Особенности организации научно- исследовательской деятельности обучающихся
Автор: Лукоянова Наталья Георгиевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Панаевская школа-интернат" Населённый пункт: ЯНАО, Ямальский район, с.Панаевск Наименование материала: статья Тема: Особенности организации научно- исследовательской деятельности обучающихся Раздел: среднее образование
Лукоянова Н.Г., педагог-психолог Панаевской школы-интерната
Особенности организации научно- исследовательской
деятельности обучающихся
Не мыслям надобно учить, а учить мыслить.
И.Кант
В течение нескольких лет я являюсь научным руководителем исследовательской
деятельности обучающихся в школьном научном обществе в секции «Психология». За этот
период обучающимися были представлены работы различной тематики, которые являлись
призерами
и
победителями
научно-практических
конференций
муниципального
и
регионального уровня. Однако, при написании научно – исследовательских работ иногда
допускаются ошибки, на которые обычно указывают эксперты. В данной статье обобщены
типичные ошибки при написании работ
и рекомендации по правильной организации
научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Исследовательская
деятельность
– форма организации образовательной работы,
связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее
неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для
научного исследования.
Отличительные признаки
исследовательской деятельности:
наличие практической методики исследования;
наличие собственного экспериментального материала;
анализ собственных данных и вытекающие из них выводы.
Организация исследований требует тщательной специальной подготовки педагогов
и обучающихся.
От педагога требуется:
умение
увидеть
и
отобрать
наиболее
интересные
и
практически
значимые
темы
исследований;
владение
всем
арсеналом
исследовательских,
поисковых
методов,
умение
организовать исследовательскую, самостоятельную работу обучающихся;
переориентация
учебно-воспитательной
работы
учащихся
по
своему
предмету
на
приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся;
владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и
вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
способность
генерировать
новые
идеи,
направить
обучающихся
на
поиск
путей
решения поставленных проблем;
умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики
выбранных исследований.
От обучающихся требуется:
знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы,
поиск
источников
информации,
сбор
и
обработка
данных,
научное
объяснение
полученных результатов, выдвижение гипотез, методов их решения и др.);
владение
компьютерной
грамотностью:
умение
вводить
и
редактировать
информацию
(текстовую,
графическую),
обработку
получаемых
количественных
данных с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных;
владение коммуникативными навыками;
умение
самостоятельно
интегрировать
ранее
полученные
знания
по
разным
учебным предметам для решения познавательных задач;
Что не может считаться исследованием?
Сугубо реферативная работа.
Только работа с литературными источниками в области рассматриваемых наук.
Однократные «демонстрационные» опыты или наблюдения.
Исследования, выполненные на 1-2 индивидах (или маленькая выборка)
При написании исследовательских работ часто совершаются типичные ошибки .
При выборе темы:
Неудачный выбор темы исследования
Тема взята очень широко, в ней не отражается проблема.
Некорректная формулировка названия
Несоответствие названия содержанию исследования
В разделе «Введение» допускаются следующие ошибки:
Слишком
большой
объем
раздела
(во
введении
присутствует
часть
обзора
литературы).
Отсутствие четкой формулировки проблемы, актуальности работы.
Некорректная формулировка цели и задач исследования (к примеру, цель работы
сформулирована
неточно
и
не
выражает
то
основное,
что
намеревается
сделать
исследователь)
Не всегда поставленная цель и вытекающие из неё задачи соответствуют теме и
полученным выводам.
Некорректная формулировка гипотезы
Ошибки при выборе методов исследования:
Отсутствие описания объекта и предмета исследования.
Неправильно сформированные выборки для исследования, отсутствие контрольной
группы.
Слишком краткое описание методов.
Отсутствие ссылок на методическую литературу.
Типичные ошибки в разделе «Выводы»:
Несоответствие выводов заявленным во введении цели и задачам исследования.
Дублирование разделов (в работе есть и «выводы», и «заключение»)
Включение в выводы текста, соответствующего разделам «Методы», «Результаты»,
«Обзор литературы».
Формулировка глобальных выводов на основе единичных экспериментов.
Типичные ошибки в выборе литературы:
Отсутствие логического построения обзора литературы.
Слишком краткий или чрезмерно обширный список.
Подробное цитирование широко известных фактов (на уровне школьного учебника).
Отсутствие ссылок на литературные источники непосредственно в тексте.
Использование информации (особенно из Интернета) без осмысления и анализа.
Рекомендации по устранению
типичных ошибок написания научно-исследовательских работ:
Тема должна обязательно содержать проблему, что дает возможность для дискуссии
на
страницах
работы,
для
высказывания
собственной
позиции,
проведения
исследования;
Тема не должна быть обширной
Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях, т.е. должна иметь
материал для исследования (бывает - тема интересна, но нет достаточного материала
для исследования).
Название
должно
вызвать
интерес
читателя,
но
при
этом
соответствовать
правилам, принятым в науке).
Название не должно быть общим. Название должно чётко отражать содержание и
направление работы, соответствовать возрасту и возможностям исследователя.
Цель может быть только одна, формулируется фразой с глаголами «установить,
выявить, определить, сравнить» и т.п.
Задачи – это последовательные этапы работы.
Не следует формулировать задачи, которые непосильны для ученика
Работа выигрывает, если автор определяет возникающие противоречия.
Гипотеза
определяется
как
научное
обоснованное
предположение
о
непосредственно наблюдаемом явлении.
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
быть проверяемой;
содержать предположение;
быть логически непротиворечивой;
соответствовать фактам.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:
«если..., то...»; «так.., как ...»; «при условии, что...», т.е., такие, которые направляют
внимание исследователя на раскрытие сущности явления
Объект исследования - это определённый процесс или явление, порождающее
проблемную
ситуацию.
Объект
-
своеобразный
носитель
проблемы
-
то,
на
что
направлена исследовательская деятельность.
Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которого ведётся
поиск. Предмет определяет тему работы.
Метод - это способ достижения цели исследования.
Существуют теоретические, эмпирические, математические методы.
Выбор метода осуществляется при обязательном руководстве педагога.
Выводы
работы
являются
ответом
на
поставленные
задачи
исследования
и
постулируют основные результаты.
Количество выводов обычно соответствует количеству задач, но это не абсолютно
обязательно.
Каждый
вывод
–
это
обычно
одна
достаточно
короткая
фраза,
в
которой
цитируются конкретные результаты.
В выводах не должно быть общеизвестных фактов из учебников, упоминаний о
методах, особенностях исследованных групп, обсуждения результатов, собственных
соображений и рекомендаций.
В
формулировках
выводов
не
должно
быть
общих
фраз,
беспредметных
рассуждений, не имеющих прямого отношения к результатам работы.
Если получены числовые результаты, и они имеют существенное значение, то их
надо привести в выводах.
Если выводы не соответствуют исходным задачам, надо изменить формулировку
задач в окончательном тексте работы в соответствии с полученными результатами и
сформулированными выводами.
Список литературы должен называться по положению. Составляется по порядку
цитирования или по алфавиту (по положению).
Должны быть указаны все выходные данные источника. Список литературы (в
монографиях,
учебниках,
справочниках
и
т.д.)
должны
включать
следующие
необходимые
элементы:
фамилию,
инициалы
автора;
заглавие;
данные
о
месте
издания, издательство; год издания и объем в страницах.
Для электронных источников – то же самое, а не только координаты сайта.
Требования к презентации
Доклад для выступления на конференции строится по определённой схеме. Объем
доклада зависит от регламента. В большинстве случаев это 10-12 минут
Соблюдение
регламента
–
одно
из
обязательных
правил
для
всех.
Поэтому
необходимо
четко
рассчитать
время.
Для
этого
надо
написать
текст
доклада
и
несколько раз отрепетировать, причем вслух, а не про себя.
Задача презентации - наилучшим образом представить работу и результаты, помочь
аудитории разобраться в материале.
Презентация
научной
работы
должна
быть
выполнена
в
такой
же
строгой
и
лаконичной форме, как и сам доклад.
Количество слайдов примерно совпадает с количеством минут доклада. Порядок
предъявления слайдов соответствует плану доклада.
Эксперты оценивают научно-исследовательские работы по следующим критериям:
актуальность, новизна и оригинальность темы исследования,
теоретическое и практическое значение исследования (с учетом возраста автора)
соответствие тематики и уровня работы возрасту исполнителя
уровень самостоятельности автора при выполнении работы
уровень знакомства с современным состоянием проблемы
соответствие исследования поставленным цели и задачам
адекватность, обоснованность и корректность методов исследования
правильный
выбор
объекта,
наличие
репрезентативных
выборок
(если
они
необходимы)
достоверность
результатов,
наличие
статистической
обработки
данных
(для
старшеклассников)
правильно выполненное графическое представление результатов
наличие и уровень обсуждения результатов, законченность исследования
аргументированность решений, подходов, выводов
корректность в использовании литературных источников
соответствие структуры работы требованиям, качество оформления работы.
грамотный, научный стиль изложения
Критерии оценки выступлений:
Качество доклада:
Актуальность темы выбранного исследования
Степень отражения в теме исследования содержания работы
Уровень
компетентности
автора,
качество
анализа,
отражающее
степень
знакомства автора с современным состоянием проблемы
Использование в работе известных результатов и научных фактов, наличие ссылок
на ученых и исследователей, занимающихся данной проблемой
Наличие в работе практических достижений автора
Степень достижения результата исследования
Апробация продукта и результата исследования
Грамотность
формулировок
и
аргументированность
собственных
выводов,
обобщающих исследование
Грамотность оформления и защиты результатов исследования
грамотное выполнение презентации
Культура речи:
Артистизм и выразительность выступления
Соблюдение структуры доклада и регламента времени
Умение
отстаивать
свою
точку
зрения
и
логично,
выразительно
отвечать
на
заданные вопросы
Качество ответов на вопросы
Деловые и волевые качества докладчика:
Ответственность решения
Стремление к достижению высоких результатов
Готовность к дискуссии
Доброжелательность, контактность.
Что получают обучающиеся, занимаясь исследовательской деятельностью?
Приобретение
обучающимся
навыка
исследования
как
универсального
способа
освоения действительности
Развитие способности к исследовательскому типу мышления
Активизации
личностной
позиции
обучающегося
в
образовательном
процессе
на
основе приобретения самостоятельно получаемых знаний
Навыки работы с научно-теоретической литературой.
Навыки работы с различными картографическими, статистическими, графическими
материалами, рисунками.
Умение составлять план, выделять актуальность проблемы, ставить цели и задачи,
выдвигать гипотезу и предмет исследуемого объекта.
Умение
владеть
современными
методами
поиска
информации,
ее
анализа
и
применения, а также творчески подходить к решению возникающих проблем
Развитие
устной
монологической
речи,
умение
выступать
перед
аудиторией,
высказывать свое мнение, убеждать слушателей.
Умение устанавливать контакты со сверстниками, а при разумном использовании
Интернета
взаимодействие
с
педагогами
и
учеными,
интересными
для
юного
исследователя.
При
правильной
организации
научно-исследовательской
деятельно сти
удовлетворенность от совместной работы получат и обучающийся и руководитель.