"Основные задачи использования русской народной сказки и фольклора малых форм, как средства приобщения детей к русской культуре и знакомство с историей быта и народного костюма".
Автор: Дубровская Наталия Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ д\с №234 "Кроха" Населённый пункт: Город Новосибирск Наименование материала: Статья Тема: "Основные задачи использования русской народной сказки и фольклора малых форм, как средства приобщения детей к русской культуре и знакомство с историей быта и народного костюма". Раздел: дошкольное образование
В
проекте
национальной
доктрины
образования
в
Российской
Федерации стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами
развития
российского
общества,
включая
утверждение
статуса
России
в
мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры,
науки
и
т.д.
В
качестве
основных
задач
система
образования
призвана
обеспечить
историческую
преемственность
поколений,
сохранение,
распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного
отношения
к
историческому
и
культурному
наследию
народов
России.
Воспитание патриотов России, проявляющих национальную и религиозную
терпимость,
уважительное
отношение
к
языкам,
традициям
и
культуре
других
народов,
т.е.
развитие
межэтнических
отношений.
Формирование
культуры мира и межличностных отношений.
Универсальным
механизма
включения
человека
в
мир
культуры,
особенно на этапе его первичной социализации,
являются педагогические
технологии, при работе со сказкой.
Этим обусловлена актуальность исследования сказки.
У народной сказки большой педагогический потенциал. Она является
средством
влияния на развитие личности
(становление психофизио-
логических
качеств,
приобщение
к
этнической
культуре,
традициям,
верованиям, формированию умений, навыков, способностей.
Е. А. Флерина, знаменитый педагог в области эстетического
воспитания, видела преимущество рассказывания в противовес чтению в
том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем
происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая
непосредственность восприятия, познавательное значение сказки
проявляется, прежде всего, в том, что она отражает особенности явлений
реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных
отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и
психологии народа, о природе страны, сюжеты и образы заключают в себе
широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров
людей.
Значение сказки для ребёнка:
Познавательное значение русской народной сказки
Познавательное значение сказки проявляется, прежде всего, в том, что
она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания
об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о
мировоззрении
и
психологии
народа,
о
природе
страны.
Познавательное
значение сказки увеличивается тем, что ее сюжеты и образы заключают в
себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров
людей. Так образы Ивана - крестьянского сына дают представления о русском
крестьянстве
вообще,
один
образ
характеризует
целый
социальный
слой
людей.
Исходя из всего выше сказанного я хочу выделить
о
сновные задачи
использования
русской
народной
сказки
и
фольклора
малых
форм.
как
средства приобщения детей к русской культуре и знакомства с историей быта
и народного костюма сводятся к следующему:
1.
Закладывание представлений о традиционной крестьянской семье как
нравственной и хозяйственной основе национального образа жизни,
знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, с русским
народным
костюмом,
определение
роли
семьи
в
сохранении
и
передаче традиций.
Пр:
-Обычай-старший
ребёнок
следит
в
отсутствие
старших
за
младшим
и
отвечает
за
него:
«Гуси-лебеди»,
«Алёнушка
и
братец
Иванушка».
-У каждого в семье своё место и за столом и в самом доме: «Три
медведя».
-Коллективный семейный труд на благо семьи: «Репка».
-Обычай девушек на гулянье прыгать через костёр: «Снегурочка».
2.
Знакомство с понятием дом - как частью культуры, местом основных
жизненных
ценностей
человека,
единства
семьи
и
рода,
счастья,
а
также
домом
как
образцом
деревянного
зодчества
на
примере
иллюстраций к сказкам.
Пр: Избушка на курьих ножках это образ «лобаза» или «чамья»- тип
хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, строящийся для
сохранения снастей и припасов от мышей и хищников. А вариация с
куриными
ногами
не
случайно,
курица
священное
животное
и
использовалась во многих обрядах, в том числе и при закладке дома, о
чём сообщалось на коньке крыши куриной или петушиной головой.
«Теремок» многоклетушное строение, где мирно живут звери.
Строение дома можно подчерпнуть из сказки «Сивка-бурка» дочь царя
сиди
в
«светлице»
ожидая
того,
кто
допрыгнет
до
окна-
не
отапливаемое, летнее помещение под крышей дома.
3.
Знакомство
с
основными
традиционными
занятиями
крестьян:
земледелием,
животноводством,
и
орудиями
производства;
определение роли природы в жизни крестьянской семьи; обогащение
знаниями о высокой ремесленной культуре наших предков.
Пр: топор в «каше из топора»,
4.
Приобщение
детей
к русской народной сказке и национальному
фольклору, обращение особого внимание на связь устного народного
творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами
жизни народа;
5.
Освоение старинных детских игр (приложение №2), обогащение речи
ребенка присказками пословицами, поговорками, загадками из словаря
наших предков; путем личного участия ребенка в праздниках народного
календаря (Святки, Масленица, Пасха) приобщение его к истории и
обычаями основных народных праздников;
6.
Знакомство со старинными предметами быта.
Пр:
До чтения сказки, воспитатель знакомит детей с новыми для них
словами
-
лавочка- деревянная длинная скамейка, скалочка- деревянная
палочка, которой раскатывают тесто (в сказке "Лисичка со скалочкой")
и др. Или «коромысло»- именно благодаря этой палке с крючками на
концах проще было принести два ведра воды домой «По щучьему
велению…»
После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что
новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую он сейчас
расскажет. Именно расскажет, а не прочитает, поскольку именно рассказанная
сказка с передачей интонаций героев и с добавлением жестикуляций руками
может втянуть детей в мир добра и зла, а прочитанная сказка за частую детей
совсем не трогает.
7.
Знакомство с мифическими персонажами русских сказок и историей
их возникновения.
Пр: Кто такая «Баба Яга». Бабой называли женщину только после
рождения ребёнка. Однокоренное слово «бабай»-домовой, глава рода.
«Яга»-огонь. «Ягать» -это особый крик, в котором концентрируется вся
энергия, его использовали охотники и роженицы. Получается «Баба-
яга» главная мать, знающая всё. И ещё её можно назвать ведьмой -
«Ведающей, как жить и кого как лечить».
Или возьмём «Снегурочку», мы считаем её внучкой дед Мороза, а у
славян она дочь мороза и Снежной царицы.
Кикимора (шишига) - это божество ночных кошмаров, злой дух дома.
Основной формой и способом реализации этих задач:
Замена чтения сказки на рассказывание сказок.
Просмотр мультфильмов и фильмов по русским сказкам, поскольку
видео ряд воспринимается детьми дошкольного возраста лучше, чем
аудио ряд.
Занятия в групповом музее «Преданья старины глубокой», создание
такого музея позволяет детям жить в мире русской культуры вне
непосредственной образовательной деятельности.
Дидактические и словесно-образовательные игры. (выборка игр в
приложении №1)
создание и пополнение «шкатулки сказочных премудростей»
( картотека игр, присказок и поговорок, загадок по сказкам).
«Уголок создания сказок».
Пр: Картинки-герои, место , действие. И подставка для их собирания.
Проведение досугов народных праздников: «Иван купала»,
«Масленица», «Спасы», «День Петра и Февронии»
Драматизация сказок.
игровые занятия, в том числе и настольные игры по русским сказкам,
такие как «составление последовательностей», «путаницы», «поиск
персонажа», «сказка»- «герой»- «атрибут» ;
самостоятельная игровая деятельность детей с настольными и
пальчиковыми театрами;
самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Пр: свободный доступ детей к художественным материалам и
заготовкам мини книг.
посещение кукольного и драматического театра.
Эффективной формой работы является ведение дневников читателя.
Ребенок сам или с помощью взрослых записывает сказки, которые
прочитал или прослушал. Рисует красное солнышко, если они
понравились и принесли пользу, желтое солнышко - если просто
получил удовольствие, тучку - если принесли вред (не мог уснуть,
заболела голова, зря потратил время, не понравилось и т. д.) .
Работа с родителями в форме консультаций, родительских уголков,
конкурсов на лучшую поделку любимого сказочного персонажа,
организация выставки книг , макетов, поделок , а также создание
выставки «Бабушкина сказка» (тематическая подборка разных изданий
и года выпуска одной сказки).
Основные методы и приемы которые следует использовать:
1.
элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы,; игры
-экспериментирования с предметами и материалами
(экспериментирование по сказке «соломинка, лапать и пузырь»);
2.
моделирование сказочных сюжетов,
в том числе придумывание сказки
наоборот, нового сюжета со старыми персонажами, новые персонажи в
старом сюжете;
3.
творческие задания, иллюстрация сказок и создание книжек с кусками
текста и иллюстрациями, придумывание и иллюстрирование героев
сказки в новых, не свойственных ему обстоятельствах;
4.
пластические игры и упражнения.
Пр: как идёт, собирает цветы, смотрит в зеркало лиса, колобок, Емеля.
5.
элементы драматизации:
Пр: настольный, пальчиковый театр, театр масок. Полная постановка
или фрагментальная.
Использование
данных
методов
и
приемов
способствует
развитию
познавательной активности, формированию патриотизма и креативности как
качества личности у дошкольников.