Автор: Якимова Лидия Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №13" Населённый пункт: Нижний Новгород Наименование материала: Воспитательная система Тема: Воспитательная система "Дивноград" Раздел: начальное образование
Срок реализации 4 года
Возраст 6-10 лет.
Автор Якимова Л.А
Учитель начальных классов
Воспитательная система
«Дивноград»
Введение.
Без любви к Малой Родине,
К ее памятникам и природе невозможно
Почитание и Родины Большой.
Сигурд Шмидт
Человек не воспитывается по частям,
Он создается синтетически всей суммой влияний,
Которым он подвергается.
А.С. Макаренко
В последние годы в нашей стране происходят значительные изменения во
всех сферах деятельности, в том числе и в системе образования и воспитания.
Сегодня
государственная
политика
в
области
образования
приоритетным
направлением
определило
воспитание.
Это
отражено
в
Конституции
РФ
(2012
г),
в
законе
«Об
образовании
в
РФ»,
Концепции
духовно-
нравственного
развития
и
воспитания
гражданина
России, Стратегии
развития
воспитания
в
Российской
Федерации
на
период
до
2025
года.
Приоритетной
задачей
Российской
Федерации
в
сфере
воспитания
детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Таким образом,
главным направлением
государственной политики в сфере образования,
является воспитание человека-гражданина.
Школа должна обеспечивать подготовку подрастающего поколения к жизни
в современном обществе, к участию в социальном развитии, к совершению
ответственных и сознательных поступков, направленных на самореализацию.
Однако, экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся
каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций
детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное
отношение
к
понятиям
человеческого
достоинства,
гражданского
долга,
личной
ответственности.
Растущий
дефицит
гуманности,
социальная
напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и
физическое здоровье подрастающего поколения. Дефицит внимания, любви,
ласки, заботы к детям со стороны родителей, равнодушие взрослых – вот те
причины,
которые
порождают
детскую
отчужденность,
отчаяние,
тревожность, озлобленность и разочарование. Сегодня мы часто наблюдаем
эмоциональное
безразличие
детей
к
событиям,
происходящим
вокруг,
к
окружающим людям, бурные и неадекватные реакции в ответ на реальные
жизненные ситуации.
Анализируя замечательную по своей глубине и простоте мысль В.А.
Сухомлинского, приходим к выводу, что успех воспитания зависит от того,
как много светлых и радостных минут детства может взять ребенок в
самостоятельную жизнь. Задача учителя и родителей – помочь познать себя,
человека, роль человека в жизни страны, сформировать позитивное
отношение к МИРУ, ОТЕЧЕСТВУ. Справиться с этой задачей возможно
только при условии тесного доброжелательного сотрудничества семьи и
школы.
Как сказал Антон Семенович Макаренко: «Человек не воспитывается по
частям,
он
создается
всей
суммой
влияний,
которым
он
подвергается.
Поэтому
мной
и
была
создана
воспитательная
система
«
Дивноград»»,
главной целью которой является создание основ гражданской идентичности,
ценностных
жизненных
ориентиров,
любви
к
Родине,
развитие
интеллектуального
и
творческого
потенциала
через
самореализацию
на
основе социального партнерства с семьёй.
2.Аналитическое обоснование
Характеристика класса.
В классе 27 человек из них 15 девочек и 12 мальчиков. Почти все дети
2005 года рождения, один мальчик 2006 и двое детей 2004. Все дети
имеют основную группу здоровья. Есть часто болеющие
Почти все дети воспитываются в полных семьях. Трое детей из
многодетных семей Все родители уделяют достаточное внимание
детям, ходят на родительские собрания. Помогают в классных
мероприятиях.
Почти все дети посещают кружки или секции. У детей много общих
интересов вне стен школы. Дети радуются успехам друг друга,
сопереживают неудачам.
При проведении внешкольных мероприятий дети держатся вместе,
помогают друг другу. Для многих детей важно быть первым, поэтому
они стараются н очень переживают малейшую неудачу. В тоже время
есть дети ), которых общественная жизнь интересует мало, во
внеклассных занятиях участвуют с видимой неохотой. С этими детьми
проводится работа по привлечению их к общественной жизни .
По уровню развития познавательных процессов (внимание, память,
активность на уроке и т.д.) класс можно разделить на 3 группы.
Первая — это высокий уровень. Эти дети активны на уроке,
внимательны, легко запоминают материал, умеют переносить старые
навыки в новую ситуацию. Таких детей 9 человек.
Вторая группа средний уровень развития. Эти дети не всегда бывают
внимательны на уроке могут отвлечься ошибок в работах таких детей не
много, но много исправлений, они не всегда могут перенести
имеющийся навык в новую ситуацию, но они старательны, выпущенный
на уроке материал компенсируют работой дома. Таких в классе – 13
человек.
Третья группа -это дети, которые много отвлекаются на уроках, память
развита не очень хорошо, пока эти дети тоже компенсируют упущенный
материал работой дома, но в будущем они могут иметь проблемы с
успеваемостью. Таких в классе 5 человека
У детей хорошая дисциплина на уроке и в перемену. Дети осознают
её необходимость умеют выполнять правила поведения.
В классе доброжелательная обстановка. Дети с удовольствием
играют друг с другом на перемене и после школы. Конфликты в классе
бывают редко и имеют сиюминутный характер, объясняются тем, что
дети всё же не всегда могут сдерживать свои эмоции в силу возраста.
Как правило, дети быстро прощают друг друга. Во внеклассной работе
дети активны и ответственны, любят выполнять поручения, стараются
выполнить их как можно лучше. Любят участвовать в конкурсах.
К моменту сбора данных воспитательная система работает в
течении 2 лет.
Доминирующие мотивации. К началу 4 класса.
игровые мотивы
социальные мотивы
учебный мотив
Игровую мотивацию имеют-5 человек 10%
Внешкольная занятость.
0
10
20
30
40
50
60
Chart Title
изостудия
музыкальная школа
спортивная секция
танцы
Показатели самооценки.
адекватная
завышенная
пониженная
Большинство детей имеют завышенную самооценку.12 чел (49%) ; Почти половина класса 10
человек (44%) , заниженную три человека (6%)
Социальный паспорт класса
.
Полные семьи
Неполные семьи
Многодетные
Образовательный уровень родителей.
Высшее образование
Среднеспециальное
Физическое здоровье.
Основная группа
Подготовительная группа
3. Концепция воспитательной системы
Гимназия – особый вид образовательного учреждения, реализующий
программы
полного
среднего
образования
повышенного
уровня
гуманитарной
(не
прагматической)
направленности,
удовлетворяющей
интегральные образовательные потребности.
Миссия гимназии – гармоническое развитие интеллектуальных, духовно-
нравственных, творческих, физических способностей ученика, формирование
широко образованной интеллигентной личности, готовой к продуктивной
интеллектуальной
деятельности
и
ответственной
за
собственное
благополучие и благополучие общества.
В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых
разных
направлениях.
Предметом
гуманистической
педагогики
является
воспитание
человека,
гуманной
свободной
личности,
способной
жить
и
творить в будущем демократическом обществе.
Личностное
ориентированное
воспитание
–
это
развитие
и
саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей.
Гуманистическое
личностно-ориентированное
воспитание
–
это
педагогический
управляемый
процесс
культурной
идентификации,
социальной
адаптации
и
творческой
самореализации
личности,
в
ходе
которого
происходит
вхождение
ребенка
в
культуру,
в
жизнь
социума,
развитие всех его творческих способностей и возможностей.
Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки,
предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка.
Именно
этот
подход
определяет
положение
ребенка
в
воспитательном
процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а,
следовательно,
означает
становление
субъект-субъектных
отношений.
Особенно
востребованной
науки,
предусматривающий
учет
своеобразия
индивидуальности
личности
ребенка.
Именно
этот
подход
определяет
положение
ребенка
в
воспитательном
процессе,
означает
признание
его
активным субъектом этого процесса, а, следовательно, означает становление
субъект-субъектных
отношений.
Особенно
востребованной
становится
гуманистическая
направленность
деятельности
педагога-классного
руководителя, способного не только «принять» - «понять» воспитанника, но и
«помочь» ему становиться личностью, субъектом своей жизнедеятельности, а
не только объектом воздействий, в том числе и педагогических. Личностный
подход
–
это
индивидуальный
подход
к
человеку
как
к
личности
с
пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления.
В
современных
кризисных
условиях
воспитанник
нуждается
в
большем
внимании,
заботе
и
«более
тонком
педагогическом
прикосновении
к
его
личности»(Н.Е. Щуркова)
Цель
личностно-ориентированного
педагогического
взаимодействия
педагога с воспитанником - создание благоприятных условий, содействие в
его личностном развитии, формировании у него нравственных ориентаций, в
его самоопределении (В.А. Сластенин, И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская,
А.В. Мудрик, О.С. Газман и др.).
Базой
для
формирования
спо собно стей
к
с а м о р а зв и т и ю ,
самоопределению,
самореализации,
само
реабилитации,
самоорганизации
личности является физическое и психическое здоровье, нравственность и
способности,
что
определяет
содержание
личностно-ориентированного
взаимодействия педагога с учащимися (О.С. Газман).
Личностному
росту
ребенка
(формированию
его
общей
культуры,
нравственного
сознания,
самосознания
и
поведения,
потребности
в
саморазвитии)
спо собствует
гуманистиче ская
н ап р а вл е н н о с т ь
педагогического
взаимодействия.
Во
взаимодействии
определяющим
фактором
является
позиция
педагога,
исходящая
из
интересов
развития
ребенка: понимание, признание, принятие его как полноправного партнера,
оказание ему помощи.
Взаимодействие педагогов и школьников происходит в разных системах:
между школьниками, между педагогами и детьми, между учителями, между
педагогами и родителями. Направляющую роль по отношению к другим
активным субъектом этого процесса, а, следовательно, означает становление
субъект-субъектных
отношений.
Особенно
востребованной
становится
гуманистическая
направленность
деятельности
педагога-классного
руководителя, способного не только «принять» - «понять» воспитанника, но и
« п о м о ч ь »
е м у
с т а н о в и т ь с я 11лично стью,
субъектом
с в о е й
жизнедеятельности,
а
не
только
объектом
воздействий,
в
том
числе
и
педагогических.
Личностный
подход
–
это
индивидуальный
подход
к
человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все
другие
психические
явления.
В
современных
кризисных
условиях
воспитанник
нуждается
в
большем
внимании,
заботе
и
«более
тонком
педагогическом прикосновении к его личности»(Н.Е. Щуркова)
выполняет взаимодействие педагогов и учащихся. В то же время стиль
отношений
«педагог-ученик»
зависит
от
характера
отношений
в
педагогическом коллективе и определяется особенностями взаимоотношений
между
детьми
в
ученическом
коллективе,
главной
целью
которых
рассматривается
развитие
личности,
коллектива
и
его
воспитательных
возможностей.
Различные
подходы
и
типы
взаимодействия
свидетельствуют
о
многогранности и многоаспектности этого процесса. Наиболее эффективным
для
развития
коллектива
и
личности,
по
мнению
ученых
и
практиков
является сотрудничестве взаимодействие, для которых характерны знания,
опора на положительное в личности, доверительность, доброжелательность,
объективность, активность обеих сторон, диалог.
Пути
развития
взаимодействия
как
сотрудничества,
субъект-субъектных
отношений - положительная установка на совместную творческую работу,
совместное планирование, анализ результатов деятельности, осознание ее
цели и личностного смысла; созидание ситуации свободного выбора видов и
способов
деятельности
ее
участниками,
наличие
хорошей
полной
информации
о
состоянии
дел
в
классе,
группе,
о
каждом
участнике
деятельности,
организация
коллективных
творческих
дел,
являющейся
наиболее
эффективной
для
развития
сотрудничества,
взаимодействия,
взаимопомощи,
соревновательности,
в
процессе
которой
наиболее
полно
раскрывается
личность
и
педагога,
и
воспитанника
(М.И. Рожков,
Л.В. Байбородова).
Только коллектив педагогов-единомышленников способен связать воедино
личность,
личностные
качества,
личностное
развитие
и
саморазвитие
ребенка. Именно личность школьника и личность педагога – главное мерило
наличия и развития гуманной воспитательной системы.
4. Целеполагание
Цель:
Создание
условий
для
духовно-нравственного
развития
личности,
формирование
активной
гражданской
позиции,
ценностных
жизненных
ориентиров,
любви
к
Родине,
развитие
интеллектуального
и
творческого
потенциала
через
самореализацию
на
основе
социального
партнерства
с
семьёй.
Задачи
Формировать
у
младшего
школьника
чувство
принадлежности,
причастности
к
своей
малой
родине,
воспитать
патриотическое
отношение к ней.
Прививать у ребенка чувство гордости за родной край, эмоциональные
переживания через источники знаний ( печать, литература, фольклор ,
музеи, биографии земляков) .
•
Развивать навыки исследовательской деятельности на основе
краеведческой работы . (Игра –путешествие, проекты, мастер-
классы, прикладное творчество, драматизации, реальные и
воображаемые экскурсии, галереи славных имен).
•
Создание необходимых условий для проявления индивидуальности
каждого ученика.
Содействие развитию культуры общения и построения
межличностных отношений.
•
Формирование нравственной позиции школьников с использованием
воспитательного потенциала краеведения.
Субъекты воспитательной системы
Классный руководитель в своей практике имеет дело со следующими
субъектами:
учащимися;
родителями;
педагогами
и
другими
взрослыми,
принимающими
участие
в
воспитательном
процессе
и
жизнедеятельности
классного
коллектива.
Деятельность
субъектов
воспитательной
системы
строится
на
идее
интеграции
культурно-образовательных
ресурсов
школы
и
города
как
решающего
обстоятельства
для
формирования
благоприятной
культурной
среды
саморазвития
и
самовыражения
ребенка.
Опыт
подсказывает,
что
именно через среду интегрированного курса можно осуществить целостное
воздействие на детский коллектив и личность школьника. В связи с этим
появилась необходимость разработки воспитательной системы класса.
Ожидаемые результаты
1)
Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в
целом.
2)
Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков.
3)
Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации
учащихся к новым учебным предметам.
4)
Раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового
взаимодействия, работу творческого коллектива.
5)
Принятие культуры здорового образа жизни.
6)
Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и
классного руководителя по всем вопросам.
4 этапа в развитии воспитательной системы класса начальной
школы.
1. 1 класс.
Проектирование . Деятельность по изучению интересов,
потребителей членов классного сообщества, определение перспектив его
жизнедеятельности
2 . 2 класс.
Становление . Особое внимание укреплению межличностных
отношений, формированию чувства «мы», апробирование форм и способов
совместной деятельности, взращиванию традиций класса.
3. 3 класс. Стабильное функционирование.
4. 4 класс.
Развитие. Активно развивается самоуправленческие начала,
доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность
(лицо) класса. Жизнь строится на основе традиций, сохраняемых и
поддерживаемых членами коллектива.
Приоритетный вид деятельности в воспитательной системе « Дивноград» -
краеведение, затрагивающее все направления жизнедеятельности класса. В
«Дивнограде» 3 уровня – «ступеньки», которые учащийся проходит за период
обучения с 1 по 4 класс.
1 -2 класс – Краевед-любитель.
3 класс Краевед-поисковик
4 класс Краевед-исследователь.
Идея воспитательной системы –
Воспитание
учащихся
на
ценностях
русской
культуры,
обычаях
и
традициях родного края.
5.Описание идеи воспитательной системы
Воспитание учащихся на ценностях русской культуры, обычаях и
традициях родного края.
Первый
шаг
(начальная
школа)
–
понимание
и
принятие
норм
культурной жизни. Этих норм великое множество, но у всех единая основа –
истина, добро и красота.
Второй шаг (учащиеся 5-6 классов) – формирование представлений о
человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле.
Восхождение ребенка к ценностям культуры, его движение от одной
ступеньки к другой успешно проходит только благодаря «сопровождению»,
умелому
руководству
педагогическим
процессом.
Классный
руководитель
должен всегда помнить о трех основных функциях:
1)
обустройство жизни ребенка в школе;
2)
организация
предметной
деятельности
ребенка
и
ученического
коллектива в целом;
3)
организация нравственного, физического, социально-личностного
воспитания.
Личность классного руководителя играет здесь важную роль, ведь в
каждом
шаге
ребенка
обязательно
должны
присутствовать
эти
три
вида
деятельности .
Перспективы
и
принципы
жизнедеятельности
воспитательной системы.
Система
дает
возможность
планировать
воспитательную
работу
с
классом решать личные задачи через знания и любовь к родному краю,
городу,
уважению,
культуре
и
истории
своего
народа,
его
традиций,
обрядов, жизненных принципов.
Я проанализировала то, какие гуманные, мудрые идеи заложены в
народной культуре: трудолюбие, нестяжательство, милосердие, верность
слову, мужество, любовь к отчему дому, земле. Интерес детей и родителей
к
нашей
системе,
радость
от
общения
друг
к
другу,
это
стимул
для
утренников, экскурсий, бесед, посещений выставок и музеев, мы учимся
любить и понимать народную культуру.
Система предполагает такую структуру видов деятельности (см. ниже),
где
главным
фактором
данной
системы
служит
коллективная
деятельность,
которая
в
большинстве
случае
носит
личностно-
ориентированный
и
творческий
характер
и
позволяет
фиксировать,
достаточными
ли
качествами
обладает
на
данном
этапе
ребенок.
Коллективная деятельность приводит к формированию внутри классного
сообще ства
норм,
правил
и
традиций,
не
противореч ащих
общечеловеческим ценностям.
Педагогические
технологии и
методики
Образовательная среда
Воспитательная среда
Развивающее обучение
Все предметы учебного
плана
олимпиады, экскурсии,
познавательные мероприятия
Модульная
методика
Все предметы учебного
плана
НОУ, театральные постановки,
устные журналы, творческие часы
Исследовательские
методы
Природоведение,
история, литература,
английский язык
информационные часы «По
страницам газет и журналов»,
«Любимые теле- и
радиопередачи»
Проектные
методы
Русский язык, литература,
история, английский язык,
технология,
природоведение
создание портфолио учащегося,
буклетов, творческих проектов
Игровые
технологии
Все предметы учебного
плана
ролевые игры, интеллектуальные
игры, игры знаний «Парад наук»
Групповые технологии
Все предметы учебного
плана
участие в различных
патриотических и
экологических акциях, в
выставках, конкурсах,
тематических классных часах
Информационно-
коммуникационные
Русский язык,
литература,
информатика,
природоведение,
английский язык
Портфолио класса «Так начинаются
школьные годы», создание
электронного портфолио, создание
мультимедийных презентаций о
жизни и досуге класса
Здоровьесберегающие
технологии
Все предметы учебного
плана
физкультминутки,
подвижные игры во время
перемен, для здоровья,
Педагогические
технологии и
методики
Образовательная среда
Воспитательная среда
спортолимпиады
Поэтому главным фактором данной системы служит коллективная
деятельность,
которая
в
большинстве
случаев
носит
личностно-
ориентированный
и
творческий
характер
и
позволяет
фиксировать,
достаточными
ли
качествами
обладает
на
данном
этапе
ребенок.
Коллективная
деятельность
приводит
к
формированию
внутри
классного
сообщества норм, правил и традиций, не противоречащих общечеловеческим
ценностям.
Основным
направлением
воспитательной
системы
класса
является
нравственно-патриотическое
воспитание.
Оно
способствует
сплочению
классного
коллектива,
духовному
обогащению
личности
ребенка,
проявлению
его
лучших
качеств:
доброты,
отзывчивости,
милосердия,
стремления сделать хорошее для старшего поколения.
И в результате, по окончании 4-го класса о выпускнике можно говорить
как о состоявшейся личности подростка, о котором можно сказать, что он
соответствует модели личности выпускника.
Модель личности выпускника
Ключевые компетентности:
сформированные
представления
о
человеке
и
окружающем мире;
овладение
набором
культурных
умений
и
навыков,
необходимых для жизни в современном мире;
че т ка я
ж из не нна я
по з иция ,
с по с о бно с т ь
к
индивидуальному жизненному пути.
Основополагающие виды деятельности:
Познавательная
Преобразовательная
Ценностно-ориентированная
Общение
6. Механизм функционирования и построения.
Содержание деятельности классного коллектива.
1. Виды и формы деятельности
2. Направление воспитательной работы
3. Управление воспитательной системой
4. Структура ученического самоуправления
5. Традиционные дела класса
6. Мероприятия
6.1. Виды и формы деятельности
Виды и формы воспитательной деятельности:
o
Классные собрания.
o
Классные часы:
лекция;
беседа;
час общения;
ролевые игры;
диспуты;
библиотечные часы
развитие речи
кружок «Юный нижегородец»
спецкурс «Рукоделие»
урок творчества;
o
Мероприятия:
конкурсы, КВН;
международные конкурсы
утренники
викторины;
экскурсии;
походы;
праздники, спектакли
конкурсы, выставки, посещение кино, театров
дистанционные олимпиады, олимпийски игры
акции, проекты.
Диагностики:
Исследование особенностей личности:
общие сведения;
способности;
самооценка;
темперамент;
уровень воспитанности.
Исследование межличностных отношений:
социально-психологический климат в классе;
социометрия.
Направления воспитательной работы:
коллектив;
общение;
здоровье;
творчество;
учение.
Работа с родителями:
анкетирование;
беседы;
консультации;
родительские собрания;
посещение семьи;
проведение совместных часов общения классного руководителя,
родителей и детей.
праздники и утренники
спортивные праздники
6.2.. Направления воспитательной работы
ШКОЛА БУДУЩИХ АКАДЕМИКОВ
Цели:
развитие познавательной активности;
создание условий для раскрытия интеллектуальных, умственных
способностей;
оказание
влияния
на
формирование
трудолюбия,
чувства
ответственности;
обеспечение развития познавательной активности учащихся.
Задачи:
формирование потребности в самообразовании;
развитие умений и навыков в учебной деятельности;
развитие творческого мышления;
создание ситуации успеха;
содействие
развитию
умения
самостоятельно
получать
знания,
используя различные технические средства;
сохранение стабильно-высокого уровня успеваемости;
обеспечение перехода на более качественный уровень усвоения
знаний;
формирование внутренней потребности и готовности к получению
полноценного образования и дальнейшего самоопределения.
Формы:
Олимпиады по предметам.
Тематические конкурсы, викторины и др.
Международный конкурс «Кенгуру», «Медвежонок», «Золотое
Руно»
Система классных часов «Учись учиться».
Система классных часов «Самостоятельность, самообразование,
самоуправление».
Привлечение
учащихся
к
занятиям
в
кружках,
спецкурсах
и
секциях.
Организация познавательных экскурсий.
Психологические тренинги, игры, мониторинг результата.
Профориентация.
Средства реализации задач:
участие в предметных неделях; «Олимпийские игры», «Парад
наук»
участие в районных муниципальных, и международных конкурсах
по предметам;
изучение отношения учеников к учебным предметам.
ШКОЛА ИСКУССТВА И ЭТИКЕТА
Цели:
развитие творческой активности;
развитие творческого потенциала личности;
расширение и повышение культурного уровня подростка.
Задачи:
выявление и развитие индивидуальных способностей;
развитие умений и навыков в творческой деятельности;
развитие творческого воображения;
помощь
в
определении
и
раскрытии
своей
собственной
индивидуальности;
формирование навыков группового взаимодействия;
сохранение народных традиций и обычаев;
формирование толерантности.
Формы:
Знакомство
с
художественными
и
историческими
ценностями
Нижегородского края, России.
Спецкурс «Юный нижегородец».
Средства реализации задач:
участие в выставках рисунков, поделок и пр.;
участие
в
концертах,
конкурсах
на
лучшего
чтеца,
певца,
исполнителя художественного номера;
участие в классных и школьных мероприятиях;
участие в проведении Дня учителя;
участие в проведении Дня пожилых людей.
ШКОЛА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
Цели:
воспитание
и
развитие
у
школьников
гражданского
долга,
патриотизма – важнейшей духовно-нравственной и социальной
ценности;
формирование чувства гордости за свой родной край, преданность
родному селу.
Задачи:
воспитание
личности
духовной,
нравственной,
социально-
адаптированной к современному обществу;
изучение истории России, Нижнего Новгорода, Нижегородского
края;
развитие чувства единения.
Формы:
Классный час «Символика России».
Классные
часы,
посвященные
юбилеям
главных
сражений
и
Победе в Великой Отечественной войне.
Средства реализации задач:
участие в тематических общешкольных линейках;
участие в создании классного альбома;
организация выставок рисунков, поделок, отражающих
гражданскую позицию учащихся.
ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ
Цель:
научить выживать в непростых условиях современной жизни,
сохраняя при этом психическое и физическое здоровье;
оказание помощи ребятам в становлении здорового образа жизни.
Задачи:
организация
жизнедеятельности
классного
коллектива
в
нестандартных экстремальных условиях;
пропаганда здорового образа жизни;
профилактика асоциального поведения учащихся.
Формы:
Осенние марафоны по экологическим тропам.
Классные
часы
«Профилактика
травматизма
и
первая
медицинская помощь».
Средства реализации задач:
проведение
деловых
игр,
встреч
с
работниками
пожарной
охраны, членами группы спасателей.
ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ
Цель:
формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
приобщение детей к здоровому образу жизни;
Формы:
Неделя здоровья.
Беседы,
диспуты,
дискуссии
по
проблемам
употребления
алкоголя, наркотиков и табакокурения: «Вредные привычки»
Различные классные спортивно-развлекательные мероприятия.
Туристические походы.
Народные игры.
Средства реализации задач:
организация и проведение недели здоровья;
проведение совместно с родителями спортивных соревнований,
эстафет.
организация и проведение дня народных игр.
конкурсы газет и плакатов по теме «Здоровый образ жизни»;
участие в спортивных соревнованиях;
занятие в спортивных кружках и секциях.
ШКОЛА ОБЩЕНИЯ
Цель:
развитие умений и навыков общения.
Задачи:
развитие чувства собственного достоинства и умения уважать
достоинства других;
развитие сопереживания, умения выслушать другого товарища,
сочувствия;
обучение коммуникативным навыкам.
Формы:
Серия
деловых
игр
«Умею
ли
я
слушать?»,
«Умею
ли
я
говорить?», «Умею ли я сопереживать?» и т.д.
Комплекс мероприятий из серии «Забота».
Классные вечера отдыха и праздники.
Средства реализации задач:
организация и проведение классных вечеров отдыха;
организация и проведение праздников;
участие в тренингах общения;
организация встреч с интересными людьми;
проведение совместных общественно-полезных мероприятий с
родителями, к примеру, отдых на природе, экскурсии, походы и
пр.
ШКОЛА ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА
Цель:
создание благоприятной социально-психологической обстановки
в классе.
Задачи:
развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные
связи;
повышение самооценки через получение позитивной обратной
связи, поддержки от группы;
деятельность по сплочению и развитию классного коллектива;
обучение
конструктивным
способом
выхода
из
конфликтных
ситуаций,
выражению
своих
чувств
и
переживаний
без
конфликтов.
Формы:
Экскурсии, походы, совместный отдых на природе.
Тренинги общения.
Концерты, тематические праздники.
Часы общения.
Ролевая игра «Какой мы коллектив?».
Средства реализации задачи:
посещение музеев, выставок;
участие в экскурсиях, походах, организация совместного отдыха
на природе;
участие в тренингах общения;
организация КТД;
ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Цель:
создание условий для нормального, умственного и физического
совершенствования младших школьников совместно с семьей.
Задачи :
информирование родителей о результатах учебы ребят;
психолого-педагогический всеобуч родителей;
организация
совместной
деятельности
детей,
родителей
и
педагогов с целью развития познавательных интересов;
организация
совместной
работы
по
совершенствованию
физических качеств ребят, укреплению здоровья, социализации
подростка.
Формы:
Тематические родительские собрания.
Индивидуальные
консультации
психологов,
педагогов-
предметников.
Организация работы родительского комитета.
Круглые столы «Вечер трудных вопросов».
Средства реализации задачи:
участие в индивидуальных беседах;
организация
помощи
классному
руководителю
в
управлении
классным коллективом;
посещение учебных занятий, управляющих советов;
участие в круглых столах, деловых и ролевых играх, диспутах,
дискуссиях;
участие в работе родительского комитета.
Ребенок
Классное
с
ообщество
Классный руководитель
Воспитательное пространство гимназии, района, города
Родительский
комитет,
Родители
Общешкольное
самоуправление
Воспитательные
ценры
гимназии
Администрация
школы
Взрослые, принимающие
участие в процессе
"Юный нижегородец"
Традиционные
дела
класса
Творческие
конкурсы,
спектакли
Музеи.
Выставки
Конкурсы
«Осенний
букет»,
«Зимний
букет»
Экскурсии
День гимназии
Праздник
именинников
Мама, папа,
я –
спортивная
семья
Лукошко
добрых дел
Участие в
Олимпийских
играх
Традиционные мероприятия 1 класса (внутри
класса)
День знаний. Классный час. Театр кукол.
Экскурсия в зоопарк «Лимпопо»
Праздник «Я ученик»
Осенний букет. День именинника
Приём в гимназисты (классный час после школьного праздника)
Участие в Олимпиаде Знаний.
Рождество в музее им. М. Горького
Мой город – участие в творческому конкурсе
Праздник «Прощание с Букварем»
Спортивные мероприятия
Кружок – «Юный нижегородец»
Праздник «Слава русской старине» на Щелоковском хуторе.
Традиционные мероприятия 2 класса
День знаний. Классный час
Экскурсии в конно-спортивную школу «Мои друзья – лошади»
Посвящение в читателей
Классные Олимпийские игры
Праздник Нового года
Праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» к 23 февраля и 8 марта.
Посещение музея Нижегородских промыслов
Праздник английского языка
Поездка в Макарьевский монастырь на теплоходе.
Традиционные мероприятия 3 класса
День знаний. Классный час.
Путешествие «Городское кольцо» - на трамвае – экскурсия
День театра
Классная олимпиада
Праздник Нового года
Экскурсия в художественный музей
Путешествие в Городец на теплоходе
Экскурсия в Ивановскую башню в музей им. Минина и Пожарского (ко
дню народного ополчения)
Участие в НОУ. Доклады о традициях Руси.
Традиционные мероприятия 4 класса
День знаний
Праздник «День гимназии». Пушкинские чтения при свечах
День театра
Экскурсия – поход «М. Горький. Детство»
Экскурсия в Музей пожарного дела
Экскурсия в краеведческий музей
Участие
в
районной
игре
«Путешествии
на
планеты
Маленького
принца»
Праздник «Прощание с начальной школой»
.7 Управление воспитательной системой
7.1. Самоуправление в коллективе
Самоуправление
-
форма
организации
жизнедеятельности
коллектива
учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и
реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Цель:
Формирование активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств у
учащихся,
социальной ответственности.
Задачи:
1.
вовлечение учащихся в активную школьную жизнь через организацию
различных видов деятельности;
1.
развитие творческой индивидуальности учащихся;
2.
воспитание у учащихся уважительного отношения к членам
коллектива, укрепление сферы дружеских отношений;
3.
защита прав учащихся.
Высшим органом классного самоуправления является Собрание класса, на
котором происходят выборы актива класса ( староста класса и его
заместитель, руководители групп). Таким образом, Совет класса состоит из 5
человек. Староста класса заместитель –
Каждая группа выполняет определённые функции и отвечает за организацию
полезных внеклассных дел в классе.
1 отдел.: оформительский.
>
помогает классному руководителю в оформлении жизни класса
>
помогает в подготовке к конкурсам
>
издают газыты к классным праздникам.
>
2 отдел «Озеленение»
>
следит за цветами в классе
>
распределяет обязанности во время субботников
>
следит за чистотой в классе.
3
Отдел «Здоровья и спорта»
>
организация спортивной команды класса в общешкольных
спортивных соревнованиях и мероприятиях;
>
вовлечение одноклассников в спортивные секции;
>
подготовка и проведение классных часов «За здоровый образ
жизни».
4
Отдел «Культуры и досуга»
организация и проведение классных вечеров и праздников
>
совместно с классным руководителем организуют экскурсии,
посещение театров и музеев;
>
поздравление учителей с днем Учителя, Новым годом, 8
Марта.
>
5. Отдел Печати и информации.
Правила жизни в коллективе:
проявляй настойчивость, преодолевая трудности в учёбе, труде, спорте;
относись терпимо к недостаткам других; помогай друзьям, соблюдай чистоту в классе и
школе; будь активен при подготовке коллективных творческих дел; добросовестно
относись к общественным поручениям; дорожи дружбой ребят; не делай другим то, что не
желаешь себе.
встреча с интересными людьми)
конкурсы, викторины, выставки, концерты
экскурсии, посещение театров, музеев, выставок
театральные постановки
трудовые десанты, спортивные соревнования
6.2. Работа с родителями
«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание
детей. Главная школа воспитания детей — это
взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
«Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью.»
(В.А.Сухомлинский)
Концепция модернизации российского образования на период 2010 года
подчеркивает
исключительную
роль
семьи
в
решении
задач
воспитания.
Права и обязанности родителей определены: в статьях 38, 43 Конституци
Российской Федерации; в главе 12 Семейного
кодекса Российской
Федерации;
в
статьях
17,
18,
19,
52
Закона
Российской
Федерации
"Об
образовании". В законе Российской Федерации "Об образовании" говорится:
"Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы
физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка
уже в младенческом возрасте".
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских
школьников говорится: «Духовно-нравственное воспитание начинается в
семье. Школа в духовно-нравственном воспитании должна сотрудничать с
семьей. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает
благоприятные возможности для укрепления гражданственности»
Неоспоримо влияние семьи на становление и развитие личности
ребенка. В семье дети на конкретных примерах познают ценностные
ориентации родителей, их опыт, что убеждает действеннее любых бесед и
разъяснений. Родителей и педагогов объединяет одна цель - вырастить
достойного, успешного, культурного, образованного человека, способного
противостоять тяготам жизни, хорошего семьянина. Поэтому необходимо
активно включать родителей в воспитательный процесс.
Наладить доверительные отношения с родителями, вызвать у них
желание сотрудничать с классным руководителем (школой) с целью создания
благоприятных условий для развития личности ребенка важно для классного
руководителя.
Деятельность классного руководителя направлена на:
1.
Организацию психолого-педагогического просвещения родителей с
целью расширения их педагогического кругозора.
1.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
2.
Помощь родителям осознать их воспитательную миссию, как
величайшую ответственность за будущее ребёнка.
3.
Вовлечение родителей в управление воспитательным процессом.
В основе сотрудничества и взаимодействия семьи и классного руководителя
лежат принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи,
терпения и терпимости по отношению друг к другу. Формы работы с
родителями (семьей)
1.
индивидуальные консультации;
1.
родительские собрания;
2.
беседы;
3.
дни творчества детей и их родителей;
4.
помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении
материально-технической базы школы и класса;
5.
участие родителей в работе родительского комитета.
В работе с родителями стараюсь придерживаться мнения В.А.
Сухомлинского: как можно больше духовного общения с детьми и
родителями".
На первом родительском собрании выбирается родительский комитет во
главе с председателем.
Четко организованная работа родительского комитета способствует
повышению заинтересованности родителей жизнедеятельностью класса.
Формы работы с родителями: Формы работы с родителями:
анкетирование
консультации
родительские собрания
беседы
проведение совместных мероприятий детей и родителей
При опросе родителей 86 % ждали от школы воспитания здорового
ребенка,
54% - развить творческий потенциал ребенка,
43% - комфортности и безопасности окружающей среды ребенка,
60% - продолжать воспитание нравственных качеств и поведения
ребенка.
консульта
ции
анкетирова
ние
формы работы с
родителями
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы.
Достижения и результаты функционирования системы
Следует заметить, что в педагогической науке нет общепринятой точки
зрения
по
поводу
критериев
и
методов
изучения
результативности
во спитательной
системы
класса.
Главным
критерием
о ц е н к и
результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность
учащихся,
ее
изменения
из
года
в
год.
В
целом
же
показателем
эффективности
функционирования
системы
обязательно
должны
быть
следующие критерии:
уровень воспитанности учащихся;
сформированность
классного
коллектива,
межличностные
отношения;
сформированность
норм
и
правил
внутри
коллектива,
не
противоречащих общечеловеческим ценностям;
стремление к успешности.
Прогнозируемые основные результаты
работы по данной системе
«Звонница»:
повышение уровня воспитанности учащихся;
достижение определенных успехов в деле сплочения коллектива;
приобретение навыков уважительного отношения к людям;
увеличение уровня познавательной активности;
возрастание
уровня
самостоятельности:
дети,
выступают
с
интересными
предложениями
о
работе
класса,
серьезно
относятся к
обязанностям в классе, анализируют свою работу,
совместно решают проблемы.
беседы
родит
собрания
Вся
деятельность
по
моделированию,
построению
и
развитию
в.с.
класса
направляется на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смог развить личностные
качества,
соответствующие
сформированному
педагогами,
учениками
и
родителями
образу
выпускника
начальной
школы.
Образ
выпускника
складывается из потенциалов личности:
нравственного
познавательного
коммуникативного
художественного
физического
Эффективность
воспитательной
системы
класса
будет
определятся
в
4-м
классе по следующим критериям:
сформированность потенциалов
развитость креативных способностей учащегося
проявление индивидуальности каждого ученика и класса в целом
сформированности классного коллектива
В соответствии с данными критериями мною используются (ежегодно) такие
методики изучения результативности учебного-воспитательного процесса:
№
Предмет диагностики
Методы исследования
1
2
3
1
Выявление мотивов учебной
деятельности
О п р о с н и к
и с с л е д о в а н и я
м о т и в о в
п о з н а в а т е л ь н о й
деятельности
2
Состояние
межличностных
отношений в группе
Социометрия
3
Креативность учащихся
Тест П. Торренса
4
Выявление мотивов учебной
деятельности
О п р о с н и к
и с с л е д о в а н и я
м о т и в о в
п о з н а в а т е л ь н о й
деятельности
5
Творческие
способности
учащихся
Экспертная
оценка
творческих
работ учащихся
6
Освоение
образовательной
программы
Тесты, методы статистического
анализа
Результаты работы системы.
В
ходе
реализации
воспитательной
системы
«
Дивноград»
я
стремлюсь
прививать
детям
взаимное
уважение
друг
к
другу,
укреплять
опыт
товарищеской
взаимопомощи
и
требовательности,
коллективизма,
воспитывать
потребность
в
заботе
о
слабых
и
беззащитных
членах
коллектива, бережное отношение к представителям противоположного пола.
Отношение
к
себе
у
детей
складывается
из
осознания
собственного
достоинства,
чувства
общественного
долга,
дисциплинированности,
честности и
правдивости,
простоты
и
скромности,
нетерпимости
к
несправедливости,
стяжательству.
Настойчиво формирую
ответственное
отношение
к
своему
труду,
развиваю
творческое
начало
в
трудовой
деятельности, утверждалось признание важности своего труда и результатов
труда
других
людей.
Прививалось
бережное
отношение
к
природе,
нетерпимость к нарушениям экологических норм и требований.
У
учащихся
интенсивно
формируются
моральные
чувства:
чувства
товарищества,
ответственности
за
класс,
сочувствие
горю
окружающих,
негодование
при
несправедливости
-
под
влиянием
впечатления
от
слов
классного
руководителя,
конкретных
воздействий,
увиденного
примера
и
собственного действия при выполнении поручения. Мотивы действий на
основе
положительных
переживаний:
сочувствия,
расположения,
привязанности, чувства долга, приобретают более устойчивый характер и
проявляются в разнообразных формах, в том числе в общественно полезной
деятельности.
6.
Ребёнку
даётся возможность выбора творческих заданий в
соответствии
с
интересами
и
способностями,
стимулируется
творческое
самовыражение, самореализация и самовоспитание.
7.
В
связи
с
тем,
что
процесс
формирования
личности
еще
не
завершился
остаются
актуальными проблемы ,
препятствующие
формированию
гуманных
представлений
у
младших
школьников:
ситуативность поведения, неустойчивость настроения; умение пользоваться
моральными
знаниями
и
умениями
только
в
повторяющихся
ситуациях;
склонность
к
конфликтам
в
отношениях
со
сверстниками;
проявления
прямолинейности,
категоричности
суждений
по
поводу
нарушений
норм
поведения;
неумение
противостоять
воздействию
отрицательных
явлений
жизни;
необходимость
обязательной
помощи
со
стороны
взрослых
при
совершении гуманного поступка.
Уровень воспитанности
уровень воспитанности
0
2
4
6
8
10
12
14
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень.
8.
Уровень социальных ориентации
доброжелательность
трудолюбие
социальные мотьвы
0
2
4
6
8
10
12
14
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Задача формирования нравственных понятий
еще не
полностью мною
решена
и
не
может
решится
в
начальной
школе,
так
как
дети
не
подготовлены к этому ни по уровню своих знаний, ни по жизненному опыту.
Именно
поэтому
нравственное
просвещение
младших
школьников
предполагает
создание
у
них
нравственных
представлений,
воспитание
нравственных чувств и первичного опыта нравственного поведения.
Литература
1.
Федеральный
закон
от
29.12.2012
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской Федерации»
2.
Концепция модернизации российского образования на период до 2020
года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2014
№2765-р)
3.
Конституция Российской Федерации
4.
Концепция
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина России (проект) // Вестник образования. – 2009. - №17.
5.
Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев. –
М.: Педагогика, 1982.
6.
Классному
руководителю
о
самоуправлении
в
классе:
методические
рекомендации
/Авт.-сост.
М.А.
Александрова,
Е.И.
Баранова,
Е.В.
Володина, Е.Н. Степанов. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
7.
Колмогорова, Л.С. Диагностика психологической культуры школьников:
Практ. пособие для шк. Психологов / Л.С. Колмогорова. – «издательство
ВЛАДОС-Пресс», 2002. – 360 с.
8.
Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-
2020 годы». Правительство минобрнауки от 30.12.2015 № 1493
9.
Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. – М.,
1979.
10.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и
педагогических
колледжей
/
Под
ред.
И.П.
Пидкасистый.
-
М.:
Педагогическое общество России, 1998. - 640с., с.129-192.