Напоминание

Особенности организации научно- исследовательской деятельности обучающихся


Автор: Лукоянова Наталья Георгиевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Панаевская школа-интернат"
Населённый пункт: ЯНАО, Ямальский район, с.Панаевск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности организации научно- исследовательской деятельности обучающихся
Раздел: среднее образование





Назад




Лукоянова Н.Г., педагог-психолог Панаевской школы-интерната
Особенности организации научно- исследовательской

деятельности обучающихся
Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. И.Кант В течение нескольких лет я являюсь научным руководителем исследовательской деятельности обучающихся в школьном научном обществе в секции «Психология». За этот период обучающимися были представлены работы различной тематики, которые являлись призерами и победителями научно-практических конференций муниципального и регионального уровня. Однако, при написании научно – исследовательских работ иногда допускаются ошибки, на которые обычно указывают эксперты. В данной статье обобщены типичные ошибки при написании работ и рекомендации по правильной организации научно-исследовательской деятельности обучающихся. Исследовательская деятельность – форма организации образовательной работы, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Отличительные признаки

исследовательской деятельности:
 наличие практической методики исследования;  наличие собственного экспериментального материала;  анализ собственных данных и вытекающие из них выводы. Организация исследований требует тщательной специальной подготовки педагогов и обучающихся.
От педагога требуется:
 умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы исследований;  владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу обучающихся;  переориентация учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся;  владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения;  способность генерировать новые идеи, направить обучающихся на поиск путей решения поставленных проблем;  умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных исследований.
От обучающихся требуется:
 знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, выдвижение гипотез, методов их решения и др.);  владение компьютерной грамотностью: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), обработку получаемых количественных данных с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных;  владение коммуникативными навыками;  умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач;

Что не может считаться исследованием?
 Сугубо реферативная работа.  Только работа с литературными источниками в области рассматриваемых наук.  Однократные «демонстрационные» опыты или наблюдения.  Исследования, выполненные на 1-2 индивидах (или маленькая выборка) При написании исследовательских работ часто совершаются
типичные ошибки
.
При выборе темы:
 Неудачный выбор темы исследования  Тема взята очень широко, в ней не отражается проблема.  Некорректная формулировка названия  Несоответствие названия содержанию исследования
В разделе «Введение» допускаются следующие ошибки:
 Слишком большой объем раздела (во введении присутствует часть обзора литературы).  Отсутствие четкой формулировки проблемы, актуальности работы.  Некорректная формулировка цели и задач исследования (к примеру, цель работы сформулирована неточно и не выражает то основное, что намеревается сделать исследователь)  Не всегда поставленная цель и вытекающие из неё задачи соответствуют теме и полученным выводам.  Некорректная формулировка гипотезы
Ошибки при выборе методов исследования:
 Отсутствие описания объекта и предмета исследования.  Неправильно сформированные выборки для исследования, отсутствие контрольной группы.  Слишком краткое описание методов.  Отсутствие ссылок на методическую литературу.
Типичные ошибки в разделе «Выводы»:
 Несоответствие выводов заявленным во введении цели и задачам исследования.  Дублирование разделов (в работе есть и «выводы», и «заключение»)  Включение в выводы текста, соответствующего разделам «Методы», «Результаты», «Обзор литературы».  Формулировка глобальных выводов на основе единичных экспериментов.
Типичные ошибки в выборе литературы:
 Отсутствие логического построения обзора литературы.  Слишком краткий или чрезмерно обширный список.  Подробное цитирование широко известных фактов (на уровне школьного учебника).  Отсутствие ссылок на литературные источники непосредственно в тексте.  Использование информации (особенно из Интернета) без осмысления и анализа.
Рекомендации по устранению

типичных ошибок написания научно-исследовательских работ:
 Тема должна обязательно содержать проблему, что дает возможность для дискуссии на страницах работы, для высказывания собственной позиции, проведения исследования;  Тема не должна быть обширной  Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях, т.е. должна иметь материал для исследования (бывает - тема интересна, но нет достаточного материала для исследования).  Название должно вызвать интерес читателя, но при этом соответствовать правилам, принятым в науке).
 Название не должно быть общим. Название должно чётко отражать содержание и направление работы, соответствовать возрасту и возможностям исследователя.  Цель может быть только одна, формулируется фразой с глаголами «установить, выявить, определить, сравнить» и т.п.  Задачи – это последовательные этапы работы.  Не следует формулировать задачи, которые непосильны для ученика  Работа выигрывает, если автор определяет возникающие противоречия.  Гипотеза определяется как научное обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.  Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:  быть проверяемой;  содержать предположение;  быть логически непротиворечивой;  соответствовать фактам.  При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так.., как ...»; «при условии, что...», т.е., такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления  Объект исследования - это определённый процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность.  Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которого ведётся поиск. Предмет определяет тему работы.  Метод - это способ достижения цели исследования.  Существуют теоретические, эмпирические, математические методы.  Выбор метода осуществляется при обязательном руководстве педагога.  Выводы работы являются ответом на поставленные задачи исследования и постулируют основные результаты.  Количество выводов обычно соответствует количеству задач, но это не абсолютно обязательно.  Каждый вывод – это обычно одна достаточно короткая фраза, в которой цитируются конкретные результаты.  В выводах не должно быть общеизвестных фактов из учебников, упоминаний о методах, особенностях исследованных групп, обсуждения результатов, собственных соображений и рекомендаций.  В формулировках выводов не должно быть общих фраз, беспредметных рассуждений, не имеющих прямого отношения к результатам работы.  Если получены числовые результаты, и они имеют существенное значение, то их надо привести в выводах.  Если выводы не соответствуют исходным задачам, надо изменить формулировку задач в окончательном тексте работы в соответствии с полученными результатами и сформулированными выводами.  Список литературы должен называться по положению. Составляется по порядку цитирования или по алфавиту (по положению).  Должны быть указаны все выходные данные источника. Список литературы (в монографиях, учебниках, справочниках и т.д.) должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; данные о месте издания, издательство; год издания и объем в страницах.  Для электронных источников – то же самое, а не только координаты сайта.
Требования к презентации
 Доклад для выступления на конференции строится по определённой схеме. Объем доклада зависит от регламента. В большинстве случаев это 10-12 минут
 Соблюдение регламента – одно из обязательных правил для всех. Поэтому необходимо четко рассчитать время. Для этого надо написать текст доклада и несколько раз отрепетировать, причем вслух, а не про себя.  Задача презентации - наилучшим образом представить работу и результаты, помочь аудитории разобраться в материале.  Презентация научной работы должна быть выполнена в такой же строгой и лаконичной форме, как и сам доклад.  Количество слайдов примерно совпадает с количеством минут доклада. Порядок предъявления слайдов соответствует плану доклада.
Эксперты оценивают научно-исследовательские работы по следующим критериям:
 актуальность, новизна и оригинальность темы исследования,  теоретическое и практическое значение исследования (с учетом возраста автора)  соответствие тематики и уровня работы возрасту исполнителя  уровень самостоятельности автора при выполнении работы  уровень знакомства с современным состоянием проблемы  соответствие исследования поставленным цели и задачам  адекватность, обоснованность и корректность методов исследования  правильный выбор объекта, наличие репрезентативных выборок (если они необходимы)  достоверность результатов, наличие статистической обработки данных (для старшеклассников)  правильно выполненное графическое представление результатов  наличие и уровень обсуждения результатов, законченность исследования  аргументированность решений, подходов, выводов  корректность в использовании литературных источников  соответствие структуры работы требованиям, качество оформления работы.  грамотный, научный стиль изложения
Критерии оценки выступлений:

Качество доклада:
 Актуальность темы выбранного исследования  Степень отражения в теме исследования содержания работы  Уровень компетентности автора, качество анализа, отражающее степень знакомства автора с современным состоянием проблемы  Использование в работе известных результатов и научных фактов, наличие ссылок на ученых и исследователей, занимающихся данной проблемой  Наличие в работе практических достижений автора  Степень достижения результата исследования  Апробация продукта и результата исследования  Грамотность формулировок и аргументированность собственных выводов, обобщающих исследование  Грамотность оформления и защиты результатов исследования  грамотное выполнение презентации
Культура речи:
 Артистизм и выразительность выступления  Соблюдение структуры доклада и регламента времени  Умение отстаивать свою точку зрения и логично, выразительно отвечать на заданные вопросы  Качество ответов на вопросы
Деловые и волевые качества докладчика:
 Ответственность решения  Стремление к достижению высоких результатов  Готовность к дискуссии
 Доброжелательность, контактность.
Что получают обучающиеся, занимаясь исследовательской деятельностью?
 Приобретение обучающимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности  Развитие способности к исследовательскому типу мышления  Активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний  Навыки работы с научно-теоретической литературой.  Навыки работы с различными картографическими, статистическими, графическими материалами, рисунками.  Умение составлять план, выделять актуальность проблемы, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезу и предмет исследуемого объекта.  Умение владеть современными методами поиска информации, ее анализа и применения, а также творчески подходить к решению возникающих проблем  Развитие устной монологической речи, умение выступать перед аудиторией, высказывать свое мнение, убеждать слушателей.  Умение устанавливать контакты со сверстниками, а при разумном использовании Интернета взаимодействие с педагогами и учеными, интересными для юного исследователя. При правильной организации научно-исследовательской деятельно сти удовлетворенность от совместной работы получат и обучающийся и руководитель.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!