Напоминание

Литературная гостиная "Любовь - волшебная страна"


Автор: Уланова Екатерина Антоновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Мужевская СОШ" им. Н.В.Архангельского
Населённый пункт: с.Мужи, Шурышкарский район, ЯНАО
Наименование материала: Проект "Литературная гостиная"
Тема: Литературная гостиная "Любовь - волшебная страна"
Раздел: среднее образование





Назад





Аннотация проведённого литературного мероприятия, посвящённого

творчеству русских поэтов и писателей.
Внеклассная работа по предмету «Литература» - прекрасная возможность продолжить разговор, начатый на уроке. Это одна из возможностей увлечь учеников, смотивировать их на самостоятельную работу по изучению произведений классической и современной литературы. Обращение к лучшим текстам русской словесности во внеурочное время способствует формированию эстетического вкуса учащихся, патриотической позиции, а также развитию творческого потенциала школьников. Данное литературное мероприятие представляет собой разработку литературного вечера, проведённого в форме литературной гостиной. Список поэтов и писателей формировался произвольно. Для проведения литературной гостиной были определены семь поэтов и писателей. Это А.А.Блок, А.А.Фет, И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.П.Чехов, С.А.Есенин, Б.Л.Пастернак. Тема мероприятия – любовь в произведениях выбранных авторов. Был определен список произведений, составивший программу литературного мероприятия. В него вошли следующие произведения: 1) Диалог по письмам и воспоминаниям А.А.Блока и Л.Д.Менделеевой; 2) Стихотворение А.А.Блока «Мы встречались с тобой на закате…»; 3) Отрывок из рассказа А.П.Чехова «Дама с собачкой»; 4) Стихотворение А.А.Фета «Старые письма»; 5) Отрывок из рассказа И.А.Бунина «Солнечный удар»; 6) Стихотворение С.А.Есенина «Заметался пожар голубой…»; 7) Фрагмент рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет»; 8) Стихотворение Б.Л.Пастернака «Зимняя ночь». Сценарий мероприятия построен на чередовании прозы и поэзии. В литературной гостиной представлено чтение стихотворений и фрагментов прозаического текста наизусть, выразительное чтение художественного текста. Выступления учащихся сочеталось с музыкальным сопровождением и аккомпанементом гитары, также использовалась презентация, где были представлены портреты авторов, чьи произведения звучали в литературной гостиной.
Методические рекомендации

по проведению литературного мероприятия

«Любовь – волшебная страна»
Для подготовки и проведения литературного мероприятия в форме литературной гостиной необходимо выбрать организационную группу из педагога и учеников. Определив тему литературного мероприятия, учитель русского языка и литературы вместе с организационной группой составляют список произведений, которые войдут в программу мероприятия. Выбор авторов может быть произвольным.
Учитель составляет сценарий праздника, после чего, учитывая добровольное желание обучающихся, определяет состав участников литературного вечера. Исходя из способностей, личностных особенностей учеников, педагог распределяет между ними художественный материал для выступления. Также подбирается музыкальное сопровождение в соответствии с темой праздника, делается презентация портретов авторов, чьи произведения будут звучать на литературном празднике. Во внеурочное время организовываются репетиции творческого коллектива, где отрабатываются выразительность чтения художественных текстов, артистизм их исполнения, инсценирование, хореографическая постановка. Обращается внимание на осмысленность и глубину прочтения стихов и прозы, сценическую культуру во время выступления. Для лучшего восприятия представляемого материала по возможности следует использовать сценические костюмы. С этой целью можно привлечь родителей обучающихся. (Что и было сделано при подготовке данного мероприятия.) К оформительской работе можно подключить учителя изобразительного искусства, который вместе с детьми сделает необходимые декорации. Также к этой части подготовительного процесса возможно и подключение родителей. Важной составляющей подготовки к мероприятию является грамотное использование технических средств и спецэффектов. Правильно спланированная подготовительная работа обязательно даст ожидаемые результаты. Перечень художественной литературы: 1. А. А.Блок «Мы встречались с тобой на закате…» 2 И.А.Бунин «Солнечный удар» 3 С.А.Есенин «Заметался пожар голубой…» 4 А.И.Куприн «Гранатовый браслет» 5 Б.Л.Пастернак «Зимняя ночь» 6 А.А.Фет «Старые письма» 7 А.П.Чехов «Дама с собачкой» Перечень используемой справочной литературы: 1. А.А.Блок. Стихотворения. Поэмы. Из серии «Библиотека Отечественной Классики». Москва «Дрофа», 2002 2. И.Бунин. Избранное. Поэзия. Проза. Киев «Выща школа»,1988 3. С.Есенин. Стихотворения. Поэмы. Статьи. Критика и комментарии. Из серии «Книга для ученика и учителя». Москва «АСТ Олимп», 1999 4. А.Куприн. Повести. Рассказы. Критика и комментарии. Из серии «Книга для ученика и учителя». Москва «АСТ Олимп», 1999 5. Б.Пастернак. Стихотворения. Поэмы. Проза. Критика и комментарии. Из серии «Книга для ученика и учителя». Москва «АСТ Олимп», 1999
6. Ф.Тютчев. А.Фет. Стихотворения. Критика и комментарии. Из серии «Книга для ученика и учителя». Москва «АСТ Олимп», 1999 7. А.Чехов. Рассказы. Пьесы. Критика и комментарии. Из серии «Книга для ученика и учителя». Москва «АСТ Олимп», 1999 8. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2005 (электронная версия) Музыкальное сопровождение: 1. В-.А.Моцарт. Мелодии «Душа», «Времена года», «Плач», «Мелодия №17» 2. Л.-В.Бетховен «Симфония №2»
Сценарий литературного мероприятия

литературная гостиная на тему:

«Любовь – волшебная страна»
Уланова Екатерина Антоновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Мужевская СОШ» имени Н.В.Архангельского Шурышкарский район, ЯНАО
2017
Литературное мероприятие

на тему: «Любовь – волшебная страна»

(литературная гостиная)

Оформление:
В зале возле сцены расставлены столики, на них стоят цветы. Перед началом литературного вечера гости и участники гостиной занимают свои места за столиками в зале. На сцене находятся круглый столик и кресло. На столике - ваза с цветами, книга с рассказами А.П.Чехова. Сбоку от столика на занавесе прикреплён венок из зелёных листьев с надписью «Литературный венок России». С правой стороны сцены расположен мультимедийный экран для презентации. По ходу сценария на экран проецируются портреты авторов тех произведений, которые будут звучать на литературном мероприятии.
Ведущий 1.
Добрый вечер, дорогие друзья! Приветствую вас в литературной гостиной, где хозяйкой сегодня буду я, а вы – моими гостями. А если быть точным, то настоящей хозяйкой станет изящное русское слово, а гостями – произведения замечательных поэтов и писателей. Помогут мне провести сегодняшний праздникучащиеся 9 класса.
Ведущий 2.
Писатели и поэты, чьи творения прозвучат в этом зале, составили славу и гордость не только русской, но и мировой литературы. В память о великих мастерах художественного слова в течение вечера мы будем составлять импровизированный литературный венок, куда вплетём цветы-символы, относящиеся по знаку Зодиака к нашим юбилярам. Каждый цветок – это скромный знак уважения и преклонения перед талантом гениев изящной русской словесности.
Ведущий 1.
Темой сегодняшнего вечера мы выбрали тему любви, самого прекрасного и необыкновенного чувства. Любовь во все времена волновало, волнует и будет волновать сердца людей.
Ведущий 2.
Любовь… Сколько тайного, загадочного скрывает в себе это обычное и, казалось бы, простое слово.
Ведущий 1.
Любовь… именно она имеет огромную, почти магнетическую власть над людьми, заставляет пережить бурю эмоций: страдание и радость, сомнение и надежду.

Ведущий 2.
В Библии сказано, что любовь дарована человеку от Бога. Что же это за дар, над тайной которого бьётся не одно поколение писателей, поэтов, музыкантов, людей, способных не только испытывать это чувство, но и выражать его в слове и музыке?
Ведущий 1.
Нашу литературную гостиную мы назвали «Любовь – волшебная страна», а девизом взяли слова А.А.Фета: «И прославлять мы будем век любовь». Сегодня мы оживим этот удивительный мир, прикоснувшись к страницам книг, услышав волнующие сердце мелодии, ибо любовь и музыка неразделимы.
Ведущий 2.
Любовь к каждому человеку приходит по-разному. Иногда она обрушивается внезапно, как лавина. А иногда людям нужны целые годы, чтобы узнать её, рассмотреть в толпе.
Ведущий 1.
Да, у каждого своя история любви. Но, несомненно, любой из нас хранит в памяти тайну первой любви. Это чувство способно перевернуть мир человека и наполнить его жизнь новыми красками. В этом мы сейчас убедимся.
Ведущий 2
. Итак, позвольте начать наш вечер. Открывает его А.А.Блок. В юности Александр Блок мечтал стать актёром, занимался декламацией, участвовал в любительских спектаклях. 1 августа 1898 года, будучи в гостях в соседнем имении Менделеевых Боблово (где и познакомился со своей будущей женой, дочерью великого русского химика Д.И.Менделеева, Любой), играл в сценах из трагедии Шекспира «Гамлет». Роль Гамлета исполнял Блок, роль Офелии – Любовь Менделеева. Так начиналась история любви. За кулисами сцены ученики под мелодию «Душа» Моцарта читают диалог по письмам и воспоминаниям А.Блока и Л.Менделеевой. Чтение диалога сопровождается танцем учеников в костюмах Гамлета и Офелии.
Менделеева.
Первый и единственный за все эти годы мой более смелый шаг навстречу Блоку был вечер представления «Гамлета». В костюме и гриме я чувствовала себя смелее. Венок, сноп полевых цветов, распущенный напоказ всем плащ золотых волос, падающий ниже колен… Блок в чёрном берете, со шпагой. Мы сидели за кулисами, в полутайне, пока готовили сцену. Блок сидел у моих ног, потому что табурет мой стоял выше. Мы говорили о чём-то более личном, чем всегда, а главное, жуткое: я не бежала, я смотрела в глаза, мы были вместе, мы были ближе, чем слова разговора. Да, был и этот разговор, и возвращение после него домой. Как-то вышло, что после спектакля мы ушли с Блоком в костюмах и очутились вдвоём Офелией и Гамлетом в этой звёздной ночи. Мы были ещё в мире того разговора, и было не страшно, когда перед нами в широком небосводе медленно прочертил путь сияющий голубизной метеор. Перед природой, перед её жизнью и её участием в судьбах мы с Блоком, как оказалось потом, дышали одним дыханием… Даже руки наши не встретились, и смотрели мы прямо перед собой. И было нам шестнадцать и семнадцать лет.
Блок.
Помните Вы-то эти сумерки? Вдруг в тусклом свете появлялась ваша фигура. Когда я догонял Вас, Вы оборачивались, смотрели всегда сначала недружелюбно, скрытно,
умеренно. Рука еле дотрагивалась ( и вообще-то Ваша рука всегда торопиться вырваться) … Я путался, говорил ужасные глупости, падал духом; вдруг душа заливалась какой-то душной волной. И вдруг, страшно редко, - но ведь было же и это! – тонкое слово, лёгкий шёпот, крошечное движение… После этого опять ещё глуше, ещё неподвижнее.
Менделеева.
Раз, идя по Садовой мимо часовни у Спаса на Сенной, я заглянула в открытые двери. Образа, трепет бесчисленных огоньков восковых свечей, припавшие, молящиеся фигуры. Сердце защемило от того, что я вне этого мира, вне этой древней правды… я пошла дальше и почти машинально зашла в Казанский собор. Я не подошла к богатой, в бриллиантах, чудотворной иконе, а дальше – остановилась у другой Казанской. Я опустилась на колени, ещё плохо умея молиться… потом это стала наша Казанская, к ней же приходила за помощью и после смерти Саши… Я сталаприходить в собор к моей Казанской и ставить ей свечу. В сумерки октябрьского дня я шла к собору и встретила Блока. Мы пошли рядом. Я рассказала, куда иду и как всё это вышло. Позволила идти с собой.
Блок.
Вошли внутрь. В соборе почти никого не было. Вас поразила высота, громада, торжество, сумрак. Голос понизили даже. Потом ходили по диагонали. Солнце лучилось косо. Отчего Вам хотелось сумрака, пугал Вас рассеянный свет из окон? Он портил собор, портил мысли, что же ещё? Стало поздно, вышли, прошли на Сенную… Мне показалось ужасно близко!
Менделеева.
Так начались соборы – сначала Казанский, потом и Исаакиевский. Встречи наши на улице продолжались. Мы всё ещё делали вид, что они случайны. Но часто… мы шли вместе далёкий путь и много говорили. Всё о том же. Много о стихах. Раз Блок спросил, что я думаю о его стихах. Я ответила, что думаю, что он поэт не меньше Фета. Это было для нас громадно! Мы были взволнованы оба, когда я это сказала, потому что в ту пору мы ничего не болтали зря.
Ведущий 1.
История любви двух молодых людей не была безмятежной. Было и недопонимание, и временный разрыв отношений. А пока Блок влюблён и пишет стихи о «Прекрасной Даме», где в образе Прекрасной Незнакомки угадываются черты его юной Офелии. Под мелодию «Времена года» Моцарта ученик читает наизусть стихотворение А.Блока: Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив. Я любил твоё белое платье, Утончённость мечты разлюбив. Были странны безмолвные встречи.
Впереди – на песчаной косе Загорались вечерние свечи. Кто-то думал о бледной красе. Приближений, сближений, сгораний – Не приемлет лазурна тишь… Мы встречались в вечернем тумане, Где у берега рябь и камыш. Ни тоски, ни любви, ни обиды, Всё померкло, прошло, отошло… Белый стан, голоса панихиды И твоё золотое весло. После прочтения стихотворения ученик «вплетает» цветок в литературный венок.
Ведущий 1.
Нежный тюльпан – талисман А.Блока первым вплетается в наш импровизированный литературный венок.
Ведущий 2.
Антон Павлович Чехов - писатель, мечтавший о гармоничном человеке, в котором «всё должно быть прекрасно». Искренние отношения между мужчиной и женщиной – одна из составляющей гармонии человека. Рассказ «Дама с собачкой» - классическая новелла о любви в творчестве Чехова. Мастер короткого рассказа потрясающе описал любовь, выросшую из случайного адюльтера, осенившую двух заурядных людей. Перелистаем страницы чеховского произведения и насладимся его простым, но таким завораживающим слух слогом. Ученица читает IV главу рассказа «Дама с собачкой». После выступления ученица «вплетает» цветок в литературный венок.
Ведущий 2.
Нарцисс, красивый и гордый цветок, по праву занимает своё место в литературном венке.
Ведущий 1.
Большинство стихотворений о любви А.А.Фет посвятил своей возлюбленной Марии Лазич, с которой встретился в 1848 году. Но Фет не женился на девушке, так как в браке видел « существенное препятствие в продвижении по службе». Совсем не подозревал поэт, что после смерти Марии, когда он достигнет известности и всех высот благополучия, произойдёт непредвиденное: он станет рваться из счастливого настоящего в прошлое, в котором навсегда осталась его любимая девушка.
Под «Мелодию № 17» Моцарта ученик читает наизусть стихотворение А.А.Фета «Старые письма». Давно забытые, под лёгким слоем пыли, Черты заветные, вы вновь передо мной И в час душевных мук мгновенно воскресили Всё, что давно-давно утрачено душой. Горя огнём стыда, опять встречают взоры Одну доверчивость, надежду и любовь, И задушевных слов поблекшие узоры От сердца моего к ланитам гонят кровь. Я вами осуждён, свидетели немые Весны души моей и сумрачной зимы. Вы те же светлые, святые, молодые, Как в тот ужасный час, когда прощались мы. А я доверился предательскому звуку, - Как будто вне любви есть в мире что-нибудь! – Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку, Я осудил себя на вечную разлуку И с холодом в груди пустился в дальний путь. Зачем же с прежнею улыбкой умиленья Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза? Души не воскресит и голос всепрощенья, Не смоет этих строк и жгучая слеза. По окончании чтения «вплетает» следующий цветок.
Ведущий 1.
Наш венок украшается прелестным пионом, цветком-талисманом А.А.Фета.

Ведущий 2.
В творчестве И.А.Бунина любовь – это земная радость, загадочное влечение друг к другу любящих, связанное с вечным пробуждением в душе возвышенного, единственно человеческого чувства, которое приносит с собою молодость. В рассказах Бунина любовь трагична, потому что она не разделена, одинока. В новелле «Солнечный удар» трагичность любви в том, что она взаимна и слишком прекрасна, чтобы продлиться.
Ведущий 1.
Мы не знаем ни имён, ни возраста героев рассказа. У неё семья, муж, которого она, должно быть, любит, но эта любовь не идёт ни в какое сравнение с той, что героиня испытывает на пароходе. Женщина, не ожидая от себя таких чувств, утром называет это «затмением», «солнечным ударом».
Ведущий 2.
«Странное приключение», «забавное знакомство» оборачивается большой любовью, перевернувшей всё в сознании поручика, который чувствует «себя постаревшим на десять лет». Он понимает, что встретил и потерял, может быть, единственного человека, который мог бы дать ему счастье. Подготовленная ученица наизусть читает отрывок из рассказа И.А.Бунина «Солнечный удар» со слов «После обеда вышли на палубу и остановились у поручней…» до слов «И уже уехала…». После выступления ученица в венок «вплетает» цветок, принадлежащий по знаку Зодиака И.А.Бунину.
Ведущий 2.
Страстная гвоздика от И.А.Бунина уверенно занимает своё место в венке.
Ведущий 1.
Стихотворения С.А.Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству.
Ведущий 2.
Осенью 1923 года Сергей Есенин создаёт цикл стихотворений «Любовь хулигана». Рождение данного цикла связано с именем актрисы Камерного театра – Августы Миклашевской. Любовь к этой женщине была чистой, возвышенной, неземной, это было то чувство, которое вечно и которое единственно достойно запечатлеться в поэзии. Под аккомпанемент гитары ученик читает наизусть стихотворение С.А.Есенина «Заметался пожар голубой…» из цикла «Любовь хулигана». Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Был я весь – как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось петь и плясать И терять свою жизнь без оглядки. Мне бы только смотреть на тебя, Видеть глаз златокарий омут. И чтоб, прошлое не любя, Ты уйти не смогла к другому. Поступь нежная, лёгкий стан, Если б знала ты сердцем упорным, Как умеет любить хулиган, Как умеет он быть покорным. Я б навеки забыл кабаки И стихи бы писать забросил, Только б тонкой касаться руки И волос твоих цвета в осень. Я б навеки пошёл за тобой Хоть в свои, хоть в чужие дали… В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Ученик «вплетает» цветок, связанный со знаком Зодиака С.А.Есенина.
Ведущий 2.
В литературный венок острым мечом врывается стройный гладиолус, ослепляя своей красотой, как ослепляет своей лирикой обладатель этого талисмана Сергей Есенин.
Ведущий 1
. «Гранатовый браслет» - один из самых сильных рассказов о любви А.И.Куприна. Он основан на реальной жизненной истории. Героиню рассказа автор писал со своей матери, которая в течение двух-трёх лет получала анонимные письма от влюблённого в неё человека. Не питая никаких надежд, влюблённый посылал тем не
менее письма, полные любовных излияний. У него была странная фамилия – Жёлтый. В рассказе Куприн изменит её и назовёт героя Желтковым. В кругу семьи к этим письмам относились как к забавному анекдоту. Развязка истории наступила, когда от настойчивого воздыхателя был получен подарок – гранатовый браслет. Отец А.Куприна расценил это как оскорбление. Узнав адрес отправителя писем, он отправился к Жёлтому. Состоялся неприятный разговор. Подарок вернули. На этом подлинная история заканчивается.
Ведущий 2.
В рассказе – развязка трагична: выстрелом из пистолета Желтков кончает с собой. То, что представлялось анекдотичным, смехотворным, оказывается подлинной драмой.
Ведущий 1.
Вера Николаевна стала для Желткова средоточием всего самого лучшего и прекрасного в жизни. Герой обожествлял свою возлюбленную. Не случайно в финале рассказа звучит строка из молитвы «Отче наш»: «Да святится имя Твое».
Ведущий 2.
Вера Николаевна сумела оценить чувство Желткова и понять, что мимо прошла настоящая « большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет». Звучит «Соната № 2» Бетховена. На сцене ученица в роли Веры Николаевны инсценирует чтение письма господина Желткова. Сбоку сцены стоит ученик и читает фрагмент рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет» - письмо господина Желткова со слов: «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия…» до слов: «Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Г.С.Ж.» По завершении выступления ученица «вплетает» цветок в литературный венок.
Ведущий 2.
Скромная ромашка – цветочный талисман А.И.Куприна занимает своё место в литературном венке, символизируя чистоту помыслов героя «Гранатового браслета».
Ведущий 1.
Стихотворением Бориса Леонидовича Пастернака «Зимняя ночь» мы закрываем сегодняшнюю литературную гостиную. Это стихотворение, словно торжественная песнь, гимн всем влюблённым, «скрестившим» свои судьбы вопреки метелям жизни. Ну а свеча является символом веры, надежды, любви и добра, которые обязательно должны победить зло. Под аккомпанемент гитары ученица читает стихотворение Б.Л.Пастернака «Зимняя ночь», после чего «вплетает» цветок в литературный венок.
Ведущий 1
. Мело, мело по всей земле, Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.
Как летом роем мошкара Петит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. На озарённый потолок Ложились тени, Скрещенье рук, скрещенье ног, Судьбы скрещенье. И падали два башмачка Со стуком на пол, И воск слезами с ночника На платье капал. И всё терялось в снежной мгле, Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. На свечку дуло из угла, И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.
Ведущий 1
. Восхитительной каллой, связанной по гороскопу с рождением Б.Л.Пастернака, мы завершаем плетение литературного венка.
Ведущий 1
. Вот и подошла к концу наша встреча в литературной гостиной. Мы слушали сегодня восхитительные стихи и великолепные прозаические строки. Разный стиль написания, разные жанры. Однако все эти произведения объединила любовь – волшебная страна, где живут самые прекрасные чувства, облагораживающие человека и делающие его чище, светлее, искреннее. Побывать в удивительной стране по имени Любовь нам дали возможность русские писатели и поэты, истинные герои литературного праздника. И пусть литературный венок, сплетенный на нашем вечере, будет скромной данью памяти великим мастерам художественного слова и преклонением перед их талантом. Он станет символом любви, красоты и гармонии – всего того лучшего, что сопровождает жизнь человека.
Ведущий 2.
Читайте нашу классическую русскую литературу, цените каждое мгновение, проведённое за книгой. Ведь это - восхитительный мир неслыханных ощущений, от которого захватывает дыхание и сильнее бьётся сердце.
Ведущий 1.
Мне от всей души хочется поблагодарить от вашего имени и от себя лично участников литературной гостиной, которые доставили нам истинное наслаждение своим достойным выступлением и подарили волнительные минуты от встречи с прекрасным. Мы прощаемся с вами, дорогие гости, и желаем всем любви и счастья.
Ведущий 2.
Благодарим за внимание! И с нетерпением будем ждать новой встречи!


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!