Автор: Мартынова Нина Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКОУ "Детский дом- школа №95" Населённый пункт: Кемеровская область, город Новокузнецк Наименование материала: конспект Тема: "овощи и фрукты" Раздел: дошкольное образование
МКОУ «Детский дом – школа № 95»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
«Овощи и фрукты»
Составили: Мартынова Н.В.
Жорова Л.В.
Новокузнецк, 2016г.
Ключевые слова: осень, огород, сад, плоды, урожай.
Пять образовательных областей:
1. «Физическое развитие».
2. «Социально – коммуникативное».
3. «Познавательное».
4. «Речевое развитие».
5. «Художественно – эстетическое».
Цель: Развитие всех компонентов устной речи в различных видах
деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять различать слова, обозначающие действие предмета;
- учить задавать вопросы к словам, обозначающим действие предмета.
Развивающие:
- способствовать развитию связной речи, зрительного внимания, речевого
слуха, мышления, артикуляционной, координации речи сдвижением.
Воспитательные:
- прививать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Цветные карандаши, мультимедийное оборудование, картинки фруктов,
карты – схемы, муляжи овощей и фруктов, две корзины, мяч.
Словарная работа: баклажан, огород, плоды, вкусная, садовая, сладкая,
фруктовая.
Методические приёмы: рассматривание иллюстраций; выразительное
чтение; составление рассказов по картинке; чтение стихов С.Михалкова
«Овощи», Бокова «Урожай».
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! К нам пришли гости, поздоровайтесь с
ними, садитесь.
- Ребята, а кто ещё к нам пришёл? (стук в дверь) посмотрите, Людмила
Вениаминовна, что то приготовила нам в конверте.
- Ребята, Людмила Вениаминовна, предлагает отгадать загадки.
(на экране поочерёдно появляются картинки: яблоко, лимон, банан, груша)
Висит на ветке колобок,
Блестит его румяный бок.(яблоко)
Жёлтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его…(лимон)
Знают этот фрукт детишки,
Любят, есть его мартышки
Родом он из жарких стран
В тропиках растёт…(банан)
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож.(груша)
Воспитатель: Вы легко отгадали загадки. А как одним словом можно назвать
то, что вы видите на экране?
Дети: Фрукты.
Воспитатель: Мы пришли в магазин, где продаются овощи и фрукты, вы их
сможете купить, если опишите фрукт или овощ.
-Чтобы вам легче было описывать, будем использовать карты – схемы
1. цвет 2. Форму 3. Вкус
(схема описания и сравнения овощей и фруктов)
Дети выбирают продавца, используя считалку:
Ай, ду – ду, ай, ду – ду
В огород сейчас пойду
Соберу я овощей
Для зелёных свежих щей
-Где вы овощи ау?
Прячьтесь лучше, я иду!
(Первым покупает воспитатель, даю образец описанного рассказа), потом 4-5
человека.
Воспитатель: Дети, кто купил овощи пойдут к правой корзине, а кто купил
фрукты к левой корзине.
Проверим, правильно ли они положили? Молодцы. Дети, что у нас в правой
корзине? А что в левой?
-Ребята, а где растут овощи? Правильно в огороде. Сейчас мы с вами
отправимся в огород.
Физ. Минутка: «В огород»
А сейчас нам пора в огород собирать урожай.
В огород мы пойдём, урожай соберём.(идут по кругу)
Мы морковку натаскаем
И картошку накопаем (имитация действий)
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный,
Очень вкусный.
Щавеля нарвём немножко
И вернёмся по дорожке.
Воспитатель: А сейчас, ребята в кругу поиграем в игру «Назови ласково». Я
буду вам бросать мяч и называть овощи или фрукты, а вы мне возвращаете
мяч и говорите ласково:
Огурец – огурчик
Помидор – помидорчик
Баклажан - баклажанчик
-Молодцы! Садитесь на места. А теперь меняю правило игры. ( раздаю
картинки с изображением овощей и фруктов. У ребёнка карточка с теми же
овощам и фруктами во множественном числе)
Воспитатель: Следующая игра «Один – много»
-Один мандарин Дети: - Много мандарин
Одно яблоко - много яблок
Один ананас - много ананасов
Одна груша - много груш
Воспитатель: Следующая игра «Найди лишний»
Яблоко, малина, груша, банан (малина)
Апельсин, гриб, банан (гриб)
Мандарин, персик, помидор, слива (помидор), (картинки на экране)
Воспитатель: - Ребята, назовите фрукты, названия которых начинаются на
звук «а» и т.д.
- Молодцы! Где растут овощи и фрукты?
Дети: Фрукты растут в саду, а овощи в огороде.
Воспитатель: Чем занимаются люди осенью в садах и огородах?
Дети: Собирают урожай.
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
Солнце, солнце веселей,
Посвети ещё погрей!
Дождик, дождик, не мешай
Собирать нам урожай
Груши, яблоки в садах,
Помидоры на полях,
Не мешай пшеницу жать,
Не мешай ты нам копать
Свёклу, редьку и картошку,
И конечно же, морковку!
Чтоб, когда придёт зима,
Были полны закрома.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем выращивают, собирают и хранят овощи и
фрукты?
Дети: Люди потом употребляют в пищу.
Воспитатель: Овощи и фрукты содержат витамины?
Дети: Да. В овощах и фруктах много витамин.
Воспитатель: Молодцы, вы сегодня много вспомнили и научились. Вас ждёт
сюрприз.
(Выносят корзину с яблоками).