Здоровьесберегающие технологии в начальных классах
Автор: Подлопушная Галина Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Невонская СОШ № 2" Населённый пункт: п. Невон Усть-Илимский район Иркутская область Наименование материала: Статья Тема: Здоровьесберегающие технологии в начальных классах Раздел: начальное образование
Здоровьесберегающие технологии в начальных классах.
Учитель начальных классов
МОУ «Невонская СОШ № 2»
Подлопушная Г. В.
В
последние
десятилетия,
в
век
глобальных
техногенных
изменений
природы,
урбанизации
населения,
в
век
высоких
технологий
и
увеличивающегося
объёма
информации, усугубления демографического кризиса сложились устойчивые негативные
тенденции
в
динамике
состояния
здоровья
детей
и
подростков.
Состояние
здоровья
детского населения страны вызывает серьёзные опасения специалистов. За последние 20
лет в 1,5 раза уменьшилось число «зрелых» и «среднезрелых» детей по готовности к
обучению.
По
данным
Института
возрастной
физиологии
РАО
около
90%
детей
имеют
отклонения в физическом и психическом здоровье, половина школьников страдает теми
или иными невротическими синдромами. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют
хронические
заболевания.
В
современной
школе
до
80%
учащихся
подвергаются
неоправданному стрессу, что в большей степени способствует раннему формированию
хронической патологии и её прогрессированию. Активное внедрение в образовательный
процесс
новых
форм
и
методов
обучения,
альтернативных
программ
без
должного
педагогического и медицинского обоснования, как правило, приводит к неадекватному
увеличению нагрузок на детей, переутомлению и развитию патологических состояний.
Доказано,
что
при
несоблюдении
педагогами
в
течение
урока
здоровьесберегающих
требований у обучающихся утомление развивается раньше, чем при соблюдении, что
способствует повышению двигательной активности, понижению работоспособности и в
итоге
ведет
к
отрицательному
эмоциональному
состоянию,
также
к
повышенной
тревожности
и
незащищенности
у
школьников.
Длительное
утомление
приводит
к
переутомлению, что отражается, в первую очередь, на здоровье ребенка, а затем и на его
успеваемости в обучении.
Между тем, современным обществом востребовано не только повышение качества
образования,
и
совершенствование
его
структуры,
но
и
укрепление
здоровья
обучающихся,
обеспечение
психологического
комфорта
участникам
педагогического
процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а также
устойчивыми
негативными
тенденциями
в
динамике
состояния
здоровья
детей
и
подростков.
Многочисленные
физиолого-гигиенические
и
психофизиологические
исследования
убеждают
педагогов
и
руководителей
системы
образования
в
том,
что
необходимо
принимать
специальные
меры
по
сохранению
и
укреплению
здоровья
школьников.
Здоровьесбережение
не
может
выступать
в
качестве
основной
и
единственной
цели
образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения
главной
цели.
Каждый
урок
должен
быть
приятным
для
ребенка,
поэтому
при
планировании
и
проведении
любого
урока
учитель
должен
помнить
заповедь
здоровьесберегающей педагогики: “Не навреди!”
Целью своей работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся я ставлю:
по следователь но е
ф ормирование
в
проце сс е
учебной
д е я т е л ь н о с т и
здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием
здоровьесберегающих
технологий.
В
этом
случае
получение
учащимися
образования
происходит без ущерба для здоровья, отсюда вытекают следующие задачи: воспитание
грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый
образ жизни; внедрение в работу рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со
здоровьесберегающей педагогикой;
Поэтому при построении своих уроков учитываю такие требования:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме
(температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
2. Норма видов учебной деятельности на уровне – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение,
слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение
примеров и задач). Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частая
же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных
адаптационных условий.
3. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной
деятельности – 7-10 минут.
4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа)
должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15
минут.
5. На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации
инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы
видам работы.
7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки
релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока
по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала,
поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление
больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние
эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое
стихотворение.
Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и
технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих
образовательных технологий.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная
организация
урока . Показателем рациональной организации учебного процесса являются: объем
учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени
на выполнение домашних заданий; нагрузка от дополнительных занятий в школе; занятия
активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры,
спортивные мероприятия и т.п.
Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы
сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что
здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного
исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и
диагностических процедур оценки качества урока. И я выстроилаконцепцию
здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой.
Здоровьесберегающее обучение
Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.
Опирается на
– природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности
(практической ориентации).
Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека);
создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов,
способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание
условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности;
предупреждение гиподинамии.
Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к
учебной деятельности; прирост учебных достижений.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в
основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной
деятельности.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения
преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического
напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока
или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся
класса.
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу
эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки,
позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, чаще с музыкальным
сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими
восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
упражнения по формированию осанки,
укреплению зрения,
укрепления мышц рук,
отдых позвоночника,
упражнения для ног,
релаксационные упражнения для мимики лица,
потягивание,
массаж области груди, лица, рук, ног,
кинезиологические упражнения.
Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при
выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц,
выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный
эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая
одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
На уроках я применяю следующие здоровьесберегающие технологии
1.
Кинезиологические упражнения
Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья
через определенные двигательные упражнения. Истоки этой науки можно проследить в
Древней Греции, в индийской йоге, в фольклорных пальчиковых играх в Древней Руси.
Все эти системы основаны на основах кинезиологии: специальные движения
поддерживают и усиливают активность мозга, с изнашивания которого начинаются
отклонения во всех видах здоровья. Результаты научных исследований показали, что
трудности первоклассников в усвоении чтения и письма обусловлены недостаточным по
возрасту уровнем развития левого полушария, а гиперфункция правого полушария
препятствует развитию логико - аналитических способностей левого.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных
отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать
способности человека или корректировать проблемы.
Например, я провожу следующие упражнения:
«Уши».
Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении
вверх - наружу от верхней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.
«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим
пальцем указательный, средний и т.д.; в обратном порядке – от мизинца к указательному
пальцу.
«Кулак-ребро-ладонь»
Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно
сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром – выпрямленная ладонь.
Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.
«Лезгинка»
Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляют в сторону, кулак
разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой.
Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-
8 раз).
«Симметрические рисунки»
Рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и
т.д. (20-30 сек.)
В результате выполнения упражнений развиваются творческие способности на основе
наглядно образного мышления, стабилизируется психика, развивается интуиция.
Такие упражнения очень нравятся детям. .Они улучшают внимание и память, формируют
пространственные представления, направлены на преодоление патологических
синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизуют работу
головного мозга.
Монохромные пятна
Использование монохромных пятен на уроках позволяет компенсировать "цветовой
голод" учащихся, активизировать умственную деятельность, снять напряжение,
сконцентрировать произвольное внимание (предъявляются 3-5 минут).
Зеленый голубой
Желтый
оранжевый
красный
3.Точечный массаж биологически активных точек
Массаж биологически активных точек или точечный массаж признан одним из важных
способов саморегуляции человека. Эту форму саморегуляции может применять человеку
любого возраста и любой физической подготовки. Массаж не требует специальных
помещений или условий. Автор этой методики Алла Уманская — заведующая лаборатории
мед. академии И.С. Сеченого, профессор. А. Уманская с помощью точечного массажа
проводит борьбу и профилактику гриппа и ОРЗ. Массаж восстанавливает, регулирует,
приводить в норму многие системы организма, позволяет быстро восстановить организм
после продолжительной болезни.. Его можно выполнять с самого раннего возраста. Он не
продолжительный по времени, всего 2-4 минуты. Массажные области расположены в
доступных зонах. Этот вид массажа прекрасное корректирующее средство в работе
основных систем организма, что даёт возможность укрепить слабо развитые системы
ребёнка. На моих уроках дети с удовольствием выполняют самомассаж, для этого у
каждого из них есть листовка с картинками и пояснительным текстом. Массаж
биологически активных точек нужно выполнять большим, указательным (средним
пальцем). Производится массаж, мочками пальцев, вызывая легкие болевые ощущения.
После массажа возможно лёгкое покраснение кожи. В тех точках, где ощущается сильная
болезненность при надавливании нужно массировать более мягко, но более часто.
4. Элементы здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного
В своей работе я использую следующие методы и приёмы здоровьесберегающей
технологии В. Ф. Базарного:
Режим динамической смены поз.
Упражнения на зрительную координацию.
Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных
траекторий (офтальмотренажеры).
Упражнения на мышечно-телесную координацию.
Режим динамической смены поз:
Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25
минут. Ребенок сидит на уроке 40 минут. «Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок
должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше .
Режим
«динамической
смены
поз»
повышает
общую
сопротивляемость
организма
к
инфекционным
заболеваниям,
осуществляется
профилактика
близоруко сти,
обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы
организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной
системе.
Для реализации режима динамической смены поз я использую настольные конторки.
Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:
поддержание физической, психической активности умственной сферы;
имеет высокие показатели физического развития здоровья;
повышается иммунная система;
улучшаются ростовые процессы;
развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-
координаторной, психо-эмоциональной);
снижается степень низкой склоняемости головы.
Суть методики в том, чтобы неусидчивость детей использовать во благо учебного
процесса. И теперь на уроках разрешается громко разговаривать и ходить по классу,
школьники могут вдоволь изучать стены и потолок, где развешаны обучающие плакаты.
Половина класса пишет сидя, половина - стоя за конторками, на массажных ковриках и без
обуви. По теории Базарного такая смена поз во время уроков помогает детям легче
переносить школьные нагрузки. Изменение динамических поз на начальном этапе
адаптации детей к ним происходит через каждые 10 минут, позже – через 15 минут.
Работа, стоя за конторкой, обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата,
нормальную работу сердечно-сосудистой системы, активный режим для нервной системы.
Для работы с наглядностью использую сенсорно-дидактические подвески , крест или
коромысло. На них располагается дидактический материал. Карточки с заданиями и
ответами могут находиться где угодно: на коромыслах, на занавеске, за цветком и т.д.
Поэтому дети не прикованы к столам и стульям, постоянно находятся в движении.
Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, - «режим зрительных
горизонтов», когда дидактический материал размещается на максимально возможном от
детей удалении на так называемых «коромыслах», которые подвешены к потолку в
четырех углах комнаты. Чтобы выполнить задание, дети должны совершить десятки
поисковых движений глазами, головой, туловищем, вынуждены тянуться вверх, вдаль,
выпрямив спины и вытянув шеи.
Работа с офтальмотренажерами.
Физкультминутки проводятся с использованием офтальмотренажера.
Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. При этом движения глаз
должны сочетаться с движением головы. Каждая траектория отличается по цвету, это
делает схему яркой, красочной, привлекающей внимание.
Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также
на развитие внимания и быстроты реакции используются специальные офтальмотренажер,
расположенный на потолке. Цвета соответствуют следующим требованиям:
наружный овал – красный,
внутренний – зеленый,
крест коричнево-золотистый,
восьмерка - ярко-голубого цвета
глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Использование
таких тренажеров развивает скорость ориентации в пространстве, улучшает зрение,
снимает утомляемость.
.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для
реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Я на своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и
возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в
полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём
наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической
адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением –
позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно
воспитывать культуру здоровья школьника.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-
воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них,
отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования,
терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации
отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку
зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют
формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического
здоровья.
Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях
Л.С.Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью
обучения, а лишь средством развития учащихся. Классификационные характеристики этой
технологии, разработанной в определённой части отвечают принципам
здоровьесберегающей педагогики. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика
при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в
максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние
окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на
психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье.
Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом
индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые
задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность
дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более
эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё
стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё
отставание от сильных.
К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и “технологию
раскрепощённого развития детей”.
Отличительные особенности этой технологии я также применяю в педпрактике. Основное
внимание, которого состоят в следующем:
1) для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также
на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных
траекторий, расположенные на потолке, и специальные, “бегущие огоньки” (я использую
лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем,
выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах,
которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма.
Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной
координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности
скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа
дорожно-транспортных и т.п.).
2) важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения
наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий,
активизирующих детей. Для этого я использую подвижные “сенсорные кресты”, карточки
с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться
в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также
специальные “держалки”, позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на
дальние.
5) одной из требований технологии – условие, отличающее все здоровьесберегающие
технологии, - регулярное проведение экспресс диагностики состояния детей и отчёт перед
родителями о полученных результатах.
Заключение
Изложенная выше разработка показывает, чтовнедрение в обучение здоровьесберегающей
технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение
психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает
родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту
технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема
учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его
педагогического творчества.