Напоминание

Принципы и формы культурно-досуговой деятельности в дополнительном образовании


Автор: Стаценко Валерия Викторовна
Должность: педагог- организатор
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "РАДУГА"
Населённый пункт: Город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Принципы и формы культурно-досуговой деятельности в дополнительном образовании
Раздел: дополнительное образование





Назад





Принципы и формы культурно-досуговой деятельности в

дополнительном образовании
Стаценко Валерия Викторовна (педагог-организатор) В основе определения форм культурно-досуговой деятельности лежит положение о том, что форма выполняет функцию организации досугового процесса в целом. Вне формы процесс досуговой деятельности осуществляться не может. В педагогической теории и практике разработано множество форм организации педагогического процесса, а также организации культурно- досуговой деятельности детей. Формы отличаются друг от друга следующими признаками: - количественными. Формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, а также количеством участников. По времени проведения все формы можно разделить на: - кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов); - продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель); - традиционные (регулярно повторяющиеся). Практика дополнительного образования отражает богатейший опыт реализации досуговых программ. В зависимости от целей, планируемой длительности программы и степени соучастия в ней детей выделяется несколько типов досуговых программ. 1) Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий включает детей в игру, массовый танец, пение, непосредственно в
ходе программы. Она может длиться от 30мин. и более, в зависимости от возраста детей и выбора развлечений - это могут быть игры-забавы за столом, в игротеке, подвижные игры и танцы в кругу; игры с эстрады, дискотека и т.д. Такой сеанс «затейничества» может быть и частью более крупной программы, например масштабной, праздничной. 2) Конкурсная игровая программ по заданной тематике с предварительной подготовкой участников. Готовить и проводить такие программы могут как педагоги, так и старшеклассники под их руководством. 3) Праздник - особо значимый и весьма трудоемкий по организации тип досуговой программы. Он предполагает разнообразие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выступлений с активным участием детей. Здесь может быть использован принцип свободного выбора досуговой деятельности (гулянье) или смена жанров для всех одновременно: например, затейничество, концерт-загадка, представление героев каких-либо событий и интервью с ними и др. В зависимости от поставленных педагогических задач праздник может быть торжественным ритуалом, связанным с социально значимым событием или значительным событием в жизни коллектива, например день рождения клуба, объединения, юбилей учреждения. Праздник обязательно рассчитан на активную подготовку к нему всех участников; это одно из главных условий создания атмосферы ожидания праздника. 4) Игра-спектакль для приглашенной (неподготовленной) аудитории. Возможен в учреждении, где есть хотя бы небольшой коллектив организаторов, владеющих сценарным и актерским мастерством. Сюжет спектакля строится таким образом, что в него включаются игры, аттракционы. В ходе игры-спектакля дети неожиданно для себя оказываются в игровой ситуации. Они наделяются ролями, им предлагается выполнить задания, помогая героям спектакля.
5) Длительная досуговая программа представляет собой систему воспитательной работы педагога или педагогического коллектива. Она обязательно состоит из четко спланированных этапов, в соответствии с поставленными педагогическими задачами. Такая программа планируется на целый учебный год или даже несколько лет. Типичным примером является программа детского летнего лагеря. В учреждении дополнительного образования длительная игровая программа может быть организована в форме игры- путешествия с привалами (праздниками). По количеству участников формы могут быть: - индивидуальные (учитель — ученик); - групповые (учитель — группа детей); - массовые (учитель — несколько групп, классов; - по видам деятельности — формы учебной, трудовой, спортивной, - художественной деятельности; по субъекту организации: - организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; - деятельность организуется на основе сотрудничества взрослых и детей; - инициатива и ее реализация принадлежит детям. по результату: - результатом является информационный обмен; - результатом является выработка общего решения (мнения); - результатом является общественно значимый продукт. К основным формам культурно-досуговой деятельности детей можно отнести творчество, праздники, игровые формы. Рассмотрим данные формы подробнее.
Творчество - деятельность человека, направленная на создание какого- либо нового и оригинального продукта в сфере идей, науки, искусства, а также в сфере производства и организации. В творческом процессе созидание нового активного участвуют физические и духовные силы человека, прежде всего такие, как профессиональное мастерство и мысленное воображение. Задачи творчества: 1. Обогащать чувства опыта и эмоциональную сферу личности; 2. Влиять на познание нравственных сторон действительности; 3. Повышать познавательную активность; 4. Влиять на физическое развитие детей; 5. Развивать умение видеть красоту, понимать прекрасное, воспринимать художественно-вкусовые потребности в познании прекрасного; 6. Развивать к детям умение реализовать свои возможности в творческих продуктах; 8. Формировать художественные умения в области искусства: обучение детей рисованию, лепке, аппликации, художественному конструированию. 9. Развивать словесное творчество; 10. Развивать музыкальные способности. Художественное творчество - процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения. Занятия художественным творчеством способствует возвышенности чувств, стремлению к прекрасному, помогают глубже осознать свои мысли и чувства, яснее и глубже понять мир. Поэтому участие в художественной самодеятельности следует рассматривать не только как средство эстетического наслаждения, но и как средство общения, сближения с людьми. К видам художественного творчества можно отнести фольклор, танец,
музыку, театр, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство. Следующей формой досуговой деятельности является праздник. Значение праздника в жизни ребенка велико. Он создает яркое, красочное мироощущение, наделяет положительной энергетикой, дает стимул для дальнейшей работы, позволяет расширить рамки событийных представлений, воздействует на различные сферы культуры. В процессе проведения праздников каждый ребенок имеет возможность проявить свои навыки, умения, творческую инициативу. Проявление всех форм и видов культуры идёт через праздник. М.Б. Зацепина выделяет следующие виды праздников: - народные и фольклорные (Святки, Коляда, Масленица, Сороки, Красная горка, Ивана Купалы, весенне-летние игрища и забавы, Осенины); - государственно-гражданские (Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.); - международные (День матери, День защиты детей, Международный женский день); - православные (Рождество Христово, Благовещение, Пасха, Вербное воскресенье, Троица, Покров, престольные праздники и др.); - бытовые и семейные (день рождения, праздник букваря, традиционные дни в детском учреждении или школе, группе или классе); праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям (праздники мыльных пузырей, оригами, воздушных шаров, бумажных корабликов). Необычную классификацию праздников предлагает Е. Синицына:
- известные (День знаний, праздник осени, праздник урожая, Новый год, Рождество, Масленица, День 8 Марта, праздник весны, Пасха, День Победы и многие другие); - малоизвестные (День именинника, День Земли, День города, День юмора, праздник игры и игрушки, книжкины именины и др.); - неизвестные (праздник часов, праздник цветов, праздник одной песни, день загадок, праздник одного стихотворения, день сказки, праздник фантазии и многие другие). Представленные виды праздников могут проводиться дома и вне дома: в детском саду, школе, учреждениях культурно-досуговой сферы. Подготовка и проведение праздников имеет огромное значение для культурного становления ребенка. Знакомство с народными обычаями и традициями, получение определенных знаний в процессе праздника формируют навыки и умения организации праздничного веселья, культуру его проведения. Особое место в организации культурно-досуговой деятельности детей занимают игры. Игра выступает как средство развития личности ребенка, развлечения, отдыха, общения, как психокоррекционное средство; посредством игры закладываются основы мировоззренческой системы ребенка. Целесообразно выделить основные виды игр, применяемых в практике культурно-досуговой деятельности детей. Это игры: - спортивно-оздоровительные; - «военизированные» (военно-патриотические); - рекреационно-развлекательные; - экологические; - интеллектуально-познавательные; - сюжетно-ролевые, имитационные, театрализованные;
- арт-терапевтические, а также техническое, изобретательское игровое творчество. Досуг детей развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. Существует ряд принципов культурно-досуговой деятельности детей: 1) принцип всеобщности и доступности-то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов. 2) принцип самодеятельности - реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности позиционируется на творческой активности, увлеченности и инициативе детей. 3) принцип индивидуального подхода - предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции. 4) принцип систематичности и целенаправленности - предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей. Важно направлять детей, подростков и юношество на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества. Это процесс ограниченного
превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом. 5) принцип преемственности - в первую очередь предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое. 6) принцип занимательности - заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник. Можно сделать вывод, что сущностью культурно-досуговой деятельности детей является их творческое поведение в досуговой среде, обусловленное внутренними (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешним факторами (наличием культурно-досуговой инфраструктуры, активностью родителей и педагогов в стремлении организовать свободное время ребенка и т.д.). По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.
В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие: - художественно-эстетическое; - научно-техническое; - спортивно-техническое; - эколого-биологическое; - физкультурно-оздоровительное; - туристско-краеведческое; - военно-патриотическое; - социально-педагогическое; - культурологическое; - экономико-правовое. Рассмотрим подробнее некоторые из них. Содержание дополнительного образования детей обуславливается, во- первых, его специфическими условиями, во-вторых, целями и задачами, в- третьих, социально-культурными и социально-экономическими факторами. Развитие ребенка в процессе дополнительного образования осуществляется в трех взаимопроникающих направлениях: личностный рост ребенка; совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности, т.е. предметно- деятельной сфере; повышение его функциональной грамотности. Соответственно каждое направление требует организации педагогически продуманных условий с учетом возможностей данного возраста детей. Одним из самых массовых и популярных среди детей и р о д и т е л е й п о - п р е ж н е м у я в л я е т с я художественно-
эстетическое дополнительное образование. В условиях идеологического вакуума именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Его роль значительно возросла за счет создания благоприятных условий для приобщения детей к искусству в условиях о б р а з о в ат е л ь н ы х у ч р е ж д е н и й : л и ц е е в , г и м н а з и й , с р е д н и х общеобразовательных школ, школ с углубленным обучением искусства, профильных художественных классов. Большими возможностями для эстетического образования детей с учетом их способностей и интересов располагают множество учреждений дополнительного образования художественно-эстетической направленности, в том числе, центры народных промыслов, творческие мастерские, студии, школы искусств и другие объединения, способствующие воспитанию творческой личности, ранней профессиональной ориентации и самоопределению ребенка, получению обучающимися основ будущего профессионального образования. Значительное место в системе дополнительного образования занимают учреждения дополнительного образования научно-технического творчества: станции и центры, клубы и дома техники. Однако изменившиеся условия жизни общества значительно осложнили функционирование учреждений этого вида. Все труднее содержать спортивно-технические и оборонно- техниче ские виды деятельности: авто- и мотоспорт, авиа- и судомоделирование, ракетостроение, учебные суда и другие, хотя развитие технического творчества учащихся имеет большое значение для социально- экономического, научно-технического и оборонного потенциала общества и государства. Эколого-биологическое д о п о л н и т е л ь н о е о б р а з о в а н и е д е т е й , направленное на развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, является основной частью непрерывного экологического образования, в котором существует ряд
последовательных систем экологического образования: дошкольное, школьное, дополнительное предпрофессиональное. Основу эколого-биологического дополнительного образования детей составляют станции юных натуралистов и эколого-биологических центров. В числе способов организации дополнительной образовательной деятельности, обучающихся в данном направлении такие социально значимые для детей и подростков, как экскурсии, походы, экспедиции, природоохранная работа, а также учебно-исследовательская деятельность, ориентированная на привлечение детей к участию различных научно-исследовательских проектах, конкурсах и конференциях, учебно-исследовательских работ, проведение самостоятельных исследований в окрестностях места жительства. Физкультурно-оздоровительное и спортивное направление в системе дополнительного образования детей ориентированы на физическое совершенствование ребенка, приобщение его к культуре здорового образа жизни, воспитание спортивного резерва нации. Многие из воспитанников спортивных школ учреждений стали впоследствии чемпионами Беларуси, Европы, Мира, Олимпийских игр. Активно работают детские объединения спортивно-оздоровительного характера и в других образовательных учреждениях. Дальнейшее развитие детско-юноше ского спорта должно осуществляться не только за счет увеличения количества спортивных школ, но и за счет развития других форм внеклассной и внешкольной работы с детьми, создания физкультурно-оздоровительных и спортивных секций и клубов в учреждениях общего и профессионального образования. Резервом развития данного направления дополнительного образования детей является объединение усилий системы образования, физической культуры и туризма, федерации по отдельным видам спорта, Олимпийского комитета, общественных организаций, направленных на массовое вовлечение обучающихся в учреждения общего и профессионального образования, в
оздоровительную деятельность, на формирование у молодежи культуры здоровья, устойчивой потребности в занятиях спортом. Одним из приоритетных направлений в системе дополнительного образования детей является развитие детского туризма и краеведения. История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные и народное творчество - все это и многое другое становится предметом познания детей, источником их социального, личностного и духовного развития, воспитания патриотов своей Родины. Военно-патриотическое направление в системе дополнительного образования детей представлено военно-патриотическими клубами, центрами, объединениями юных де сантников, парашют истов, пограничников, летчиков и космонавтов, в которых занимаются подростки. Сделанный ими выбор не случаен. Их интерес к военному искусству, карьере военного, истории армии и флота, как правило, осознан. Многие из этих подростков не мыслят свою будущую жизнь, профессиональную карьеру вне армии, флота, пограничных войск. В современных условиях потребность в объединениях данного направления, способствующих во е нно - патриотическому воспитанию и самоопределению детей, особенно мальчиков (включая «трудных» подростков), превышает имеющееся количество военно- патриотических объединений. В перспективе они могут стать серьезной социально-педагогической основой для формирования профессиональной армии. Активно внедряются в практику учреждений дополнительного о б р а зо ва н и я д е т е й о бъед и н е н и я с о ц и а л ь н о - п е д а г о г и ч е с ко г о направления, ориентированные на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков. Получение обучающимися по данному направлению дополнительных знаний по основам педагогики, психологии, этикета, включение их в систему совместной с педагогом деятельности по
организации социализирующего досуга, возможность попробовать себя в различных социальных ролях, способствует осознанному «творению себя», формированию у подрастающего поколения собственной системы мотивов и направленности деятельности, устремленности к самопознанию и самореализации, формированию чувства ответственности за собственный выбор перед собой и перед обществом. Перспективность данного направления дополнительного образования детей определяется его объективными возможностями обогащения гуманитарного и социального опыта подростков.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!