Напоминание

Воспитание коммуникативной культуры личности средствами группового сбора


Автор: Булатова Ирина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 86
Населённый пункт: г. Ангарск Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание коммуникативной культуры личности средствами группового сбора
Раздел: дошкольное образование





Назад




Булатова Ирина Андреевна, воспитатель.

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 86

«Воспитание коммуникативной культуры личности средствами

группового сбора»

Практика работы в дошкольном образовательном учреждении

показывает,

что

суще ствует проблема

коммуникации детей,

т . е .

взаимодействия

посредством

общения,

где

оно,

в

свою

очередь,

играет

важную

роль

как

средство

развития

личности

ребёнка.

Формирование

личности начинается с рождения в процессе общения ребенка с близкими

взрослыми (это и родители, и братья, сестры, а также другие члены семьи).

Характеризуя современного ребенка, Д.И. Фельдштейн отмечает

такую неблагоприятную тенденцию как обеднение и ограничение общения

детей.

Уже

в

младшем

школьном

возрасте

у

25%

детей

наблюдается

беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать

простейшие конфликты.

Действительно,

всё

чаще педагоги

стали

сталкиваться

с

нарушениями

в

сфере

общения.

Это

обусловлено

чре змерной

“интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для

кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор

или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные

игры.

Очень

часто

наблюдение

за

ребенком

показывает

наличие

определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками,

конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого,

жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил

поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в

шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

Что происходит, если ребёнок испытывает трудности в общении? В

первую

очередь

это

связано

с

низким

развитием

речи

у

детей,

с

недоразвитием их эмоционально-волевой сферы. Из-за нарушений речевых

высказываний

нет

качественной

коммуникативной

функции,

нет

полноценного навыка общения. Все это сказывается и на всех других видах

деятельности. Ребенок становится некоммуникабельным, замкнутым, у него

снижается

познавательная

активность,

в

речи

использует

стандартные,

известные

речевые

конструкции,

часто

проявление

агрессивности

при

решении

конфликтных

ситуаций.

Нарушения

общения

не

способствуют

успешной

социа льной

адапт ации.

Ребенок

плохо

п р о я в л я е т

самостоятельность при общении, с трудом устанавливает контакты с людьми,

не

уверен

в

себе,

ощущает

беспокойство.

Такое

состояние

становится

причиной конфликтов, разногласий.

Понимая данную проблему, нам взрослым хочется, чтобы наши дети

выросли тактичными, понимающими людьми, чувствовалось их внимание и

слышались

от

них

добрые

слова.

Это

делает

общение

приятным

и

комфортным, а называется такое поведение коммуникативной культурой.

Коммуникативную

культуру

личности

дошкольника

можно

определить

традиционно

для

отечественной

психологии

как

это

совокупность знаний, умений и навыков общения, которые необходимы в

данном возрасте и которые определяют эффективность взаимоотношений

маленького человека с окружающим, в том числе, и социальным.

Формирование коммуникативной культуры у ребенка начинается с

раннего

детства

и

является

частью

его

социализации.

Как

известно,

социализация ребенка - это двусторонний процесс, с одной стороны, это

ребенок усваивает особенности социальной культуры социума, к которому он

принадлежит,

а

с

другой

стороны,

ребенок

в

процессе

социализации

развивается как личность, он воспроизводит в своем поведении усвоенные

им

особенности

социальных

связей

и

отношений,

управляет

своим

социальным поведением и воздействует через это на других людей. Согласно

психологии развития, ребенок в процессе формирования личности не только

воспринимает и овладевает социальным опытом, но и активно преобразует

этот опыт в собственные ориентации, установки, позиции, ценности, в также

в собственное видение общественных отношений [16]. При этом происходит

включение

личности

ребенка

в

разнообразные

социальные

отношения,

ребенок исполняет разнообразные ролевые функции, тем самым, преобразуя

социальный мир и самого себя [12].

[11]. Считается, что с первых дней своей жизни человек окружен

другими людьми. С момента рождения он оказывается включен в социальное

взаимодействие. Первый опыт своего общения ребенок приобретает прежде,

чем научится говорить. Человек приобретает определенный социальный опыт

в процессе социальных коммуникаций с другими людьми, именно этот опыт,

будучи субъективно усвоенным, в последствии станет частью культуры его

личности. В современном обществе развитие личности в возрасте 3 -7 лет

осуществляется не только через семейную среду, но и через образовательную

среду дошкольного [22]учреждения.

Возникает

вопрос,

как

воспитать

у

детей

дошкольного

возраста

коммуникативную

культуру?

Эффективным

средством

воспитания

коммуникативной

культуры

личности

дошкольника

является

применение

технологии группового сбора.

Эта

технология

позволяет

создать

условия

для

межличностного

и

познавательно-делового

общения

детей

и

взрослых,

развивать

навыки

общения,

планирования

собственной

деятельности,

навыки

культурного

общения (приветствия, комплименты и т. п.), учить объяснять словами свое

эмоциональное

состояние,

формулировать

суждения,

аргументировать

высказывания, отстаивать свою точку зрения, выбирать из личного опыта

наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но

последовательно

и

логично,

планировать

собственную

деятельность.

Это

возможность

несколько

минут

побыть

вместе,

что

очень

важно

для

застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь, поздравить

именинника и т.д.

Педагогам

утренний

сбор

дает

возможность

создать

атмосферу

взаимного уважения, понимания и доброты. В связи с этим предъявляются

требования

к

профессиональному

мастерству

педагога

это

умение

руководить

межличностным

общением

детей,

разрешать

конфликтные

ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность, а это

невозможно

без

психологических

знаний,

определяющих

развитие

коммуникативной культуры дошкольников на разных этапах развития.

Развитие коммуникативной культуры у дошкольника в 3-4 года

средствами группового сбора.

Первый

этап

развития

коммуникативной

культуры

приходится

на

возраст

3-4

года.

Это

этап

связан

с

формированием

прогрессивных

новообразований коммуникативной культуры для преодоления «кризиса 3

лет». Ребенок начинает становиться субъектом, у него формируется позиция

«Я

сам»,

он

начинает

сопротивляться

требованиям

общества,

это

сопротивление необходимо, чтобы развить собственную самость. Для этой

новой позиции (субъекта) ребенок должен выработать новые для него формы

коммуникативной культуры (с помощью взрослых). Это необходимо, чтобы с

одной стороны, осуществлять эффективную социализацию, с другой стороны

сохранить свою самость.

Считается, что дети в этом возрасте могут имитировать знакомые роли,

и действия, изображать прошедшие события. Появляются игры с предметами.

После 3-х лет дети могут использовать предметы, совершенно оторванные от

игровой ситуации для игры.

Для

ребенка

коммуникативная

культура

предполагает

установление

адекватных

отношений

с

окружающим

социумом,

главным

образом

со

взрослыми.

Ребенок

должен

начать

учиться

определенным

правилам

социальных отношений. Оптимальная социализация ребенка требует у него

развития сопереживания («животному тоже больно, нельзя его дергать за

хвост»),

а

также

формирование

у

него

вежливой

культуры

общения

(использование слов спасибо, пожалуйста и др.).

Взрослые выступают посредниками в формировании коммуникативной

культуры, поэтому для развития этого компонента необходима совместная

деятельность ребенка и взрослого. Необходимо, чтобы эта деятельность была

насыщена

использованием

вежливых

слов

и

элементами

сопереживания,

демонстрируемыми

взрослыми.

Взрослым

необходимо

использовать

вежливые

слова

по

отношению

к

друг

другу

и

к

ребенку

подчеркнуто,

обращая на это его внимание. Также необходимо вырабатывать у ребенка

элементы сопереживания, как по отношению к самим взрослым, так и к

другим детям, а также по отношению к животным и растениям.

Таким

образом,

содержание

группового

сбора

для

детей

данного

возраста может включать:

Этап

Содержание

группового

сбора

приветствие

«С добрым утром!»

- С добрым утром, глазки! (дети слегка потирают глазки,

затем широко их открывают)

-

С

добрым

утром,

ушки!

(дети

плотно

закрывают

ладошками ушки, а затем открывают их)

- С добрым утром, ручки! (детки поглаживают кисти рук, а

затем весело хлопают в ладоши)

- С добрым утром, ножки! (дети поглаживают ноги, а затем

весело топают ими)

- С добрым утром, СОЛНЦЕ! (дети протягивают руки к

солнцу)

-

Я ПРОСНУЛСЯ (проснулась)! (дети потягиваются и

громко позевают)

Игра-приветствие «Здравствуйте, дети!»

Задачи:

1.

Создание

атмосферы

доверия

и

радостного

настроения;

2. 2. Развитие внимания и фонематического слуха,

принятие своего имени;

3.

3.

Учить

детей

здороваться

ласково

с

другими

детьми.

Ход игры:

Дети

встают

в

круг,

воспитатель

встаёт

с

ними,

руки

опущены.

Воспитатель: Здравствуйте, дети!

Дети здороваются.

Воспитатель: Ребята, а что мы сейчас сделали?

Дети: поздоровались.

Воспитатель: Правильно, ребята, а здороваемся мы

для

того,

чтобы

поприветствовать

и

пожелать

здоровья

всем людям.

Упражнение «Здравствуй, Ванюша!»

Воспитатель: Сейчас я возьму за руку Ванечку (он

рядом стоит) и скажу «Здравствуй, Ванюша», а Ваня мне

ответит

«Здравствуйте,

Мария

Ивановна!»,

потом

Ваня

даст руку Наташе и скажет «Здравствуй, Наташенька» и

так по кругу мы все поздороваемся друг с другом.

Песня-приветствие «Доброе утро!»

Задачи:

1. Развитие умения говорить добрые слова

2.Упражнять в пропевании приветствия;

3. Развитие внимания и фонематического слуха.

Ход игры: Дети встают в круг, воспитатель встаёт с

ними, руки опущены. Воспитатель: Ребята, сегодня у меня

хорошее настроение и мне хочется петь. А вам хочется

петь? Ответы детей.

Воспитатель: Все хотят петь, но сегодня мы будем петь не

просто песенку, мы этой песенкой поздороваемся друг с

другом. Д-о-б-р-о-е-у-т-р-о-о-о-о.

обмен

информацией

"Кто что любит"

Цель: развивать умение выражать в речи о своих желаниях

и увлечениях .

Дети сидят в кругу. В руках взрослого «эстафета». Она

переходит из рук в руки, и каждый ребёнок рассказывает о

том, что он любит: «Я люблю рисовать», «Я люблю ходить

в гости к своему другу» и т.д.

"Извините"

Цель: закреплять знания детей о смысле использования

различных вежливых слов.

Педагог

спрашивает

какие

«волшебные»

слова

дети

знают:

здравствуйте,

до

свидания,

спасибо,

пожалуйста и другие. Однако в речи их гораздо больше.

Например, есть волшебные слова «простите», «извините»,

которые

помогают

сохранить

дружбу

и

хорошие

отношения между людьми. Когда один человек говорит

другому слово «извините», это означает, что он понимает

собеседника

и

признает,

что

доставил

ему

некоторое

беспокойство или обидел его. Однако сказать «вежливое»

слово – это полдела. Важно и то, как и с какой интонацией

оно будет произнесено.

Затем детям предлагается посмотреть несколько сценок, в

которых

взрослый

исполняет

роль

провинившегося

ребенка,

просящего

прощения

у

своего

друга.

После

просмотра организуется обсуждение каждого этюда.

Предлагаемые ситуации:

• «Пожалуйста, прости меня. Я тебя толкнул нечаянно. Я

такой неуклюжий, неловкий. Очень прошу – прости».

«Что

это

ты

скривился?

Подумаешь,

ударил

его

немножко,

ничего

зажи-вет.

Прощения,

что

ли,

у

тебя

просить?

Ну

прости,

если

хочешь».

(Педагог-ребенок

с

надменным выражением лица, руки на поясе, одна нога

впереди другой.

Общий

вывод,

к

которому

педагог

подводит

детей,

заключается в следующем: слова «извините», «простите»

становятся волшебными, если произносятся искренне, так,

чтобы человек, перед которым извиняются, почувствовал,

что обидчик понимает свою вину и постарается больше так

себя не вести.

игра

Игра "Угадай, кто и что любит"

Цель:

вызывать

у

детей

интерес

к

увлечениям

других

детей.

Воспитатель

воспроизводит

те

увлечения

детей,

о

которых они проговаривали. «Кто из ребят любит зимой

кататься на лыжах?», а дети должны отгадать, о ком идет

речь.

Игра "Игрушки"

Цель:

учить

детей

занимать

различные

позы,

развивать

в ы р а з и т е л ь н о с т ь

д в и ж е н и й ,

в о с п и т ы в а т ь

доброжелательные отношения между детьми.

Дети сидят в кругу. Каждый ребенок задумывает,

какой игрушкой хотел бы стать. Участники по очереди

выходят в центр круга и занимают определенную позу.

Группа пытается отгадать «игрушку» каждого.

Игра "Я иду, иду, иду"

Цель: развивать способность детей передавать радость и

печаль

с

помощью

жестов,

мимики,

характерных

движений,

стимулировать

творческое

воображение,

распутывать дружественные отношения между детьми и

взрослыми.

Детям предлагается изобразить человека, у которого

сегодня веселое настроение, потому что ему приснился

хороший сон. Воспитатель, обращает внимание детей на

то,

как

легко

идет

этот

человек,

как

он

улыбается,

приветствует

других

людей,

с

какой

легкостью

он

выполняет

любое

поручение.

Затем

педагог

изображает

грустного человека: голова и плечи опущены, он смотрит

под

ноги,

идет

медленно,

а

дети

должны

отгадать

эмоциональное

состояние

изображаемого

персонажа

и

самостоятельно воспроизвести его.

новости

«Расскажи нам, чем занимался дома?»

«Поделись своей радостью»

«Расскажи, чему научился новому»

Цель:

развивать

умение

делиться

со

сверстниками

важными для ребёнка событиями, произошедшими с ним.

проблемная

ситуация

"Два друга"

Цель:

развивать

способность

детей

к

сопереживанию,

умение

предвидеть

реакцию

другого

человека

на

свое

поведение, воспитывать желание прийти на помощь друг

другу.

Педагог

предлагает

детям

послушать

историю,

которую

они

должны

проанализировать,

учитывая

возможные переживания действующих лиц. «Дима вышел

на улицу и заметил, что его друг Сережа, игравший в

песочнице, забыл машинку. Как в такой ситуации может

поступить Дима, чтобы помочь Сереже и не заставлять его

переживать по поводу потери игрушки»? Дети рассуждают.

«Как сделать, чтобы машина не попала в аварию?»

Цель:

Формировать

умение

делать

предположения

в

сложившейся

ситуации,

упражнять

в

употреблении

речевых форм общения.

Педагог

рассказывает

детям

историю:

Играли

два

друга Петя и Ваня- строили дорогу с мостом для машины.

У

Вани

получился

красивый,

ровный

мост,

а

Петя

построил дорогу так, что съезжая с моста машина съезжала

с дороги и падала. Что можно посоветовать Пете?

Развитие коммуникативной культуры дошкольника в возрасте 5

лет средствами группового сбора.

Упрямство и строптивость, демонстрируемые в поведении, к этому

возрасту

должны

уменьшиться

и

получить

адекватное

выражение.

На

предыдущем

этапе

у

ребенка

сформировалось

новообразование

способность

спорить

со

взрослым.

В

пять

лет

она

остается,

но

спор

переориентируется, он перестает быть спором против взрослого. Ребенок

значительно реже будет противиться взрослому только ради того, чтобы

противится. Кроме этого, в пять лет в совместной деятельности взрослого и

ребенка появляются элементы убеждения, взрослый может не заставить, а

убедить ребенка в чем-то.

Роль «я сам» к пяти годам оказывается уже сформированной. У ребенка

могут найтись несколько видов деятельности, про которых он знает, что они

ему доступны и он, действительно, может сделать их сам.

У

ребёнка

появляются

элементы

сопереживания

и

использование

ребенком вежливых слов. Поясним, что на предыдущем этапе эти элементы

регистрировались только в поведении взрослого, а в пять лет возможно

появления этих элементов также и в поведении ребенка. Дошкольник может

заметить, что «кошке больно», говоря об этом со взрослым, сверстником или

младшим,

особенно

в

последнем

случае,

потому

что

ребенок

будет

идентифицироваться со взрослым, общаясь с младшим.

Этап

группового

сбора

Содержание

приветствие

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель:

развить

умения

выражать

свои

чувства

и

понимать чувства другого человека.

Упражнение

выполняется

в

парах

с

закрытыми

глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии

вытянутой руки.

Воспитатель даёт задания:

- Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу,

познакомьтесь

руками,

поприветствуйте,

постарайтесь

получше узнать своего соседа, опустите руки;

-

снова

вытяните

руки

вперёд,

найдите

руки

соседа,

поприветствуйте, ваши руки ссорятся, опустите руки;

- ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться,

ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь

друзьями.

обмен

информацией

игра

Игра «Волшебные водоросли»

Цель:

снятие

телесных

барьеров,

развить

умения

добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в

круг,

образованного

детьми.

Водоросли

понимают

человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут

расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить

его, если их плохо попросят.

Игра «Зеркало»

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с

несколькими

детьми.

Ребенок

смотрится

в

«зеркало»,

которое

повторяет

все

его

движения,

жесты,

мимику.

«Зеркалом»

может

быть

родитель

или

другой

ребенок.

Можно

изображать

не

себя,

а

кого-нибудь

другого,

«Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями.

Игра

помогает

ребенку

открыться,

почувствовать

себя

более свободно, раскованно.

Игра «Расследование»

Цель:

развитие

процессов

внимания,

памяти,

наблюдательности. Развивает она также и аналитические

способности ребенка, ну и, конечно же, коммуникативные

навыки.

Для игры все участники закрывают глаза, ведущий

выбирает одного из детей и ставит его за чуть прозрачную

занавеску. Затем все дети открывают по команде глаза, и

ведущий объявляет, что они должны понять, кто стоит за

занавеской

(фактически,

кого

среди

них

не

хватает).

Вспомнив

этого

ребенка,

дети

должны

вспомнить

как

можно

больше

деталей,

связанных

с

ним

цвет

глаз,

одежду,

дать

как

можно

более

точный

порт рет

отсутствующего. Когда предположения закончатся, ребенок

выходит из-за занавески, все могут увидеть и сравнивать,

насколько точным было их описание.

Игра « Дотронься до…»

Все

играющие

расходятся

по

команде.

Ведущий

говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или

«Дотронься

до

того,

кто

самый

маленький»

и

т.д.

Все

участники должны быстро сориентироваться, обнаружить

у кого есть названный признак и нежно дотронуться.

Игра «Пальцы — звери добрые, пальцы — звери

злые»

Ц е л ь :

р а з в и т и е

э м о ц и о н а л ь н о й

с ф е р ы ,

коммуникативных навыков.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети представляют, что их пальчики

— добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые

зайчата и т. д.

Комментарий: взрослый предлагает детям превратить

свои пальчики, например, на правой руке — в добрых

волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить

друг

с

другом,

познакомиться,

поиграть,

может

быть,

поссориться.

Если

у

детей

хорошо

получается,

можно

предложить им познакомиться с ручками других детей.

Кроме

развивающего

эффекта

игра

дает

возможность

выявить особенности общения детей.

Игра

полезна

гиперактивным,

агрессивным

детям.

Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти

новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь

физического контакта.

Игра

«Если

«да»

похлопай,

если

«нет»

потопай»

Цель:

развитие

коммуникативных

навыков

детей,

развитие слухового внимания.

Количество играющих: 2 или более человек.

Описание игры: взрослый называет предложения, а

дети

должны

оценить

их

и

показать

свое

отношение,

похлопав

в

ладоши,

если

они

согласны,

или

потопав

ногами, если утверждение неверно.

«Рома

навестил

бабушку

и

так

обрадовался,

что

обиделся на нее».

«Саша

отнял

игрушку

у

Пети

и

побил

его,

Петя

поссорился с ним ».

«Лене

очень

нравился

Сережа,

поэтому

она

его

побила».

новости

проблемная

ситуация

«Коврик примирения»

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение

разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два

мальчика

сегодня

поссорились

на

улице.

Приглашает

противников

присесть

друг против друга на «Коврик

примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти

путь

мирного

решения

проблемы.

Эта

ситуация

используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

Развитие коммуникативной культуры дошкольника в возрасте 6-7

лет средствами группового сбора.

новообразованием

этого

периода,

по

Выготскому,

является

осознанность, произвольность и интеллектуализация психических процессов.

[27] Он начинает понимать, что существует несколько точек зрения на один и

тот же предмет, осознает наличие других сил кроме воли человека и т.п. .

Однако ребенку все равно не хватает систематичности и последовательности

в

его

размышлениях.

Также

в

этом

возрасте

происходит

значительное

улучшение речевых навыков ребенка, у него увеличивается словарный запас,

улучшается произношение слов, многих детей к этому возрасту уже научили

читать (а иногда и писать).

Мы

полагаем,

что

внутренняя

позиция

школьника

является

продолжением позиции Я –сам, а не исчезновением, поскольку дошкольник

сам решает, какую в данной коммуникации ему выполнять роль. Другим

важным новообразованием является формирование у ребенка устойчивых

эмоций, в том числе и устойчивого интереса к учебной деятельности. Все

вместе

это

может

быть

охарактеризовано

как

развитие

произвольности,

которая

позволяет

ребенку

выполнять

заданную

ему

деятельность,

даже

трудную и не очень интересную.

наличие элементов сопереживания другим живым существам, а также

использование вежливых слов и выражений.

Этап

группового

сбора

Содержание

приветствие

На английском языке: Good morning! – Доброе утро!

Welcome! – Добро пожаловать!

обмен

информацией

игра

Игра «Вежливые слова»

Цель:

развитие

уважения

в

общении,

привычка

пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг

другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова

приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады

вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо,

благодарю,

пожалуйста,

будьте

любезны);

извинения

(извините,

простите,

жаль,

сожалею);

прощания

(до

свидания, до встречи, спокойной ночи).

Игра «Подарок на всех»

Цель: развить умение дружить, делать правильный

выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником

и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем

нам

вместе?”

или

“Если

бы

у

тебя

был

Цветик-

Семицветик,

какое

бы

желание

ты

загадал?”.

Каждый

ребёнок

загадывает

одно

желание,

оторвав

от

общего

цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее

желание для всех.

Игра «Разговор через стекло»

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют

игровое

упражнение

“Через

стекло”.

Им

нужно

представить,

что

между

ними

толстое

стекло,

оно

не

пропускает

звука.

Одной

группе

детей

нужно

будет

показать

(например,

“Ты

забыл

надеть

шапку”,

“Мне

холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то,

что они увидели.

Игра «Закорючка»

Цель:

Развивать

уважение

в

общении.

Учитывать

интересы других детей.

Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер,

который

превращает

простые

закорючки

в

разные

предметы,

животных,

растения.

Первый

игрок

берет

фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем

предлагает

этот

лист

следующему

игроку,

который

дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь

предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок

рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В

конце определяют победителя игры.

Игра «Пойми меня»

Цель:

развить

умение

ориентироваться

в

ролевых

позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-

5 п р ед л оже н и й ,

Д е т и

д ол ж н ы

д о га д ат ь с я ,

к т о

говорит(экскурсовод,

журна лист,

в о с п и т а т е л ь ,

литературный

герой)

и

в

какой

ситуации

возможны

подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт.

5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов,

говорит спортивный комментатор).

новости

«Пресс- конференция»

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы

собеседников, кратко и корректно формулировать ответ;

формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на

любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия

в зоопарк”, “День рождения друга”,“В цирке” и др.). Один

из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут

заданы

все

вопросы)

садится

в

центр

и

отвечает

на

любые вопросы детей.

проблемная

ситуация

Проблемные ситуации

Цель:

развить

умение

вступать

в

разговор,

обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и

содержательно выражать свои мысли, используя мимику и

пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у

одного из ребят твоей группы – попроси его.

3.

Ты

нашёл

на

улице

слабого,

замученного

котёнка

пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у

него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и

расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси,

не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся

тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы

ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя

не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с

ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке –

попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями,

покажи свою комнату и свои игрушки.

13.

Ты

пришёл

с

прогулки

проголодавшийся

что

ты

скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из

него

шарик.

Оглядевшись,

чтобы

никто

не

заметил,

он

кинул

и

попал

Феде

в

глаз.

Федя

схватился

за

глаз

и

вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно

обращаться

с

хлебом?

Можно

ли

сказать,

что

Витя

пошутил.

Заключение.

Мы

рассмотрели

психологические

особенности

формирования

коммуникативной культуры у ребенка дошкольного возраста. Мы опирались

на культурно-историческую психологию Л.С.Выготского, на то ее положение,

что развитие личности ребенка происходит путем преодоления кризисов. В

изучаемом нами периоде личность проходит два кризиса: кризис 3 лет и

кризис

7

лет.

Мы

показали,

что

в

процессе

преодоления

этих

кризисов

происходит

формирование

новообразований,

входящих

в

со став

коммуникативной

культуры

дошкольника.

Также

мы

опирались

на

концепцию

эмоциональной

безопасности

образовательной

среды

Т.Н.Березиной,

полагая,

что

формирование

личности

современных

дошкольников

определяется

не

только

семейной,

но

и

образовательной

средой дошкольного и начального школьного учебного заведения. Именно

психологически безопасная среда позволяют сформироваться компонентам

коммуникативной культуры дошкольника.

Мы выделили два этапа формирования коммуникативной культуры у

ребенка в возрасте 3-7 лет и один промежуточный период. Первый этап

развития коммуникативной культуры приходится на возраст 3-4 лет и он

связан с преодолением кризиса трех лет, иначе называемого, кризис «я- сам».

Промежуточный

период

приходится

на

возраст

5

лет,

к

этому

возрасту

новообразования первого периода уже сформированы, и подготавливается

почва

для

формирования

новообразований

второго

этапа.

Второй

этап

приходится на возраст 6-7 лет и связан с вступление ребенка в стадию

кризиса 7 лет и формированием компонентов коммуникативной культуры,

позволяющих оптимально пройти этот этап.

Литература:

1.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,

отрочество: учебник/ В.С. Мухина.-М.: Академия, 2000.-456 с.

2.

Гнездилов Г.В., Кокорева Е.А., Курдюмов А.В. Возрастная психология и

психология развития. – М.:СГА и ИМЦ, 2013. – С.69-92.

3.

Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В.В.-

М., 2003.-291 с.

4.

Смирнова, Е. О. Дошкольник в современном мире: книга для

родителей/ Е.О.Смирнова-М.: Дрофа, 2006.-270 с.

5.

Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие. / Д.Б.Эльконин-

4-е изд., стер.-М.: Академия, 2007.-384 с.

6.

Словари и энциклопедии » Педагогика » Безрукова В.С. Основы

духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.

7.

Е.И.Тихомирова , В.Н.Чучкалова. Я расту...Человековедение.

Программа деятельности педагога по созданию воспитывающей среды,

2002.

8.

uroki/docnach/docnach123.htm ФОРМИРОВАНИЕ

КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ

СОЦИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ.

9.

coolreferat

Воспитание_коммуникативной_культуры_младших_школьников_часть

10.- Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у

детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель

дошкольного образовательного учреждения № 6/2011 г.Москва ТЦ «

Сфера»- стр 60.

11.- Чеснокова Е.Н. развитие коммуникативных навыков у старших

дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного

образовательного учреждения № 9/2008 г.Москва ТЦ « Сфера» -стр

126.

12.- Кулигина Е.А., Кислякова Е.В. Коммуникативные способности

дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический

журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения №

5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 61.

13.- Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у

старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель

дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ «

Сфера»- стр 65.

14.- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду старшие группы.

Пособие для воспитателей детского сада. Москва « Просвещение»

1982г.

15.- Г.А. Широкова «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного

возраста».



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!