Автор: Марчак Галина Александровна
Должность: вопитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №2
Населённый пункт: ЗАТО Озерный Тверской области
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Русская матрёшка"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 ЗАТО Озерный Тверской области
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по
познавательному развитию по теме: «Русская матрёшка».
Выполнила: Марчак Галина Александровна
воспитатель МБДОУ детский сад №2 ЗАТО Озерный
первой квалификационной категории.
ЗАТО Озерный.
2015 год.
Цель: Создать условия для знакомства детей с одним из произведений декоративно-
прикладного искусства «Матрёшкой».
Задачи:
1.Познакомить детей с одним из произведений декоративно-прикладного искусства
«Матрёшкой».
2.Развивать творческие способности при выполнении аппликации, учить детей украшать
силуэт матрёшки разнообразными узорами.
3.Воспитывать уважительное отношение к мастерству русских умельцев, прививать
любовь к истокам русской культуры.
Предварительная работа:
-рассматривание деревянной игрушки «Матрёшка»;
-рассматривание иллюстраций с изображением разных видов матрёшек;
-беседы с дошкольниками о творчестве русских народных мастеров;
-выставка рисунков «Матрёшка»;
-разучивание с детьми физкультминуток, частушек, стихов о матрёшках;
- дидактическая игра «Матрёшка».
Оборудование:
- презентация «История появления матрёшки»;
- деревянные матрёшки;
- плоскостные заготовки матрёшек, заготовки для аппликации;
- клей, влажные салфетки;
-клеёнки;
- пазлы «Матрёшка»;
- костюмы.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
(Дети под музыку народной мелодии входят в группу вместе с воспитателем.)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у нас в группе сегодня гости.
Здравствуйте, гости дорогие, званные и желанные!
Максим: Гости на пороге - хозяевам радость!
Воспитатель: Поприветствуем наших гостей!
Володя:
Мы говорим всем: «Добрый день!»
Ведь нам здороваться не лень.
Пусть теплота улыбок наших
Наполнит радостью ваш день!
II. Сообщение темы и цели занятия.
Воспитатель:
- Ребята, проходите к столу. Мы с вами выполним задание, которое подскажет нам, чем мы
сегодня будем заниматься. Соберём пазлы.
(На столе лежит поднос с пазлами. Дети собирают пазлы.)
Воспитатель: - Что у вас получилось?
Дети: Матрёшка!
Воспитатель: Правильно, молодцы (воспитатель показывает получившихся матрёшек)!
(Дети садятся на стульчики)
III. Основная часть.
Воспитатель:
-Ребята, а что такое матрёшка?
Дети:
-Матрёшка - это игрушка.
Воспитатель:
-Из какого материала делают матрёшек?
Дети:
-Матрёшек делают из дерева.
Воспитатель: - Ребята, а чем интересна матрёшка?
Дети: - Внутри матрёшки есть маленькие матрёшки.
Воспитатель: - Посмотрите, какая красивая, нарядная и весёлая игрушка! Матрёшка -
традиционный русский сувенир, который известен во всём мире. Но не всем известна
история возникновения этой милой русской красавицы.
Воспитатель:
- Сейчас мы посмотрим, как появилась матрёшка? Посмотрите на экран (показ слайдов).
1 слайд. Прообразом русской матрёшки стала забавная фигурка японского мудреца
Фукурума. Это лысоватый старичок, выточенный из дерева. Он отвечал за счастье,
процветание и мудрость.
2 слайд. Решили русские умельцы смастерить похожую куклу. Первую матрёшку выточил
мастер Василий Звёздочкин, а расписал игрушку художник Сергей Малютин.
Воспитатель: Матрёшка с чёрным петушком. Она была одета в русский сарафан,
кофточку, платочек, передник и в руках держала чёрного петушка. Эта милая куколка
покорила всех вокруг и пришлась по душе и детям, и взрослым.
Ребёнок:
С тех пор живёт матрёшка, как русский сувенир.
Шагая по планете, своей красою чудной весь покорила мир!
Ребёнок:
Матрёшка - русская красавица! В нарядах чудных хороша.
Хранит секрет и улыбается, любовью озаряя нам сердца.
Воспитатель: Матрёшка стала символом русского народного искусства и сейчас во
многих городах есть мастерские, где изготавливают и расписывают матрёшек. У нас
сегодня в гостях «матрёшки» и они расскажут нам о себе.
3 слайд.
1)Загорская матрёшка:
Я-из Сергиева Посада! Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий, русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор, знаменит платочек мой разноцветною каймой.
Воспитатель: - Ребята, помните, мы с вами говорили, почему матрёшка называется
Загорская?
2)Семёновская матрёшка:
Я из тихого зелёного городка Семёнова в гости к вам сейчас пришла.
Букет цветов садовых: жёлтых, розовых, бордовых вам в подарок принесла!
Сарафан мой украшают яркие букетики, по кайме платочка - маленькие цветики.
Мы с подружками моими всех на свете краше: расписные, яркие сарафаны наши.
Воспитатель: - Почему матрёшка называется Семёновская?
3)Полхов-Майданская матрёшка:
А я, подружки, из Полхов-Майдана, могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами с сияющими лепестками
и ягодами разными, спелыми и красными.
Посмотрите, на мои кудри с завитушками, в нашем милом городке я живу с подружками.
Воспитатель: - Почему матрёшка называется Полхов-Майданская?
Воспитатель: - Вы, наверное, устали сидеть и сейчас немножко отдохнём.
Физкультминутка «Весёлые матрёшки».
Мы весёлые матрёшки – раз, два, раз, два.
На ногах у нас сапожки – раз, дав, раз, два.
У нас розовые щёчки – раз, два, раз, два.
На голове у нас платочки – раз, два, раз, два.
Воспитатель: - Матрёшка - чудесная, яркая и красивая игрушка. Суть нашей русской
матрёшки - дружба и любовь. Она приходит в каждый дом, дарит всем радость,
напоминает о широте русской души. Русская матрёшка - желанная гостья в каждом доме.
Её охотно дарят друзьям на добрую память. Мы с вами сегодня своими руками создадим
красивых и неповторимых матрёшек и подарим их своим друзьям.
Предлагаю вам, ребята, за столы сейчас пройти.
Всё для вас уже готово, сможете здесь всё найти.
Мастера, скорей за дело: украшать матрёшек смело!
Выберем любой узор, чтоб порадовал он взор!
А сейчас нам, мастера, за работу всем пора!
(Дети проходят к столам и украшают фигуры плоскостных матрёшек узорами из
заготовок.)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какие красивые матрёшки у всех получились!
(развешивает на доску матрёшек.)
Ах, матрёшечки- матрёшки, хороши, не рассказать!
Вы, как настоящие мастера создали своих неповторимых и чудесных матрёшек.
Ребёнок:
Велика Россия наша и талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах на весь мир молва идёт.
Ребёнок:
Наша русская матрёшка не стареет сотни лет.
В красоте, таланте русском весь находится секрет!
Воспитатель: - А теперь подарок от наших «матрёшек» - танец.
(Девочки исполняют танец.)
IV Рефлексия.
Воспитатель:
-Ребята, получилось у нас сегодня то, что мы задумали?
-Расскажите, ребята, о чём вы узнали сегодня?
-О чём расскажите сегодня дома?
-Что было самым интересным?
-Какие виды матрёшек вы запомнили?
-Дружно мы работали?
-Какая красивая выставка у нас получилась!
Воспитатель: - За ваши старания я вручаю вам медали «Молодец» и «Умница».
(Воспитатель вручает медали детям.)
Литература:
1.Михаил Терлецкий «Легенда о русской матрёшке».
2. Юлия Иванова «Матрёшка. Кукла с секретом».
3.В. Берестов «Матрёшкины потешки».