Напоминание

"Основные задачи использования русской народной сказки и фольклора малых форм, как средства приобщения детей к русской культуре и знакомство с историей быта и народного костюма".


Автор: Дубровская Наталия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д\с №234 "Кроха"
Населённый пункт: Город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Основные задачи использования русской народной сказки и фольклора малых форм, как средства приобщения детей к русской культуре и знакомство с историей быта и народного костюма".
Раздел: дошкольное образование





Назад




В проекте национальной доктрины образования в Российской Федерации стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки и т.д. В качестве основных задач система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Воспитание патриотов России, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, т.е. развитие межэтнических отношений. Формирование культуры мира и межличностных отношений. Универсальным механизма включения человека в мир культуры, особенно на этапе его первичной социализации, являются педагогические технологии, при работе со сказкой. Этим обусловлена актуальность исследования сказки. У народной сказки большой педагогический потенциал. Она является средством влияния на развитие личности (становление психофизио- логических качеств, приобщение к этнической культуре, традициям, верованиям, формированию умений, навыков, способностей. Е. А. Флерина, знаменитый педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания в противовес чтению в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия, познавательное значение сказки проявляется, прежде всего, в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны, сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей. Значение сказки для ребёнка: Познавательное значение русской народной сказки Познавательное значение сказки проявляется, прежде всего, в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Познавательное значение сказки увеличивается тем, что ее сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей. Так образы Ивана - крестьянского сына дают представления о русском крестьянстве вообще, один образ характеризует целый социальный слой людей. Исходя из всего выше сказанного я хочу выделить о сновные задачи использования русской народной сказки и фольклора малых форм. как
средства приобщения детей к русской культуре и знакомства с историей быта и народного костюма сводятся к следующему: 1. Закладывание представлений о традиционной крестьянской семье как нравственной и хозяйственной основе национального образа жизни, знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, с русским народным костюмом, определение роли семьи в сохранении и передаче традиций. Пр: -Обычай-старший ребёнок следит в отсутствие старших за младшим и отвечает за него: «Гуси-лебеди», «Алёнушка и братец Иванушка». -У каждого в семье своё место и за столом и в самом доме: «Три медведя». -Коллективный семейный труд на благо семьи: «Репка». -Обычай девушек на гулянье прыгать через костёр: «Снегурочка». 2. Знакомство с понятием дом - как частью культуры, местом основных жизненных ценностей человека, единства семьи и рода, счастья, а также домом как образцом деревянного зодчества на примере иллюстраций к сказкам. Пр: Избушка на курьих ножках это образ «лобаза» или «чамья»- тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, строящийся для сохранения снастей и припасов от мышей и хищников. А вариация с куриными ногами не случайно, курица священное животное и использовалась во многих обрядах, в том числе и при закладке дома, о чём сообщалось на коньке крыши куриной или петушиной головой. «Теремок» многоклетушное строение, где мирно живут звери. Строение дома можно подчерпнуть из сказки «Сивка-бурка» дочь царя сиди в «светлице» ожидая того, кто допрыгнет до окна- не отапливаемое, летнее помещение под крышей дома. 3. Знакомство с основными традиционными занятиями крестьян: земледелием, животноводством, и орудиями производства; определение роли природы в жизни крестьянской семьи; обогащение знаниями о высокой ремесленной культуре наших предков. Пр: топор в «каше из топора», 4. Приобщение детей к русской народной сказке и национальному фольклору, обращение особого внимание на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа; 5. Освоение старинных детских игр (приложение №2), обогащение речи ребенка присказками пословицами, поговорками, загадками из словаря наших предков; путем личного участия ребенка в праздниках народного календаря (Святки, Масленица, Пасха) приобщение его к истории и обычаями основных народных праздников; 6. Знакомство со старинными предметами быта. Пр: До чтения сказки, воспитатель знакомит детей с новыми для них словами - лавочка- деревянная длинная скамейка, скалочка- деревянная
палочка, которой раскатывают тесто (в сказке "Лисичка со скалочкой") и др. Или «коромысло»- именно благодаря этой палке с крючками на концах проще было принести два ведра воды домой «По щучьему велению…» После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую он сейчас расскажет. Именно расскажет, а не прочитает, поскольку именно рассказанная сказка с передачей интонаций героев и с добавлением жестикуляций руками может втянуть детей в мир добра и зла, а прочитанная сказка за частую детей совсем не трогает. 7. Знакомство с мифическими персонажами русских сказок и историей их возникновения. Пр: Кто такая «Баба Яга». Бабой называли женщину только после рождения ребёнка. Однокоренное слово «бабай»-домовой, глава рода. «Яга»-огонь. «Ягать» -это особый крик, в котором концентрируется вся энергия, его использовали охотники и роженицы. Получается «Баба- яга» главная мать, знающая всё. И ещё её можно назвать ведьмой - «Ведающей, как жить и кого как лечить». Или возьмём «Снегурочку», мы считаем её внучкой дед Мороза, а у славян она дочь мороза и Снежной царицы. Кикимора (шишига) - это божество ночных кошмаров, злой дух дома. Основной формой и способом реализации этих задач:  Замена чтения сказки на рассказывание сказок.  Просмотр мультфильмов и фильмов по русским сказкам, поскольку видео ряд воспринимается детьми дошкольного возраста лучше, чем аудио ряд.  Занятия в групповом музее «Преданья старины глубокой», создание такого музея позволяет детям жить в мире русской культуры вне непосредственной образовательной деятельности.  Дидактические и словесно-образовательные игры. (выборка игр в приложении №1)  создание и пополнение «шкатулки сказочных премудростей» ( картотека игр, присказок и поговорок, загадок по сказкам).  «Уголок создания сказок». Пр: Картинки-герои, место , действие. И подставка для их собирания.  Проведение досугов народных праздников: «Иван купала», «Масленица», «Спасы», «День Петра и Февронии»  Драматизация сказок.  игровые занятия, в том числе и настольные игры по русским сказкам, такие как «составление последовательностей», «путаницы», «поиск персонажа», «сказка»- «герой»- «атрибут» ;
 самостоятельная игровая деятельность детей с настольными и пальчиковыми театрами;  самостоятельная продуктивная деятельность детей. Пр: свободный доступ детей к художественным материалам и заготовкам мини книг.  посещение кукольного и драматического театра.  Эффективной формой работы является ведение дневников читателя. Ребенок сам или с помощью взрослых записывает сказки, которые прочитал или прослушал. Рисует красное солнышко, если они понравились и принесли пользу, желтое солнышко - если просто получил удовольствие, тучку - если принесли вред (не мог уснуть, заболела голова, зря потратил время, не понравилось и т. д.) .  Работа с родителями в форме консультаций, родительских уголков, конкурсов на лучшую поделку любимого сказочного персонажа, организация выставки книг , макетов, поделок , а также создание выставки «Бабушкина сказка» (тематическая подборка разных изданий и года выпуска одной сказки). Основные методы и приемы которые следует использовать: 1. элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы,; игры -экспериментирования с предметами и материалами (экспериментирование по сказке «соломинка, лапать и пузырь»); 2. моделирование сказочных сюжетов, в том числе придумывание сказки наоборот, нового сюжета со старыми персонажами, новые персонажи в старом сюжете; 3. творческие задания, иллюстрация сказок и создание книжек с кусками текста и иллюстрациями, придумывание и иллюстрирование героев сказки в новых, не свойственных ему обстоятельствах; 4. пластические игры и упражнения. Пр: как идёт, собирает цветы, смотрит в зеркало лиса, колобок, Емеля. 5. элементы драматизации: Пр: настольный, пальчиковый театр, театр масок. Полная постановка или фрагментальная. Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию патриотизма и креативности как качества личности у дошкольников.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!