Автор: Корсаков Александр Евгеньевич Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ "Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского" Населённый пункт: Шурышкарский район село Мужи Наименование материала: методическая разработка Тема: Гражданское общество Раздел: среднее образование
План конспект урока обществознания
Урок №5. 9класс.
Тема: Гражданское общество и государство.
Цель:
познакомить
учащихся
с
понятиями
гражданское
общество
и
местное
самоуправление.
Задачи:
Образовательная:
сформировать
представление
учащихся
о
структуре
и
признаках
гражданского общества;
Развивающая:
развивать
умения
учащихся
анализировать
тексты
документов,
делать
выводы, составлять схемы;
Воспитательная:
Способствовать
формированию
у
учащихся
гражданского
самосознания.
Тип урока: комбинированный с элементами практической работы.
Форма урока: беседа, рассказ учителя, работа в парах.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска,
Конституция Российской Федерации
(необходимый комплект).
Термины:
правовое государство, социальное государство, «гражданское общество»,
местное самоуправление.
Ход урока.
I. Организационный момент . Здравствуйте, садитесь. Староста класса назовите,
пожалуйста, фамилии отсутствующих. Спасибо!!!
II. Проверка домашнего задания .
1.Устный опрос:
-Что такое государство?
-Перечислите признаки государства.
-Какое государство называют правовым?
-Какие идеи о государстве, праве и положении человека сближали мыслителей прошлого?
-В чем различие формулировок «закон» и «правовой закон»?
-Назовите важнейшие признаки правового государства.
-Сформировано ли в России правовое государство? Свой ответ аргументируйте.
III. Изучение нового материала.
1.Понятие «гражданское общество». Структура и признаки гражданского общества.
( прием «составление кластера»)
Учитель предлагает учащимся выписать ключевое понятие «гражданское общество» и
написать слова, с которыми они это понятие связывают. Затем происходит обмен
мнениями, систематизация знаний учащихся и предлагается задание выявить причины его
возникновения
( с.38учебника)
Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений
и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности
членов общества.
Причины возникновения гражданского общества
развитие многообразных форм частной собственности;
свободная рыночная экономика;
утверждение демократических порядков, прав и свобод человека и гражданина;
признание ценности свободной и ответственной личности
Учитель. Теперь обратим внимание на структуру гражданского общества:
- общественные объединения и организации;
- политические партии и движения;
- совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей, частных
собственников;
- система негосударственных средств массовой информации;
- семья
- церковь
- сфера воспитания и негосударственного образования
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что структура гражданского общества
включает в себя хозяйственные, экономические, семейно-родственные, религиозные,
правовые отношения, мораль, не опосредованные государством политические отношения
между индивидами, партиями, группами интересов, движениями гражданских инициатив.
Признаками гражданского общества являются:
самоуправляемость;
конкуренция;
свободно формирующееся мнение и плюрализм;
полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
гласность и высокая информированность граждан;
многоукладность экономики;
легитимность власти;
сильная социальная политика государства;
правовое государство
2.Местное самоуправление.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу в парах, изучая главу «Местное
самоуправление» Конституции РФ
Задание: прочитайте главу «Местное самоуправление» Конституции РФ, определите, в чем
различие между государственным управлением и местным самоуправлением? Какие
вопросы решает местное самоуправление? Составьте схемы «Формы местного
самоуправления», «Предметы ведения местного самоуправления».
После завершения работы учащиеся делятся ее результатами, учитель при необходимости
вносит корректировку в ответы учащихся.
IV.Закрепление:
1.В чем состоит различие понятий «общество» и «гражданское общество»?
2.Назовите причины возникновения гражданского общества.
3.Перечислите признаки гражданского общества.
4.Какую роль выполняет гражданское общество в отношениях личности и государства?
5.Какова взаимосвязь гражданского общества и правового государства?
6.В чем различие государственного и местного управления?
V. Подведение итогов. Выставление оценок
VI. Домашнее задание:
§ 5, вопросы и задания к нему.