Напоминание

Гражданское общество


Автор: Корсаков Александр Евгеньевич
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского"
Населённый пункт: Шурышкарский район село Мужи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Гражданское общество
Раздел: среднее образование





Назад





План конспект урока обществознания
Урок №5. 9класс.
Тема:
Гражданское общество и государство.
Цель:
познакомить учащихся с понятиями гражданское общество и местное самоуправление.
Задачи:
Образовательная: сформировать представление учащихся о структуре и признаках гражданского общества; Развивающая: развивать умения учащихся анализировать тексты документов, делать выводы, составлять схемы; Воспитательная: Способствовать формированию у учащихся гражданского самосознания.
Тип урока:
комбинированный с элементами практической работы.
Форма урока:
беседа, рассказ учителя, работа в парах.
Оборудование:
компьютер, интерактивная доска, Конституция Российской Федерации (необходимый комплект).
Термины:
правовое государство, социальное государство, «гражданское общество», местное самоуправление.
Ход урока.

I. Организационный момент
. Здравствуйте, садитесь. Староста класса назовите, пожалуйста, фамилии отсутствующих. Спасибо!!!
II. Проверка домашнего задания
. 1.Устный опрос: -Что такое государство? -Перечислите признаки государства. -Какое государство называют правовым? -Какие идеи о государстве, праве и положении человека сближали мыслителей прошлого? -В чем различие формулировок «закон» и «правовой закон»? -Назовите важнейшие признаки правового государства. -Сформировано ли в России правовое государство? Свой ответ аргументируйте.
III. Изучение нового материала.
1.Понятие «гражданское общество». Структура и признаки гражданского общества. ( прием «составление кластера») Учитель предлагает учащимся выписать ключевое понятие «гражданское общество» и написать слова, с которыми они это понятие связывают. Затем происходит обмен мнениями, систематизация знаний учащихся и предлагается задание выявить причины его возникновения ( с.38учебника) Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества. Причины возникновения гражданского общества развитие многообразных форм частной собственности; свободная рыночная экономика; утверждение демократических порядков, прав и свобод человека и гражданина; признание ценности свободной и ответственной личности Учитель. Теперь обратим внимание на структуру гражданского общества: - общественные объединения и организации; - политические партии и движения; - совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей, частных собственников;
- система негосударственных средств массовой информации; - семья - церковь - сфера воспитания и негосударственного образования Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что структура гражданского общества включает в себя хозяйственные, экономические, семейно-родственные, религиозные, правовые отношения, мораль, не опосредованные государством политические отношения между индивидами, партиями, группами интересов, движениями гражданских инициатив. Признаками гражданского общества являются: самоуправляемость; конкуренция; свободно формирующееся мнение и плюрализм; полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; гласность и высокая информированность граждан; многоукладность экономики; легитимность власти; сильная социальная политика государства; правовое государство 2.Местное самоуправление. Учащиеся выполняют самостоятельную работу в парах, изучая главу «Местное самоуправление» Конституции РФ Задание: прочитайте главу «Местное самоуправление» Конституции РФ, определите, в чем различие между государственным управлением и местным самоуправлением? Какие вопросы решает местное самоуправление? Составьте схемы «Формы местного самоуправления», «Предметы ведения местного самоуправления». После завершения работы учащиеся делятся ее результатами, учитель при необходимости вносит корректировку в ответы учащихся. IV.Закрепление: 1.В чем состоит различие понятий «общество» и «гражданское общество»? 2.Назовите причины возникновения гражданского общества. 3.Перечислите признаки гражданского общества. 4.Какую роль выполняет гражданское общество в отношениях личности и государства? 5.Какова взаимосвязь гражданского общества и правового государства? 6.В чем различие государственного и местного управления? V. Подведение итогов. Выставление оценок VI. Домашнее задание: § 5, вопросы и задания к нему.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!