"Развитие речи и профилактика нарушений речевого развития детей раннего возраста"
Автор: Макарова Оксана Ивановна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МБДОУ № 7 "Золушка" Населённый пункт: Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск Наименование материала: Статья Тема: "Развитие речи и профилактика нарушений речевого развития детей раннего возраста" Раздел: дошкольное образование
«Развитие речи и профилактика нарушений речевого развития детей
раннего возраста»
Макарова Оксана Ивановна – учитель-логопед
МБДОУ № 7 «Золушка», г.Южно-Сахалинск, ул. Комсомольская 288а,
23-69-32
г.Южно-Сахалинск, ул. Комсомольская 284 кв. 14
+7924-188-75-93
Раннее
детство
–
это
особенный
период
в
жизни
ребенка,
когда
происходит его стремительное психическое и физическое развитие, основа и
потенциал дальнейшего формирования и становления ребенка как личности и
роль речи в этом невозможно переоценить.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе
онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и
служит показателем его общего развития.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной
степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого
окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней
его жизни.
Усвоение
ребенком
родного
языка
проходит
со
с т р о го й
закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для
правильной диагностики нарушений речи, для того чтобы понять патологию
речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого
развития детей в норме. Знание законов развития речи детей в процессе
онтогенеза
необходимо
и
для
того,
чтобы
правильно
построить
всю
коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.
В
специальной
литературе
вопросы
диагностики
и
коррекции
отклонений в развитии речи у детей раннего возраста освящены многими
авторами: Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой, Э.Л. Фрухт, Н.С.
Жуковой,
Е.М.
Мастюковой,
Т.Б.
Филичевой,
В.П.
Балобановой,
Е.В.
Кирилловой, О.Е. Громовой, Н.Н. Матвеевой, Е.А. Стребелевой, и др.
Речь
–
явление
физиологическое,
социальное.
С
анатомо-
физиологической позиции – речь связана с развитием центральной нервной
системы.
С позиции психолингвистики рассматриваются особенности усвоения
родного языка. Предречевой период (от рождения до 8 месяцев) – период
гуления и лепета – это социальные голосовые реакции ребенка, направленные
на общение с человеком. Гуление возникает около 2 месяцев. Представляет
собой
голосовые
фонации
(голосообразование).
Состав
этих
голосовых
реакций
–
вокализация
–
преобладают
гласные
звуки.
Звуки
ребенка
диффузны, размыты, в этих звуках можно увидеть сходства с различными
языками.
Лепет возникает в 3,5 – 4 месяца. В отличие от гуления имеет слоговые
фонации. В лепете звуки обретают характеристики того общества, в котором
ребенок растет.
От 1 года до 2 лет – период усвоения слов и первых фраз. Ребенок
первыми словами не называет явление или объект, а использует их для
выражения просьбы, первые слова выполняют функцию глагола и предиката.
Слова-фразы, слова-предложения.
От 2 до 3 лет – в это период ребенок усваивает грамматический строй
родного языка. К двум годам количество слов в предложении возрастает, а
построенное предложение остается: опорное слово + переменное, опорное
слово
стоит
в
конце
(линейное
построение).
Возникают
грамматические
категории – связь слов в предложении.
Предложение и речь ребенка начинают быть понятными вне ситуации,
следовательно, эта речь становится контекстной, которая является основной
для внутренней речи, и следовательно вербального мышления.
К 3 годам ребенок усваивает систему языка. Если ребенок не усваивает
норму
языка
и
культуру
речи
после
3-х
лет,
это
считается
патологией.
Также выделяют уровни понимания речи:
I уровень - выражено речевое внимание, прислушивается к голосу,
адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Этот уровень
здоровый ребенок проходит от 3 до 6 месяцев.
II
уровень
-
понимает
отдельные
инструкции
в
знакомых
словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам: «Поцелуй
маму»; «Где папа», «Дай ручку», «Нельзя» и т.д. Этот уровень здоровый
ребенок проходит от 6 до 10 месяцев.
III уровень - понимает названия отдельных предметов и игрушек.
IV уровень - понимает названия действий в различных ситуациях.
V уровень - понимает прочитанные короткие рассказы, и сказки (2 года
6 мес. - 3 года).
VI уровень - понимает значение сложноподчиненных предложений,
понимает
значение
предлогов
вне
привычной
конкретной
ситуации
(к
4
годам).
Краткая
последовательность
развития
понимания
речи
ребенком
раннего возраста:
Первый этап развития импрессивной речи относится к пониманию
ребенком интонации взрослых.
Следующий этап – это понимание ситуации.
Следующий этап – понимание речи в ситуации.
Этап понимания речи вне ситуации.
На раннем этапе развития речи на предметную отнесенность слова
оказывает
влияние
ситуация,
жест,
мимика,
интонация;
слово
имеет
диффузное, расширенное значение. В этот период предметная отнесенность
слова может легко потерять свою конкретную предметную отнесенность и
приобретает расплывчатое значение, например, словом «киса» ребенок может
назвать и шапку, и шубу, так как они по внешнему виду напоминают мех
кошки.
Периоды формирования грамматического строя речи:
I период - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней
(от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этап однословного предложения (от 1
года 3 мес. до 1 года 8 мес.). На этом кратковременном этапе ребенок
использует
лишь
отдельные
слова
в
роли
предложений
(однословные
предложения). В речи ребенка лишь небольшое количество слов, которые
используются для выражения его желаний, потребностей, впечатлений.
Этап предложений из нескольких слов-корней (от 1 года 8 мес. до 1
года 10 мес.). На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании
сначала два, затем три слова, то есть в речи ребенка появляется фраза.
Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова
в высказывания, связывая их только интонацией, общностью ситуации.
II период - период усвоения грамматической структуры предложения
(от 1 года 10 мес. до 3 лет). Этап формирования первых форм слов (1 год 10
мес. - 2 года 1 мес.). На этом этапе формирования грамматического строя
речи
дети
начинают
замечать
различную
связь
между
словами
в
предложении.
В
отличие
от
предыдущего
этапа,
на
котором
все
слова
использовались в одинаковой неизменяющейся форме, на этом этапе ребенок
начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова.
Этап
использования
флективной
системы
для
выражения
синтаксических связей слов (от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес.). Словоизменение
в
русском
языке
характеризуется
большим
разнообразием
флексий
(окончаний), которые систематизируются при формообразовании в различные
типы склонения имен существительных и спряжения глаголов.
Критические периоды в развитии речевой функции:
Первый (1—2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и
начинается
речевое
развитие,
складываются
основы
коммуникативного
поведения и движущей ее силой становится потребность в общении.
Второй
критический
период (3 года), когда интенсивно развивается
связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что
требует большой согласованности в работе центральной нервной системы.
Речь
в
жизни
человека
играет
исключительную
роль.
Она
служит
основным
средством
общения
людей.
Речь
одновременно
–
необходимая
основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез,
сравнение, обобщение и др.) развиваются и совершенствуются в процессе
овладения
речью.
От
уровня
речевого
развития
зависит
общее
интеллектуальное развитие.
Для
предупреждения
нарушения
речи
в
раннем
возрасте
важное
значение имеет ранняя диагностика отклонений в развитии, своевременно
оказанная
медико-психологическая
помощь,
правильно
организованная
работа по профилактике речевых нарушений. К группе риска относятся дети
первых
трех
лет
жизни,
у
которых
имеется
предрасположенность
к
появлению нарушения речевого развития, в связи с чем они нуждаются в
специальном логопедическом и медицинском воздействии. Своевременное
выявление
таких
детей
и
проведение
соответствующего
логопедического
воздействия
может
в
значительной
степени
ускорить
ход
речевого
и
умственного развития.
Таким
образом,
на
данный
момент
проблема
развития
речи
и
профилактики
речевых
нарушений
у
детей
раннего
возраста
является
наиболее актуальной.
Основные направления работы по профилактики речевых нарушений у
детей раннего возраста:
-
Формирование моторной сферы: нормализация мышечного тонуса
,
формирование
кинестетического
и
кинетического
ощущения
ручных
и
артикуляторных
движений
,
упражнения
для
развития
общей,
мелкой
и
артикуляционной моторики, одним из которых является артикуляционная
гимнастика.
-
Развитие
высших
психических
функций:
сенсорно-перцептивной
деятельности
и
эталонных
представлений,
памяти,
мыслительной
деятельности во взаимосвязи с развитием речи.
-
Развитие
импрессивной
речи:
понимания
слов,
обозначающих
предметы,
действия,
признаки;
грамматических
категорий
и
предложных
конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов.
Сегодня особое значение имеет определение основных направлений и
содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи
у
детей
раннего
возраста.
Гораздо
легче
предотвратить
формирование
отклонений в развитии, чем их в последствии устранить.
1.
Авдеева, Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. 2001. М.
2.
Зимняя, И.А. Основы теории речевой деятельности. 2004. М.
3.
Силяева, Г.Б. Диагностика и профилактика психоречевых нарушений у
детей раннего возраста. 2004. Ю-Сах., Изд-во СОИУУ.
4.
Чистович, Л.А., Венцов, А.В., Грансгрем, М.Н. Физиология
речи.
Восприятие речи человеком. 2006. Л.
5.
Янушко, ЕА. Помогите малышу заговорить. 2008. М.: Теревинф.