Напоминание

Новые подходы к системе оценки образовательных достижений


Автор: Митина Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г.Энгельс Саратовской области
Наименование материала: Статья
Тема: Новые подходы к системе оценки образовательных достижений
Раздел: начальное образование





Назад





Новые подходы к системе оценки образовательных достижений

младших школьников.
«Главные противоречия и недостатки существующей системы контроля и оценки учебной работы у учащихся показывают, что эта система, унаследованная нами от старых времен, давно устарела и требует замены» (Л.М. Фридман) Я считаю верным что, одним из направлений организации учебного процесса в условиях введения ФГОС в начальной школе является создание условий для оценивания учебных достижений младших школьников. Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать динамику школьной успешности. Как же организовать контроль и оценивание в рамках личностно-ориентированного образования? Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты. Прежняя практика оценивания образовательных результатов: знаний, умений и навыков – представляется сейчас совершенно неадекватной широте запросов как ребёнка и его родителей, так и самого педагога. Это обстоятельство актуализирует проблему пересмотра отношения к образовательным достижениям и их оценке. Новая система оценивания трудоемка, но позволяет в целом отследить процесс обучения каждого ребенка, увидеть его затруднения, определить программу развития. В нашей школе шестой год осуществляется введение ФГОС нового поколения. В связи с этим мы уделяем большое внимание формированию оценочной деятельности и создали свою модель оценивания младших школьников, которая точно и объективно позволяет отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика — как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и дает действительно целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях, о достижении им планируемых результатов обучения. Настоящая разработка ограничена созданием системы оценки только тех результатов, которые подлежат итоговой оценке в рамках регламентированных процедур, по результатам которых принимается решение о готовности выпускников начальной школы к продолжению 1
образования в основной школе, а именно, итоговой оценки образовательных результатов обучающихся, завершивших начальную ступень обучения. В стандартах второго поколения предполагается вовлечение в оценочную деятельность самих учащихся, поэтому наш опыт работы в данном направлении мы считаем актуальным и остановимся на формировании учебной самооценки через организацию самоконтроля, которая осуществляется нами с 1 класса. При самоконтроле ученик учится осознавать правильность своих действий направленных на предупреждение или обнаружение уже допущенных ошибок и, конечно же, на адекватное оценивание своих знаний и умений при выставлении собственной отметки и отметки учителя.
Формирование учебной самооценки решает следующие задачи:
1. Развитие у обучающихся потребности в самоконтроле через анализ собственных результатов. 2. Развитие потребности в самоорганизации и самоизменении. 3.Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия. Работа организуется и проводится по трем направлениям: 1. Обучение (повышение результатов обучения по всем предметам) 2. Развитие (динамика развития познавательных процессов) 3.Воспитание (самовоспитание личностных качеств: нравственность, целеустремленность, трудолюбие)
Работа над данной проблемой проводится в три этапа:

1 этап.
Формирование начальных представлений о самоконтроле 1 класс Пути решения проблемы: 1.Мотивация к самоконтролю цели деятельности, процессу и результату деятельности. 2.Формирование представлений о связи между целью, процессом и результатом деятельности.
2 этап.
Умение контролировать свой результат и процесс достижения цели 2 класс Пути решения проблемы: 1.Развитие умения описывать цель, и результат достижения цели. 2.Формировать понятия «знания» как процесс достижения учебной цели.
3 этап.
Умение контролировать процесс достижения цели – пооперационный контроль. Самоконтроль разными способами. Диагностический контроль. 3 – 4 класс Пути достижения проблемы: 1. Использование заданий по предметам разного типа. 2. Проведение диагностических срезов, контрольных работ. 3. Самопроверка, самооценка, взаимопроверка, взаимооценка, проверка работ родителями, учителем, анализ результатов. 2
Рефлексия деятельности по достижению цели: * как происходило формирование понятия; * как получили результат Диагностика: * динамика развития умений самоконтроля * сравнительный анализ результатов. Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является
Портфолио

учащегося,
понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. При этом материалы Портфолио должны допускать проведение независимой внешней оценки, например, при проведении аттестации педагогов.
Портфолио
— это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее: • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся; • формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность В состав Портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности, — протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами. В Портфолио учеников нашей начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, включены следующие материалы: 1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о й с о с т а в л я ю щ е й , т а к и п р о г р а м м ы дополнительного образования). 2.Обязательной составляющей Портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Я пришла к следующему выводу что, новые подходы к системе оценки образовательных достижений младших школьников являются весьма 3
существенными составляющими процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно – воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы. Тщательное планирование учителем целей достижения и способов их проверки способствует повышению объективизации оценки и качества процесса обучения. 4


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!