Автор: Пономаренко Олеся Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с "Радуга"
Населённый пункт: г.Абакан
Наименование материала: Публикация
Тема: Хакаские посиделки
Раздел: дошкольное образование
Тема: Хакасские посиделки.
-Цель: Знакомство с хакасской культурой.
Задачи:Дать детям представление о хакасских традициях. Продолжать развивать речь у
детей через народные хакасские игры, колыбельные. Воспитывать интерес и уважение к
традициям и культуре хакасского народа.
Материал к занятию: макеты юрты, чахтана-атрибуты к играм, кассета с национальной
музыкой, хакасское блюдо, чайник, блюдце.
Предшествующая работа: экскурсии в краеведческий музей, беседа о жизни и традициях
хакасов, разучивание игр, рассматривание предметов декоративно-прикладного
творчества.
Словарная работа:щилых, тахпахи, чахтан.
Ход занятия:
- Что это вам напоминает? (юрту)
Где мы видели юрту? (в музее)
Рассмотреть юрту: Обратить внимание детей на убранство и украшения в юрте,
предложить детям рассказать о них. Дать описательный рассказ предмету, какой
понравился. Из чего он сделан? Как украшен? Для чего служит?
-Кто раньше жил в юрте? (Хакасы)
-Они жили семьями или по одному?
-Чем же занимались хакасы раньше? (Разводили скот, косили сено, сеяли пшеницу, в
таежных местах охотились и рыбачили).
-Много ли детей тогда в семьях?
-Как вы думаите, все члены семьи жили вместе? (Отец, мать, дедушка, бабушка, дети
и.т.д)
Почему в юрте жило так мног народу?
А что делали дети?(дети играли, помогали взрослым)
-А вы любите играть? Вспомните в какие хакасские игры мы играли? (Медведь и пень,
Спряч рукавицу)
Игра проводится по желанию детей, они рассказывают игры. Воспитатель приглашает
детей сесть на ковер в юрте и продолжает беседу.
-Дети , а как вы думаите, было ли у взрослых свободное время, ведь они тоже не всегда
были заняты работой?
-Чем же тогда занимались, радио и телевиденья не было. (Взрослые собирались в одной
юрте, Молодые веселились, пели песни, играли. Замужние женщины шили одежду,
вышивали. Мужчины занимались резьбой по дереву, чеканкой).
-Правильно! Когда взрослые после работы собирались для отдыха-это называлось-щилых
(хакасские посиделки).После веселья и игр все усаживались в кружку на ковер, как мы с
вами, и сочиняли тахпахи о своей жизни, работе, о скотине, природе. Тахпахи-это песни. А
затем они по очереди пели их под чатхан( струнный музыкальный инструмент).
- Посмотрите на эту маленькую модель чатхана.
-Хотите послушать?
Слушание тахпахов по аудиокассете.
-Дети, давайте и мы попробуем сочинить с вами тахпахи о нашей жизни в саду.
Дети сочиняют, а затем слушают друг друга.
-Дети, а вы помните колыбельные, которые мы с вами учили? Хотите рассказать? Ведь мы
с вами тоже на щилых:
Баю- баюшки, родной,
Глазки сонные закрой
Жизнь большую проживешь
Все дороги обойдешь.
Тема: Хакасские посиделки.
-Цель: Знакомство с хакасской культурой.
Задачи:Дать детям представление о хакасских традициях. Продолжать развивать речь у
детей через народные хакасские игры, колыбельные. Воспитывать интерес и уважение к
традициям и культуре хакасского народа.
Материал к занятию: макеты юрты, чахтана-атрибуты к играм, кассета с национальной
музыкой, хакасское блюдо, чайник, блюдце.
Предшествующая работа: экскурсии в краеведческий музей, беседа о жизни и традициях
хакасов, разучивание игр, рассматривание предметов декоративно-прикладного
творчества.
Словарная работа:щилых, тахпахи, чахтан.
Ход занятия:
- Что это вам напоминает? (юрту)
Где мы видели юрту? (в музее)
Рассмотреть юрту: Обратить внимание детей на убранство и украшения в юрте,
предложить детям рассказать о них. Дать описательный рассказ предмету, какой
понравился. Из чего он сделан? Как украшен? Для чего служит?
-Кто раньше жил в юрте? (Хакасы)
-Они жили семьями или по одному?
-Чем же занимались хакасы раньше? (Разводили скот, косили сено, сеяли пшеницу, в
таежных местах охотились и рыбачили).
-Много ли детей тогда в семьях?
-Как вы думаите, все члены семьи жили вместе? (Отец, мать, дедушка, бабушка, дети
и.т.д)
Почему в юрте жило так мног народу?
А что делали дети?(дети играли, помогали взрослым)
-А вы любите играть? Вспомните в какие хакасские игры мы играли? (Медведь и пень,
Спряч рукавицу)
Игра проводится по желанию детей, они рассказывают игры. Воспитатель приглашает
детей сесть на ковер в юрте и продолжает беседу.
-Дети , а как вы думаите, было ли у взрослых свободное время, ведь они тоже не всегда
были заняты работой?
-Чем же тогда занимались, радио и телевиденья не было. (Взрослые собирались в одной
юрте, Молодые веселились, пели песни, играли. Замужние женщины шили одежду,
вышивали. Мужчины занимались резьбой по дереву, чеканкой).
-Правильно! Когда взрослые после работы собирались для отдыха-это называлось-щилых
(хакасские посиделки).После веселья и игр все усаживались в кружку на ковер, как мы с
вами, и сочиняли тахпахи о своей жизни, работе, о скотине, природе. Тахпахи-это песни. А
затем они по очереди пели их под чатхан( струнный музыкальный инструмент).
- Посмотрите на эту маленькую модель чатхана.
-Хотите послушать?
Слушание тахпахов по аудиокассете.
-Дети, давайте и мы попробуем сочинить с вами тахпахи о нашей жизни в саду.
Дети сочиняют, а затем слушают друг друга.
-Дети, а вы помните колыбельные, которые мы с вами учили? Хотите рассказать? Ведь мы
с вами тоже на щилых:
Баю- баюшки, родной,
Глазки сонные закрой
Жизнь большую проживешь
Все дороги обойдешь.