Новые подходы к системе оценки образовательных достижений
Автор: Митина Елена Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1" Населённый пункт: г.Энгельс Саратовской области Наименование материала: Статья Тема: Новые подходы к системе оценки образовательных достижений Раздел: начальное образование
Новые подходы к системе оценки образовательных достижений
младших школьников.
«Главные противоречия и недостатки существующей системы контроля
и
оценки
учебной
работы
у
учащихся
показывают,
что
эта
система,
унаследованная нами от старых времен, давно устарела и требует замены»
(Л.М. Фридман)
Я считаю верным что, одним из направлений организации учебного
процесса в условиях введения ФГОС в начальной школе является создание
условий для оценивания учебных достижений младших школьников.
Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с
учителем,
родителями
и
самим
собой; снять
тревожность,
снизить
невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать
динамику
школьной
успешности.
Как
же
организовать
контроль
и
оценивание в рамках личностно-ориентированного образования?
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает
вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих
учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков
рефлексии,
самоанализа,
самоконтроля,
само
и
взаимооценки
дают
возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления
своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания,
готовности
открыто
выражать
и
отстаивать
свою
позицию,
развитию
готовности
к
самостоятельным
поступкам
и
действиям,
принятию
ответственности за их результаты.
Прежняя практика оценивания образовательных результатов: знаний,
умений и навыков – представляется сейчас совершенно неадекватной широте
запросов
как
ребёнка
и
его
родителей,
так
и
самого
педагога.
Это
обстоятельство
актуализирует
проблему
пересмотра
отношения
к
образовательным достижениям и их оценке.
Новая система оценивания трудоемка, но позволяет в целом отследить
процесс обучения каждого ребенка, увидеть его затруднения, определить
программу развития.
В нашей школе шестой
год осуществляется введение ФГОС нового
поколения. В связи с этим мы уделяем большое внимание формированию
оценочной
деятельности
и
создали
свою модель
оценивания
младших
школьников, которая точно и объективно позволяет отслеживать не только
отдельные
стороны
или
проявления
способностей
ученика
—
как
в
отношении
освоения
им
системы
знаний,
так
и
в
отношении
освоения
способов действий, но и дает действительно целостное, а не разрозненное
представление
об
учебных
достижениях,
о
достижении
им
планируемых
результатов обучения.
Настоящая разработка ограничена созданием системы оценки только
тех
результатов,
которые
подлежат
итоговой
оценке
в
рамках
регламентированных
процедур,
по
результатам
которых
принимается
решение
о
готовности
выпускников
начальной
школы
к
продолжению
1
образования в основной школе, а именно, итоговой оценки образовательных
результатов обучающихся, завершивших начальную ступень обучения.
В
стандартах
второго
поколения
предполагается
вовлечение
в
оценочную
деятельность
самих
учащихся,
поэтому
наш
опыт
работы
в
данном
направлении
мы
считаем
актуальным
и
остановимся
на
формировании
учебной
самооценки
через
организацию
самоконтроля,
которая осуществляется нами с 1 класса. При самоконтроле ученик учится
осознавать правильность своих действий направленных на предупреждение
или обнаружение уже допущенных ошибок и, конечно же, на адекватное
оценивание своих знаний и умений при выставлении собственной отметки и
отметки учителя.
Формирование учебной самооценки решает следующие задачи:
1.
Развитие
у
обучающихся
потребности
в
самоконтроле
через
анализ
собственных результатов.
2. Развитие потребности в самоорганизации и самоизменении.
3.Развитие
психических
процессов:
памяти,
внимания,
мышления,
восприятия.
Работа организуется и проводится по трем направлениям:
1. Обучение (повышение результатов обучения по всем предметам)
2. Развитие (динамика развития познавательных процессов)
3.Воспитание
(самовоспитание
личностных
качеств:
нравственность,
целеустремленность, трудолюбие)
Работа над данной проблемой проводится в три этапа:
1 этап. Формирование начальных представлений о самоконтроле
1 класс
Пути решения проблемы:
1.Мотивация
к
самоконтролю
цели
деятельности, процессу
и
результату
деятельности.
2.Формирование
представлений
о
связи
между
целью,
процессом
и
результатом деятельности.
2 этап. Умение контролировать свой результат и процесс достижения цели
2 класс
Пути решения проблемы:
1.Развитие умения описывать цель, и результат достижения цели.
2.Формировать понятия «знания» как процесс достижения учебной цели.
3 этап.
Умение контролировать процесс достижения цели – пооперационный
контроль.
Самоконтроль разными способами.
Диагностический контроль. 3 – 4 класс
Пути достижения
проблемы:
1. Использование заданий по предметам разного типа.
2. Проведение диагностических срезов, контрольных работ.
3. Самопроверка, самооценка, взаимопроверка, взаимооценка, проверка работ
родителями, учителем, анализ результатов.
2
Рефлексия деятельности по достижению цели:
* как происходило формирование понятия;
* как получили результат
Диагностика:
* динамика развития умений самоконтроля
* сравнительный анализ результатов.
Оптимальным способом организации системы накопительной оценки
является Портфолио
учащегося, понимаемое
как
коллекция
работ
и
результатов
учащегося,
которая
демонстрирует
его
усилия,
прогресс
и достижения
в
различных
областях.
При
этом
материалы
Портфолио
должны допускать проведение независимой внешней оценки, например, при
проведении аттестации педагогов.
Портфолио —
это
не
только
современная
эффективная
форма
оценивания,
но
и
действенное
средство
для
решения
ряда важных
педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять
возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной)
деятельности учащихся;
•
формировать
умение
учиться
—
ставить
цели,
планировать
и организовывать собственную учебную деятельность
В
состав
Портфолио
могут
включаться
результаты,
достигнутые
учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах
активности:
творческой,
социальной,
коммуникативной,
физкультурно-
оздоровительной,
трудовой
деятельности,
—
протекающей
как
в
рамках
повседневной школьной практики, так и за ее пределами.
В Портфолио учеников нашей начальной школы, которое используется
для
оценки
достижения
планируемых
результатов
начального
общего
образования, включены следующие материалы:
1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных
в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также
в
ходе
посещаемых
учащимися
факультативных
учебных
занятий,
реализуемых
в
рамках
образовательной
программы
школы
(как
ее
о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о й
с о с т а в л я ю щ е й ,
т а к
и
п р о г р а м м ы
дополнительного образования).
2.Обязательной
составляющей
Портфолио
являются
материалы
стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных
работ по отдельным предметам.
Остальные
работы
подобраны
так,
чтобы
их
совокупность
демонстрировала
нарастающие
успешность,
объем
и
глубину
знаний,
достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Я пришла к следующему выводу что,
новые подходы к системе оценки
образовательных
достижений
младших
школьников
являются
весьма
3
существенными
составляющими процесса обучения и одной из важных
задач
педагогической
деятельности
учителя.
Этот
компонент,
наряду
с
другими
компонентами
учебно
–
воспитательного
процесса
(содержание,
методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным
требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным
приоритетам
и
целям
образования
в
первом
звене
школы.
Тщательное
планирование
учителем
целей
достижения
и
способов
их
проверки
способствует
повышению
объективизации
оценки
и
качества
процесса
обучения.
4