Автор: Горышева Елена Викторовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: ГБОУ гимназия №524 Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Наименование материала: Сценарий игры-викторины по сказкам народов мира Тема: "Бросай-ка" - игра для кукольного театра Раздел: начальное образование
«Бросай-ка - Угадай-ка!»
Представляет школьный кукольный театр «Карлуша»
Выходит ведущий в костюме Вороны /или другого персонажа/
Здравствуйте, здравствуйте, дорогие мои друзья! Вас приветствует Карлуша! Сегодня я
проведу с вами интереснейшую игру-викторину по сказкам народов мира. А называется
эта игра – «Бросай-ка – угадай-ка!». Я надеюсь, что вы с улыбкой воспримите и
выигрыш и поражение. Для этого делайте так, как я, и хорошее настроение не покинет
вас.
А ну-ка, похлопай, как я!
А ну-ка, все вместе, все в раз!
Так хлопают только у нас!
Так хлопают только у нас! /дети хлопают в ладоши/
А ну-ка, притопни, как я!
А ну-ка, все вместе, все в раз!
Так топают только у нас!
Так топают только у нас! /дети топают ногами/
А ну-ка, скажите: «ХА_ХА !»
А ну-ка, все вместе: «ХА_ХА»
Смеются так только у нас!
Смеются так только у нас
Молодцы! Настроение у вас, я надеюсь, хорошее, и я начинаю игру!
Сейчас я проведу небольшую разминку. За правильный ответ команда каждого класса
получает 1 очко. С места не кричать, а поднимать руку, иначе ответ не будет засчитан.
Вопросы будут и очень легкие и трудные. Отвечать быстро, громко, четко и внятно!
Понятно всем условие игры? Итак…..
( Ответы выделены жирным шрифтом)
Разминка:
1.
Сестра доктора Айболита? - Варвара
2.
Сколько братьев было у Элизы , героини сказки Андерсена «Дикие лебеди»? – 11
3.
Сколько поросят перехитрило в сказке Сергея Михалкова злого волка? – 3
4.
Как звали 3-х медведей из сказки Льва Толстого «Три медведя»? -
Михайло
Потапыч, Настасья Петровна и Мишутка.
5.
Имя старого Джинна, которого Волька освободил из кувшина в повести Лагина –
старик Хоттабыч
6.
Какой автор обул кота в сапоги, надел на девочку красную шапочку, а на волка –
чепчик? – Шарль Перро
7.
Где была смерть Кощея Бессмертного? -/ дерево-сундук-заяц-утка-яйцо-игла
8.
Имя папы Буратино в сказке Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения
Буратино» – папа Карло
9.
Как звали корову кота Матроскина? – Мурка
10.
Кто построил самый прочный домик в сказке Михалкова «Три поросенка»? – Наф-
Наф
11.
Али-Баба перехитрил 36 или 38 разбойников? – 40
12.
Жадным быть, разумеется, плохо. Кого обманула лисица-пройдоха?
1
Припомните двух неразумных зверей и сказку про них назовите скорей! – « Два
жадных медвежонка»
13.
Самое сильное желание крокодила Гены – найти друга
14.
В этой книжке - именины, много было там гостей,
Но на этих именинах появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку, чуть ее не погубил,
Но коварному злодею кто-то голову срубил.
Кто? – комарик из сказки «Муха-цокотуха»
Итак, подведем итоги нашей разминки.
Команда класса получила очков
Команда класса получила очков
Начинаем нашу игру.
У меня в лапах находится большой кубик с цифрами.
Каждая цифра означает определенное задание, за которое вы получаете также очки.
Цифра 1 – таинственный мешок / или сказки А.С. Пушкина/
Цифра 2 – сказки зарубежных писателей
Цифра 3 – русские народные сказки
Цифра 4 – современные сказки , сказки русских писателей
Цифра 5 – музыкальные загадки
Цифра 6 – сказочное лото
От каждой команды поочередно будет подходить игрок и своими руками бросать кубик,
и далее он или команда отгадывает задание. Итак, я приглашаю первого игрока.
Цифра 1. Таинственный мешок
Достать из мешка предмет и отгадать, из какой он сказки, а также название сказки и
желательно автора сказки.
1.
Башмачок – «Золушка» – Шарль Перро
2.
Пузырек с надписью «Выпей меня» – Алиса из сказки Кэрролла «Алиса в
стране чудес»
3.
Докторский саквояж – Айболит из сказки Чуковского
5.
Пояс с надписью «Семерых одним ударом»- Храбрый портняжка из сказки
Братьев Гримм
6.
Мочалка и мыло – Мойдодыр – Чуковского
7.
Цветик-семицветик
- героиня
-
девочка
Женя
из
сказки
«Цветик-
семицветик» Валентина Катаева
8.
Связка очковых оправ – Басня Крылова «Мартышка и очки»
9.
Набор мисок – сказка «Три медведя»
10.Шприц – Доктор Айболит, Чуковский
11.Набор винтиков и гаек – Приключения Незнайки, Носов
12.Зеркальце – Сказка о мертвой царевне, Пушкин
13.Золотое яйцо – Курочка Ряба, русская народная сказка.
2
Вместо «Таинственного мешка» можно провести викторину по сказкам Пушкина.
По отрывкам из стихов назвать героя и название сказки.
Сказки А.С. Пушкина
Откуда эти строки?
«Ветер, ветер, ТЫ могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого, кроме ветра одного»
/ «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» , королевич Елисей /
«Соку спелого полно,
так свежо и так душисто
так румяно-золотисто,
будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…»
О каком фрукте идет речь и из какой сказки эти строки? / Яблоко
«Сказка
о
мертвой царевне и о семи богатырях/
«В дорогой собольей душегрейке,
парчовая на маковке кичка,
жемчуга огрузили шею,
на руках золотые перстни,
на ногах красные сапожки»
/Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»/
Блиц-вопросы: Чей это портрет и из какой сказки А.С.Пушкина?
1.
« В Сарачинской шапке белой,
весь, как лебедь поседелый»
/Звездочет, «Сказка о золотом петушке» /
2.
«Между тем росла, росла,
поднялась и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого»
/Царевна «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»/
3.
«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама – то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит»
/Царевна-Лебедь «Сказка о царе Салтане…»
3
Цифра 2 Сказки зарубежных писателей ( представляет кукольный театр)
Звучит песенка трех поросят /куклы-поросята поют и танцуют/
Как называется сказка , песенку из которой вы сейчас слышали?- « Три поросенка»
Из какой страны к нам пришла эта сказка?- Англия
Как звали поросенка и как он перехитрил злого волка? – Наф-Наф / растопил
печь, поставил котел с кипящей водой, куда волк упал и сварился/
Звучит песенка поросят
Кто лучший в мире специалист по паровым машинам, мастер по уборке комнат,
товарищ по играм и большой выдумщик? – Карлсон
Кто автор книги, откуда пришел к нам герой
Карлсон,
как называется она?
Астрин Лингрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
Из какой страны к нам пришел Карлсон?-– Швеция
В какой сказке медведь сам сочинял стихи?- «Винни-Пух и все,все, все!»
Кто автор этой сказки?- Милн
Перечислите
друзей
Винни
– Пяточек,
Тигра,
Ослик
Иа,
кролик
,Кенга,
Кристофер Робин
Звучит песенка Вини.
Звучит песенка братца Кролика /отрывок из сказки /
Кто эти герои и из какой они сказки? – братец Кролик и братец Лис из «Сказки
дядюшки Римуса»
Кто автор «Сказок дядюшки Римуса»? – Джоэль Харрис – Америка
Перечислите героев этих сказок – братец Лис, братец Волк, братец Черепаха,
3. Русские народные сказки ( представляет кукольный театр)
Отрывок из сказки «Кот, Петух и Лиса»
Отрывок из какой русской сказки вы сейчас видели?
Кто герои этой сказки? – кот, петух, лиса, чучелка, подчучелка
Чем заканчивается сказка?
Отрывок из сказки «Ледяная и лубяная избушка»
Как называется сказка?
Перечислите героев сказки – заяц, лиса, петух, собака, медведь
Чем заканчивается сказка?
Отрывок из сказки «Теремок»
Как называется сказка ?
Перечислите героев сказки – лягушка , мышка, петушок, ежик, волк, лиса, медведь
Чем заканчивается сказка?
Отрывок из сказки «Зимовье зверей»
Как называется эта сказка?
Кто герои этой сказки? – собака, свинья, баран, петух, утка, волк, лиса.
Чем заканчивается сказка?
Цифра 4 Современные сказки , сказки русских писателей
4
( представляет кукольный театр)
Отрывок из сказки «Кошкин дом»
Как называется эта сказка? «Кошкин Дом»
Кто написал эту сказку? – С.Я. Маршак
Перечислите
героев
сказки – кошка, кот Василий, коза, козел, петух, курица,
свинья, ее дети, грачи, котята-племянники
Кто написал сказку «Волшебник Изумрудного города? – Волков
Как звали волшебницу, которая боялась воды, и сколько лет она не умывалась?-
Бастинда, 500 лет не умывалась
По каким странам путешествовали герои сказки?- страна Болтунов, Прыгунов,
Мигунов, Жевунов
Как
звали
главных
героев
книги
«Волшебник
Изумрудного
города?- Элли,
Тотошка, Железный дровосек, Страшила, Лев.
Элли могла вернуться домой, если она исполнит заветные желания своих друзей
.Какие
желания? – Для Страшилы – ум, для Железного дровосека -сердце, для
трусливого Льва - храбрость.
В чем была волшебная сила золотой шапки и серебряных башмачков? -
Если
произнести
волшебные
слова,
то
появлялись
летучие
обезьяны
и
выполняли
желание
хозяина
шапки.
Если
стукнуть
каблуком
о
каблук
серебряных
башмачков,
то
башмачки
переносили
хозяина
в
любое
место
волшебной страны.
Кто
придумал
почтальона
Печкина
и
троих
из
Простоквашино? –
Эдуард
Успенский
Кто написал книгу о Незнайке? – Носов
В какой сказке король больше всего на свете любил манную кашу и как звали
повариху, которая знала секрет приготовления этой каши? – Барбацуца. Сергей
Прокофьев «Лоскутик и облако»
Цифра
5 Музыкальные загадки в исполнении кукол
Звучат песни из мультиков
Узнать героя и саму сказку
Луч света золотого – Трубадур - «Бременские музыканты»
Если добрый ты – Леопольд – «Приключения Кота Леопольда»
Частушки бабок ежек – бабки-ежки - «Летучий корабль»
Песня разбойников – разбойники -«Бременские музыканты»
Песня Дуремара – Дуремар - «Приключения Буратино»
Песня кота Матроскина – кот Матроскин – «Трое из Простоквашино»
Песня короля и принцессы – «По следам Брем музыкантов»
Песня водяного - Водяной из «Летучий корабль»
Песня Атаманши - Атаманша из «Брем. Музыканты»
Диалог волка и козлят – волк и 7 козлят на новый лад
Какое небо голубое – лиса Алиса и кот Базилио
Хвост за хвост – песня мышей и Леопольда
Песня гениального сыщика – «По следам Бременских музыкантов»
Чунга –чунга – м/ф «Веселая карусель»
Песня черепахи Тортиллы – Тортилла – «Приключения Буратино»
Песня Белоснежки – «Белоснежка и 7 гномов»
Песня Балды – «Сказка о попе…»
Песня гномов –« Белоснежка»
Песня пса-Дартаньяна – «Пес в сапогах»
5
Песня Кр. Шапочки и Матушки – «Серый волк энд Красная шапочка»
Песня Забавы, царя-батюшки, Полкана, Вани – «Летучий корабль»
Цифра 6 Сказочное лото
На карточках отдельно написана сказка и автор. Необходимо на время сложить лото.
Федорино горе Чуковский
Аленький цветок Аксаков
Сказка о золотом петушке Пушкин
Три толстяка Олеша
Серебряное копытце Бажов
Золушка Перро
Дополнительные вопросы – шутки
Как вы думаете, кем бы могли сейчас работать сказочные герои , такие, как баба Яга,
Змей Горыныч, Илья Муромец, Золушка, Соловей – разбойник, кощей Бессмертный, в
школе?
Соловей-разбойник – звонком в школе
Баба Яга – поваром на кухне, потому что она мясо жареное любит, да и на людей
меньше нападать будет
Илья Муромец – преподавать физкультуру
Золушка – учитель труда для девочек /шить, готовить/ или
Уборщицей
Змей Горыныч – он жаром пышит. Его в качестве обогревателя или рефлектора или в
гардеробе вешалкой для головных уборов
Кощей Бессмертный – в кабинет анатомии /он худенький, по нему скелет можно
изучать.
Чей это портрет?
Веселенько поглядела, усмехнулась ласково, платочком махнула и пошла плясать, а
снег от нее бегом побежал. Где ей ножку поставить, там трава зеленая да цветы
лесные. На березе уж листочки зашумели. А она того больше старается, припевать
стала: « у меня тепло, у меня светло, красно летичко!» А сама волчком да волчком –
сарафанчик пузырем». /Огневушка-поскакушка – Бажов/
Руки
кривые,
на
руках
когти,
ноги
лошадиные,
спереди-сзади
горбы
великие
верблюжьи, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос
крючком, как у беркута, а глаза были совьи /Зверь лесной из сказки Аксакова
«Аленький цветок»
Он заслонил собой солнце, и стало темно, как в сумерки. Он был огромного роста,
голова его была как купол, руки – как вилы, ноги – как придорожные столбы, рот-
как
пещера,
а
глаза
метали
искры
-/Джинн
из
арабской
сказки
«Алладин
и
волшебная лампа»
Глаза у него стали маленькие, как у свиньи, огромный нос свешивался ниже
подбородка, а шеи как будто и совсем не было. Голова ушла глубоко в плечи, и он
почти совсем не мог ее повернуть, а ростом он был такой же, как и семь лет назад –
совсем маленький -/Карлик Нос из сказки В Гауфа.
Итак , мы подведем итоги нашей игры Победителем стал класс……………
Но я прошу не расстраиваться остальных. Ведь сегодня победили те ребята, которые
чуть больше, чем вы читали сказки. У вас все еще впереди. В следующем году мы
вновь с вами встретимся , и вы будете знать больше сказок. До новых встреч!
Руководитель школьного кукольного театра «Карлуша»–Горышева Е.В.
Приложение.
6
/Отрывки из сказок для кукольного представления-игры «Бросайка-угадайка» /
Сказка «Кот, Петух и Лиса»
/Звучит русская народная музыка./
В лесу в избушке жили-были Кот да Петух. Кот рано вставал, на охоту ходил, а Петя-
петушок оставался дома.. Все в доме приберет, вскочит на окошко, песенки поет.
/кукарекует/
Однажды бежала как-то Лиса, услыхала, как Петух песенки поет, и захотелось ей
петушиного мяса попробовать Вот она села под окошко да и запела:
Лиса- Петушок, петушок, золотой гребешок,
выгляни в окошко- дам тебе горошку.
Петушок выглянул, а Лиса его -цап-царап- схватила и понесла. Петушок как закричит.
Петушок - Несет меня Лиса за темные леса, за высокие горы, Котик,
Кот недалеко был. Услыхал родной голосок петушка, все побросал, бросился на крик,
догнал Лису, вырвал из лап петушка и принес домой.
На другой день кот собрался опять на охоту.
Кот – Смотри, Петя, не выглядывай больше в окошко, не слушай
Лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит. Мяу
Музыка /русская народная/
«Ледяная и лубяная избушка»
/Звучит грустная мелодия./
Поют птички.
На пеньке сидит зайчишка и плачет. Мимо пробегают собаки.
Собаки - Гав,гав! О чем, зайчик плачешь? Гав,гав!
Заяц – Как мне не плакать, была у меня избушка, попросилась ко
мне в гости Лиса, я ее принял, а она меня и выгнала / плачет/
Собаки -Не плачь, зайчишка, мы ее выгоним, гав, гав! Веди к
избушке, гав, гав!
/идут к избушке/
Гав, гав! Поди, Лиса , вон!
Лиса – Ха! Как выскосу! Как выпрыгну! Пойдут клочки по
Закоулочкам!
Собаки - /воют и убегают/
/Музыка/
«Теремок»
/Звучит музыка , птички поют/
Лиса – Здравствуй, Волк, зубами щелк!
Волк – Здравствуй, рыжая, очень рад, что тебя вижу я!
Хочешь вкусно пообедать, пирогов со мной отведать?
Да меня с тобой не пустят на порог, крепко заперты ворота
на замок.
Лиса – Кабы встретился нам Мишенька-медведь, он помог бы нам
ворота отпереть!
Волк – Мы пойдем его поищем по лесам! Ах ты, батюшки!
Идет сюда он сам!
Медведь – Я ищу в лесу колоду, я хочу отведать меду!
Или спелого овса, где найти его, Лиса?
7
Лиса - Ты не хочешь ли проведать петуха, петушиные отведать
потроха?
Медведь – разумеется, еще бы не хотеть!
Лиса – надо , Мишенька, ворота отпереть
Медведь – эй, хозяева, откройте- ка добром,
А не то мы вам ворота разнесем!
Лиса – Ну-ка, Мишенька, спиной повернись,
Ну-ка, Мишенька, на волка навались.
Если дружно мы навалимся втроем,
Мы тесовые ворота отопрем!
/волк наваливается на ворота, медведь на волка, лиса - на медведя/
Медведь – слышишь, Лисонька, как досточки трещат?
Волк – то не досточки, а косточки хрустят! Раздавил меня
бессовестный медведь, без обеда мне придется помереть, у-у-
у-у-у-у /убегает/
Музыка
« Зимовье зверей»
Музыка: метель, вьюга завывает
Пес – охо-хо. Как холодно, как голодно! Хорошо еще косточку удалось прихватить.
/обгладывает кость/ Вот ведь как получилось. Служил хозяину честно, дом
сторожил. А когда стар стал, так и не нужен, прогнал. Говорит, что за сторож,
ежели из под носа кур воруют. Прогнал, охо-хо!
/нюхает кусты/
О! Да тут кто –то есть! Гав-гав, выходи! О! Да это баран, кажись! Гав-Гав! Ты
что здесь на холоде делаешь? Гав-гав!
Баран – Бе-е-е-е-! Кажись от зимы лета ищу, бе-е-е-е-е-е-е.Ушел я из дому. Хозяин заре-
е-е-е-е-зать грозился. Ну, вот я и здесь. Да лучше с голоду умереть, чем на
праздничный стол угодить, бе-е-е-е-е-е-е-!
Пес – гав-гав, Пойдем со мной, вдвоем веселее, гав-гав!
/идут, вьюга завывает/
Пес – гав-гав! Кто тут? Выходи! Гав-гав!
Свинья – хрю-хрю! Лучше в землю зарыться, чем из тебя окорок сделают, хрю-хрю!
Баран – вот ведь как получилось, не я один должен был на праздничный стол угодить,
бе-е-е-е-е-!
Пес – э-э-э-э-э-э-э-э-э-э—эх! Кому праздник, а кому и ……Эх! Пойдем с нами!
Свинья – хрю-хрю! Стойте, здесь кто-то крякает. Ты что здесь делаешь? Хрю-хрю!
Утка – кря-кря! Пря-я-я-я-я чусь от хозяйского сына, он из меня какое-то чучело
собирался сделать, кря-кря!
Баран – бе-ебе-ебе-ебе! Это ж надо, чучело сде-е-е-е-лать
Пес – гав-гав, пойдем снами!
Петух /охрипшим голосом/ - ку-ка-ре-ку!
Утка – Кря-кря-, стойте, ты чего тут хрипишь?
Петух
–
ну
вот
и
для
вас
я
хриплю!
А
как
я
пел
бывало
на
заре!.
Все
прямо
заслушивались, видно переусердствовал! Хозяйка говорит, что то наш Петя
совсем охрип, сварю-ка я из него бульончик куриный. Это меня-то , артиста.
Совсем совести у людей нет!
Пес – не переживай, Петя! Пойдем с нами!
Баран – не дади-и-и-и-м те-е-е-ебя в обиду!
Свинья – Хрю—хрю. Пойдем с нами!
Музыка, вьюга
Сказки дядюшки Римуса
8
Как братец Лис охотился, а добыча досталась братцу Кролику
Звучит песенка Лиса.
/Кролик сидит на пеньке и грызет морковку/
Лис – пойдешь со мной на охоту?
Кролик – Неа! У меня есть в запасе рыбка, как-нибудь обойдусь!
Лис – ну, как знаешь. /уходит /
Кролик – пора бы братцу Лису возвратиться с охоты. А, вот и сам
братец Лис пожаловал, да еще песню распевает во все
горло! Сейчас я его обману. Притворюсь мертвым, вот
будет потеха! /хохочет/
Лис – Хе-хе-хе. Какой-то мертвый кролик валяется./трогает/ Похоже он давно издох!
/переворачивает/ Фу! О-о-о! Дохлый! Бр-р-р! А жирный какой! Еще такого
жирного
и
не
видал
никогда!
Только
он
слишком
давно
издох!
Боюсь
не
повредило бы. Фу! Ну его! /бросает в кусты, уходит
Кролик – ха-ха-ха!
Ловко я его обманул! Побегу-ка я вперед, опять притворюсь
мертвым, вот будет потеха!
Лис - /напевает песню/ о! Еще один дохлый кролик валяется! Фу! Опять как деревяшка.
Второй уже. Положу-ка я сумку с добычей. Сбегаю-ка я за вторым кроликом.
Принесу домой сразу двух кроликов, вот мне все сразу позавидуют что я за
охотник. /кладет сумку и убегает/
Кролик – Вот так добыча! Ха-ха-ха! Здорово я его обманул. Вся добыча мне досталась
да и сам живехонький!
/на следующий день встречаются/
Песенка братца Кролика
Кролик – Чего добыл вчера, братец Лис?
Лис – Чуточку ума, братец Кролик!
Кролик – Знал бы я, что ты за этим ходил, я бы тебе своего дал бы немножко /хохочет/
Песенка Кролика.
9