Автор: Аликина Алёна Андреевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО Дом Детского Творчества "РАДУГА"
Населённый пункт: Свердловская обл. г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль системы дополнительного образования в формирование личности ребенка"
Раздел: дополнительное образование
«Роль системы дополнительного образования в формирование
личности ребенка»
Роль
системы
дополнительного
образования
детей
на
сегодняшний
день,
является
неотъемлемой
частью
непрерывного
педагогического
п р о ц е с с а . Дополнительное
образование
–
э то
п р о ф е с с и о н а л ь н о
организованное
педагогическое
взаимодействие
детей
и
взрослых
во
внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком
вида деятельности.
Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некое
дополнение
к
основному
образованию,
выполняющему
функцию
расширения
возможностей
образовательных
стандартов. Действительно,
школа дает общее образование, важное и значимое, но для многогранного
развития
личности
ребенка,
раскрытию
его
способностей,
ранней
профориентации способствует именно дополнительное образование.
Педагоги
дополнительного
образования
р а з р а б ат ы ва ют
образовательные
программы,
стремясь
создать
условия
для
развития
творческой
активности
детей,
реализуя
при
этом
собственный
профессиональный и личностный потенциал. Дети выбирают то, что близко
их
природе,
что
отвечает
их
потребностям,
удовлетворяет
интересы,
постигают самую главную в жизни вещь – ищут смысл жизни и возможность
быть. И в этом — смысл дополнительное образование: оно помогает раннему
самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство,
реализуя себя, решая социально значимые задачи.
Участие
детей
в
регулярно
проводимых
праздниках,
фестивалях,
конкурсах приобщает их к ответственности, умению работать в команде,
чувству гордости за образовательное учреждение. У детей, которые прошли
через
дополнительное
образование,
как
правило,
больше
возможностей
сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.
Основными
направлениями
деятельности
дополнительного
образования являются:
техническое творчество;
декоративно прикладное;
туристско – краеведческое;
художественно- эстетическое.
Дополнительное
образование
детей
как
педагогическое
явление
обладает целым рядом преимуществ:
Быстрое реагирование на изменение спроса в образовательных услугах,
удовлетворение потребностей общества, родителей и детей.
Гибкий (творческий) подход к формированию содержания образования.
В
соответствии
с
Законом
РФ
«Об
образовании»
дополнительное
образование детей не является действующим в рамках стандартов, оно
разнонаправлено
и
определятся
лишь
интересами
ребенка,
его
потребностями.
Глубокая
реализация
уровневой
и
профильной
дифференциации
содержания образования.
Глубокая реализация индивидуального подхода в обучении. В группах
10 – 12 учащихся – это позволяет установить темпы и объемы усвоения
программ дополнительного образования.
Глубокая реализация деятельностного подхода в обучении. Основное
содержание
дополнительного
образования
детей
–
практико-
ориентированное:
ребенок
действует
в
ситуации
поиска,
получает
знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными
памятниками и т.д. Целью обучения при таком подходе является не
вооружение
детей
конкретными
знаниями,
не
их
накопление,
а
формирование умения использовать эти знания в дальнейшей жизни
ребенка.
Возможность
организации
психологического
сопровождения
в
развитии
личности
ребенка.
Психологическая
помощь
ребенку
в
процессе
социализации
обеспечивает
гармонизацию
отношений
ребенка и общества.
Возможность
допрофессиональной
и
профессиональной
подготовки
детей.
По
данным
специалистов,
более
60%
детей
не
имеют
ярко
выраженных
склонностей,
интересов
к
профе ссиональной
деятельности.
Только
раскрыв
свои
потенциальные
способности
и
попробовав реализовать их еще в школьные годы, выпускник будет
лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться
поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства
ее достижения.
Возможность
обучения,
допрофессиональной
и
профессиональной
подготовки детей с ограниченными возможностями.
Возможность свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.
Получение
ребенком
такой
возможности
означает
его
включение
в
занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в
соответствии
с
собственными
способностями
и
безотносительно
к
уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Возможность развития дистанционной формы обучения.
Современная
техническая
база
учреждения
дополнительного
образования детей.
Анализ исследований учёных Л. М. Андрюхиной, А. Г. Асмолова, О. Е.
Лебедева позволяет определить принципы построения образовательного
процесса в учреждениях дополнительного образования детей:
принцип гуманизма – утверждение ценности общекультурного
человеческого
достоинства,
внимания
к
историческим
ценностям,
их
значимости для развития искусства, науки, культуры;
принцип приоритетности интересов ребенка, превращение его в
равноправный субъект образовательного процесса;
принцип демократизма – право каждого ребенка на выбор своей
траектории развития;
принцип
культуросообразности
–
ориентация
на
потребности
общества и личности воспитанника, единство человека и социокультурной
среды, адаптацию детей к современным условиям жизни общества;
принцип
природосообразности
–
учет
возрастных
и
индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при
включении их в различные виды деятельности;
принцип
дифференциации
и
индивидуализации
образования
–
выявление и развитие склонностей, способностей в различных направлениях
деятельности,
обеспечение
развития
детей
в
соответствии
с
их
индивидуальными возможностями и интересами;
принцип творчества – развитие творческих способностей детей; ·
принцип системности – преемственность знаний;
принцип
сотрудничества
–
признание
ценности
совместной
деятельности детей и взрослых.
Дополнительное образование детей разнонаправлено и вариативно. К
числу наиболее перспективных направлений дополнительного образования
детей
относятся
следующие: научно-техническое,
естественнонаучное,
эколого-биологическое,
социально-педагогическое,
культурологическое,
художественно-эстетическое,
военно-патриотическое,
физкультурно-
спортивное, туристско-краеведческое.
Дополнительное образование – это условие для личностного роста
ребенка в условиях непрерывного образования, которое формирует систему
знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать
собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное
сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности.
В. А. Березина отмечает: «…отечественная система дополнительного
образования
детей
располагает
уникальными
социально-педагогическими
возможностями
по
развитию
творческих
способностей
обучающихся
в
области научно-технической, художественной, …и другой образовательной
деятельности».
Учреждение
дополнительного
образования
детей,
по
мнению И.А.
Щетинкой, представляет собой «особое образовательное пространство, где
осуществляется
специальная
образовательная
деятельность
по
развитию
индивида, расширяются возможности его практического опыта. Оно является
пространством
творческого
освоения
новой
информации,
формирования
жизненных умений и способностей, на которые школа не ориентирована».
Подводя
итог,
хотелось
бы
сказать,
что
на
сегодняшний
день
дополнительное
образование
–
это
гибкая,
динамичная,
многоуровневая
система,
основанная
на
индивидуальном
подходе
к
ребенку.
Система
дополнительного
образования
детей,
в
силу
своей
личностной
ориентированности
на
каждого
ребенка,
может
успешно
решать
задачу
подготовки поколений для жизни в информационном обществе.