Автор: Петрова Елена Федоровна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ № 2 д/с "Звездочка" Населённый пункт: г. Белебей Республика Башкортостан Наименование материала: статья Тема: Опыт работы учителя-логопеда с родителями в ДОУ Раздел: дошкольное образование
«Опыт работы учителя-логопеда с родителями в ДОУ»
Важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей – хорошая,
правильная речь. И чем богаче речь у ребенка, чем она правильнее, тем легче
ему
высказывать
свои
мысли,
тем
шире
он
может
осознанно
познавать
окружающую
его
действительность,
активнее
идет
его
физическое
и
умственное развитие.
Наше дошкольное образовательное учреждение имеет в своем составе одну
логопедическую группу, поэтому коррекцию речи воспитанников проводит
учитель-логопед.
На протяжении 10 лет целью логопедической службы в МАДОУ детский сад
№
2
«Звездочка”
г.
Белебея
стала организация
профилактики
и
оказания
логопедической помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии.
Исходя из цели, были выделены основные задачи коррекционного обучения:
Профилактическое усвоение лексических и грамматических средств
языка;
Формирование
правильного
произношения
( в о с п и т а н и е
артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры,
фонематического слуха и восприятия);
Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами работы;
Развитие навыков связной речи;
Профилактическая работа с детьми и родителями по предупреждению
нарушений речи.
Данные
задачи
решаются
через
комплексный
систематический
и
дифференцированный подход в логопедической работе.
Для решения намеченных задач были определены основные направления в
деятельности:
1.
Коррекционно-развивающая работа.
2.
Работа с родителями.
3.
Работа с воспитателями и педагогами.
4.
Самообразование.
Всё
коррекционно-развивающее
обучение
в
детском
саду
основано
на
создании
оптимальных
условий
для
коррекции
отклонений
в
речевом
развитии. Учебный процесс строится на диагностической основе. Ежегодно в
мае и сентябре проводится экспресс – диагностика детей всех возрастных
групп,
анализируются
педагогические
обследования,
проводимые
воспитателями. Проводятся углубленные логопедические исследования речи
детей.
Такое ежегодное комплексное обследование позволяет отслеживать
речевое развитие детей в детском саду.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений
у
детей
является
тесное
взаимодействие
логопеда
и
родителей.
Малая
осведомленность
родителей
в
вопросах
патологии
и
коррекции
речи,
недооценка
ими
раннего
выявления
речевых
дефектов
и
своевременного
воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи
детей,
говорят
о
необходимости
совместной
работы
на
всех
этапах
коррекции. Поэтому в своей работе наши специалисты уделяют большое
внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и
чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее
авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность
ежедневно
закреплять
формируемые
навыки
в
процессе
живого,
непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное
участие в этом процессе родителей.
Исходя из этого, была поставлена цель совместной работы:
формирование
активной
позиции
родителей,
привлечение
их
внимания
к
процессу
коррекционно-воспитательной
работы
с
детьми
с
речевыми
нарушениями.
Задачи , которые мы ставим, работая с родителями в течение учебного года:
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,
с о зд ат ь
ат м о с ф е ру
о б щ н о с т и
и н т е р е с о в
и
э м о ц и о н а л ь н о й
взаимоподдержки.
Повысить
психолого-педагогическую
компетентность
родителей
в
вопросах
речевого
развития,
пробудить
в
них
интерес
и
желание
участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.
Формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения
делать правильные выводы из этих наблюдений.
Помочь
родителям
выработать
уверенный
и
спокойный
стиль
воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в
семье.
Обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.
Для детей старшего дошкольного возраста наиболее значимыми субъектами
являются родители. Однако не каждый родитель способен оказать требуемое
воздействие на своего ребенка. Это зависит от его позиции по отношению к
ребенку,
имеющему
дефект
речи.
Поэтому
учитель-логопед
должен
проводить работу с родителями в следующих направлениях:
Изучение
особенностей
родителей
воспитанников,
уровня
их
педагогической наблюдательности.
Определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на
личностные характеристики ребенка.
Привлечение
родителей
к
участию
в
коррекционно-логопедическом
процессе.
Участие родителей в воспитании, развитии ребенка не только дома, но и в
детском саду поможет им:
Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.
Относиться к ребенку как к равному.
Понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, всегда
радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи.
Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их.
Проявлять
искреннюю
заинтересованность
в
его
действиях
и
быть
готовым
к
эмоциональной
поддержке,
совместному
переживанию
его
радостей и горестей.
Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.
3.
Рассмотрим
составляющие
успешного
взаимодействия
логопеда
и
родителей.
Содержание и формы работы учителя-логопеда с родителями.
Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него.
Руководствуясь
этим
принципом
и
девизом
«Родитель
–
не
гость,
а
полноправный член команды ДОУ» учитель-логопед должен строить свое
общение
с
родителями.
Сейчас
нет
строгой
регламентации
работы
с
родителями,
поэтому
каждый
логопед
может
выбирать
самостоятельно
проблемы,
интересующие
родителей
и
освещать
их
в
удобной
для
него
форме.
Тем
не
менее,
работа
учителя-логопеда
с
родителями
детей
определена
как
обязательная
и
входит
составной
частью
в
программы
обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.
Чтобы лучше планировать работу, необходимо лучше знать семью ребенка.
Во время учебного года работу с родителями веду постоянно. В начале
учебного года учителем-логопедом составляется план работы с родителями.
Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью
всего
педагогического
процесса
и
осуществляется
в
следующих
традиционных и нетрадиционных формах и методах:
Анкетирование.
Оформление речевых уголков в старшей и подготовительной группах
«Речецветик».
Оформление папок-передвижек с консультациями.
Индивидуальные
консультации,
беседы
/в
рабочем
порядке,
еженедельно/. В индивидуальных беседах обращаю внимание родителей на
успехи и маленькие достижения детей, как в преодолении речевых проблем,
так и их взаимосвязи с успехами на других занятиях.
Проведение семинаров-практикумов.
Выступление на родительских собраниях.
Ведение
тетради
взаимосвязи
с
родителями
–
совместная
работа
логопеда, ребенка и родителей. Выполнение ребенком заданий позволяет
родителям следить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года.
Предлагаются
задания
на
автоматизацию
поставленного
звука,
а
также
упражнения
на
развитию
мелкой
моторики,
слухового
и
зрительного
внимания,
логического
мышления
и
другие.
Задания
подбираются
дифференцированно, с учетом возможностей каждого ребенка. Выполнение
заданий позволяет закрепить знания, полученные ребенком на занятиях.
Проведение открытых занятий.
Совместная подготовка к праздникам.
Поскольку
работа
с
родителями
значительно
влияет
на
успешность
коррекционно-воспитательной работы, я решила более подробно рассмотреть
и проанализировать некоторые ее особенности.
В начале учебного года я обследую речь детей. В основе логопедического
обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения:
оно должно быть комплексным и целостным. Логопедическое обследование
начинаю с изучения медицинской и педагогической документации, сведений
о
родителях
ребенка.
Знакомлюсь
с
родителями
детей,
которые
будут
заниматься. При планировании прогноза коррекционной работы учитываю:
Роль всех членов семьи в воспитании ребенка.
Тип семейного воспитания.
Из
первой
беседы
выясняю
условия
воспитания
ребенка
в
семье,
особенности
ребенка,
увлечения,
интересы.
Интересуюсь
жалобами
и
тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи
ребенка. Эта встреча очень важна как для логопеда, так и для родителей. От
ее атмосферы зависит дальнейшее сотрудничество.
Для родителей на собраниях организовываю выставки книг, игр и пособий по
таким темам:
“Развитие речи ребенка раннего возраста”;
“Артикуляционная гимнастика”;
“Речевые игры дома”;
“Зачем нужен компьютер”;
“Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях”;
“Готовим ребенка к школе”;
“Характеристика речи ребенка на пятом году жизни” и др.
В ДОУ действует “Школа будущего первоклассника”, цель которой оказание
помощи родителям в подготовке детей к школе. В рамках работы школы были
проведены следующие консультации, семинары-практикумы:
1.
“Особенности подготовки детей к школе”.
2.
“Подготовка руки ребенка к письму”.
3.
“Все о городе звуков”.
Перечисленные
формы
работы
с
родителями
считаем
необходимыми
и
эффективными, так как они дополняют друг друга, в то же время являются
разными
по
способу
подачи
информации.
Родители
чаще
стали
интересоваться
успехами
своих
детей,
предлагать
свою
помощь.
Они
превратились
из
пассивных
наблюдателей
в
активных
участников
коррекционно-образовательного
проце сса.
Результатом
т а ко го
сотрудничества
является
повышение
посещаемости
родителями
мероприятий:
Главные
участники
воспитательно-образовательного
процесса
–
педагоги
дошкольного учреждения. Взаимодействие с ними строится по следующим
формам
работы:
консультации,
семинары-практикумы,
круглые столы ,
педагогическая мастерская, работа в ПМПк, мастер-классы, “Педагогическая
гостиная молодого воспитателя”.
Наиболее эффективными формами работы с педагогами считаем
1. Семинары-практикумы:
“Поможем Буратино заговорить”;
“Методика проведения игр по развитию фонематического слуха у детей
дошкольного возраста”;
“Инновационные формы работы в коррекционной педагогике”;
“Неспецифические формы оздоровления детей”.
2. Мастер – классы:
“Нетрадиционные методы и приемы в коррекционной педагогике”.
3. Педагогическая гостиная молодого воспитателя:
в мире слов и звуков (занятие в форме КВН);
“Логопедические сказки для язычка”.
Стараемся
привлечь
родителей
к
совместной
работе,
объяснить,
какую
помощь от них жду в воспитании и обучении, в целях достижения успехов в
коррекционной работе.
Показываем
родителям
фрагменты
занятий
с
детьми,
приглашаем
на
открытые
индивидуальные,
подгрупповые
занятия,
чтобы
родители
познакомились
с
требованиями,
приемами
и
содержанием
моей
работы,
понаблюдали за своим ребенком во время учебной деятельности в форме
логопедических занятий.
Часто родители не имеют представления о том, какую огромную работу
проводит
логопед,
какие
задачи
воспитательного
и
образовательного
процесса он решает.
Родители прислушиваются к нашим советам и рекомендациям, делятся своим
мнением
и
впечатлениями.
К
концу
года
родители
начинают
принимать
активное участие и интерес к коррекционной работе, стали предъявлять
справедливые требования к своим детям.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе
речевого
развития
ребенка
неоспорима.
Объединение
усилий
учителя-
логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном
и психолого-педагогическом плане задача.
Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации
детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития
ребенка необходимо их взаимодействие.
Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда
с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития
речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и
их воспитании.