Напоминание

"Развитие речи и профилактика нарушений речевого развития детей раннего возраста"


Автор: Макарова Оксана Ивановна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 7 "Золушка"
Населённый пункт: Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие речи и профилактика нарушений речевого развития детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие речи и профилактика нарушений речевого развития детей раннего возраста» Макарова Оксана Ивановна – учитель-логопед МБДОУ № 7 «Золушка», г.Южно-Сахалинск, ул. Комсомольская 288а, 23-69-32 г.Южно-Сахалинск, ул. Комсомольская 284 кв. 14 +7924-188-75-93 Раннее детство – это особенный период в жизни ребенка, когда происходит его стремительное психическое и физическое развитие, основа и потенциал дальнейшего формирования и становления ребенка как личности и роль речи в этом невозможно переоценить. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Усвоение ребенком родного языка проходит со с т р о го й закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для правильной диагностики нарушений речи, для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме. Знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии. В специальной литературе вопросы диагностики и коррекции отклонений в развитии речи у детей раннего возраста освящены многими авторами: Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой, Э.Л. Фрухт, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, В.П. Балобановой, Е.В. Кирилловой, О.Е. Громовой, Н.Н. Матвеевой, Е.А. Стребелевой, и др. Речь – явление физиологическое, социальное. С анатомо- физиологической позиции – речь связана с развитием центральной нервной системы.
С позиции психолингвистики рассматриваются особенности усвоения родного языка. Предречевой период (от рождения до 8 месяцев) – период гуления и лепета – это социальные голосовые реакции ребенка, направленные на общение с человеком. Гуление возникает около 2 месяцев. Представляет собой голосовые фонации (голосообразование). Состав этих голосовых реакций – вокализация – преобладают гласные звуки. Звуки ребенка диффузны, размыты, в этих звуках можно увидеть сходства с различными языками. Лепет возникает в 3,5 – 4 месяца. В отличие от гуления имеет слоговые фонации. В лепете звуки обретают характеристики того общества, в котором ребенок растет. От 1 года до 2 лет – период усвоения слов и первых фраз. Ребенок первыми словами не называет явление или объект, а использует их для выражения просьбы, первые слова выполняют функцию глагола и предиката. Слова-фразы, слова-предложения. От 2 до 3 лет – в это период ребенок усваивает грамматический строй родного языка. К двум годам количество слов в предложении возрастает, а построенное предложение остается: опорное слово + переменное, опорное слово стоит в конце (линейное построение). Возникают грамматические категории – связь слов в предложении. Предложение и речь ребенка начинают быть понятными вне ситуации, следовательно, эта речь становится контекстной, которая является основной для внутренней речи, и следовательно вербального мышления. К 3 годам ребенок усваивает систему языка. Если ребенок не усваивает норму языка и культуру речи после 3-х лет, это считается патологией. Также выделяют уровни понимания речи: I уровень - выражено речевое внимание, прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 3 до 6 месяцев. II уровень - понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам: «Поцелуй
маму»; «Где папа», «Дай ручку», «Нельзя» и т.д. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 6 до 10 месяцев. III уровень - понимает названия отдельных предметов и игрушек. IV уровень - понимает названия действий в различных ситуациях. V уровень - понимает прочитанные короткие рассказы, и сказки (2 года 6 мес. - 3 года). VI уровень - понимает значение сложноподчиненных предложений, понимает значение предлогов вне привычной конкретной ситуации (к 4 годам). Краткая последовательность развития понимания речи ребенком раннего возраста: Первый этап развития импрессивной речи относится к пониманию ребенком интонации взрослых. Следующий этап – это понимание ситуации. Следующий этап – понимание речи в ситуации. Этап понимания речи вне ситуации. На раннем этапе развития речи на предметную отнесенность слова оказывает влияние ситуация, жест, мимика, интонация; слово имеет диффузное, расширенное значение. В этот период предметная отнесенность слова может легко потерять свою конкретную предметную отнесенность и приобретает расплывчатое значение, например, словом «киса» ребенок может назвать и шапку, и шубу, так как они по внешнему виду напоминают мех кошки. Периоды формирования грамматического строя речи: I период - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этап однословного предложения (от 1 года 3 мес. до 1 года 8 мес.). На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложений (однословные предложения). В речи ребенка лишь небольшое количество слов, которые используются для выражения его желаний, потребностей, впечатлений. Этап предложений из нескольких слов-корней (от 1 года 8 мес. до 1 года 10 мес.). На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала два, затем три слова, то есть в речи ребенка появляется фраза.
Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова в высказывания, связывая их только интонацией, общностью ситуации. II период - период усвоения грамматической структуры предложения (от 1 года 10 мес. до 3 лет). Этап формирования первых форм слов (1 год 10 мес. - 2 года 1 мес.). На этом этапе формирования грамматического строя речи дети начинают замечать различную связь между словами в предложении. В отличие от предыдущего этапа, на котором все слова использовались в одинаковой неизменяющейся форме, на этом этапе ребенок начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова. Этап использования флективной системы для выражения синтаксических связей слов (от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес.). Словоизменение в русском языке характеризуется большим разнообразием флексий (окончаний), которые систематизируются при формообразовании в различные типы склонения имен существительных и спряжения глаголов. Критические периоды в развитии речевой функции: Первый (1—2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. Второй критический период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы. Речь в жизни человека играет исключительную роль. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно – необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Для предупреждения нарушения речи в раннем возрасте важное значение имеет ранняя диагностика отклонений в развитии, своевременно оказанная медико-психологическая помощь, правильно организованная работа по профилактике речевых нарушений. К группе риска относятся дети первых трех лет жизни, у которых имеется предрасположенность к
появлению нарушения речевого развития, в связи с чем они нуждаются в специальном логопедическом и медицинском воздействии. Своевременное выявление таких детей и проведение соответствующего логопедического воздействия может в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития. Таким образом, на данный момент проблема развития речи и профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста является наиболее актуальной. Основные направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста: - Формирование моторной сферы: нормализация мышечного тонуса , формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений , упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики, одним из которых является артикуляционная гимнастика. - Развитие высших психических функций: сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, памяти, мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи. - Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов. Сегодня особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии, чем их в последствии устранить. 1. Авдеева, Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. 2001. М. 2. Зимняя, И.А. Основы теории речевой деятельности. 2004. М. 3. Силяева, Г.Б. Диагностика и профилактика психоречевых нарушений у детей раннего возраста. 2004. Ю-Сах., Изд-во СОИУУ. 4. Чистович, Л.А., Венцов, А.В., Грансгрем, М.Н. Физиология речи. Восприятие речи человеком. 2006. Л. 5. Янушко, ЕА. Помогите малышу заговорить. 2008. М.: Теревинф.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!