Автор: Сенюк Татьяна Андреевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: КГБОУ "Лесосибирская школа"
Населённый пункт: г. Лесосибирск, Красноярский край
Наименование материала: Конспект урока по швейному делу в 7 классе
Тема: "Выполнение саржевого переплетения"
Раздел: среднее образование
Конспект урока по швейному делу в 7 классе.
Тема: Выполнение саржевого переплетения.
Цель: Познакомить учащихся с саржевым переплетением.
Создать условия:
-
для
формирования
навыков
определения
тканей
саржевого
переплетения;
- развития познавательного интереса, навыков самостоятельной
работы;
- воспитания культуры труда;
- обогащения словарного запаса;
- коррекции речи, развития культуры общения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование
и
материалы: к а р т о ч к и , образцы
ткацких
переплетений,
образцы
тканей
с
саржевым
переплетением,
лупы,
технологические карты «Выполнение саржевого переплетения».
Ход урока I. Организационный момент. Проверить наличие учеников
и их готовность к уроку.
II. Актуализация ранее изученного.
Работа по карточкам. Задание: составить из букв и написать название
переплетений.
Вопросы к учащимся:
- Где и из чего вырабатывают ткань? (Ответ: на ткацких фабриках из
ниток).
- Назовите направление нитей в ткани.(Ответ: долевое, поперечное)
- Как называются нити в ткани?).(Ответ: нить основы, нить утка).
- Что такое ткацкое переплетение? (Ответ: переплетение нитей основы
и утка в ткани).
Учитель. Переплетение
нитей
основы
и
утка
в
ткани
называется
ткацким
переплетением.
Нити
в
ткани
переплетаются
в
определённом
порядке,
образуя ткацкий рисунок. Вы познакомились с 4 видами ткацких
переплетений:
полотняное,
сатиновое,
саржевое
и
атласное.
(На
доске
образцы видов переплетений).
З а п и ш и т е в
т е т р а д я х т е м у у р о к а «Выполнение
саржевого
переплетения»
III. Изучение нового материала.
Учитель. Перед вами образцы ткани саржевого переплетения. В этом
переплетении нити основы и утка переплетены через две, т.е. нить утка
проходит то над 2 нитями основы, то под 1 нитью основы. Ткани саржевого
переплетения
имеют
разный
ткацкий
рисунок
с
лицевой
и
изнаночной
стороны. От переплетений нитей в ткани зависят свойства этих тканей:
осыпаемость,
растяжимость,
способность
ткани
образовывать
мягкие
складки – драпируемость, мягкость, скольжение.
Физминутка «Цапля»
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
за соседа не держаться.
(Стихотворение декламируется детьми 2 раза; первый раз дети стоят на
одной ноге, второй раз – на другой).
Учитель. Внимательно рассмотрите образцы тканей с помощью лупы и
определите ткани саржевого переплетения.
Работа в альбомах. Нарисовать саржевое переплетение и оформить
ткань.
Словарная работа.
Учитель. Откройте
словарики
и
запишите
новые
словарные
слова:
саржевое переплетение.
Учитель.
Подготовьте
своё
место
для
выполнения
практической
работы. Внимательно ознакомьтесь с технологической картой. Выполняйте
практическую работу строго по технологической карте.
Выполнение работы учащимися. Необходимый текущий инструктаж
учителя.
IV.
Практическая
работа
«Изготовление
макета
саржевого
переплетения».
Оборудование: альбом, цветная бумага, клей, линейка, карандаш.
Технологическая карта «Выполнение макета саржевого переплетения»
V. Закрепление изученного материала
- Какой вид переплетения нитей в ткани мы изучали сегодня?
- Какие свойства тканей зависят от переплетения нитей?
VI. Подведение итогов. Оценка работы учащимся.
Учитель. Не известно, когда появился первый ткацкий станок. Уже в
древних племенах использовали врытые в землю столбы с натянутыми между
ними
нитями
–
нитями
основы,
которые
переплетали
уточной
нитью,
намотанной на палочку. Высшим из ремесленных искусств считали качество
в
Древней
Греции,
им
занимались
даже
знатные
дамы.
Сегодня
вы
самостоятельно изготовили макет полотняного переплетения, чтобы понять
принцип получения ткани.
Оценка работы учащихся на уроке.