивые, они живые, растут,
радуются солнышку.
Демонстрировать детям зависимость жизни растений от тепла и
света: если взять цветочек в группу, он будет
долго-долго жить в тепле. Развивать у детей
способность
чувствовать
красоту
и
выражать
свое
отношение
мимикой, жестом, словом.
сразу после наблюдения выкапывается кустик цветов для посадки в группе.
Карточка № 10 осень
Наблюдение за осенними листочками. Развивать сенсорное восприятие и эмоциональный
отклик (восхищение, радость) на разнообразие красок, форм и размеров опавших листьев.
Побуждать узнавать и
называть
листочки,
рябины
(как
перышки),
березы,
находить
деревья,
с
которых
они
слетели.
После
наблюдения собрать листочки в букеты - самые
большие, самые маленькие, листочки желтого цвета, листочки
красного цвета
Карточка № 11 осень
Наблюдение . Обратить внимание на одежду людей (плащи, куртки, сапоги, в руках
зонты). Почему люди так одеты. Уточнить название и назначение предметов одежды.
Карточка № 12 осень
Наблюдение . Обратить внимание детей на дворника. Спросить, для чего нужна
профессия дворник. Цель – познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркнуть
значимость труда для
всех.
Карточка № 13 осень
Наблюдение . Спросить, для чего нужна профессия дворник, какие орудия труда
используются в его работе. Показать орудия труда дворника, разнообразные операции и
их целесообразную
последовательность для достижения цели.
Карточка № 14 осень
Наблюдение . Уточнить изменения в неживой природе, происходящие на земле. Обратить
внимание на торчащие былинки, которые остались от однолетней травы. Отцвели цветы.
Карточка № 15 осень
Наблюдение . Обратить внимание на белый налет, который покрыл всю поверхность
земли и травы - это иней. От солнца он тает, почва становиться твердой.
Карточка № 16 осень
Наблюдение . Научить различать характерные признаки внешнего вида животных. Выйдя
на прогулку можно
встретить проходящих
мимо
домашних
животных
(кошку,
собаку).
Закрепить названия
частей тела, обратить внимание что шерсть стала гуще. Летняя шерсть
линяет, и животное покрывается более
густой и теплой шерстью.
Карточка № 17 осень
Наблюдение . Попросить найти общие признаки и отличия между кошкой и собакой.
Выяснить, бояться ли дети животных или нет. Можно ли близко подходить к ним,
почему? Почему
нельзя дразнить собак.
Карточка № 18 осень
Наблюдение . Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, сорок, прыгающих
воробьев. Рассказать,
что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти больше
корма. Предложить детям покормить птиц,
понаблюдать, как птицы клюют корм.
Карточка № 19 осень
Наблюдение . Вспомнить, что есть зимующие и перелетные птицы. Обратить внимание на
подготовку птиц к отлету. Первую очередь улетают молодые птицы, а более выносливые
остаются.
Карточка № 20 осень
Наблюдение . Рассмотреть стоящий по близости автомобиль. Определить цвет, посчитать
колеса. Спросить, зачем нужны фары. Посчитать сколько дверей. Вспомнить, какой
общественный
транспорт знают дети.
.
Карточка № 21 осень
Наблюдение . Понаблюдать, как кружатся первые снежинки, как затягиваются лужицы
очень непрочной ледяной коркой. Обратить внимание на то, что иногда идет дождь со
снегом, а иногда и
град. Почему тает первый снег?
Карточка № 22 осень
Наблюдение за сорокой. Развивать общие представления о
сороке, замечая ее забавные повадки - скачет, смешно выбрасывая вперед одну ножку,
шумно перепархивает,
покачивает длинным хвостом.
Воспитывать ласковое,
дружелюбное отношение к живым существам, выражая
его в словах "сорока-белобока".
Приложение 12
XII.
Художественная литература
Водичка - водичка
Водичка-водичка (подставьте ладони под воображаемую струю воды),
Умой мое личико (ладонями «умывайте» лицо),
Чтобы глазки смотрели
(поморгайте
глазами),
Чтобы щечки краснели
(потрите
ладонями щеки)
Чтоб кусался зубок (пощелкайте зубами),
Чтоб улыбался роток (широко улыбнитесь).
МОЙДОДЫР
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И
подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за
свечку,
Свечка - в печку!
Я за книжку,
Та - бежать
И вприпрыжку
Под
кровать!
Я хочу напиться чаю,
К
самовару подбегаю,
Но
пузатый от меня
Убежал, как
от огня.
Боже, боже,
Что
случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?
Утюги за сапогами,
Сапоги за
пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком -
Всё вертится,
и кружится,
И несётся кувырком.
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий
и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
"Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый
поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя
такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки,
даже брюки
Убежали от тебя.
Девочка чумазая
-
Ах
ты,
девочка
чумазая,
где
ты
руки
так
измазала?
Чёрные
ладошки;
на локтях - дорожки.
-
Я на
солнышке
лежала,
руки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
-
Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.
-
Я на солнышке
лежала,
нос кверху
держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
-
Ах ты, девочка чумазая,
ноги в полосы
измазала,
не девочка,
а зебра,
ноги-
как у негра.
-
Я на солнышке
лежала,
пятки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
-
Ой ли, так
ли?
Так ли дело
было?
Отмоем всё до капли.
Ну - ка,
дайте мыло.
МЫ ЕЁ
ОТОТРЁМ.
Громко девочка кричала,
как
увидела мочалу,
цапалась, как
кошка:
-
Не
трогайте
ладошки!
Они не будут белые:
они же загорелые.
А ЛАДОШКИ - ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали губкой нос -
разобиделась до слёз:
-
Ой, мой
бедный носик!
Он мыла
не выносит!
Он не будет белый:
он же
загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
Отмывали полосы -
кричала громким голосом:
-
Ой, боюсь
щекотки!
Уберите
щётки!
Не будут пятки белые,
они же
загорелые.
А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.
-
Вот теперь ты
белая,
Ничуть не
загорелая.
ЭТО БЫЛА
ГРЯЗЬ.
XIII.
Игры с водой
«
Выжми
мо
ч
а
лку
»
Приложение 13
Необходимый инвентарь : две ёмкости, поролоновая губка.
Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно
переносить воду
из одной
посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать
тоже самое. Игра развивает мелкую моторику.
«
Кораб
л
ики »
Необходимый инвентарь : тазик, бумага.
Налейте в тазик немного воды. Покажите ребёнку, как можно бросать в тазик мелкие
кусочки бумаги,
подуйте на них. Скорее всего ребёнок повторит ваши действия.
Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
Шарик
и
в
в
о
д
е
»
В такой игре – эксперименте тренируется мелкая моторика.
Необходимый инвентарь : две
глубоких тарелки или два
небольши х
тазика, несколько
теннисных шариков,
ситечко с ручкой, салфетка или губка.
Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в
неё
шарики. Ребёнок
с
помощью
ситечка
достаёт
шарики
из
тарелки
с
водой
и
перекладывает
в
пустую
тарелку. В
процессе
эксперимента
он
замечает, что
вода
проливается в дырки ситечка, и что пластмасовые
шарики не тонут в воде.
«
До
жд
ик »
Необходимый инвентарь : лейка.
Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребёнку лейку и предложите
поиграть в кукольный
дождик.
Поливайте кукол из
лейки,
вспоминая все известные вам
стихи про дождик. После «дождя» дайте
малышу сухое полотенце и попросите вытереть
все игрушки.
Дождик, дождик!
Лейся пуще!
Пусть растёт
Пшеница гуще!
Лейся, лейся,
Как река!
Будет белая мука!
Тоне
т
–
нет
оне
т
»
Необходимый материал :
тазик с водой, несколько предметов из разных материалов:
пёрышко, гвоздик,
пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка и т.д.
В ходе эксперимента ребёнок должен распределить предметы по признаку «Тонет – не
тонет»
Тонет сразу
Тонет после намокания
Не тонет.
«
Ра
з
л
ит
ь
поро
в
ну
»
Необходимый инвентарь : три прозрачных стакана, кувшине или чайник с водой,
салфетка.
Ребёнок должен разливать воду из кувшина поровну во все три стакана.
Когда стаканчики
наполнены, вы
проверяете результат. Работу можно повторить, вылив воду из стаканчиков
обратно в кувшин.
Приложение 14
XIV. Консультациядляродителей
« Здоровая семья – здоровый малыш »
Це
л
ь
:
Способствовать сознанию родителями ответственности за формирование у ребенка
бережного отношения к
своему здоровью.
Еще А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага,
что здоровый нищий
счастливее больного короля».
А что происходит с нашими детьми сегодня? Здоровье детей катастрофически
падает. Можно было бы
переадресовать эту проблему врачам, родителям, воспитателям.
Но здоровье не ждет. Медицина, по данным
Всемирной организации здравоохранения, не
может изменить здоровье населения, влияя на него не более, чем на
10%. Ведущим
фактором здоровья является образ жизни, формировать который может семья.
Воспитатели следят за осанкой, проводят физкультминутки, дают информации о
здоровье. Но этого
всего
очень
мало.
Здоровый
образ
жизни
формируется
в
семье.
Каждый родитель хочет видеть своих
детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все
задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в
ладу с собой, с окружающим
миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост - здоровый образ
жизни. Он
включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и
правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение
своего существования в
этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней
нуждается.
Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и
нравственное здоровье. Они
тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят:
«В здоровом теле – здоровый дух»
Психологи
и
педагоги
давно
установили,
что
самым
благоприятным
возрастом
для
формирования
полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот
период ребенок значительную часть
проводит дома, в семье, среди своих родных, чей
образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими
факторами
формирования
их
представлений
о
жизни.
Вот
почему
именно
в
семье
закладываются
основы
многообразных
отношений
к
себе
и
своему
здоровью, к
здоровью
близких, к
людям, к
труду, к природе.
«Дети – зеркало
души» - говорят в
народе. Ребенку
нужна
помощь
взрослых, чтобы сформировать навыки,
необходимые для организации своей жизни в
будущем. Здоровый образ жизни – это радость для больших и
маленьких в доме, но для
его создания необходимо соблюдение нескольких условий.
Одно
из
важных
–
создание
благоприятного
морального
климата
в
семье,
что
проявляется
в
доброжелательности,
готовности простить и понять,
стремлении прийти на
помощь,
сделать
приятное
друг
другу,
в
заботе
о
здоровье
членов
семьи.
Конечно,
это
совершенно исключено в тех
семьях,
где часты
скандалы, кто-то из родителей
злоупотребляет спиртными напитками, где царит культ насилия и грубости.
Второе условие – тесная, искренняя дружба детей и родителей, их стремление
постоянно быть вместе,
общаться, советоваться. Общение – великая сила, которая
помогает родителям понять ход мыслей ребенка и по
первым признакам определить
склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их.
Третье
условие
–
повышенное
внимание
к
состоянию
здоровья
всех
членов
семьи.
Сейчас
нет
недостатка в спецлитературе, помогающей людям сохранить здоровье, где
расписаны спецкомплексы и даются
рекомендации. Однако не следует забывать о пользе
простых правил, соблюдение которых помогает сохранять
здоровье.
Это
утренняя
зарядка
вместе
со
старшими
членами
семьи, пробежка
вокруг
дома, совместные
прогулки,
проветривание помещений и соблюдение правил личной гигиены.
Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи
обеспечивается и за счет
совместного участия детей и родителей в разнообразных делах.
Здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в
доме. Обстановка, к
которой
привыкает
ребенок,
воспроизводится
в
дальнейшем
в
его
семье.
Грязь,
несвежий
воздух,
непродуманный интерьер – это, к сожалению, достаточно
широко распространенные явления. Между тем в доме
необходимо создать и поддержать
среду, удовлетворяющую требованиям экологичности и эстетики. Вместе с
детьми
можно
обсудить
наиболее
целесообразный
вариант
расположения
мебели,
навести
порядок,
сделать
уборку,
проветривать
комнаты,
недаром
говорят:
«Чистота
–
залог
здоровья».
Сколько
интересных
дел,
способствующих гармоничному формированию души и тела
ждет детей вне дома. Непосредственный контакт
с природой
облагораживает
человека,
формирует позитивное отношение к природе. Поле деятельности здесь
необозримо:
совместная
посадка
кустарников,
деревьев,
уход
за
ними;
изготовление
кормушек
и
зимняя
подкормка птиц, уход за домашними животными. Все это формирует в душе
ребенка чувство ответственности,
сопереживания, стремление придти на помощь,
гордость за добрый поступок.
Особую
значимость
имеют
прогулки
детей
и
родителей
на
речку, в
лес, в
поле.
Хорошо, когда
пешеходные
прогулки
чередуются
с
велосипедными,
зимой
–
лыжными.
Это
позволяет
чаще
менять
маршруты, расширять
представление
детей
о
своем
крае.
Однако не следует забывать о том, что наряду с
оздоровительными прогулки выполняют и
познавательные функции. Как показали наши исследования, самыми
яркими
впечатлениями младших школьников являются именно прогулки с родителями на
природу.
Когда взрослые, взяв детей за руки, идут, отвечая на вопросы детей, делая
маленькие открытия,
они показывают примеры бережного отношения к природе и тем
самым вызывают в душе ребенка не только
удивление и восхищение, но и уважение к
окружающему миру.
Таким
образом,
здоровый
образ
жизни
всех
членов
семьи
в
настоящем
–
залог
счастливой
и
благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!