Напоминание

"Цикл НОД по формированию элементарных математических представлений"


Автор: Преснякова Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1467
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: конспект НОД по ФЭМП
Тема: "Цикл НОД по формированию элементарных математических представлений"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Непосредственно – образовательная деятельность.

Формирование элементарных математических представлений.

Цикл из 2х частей.

1.

«ИВАН - ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»

2.

«Чудо – Юдо и Марьюшка».

3.

Преснякова Наталья Павловна.

4.

ГБОУ Школа 1467 ДО5 г. Москва.

5.

Воспитатель. Подготовительная группа №9

6.

8 – 925 – 802 – 71 - 91

Цели: 1 продолжать развивать у детей интерес, любознательность,

познавательную мотивацию.

2. Расширять опыт ориентировки в окружающем пространстве, развивая

воображение и творческую активность.

3.Продолжать учить выделять характерные признаки, анализировать и

обобщать связи между предметами.

4. Воспитывать умение выслушивать задание до конца.

5. Знакомить детей со схемами, маршрутом, картой, уделяя особое внимание

словесному творчеству ребёнка.

6. Повышать активность родителей и их компетентность в вопросах важности

дошкольного образования через открытые мероприятия : родительские

собрания и «круглые столы » совместно с детьми.

цикл №1

Ход занятия.

1 часть.

- Сегодня, придя в группу рано утром, я обнаружила письмо на столе и сразу

поняла, что оно не простое, так как группа была закрыта на замке и как

попало письмо- непонятно. Чудеса, да и только. Прочитаем письмо?

« Здравствуйте дорогие ребята! Пишет Вам письмо Василиса Прекрасная из

сказки « Иван – царевич и серый волк». Я жду – не дождусь своего любимого

- Ивана – царевича, а его нет и нет. Он попал в беду! Злые люди его

обманули. Только вы можете помочь ему, спасти его. Отправляйтесь в сказку,

спасите моего жениха! Помогите нам встретиться! Василиса.»

Ребята, поможем?

Кто в сказке помог Ивану – царевичу? Правильно, волк. Но волка у нас нет.

Давайте в тетрадях в клеточку изобразим волка. Постарайтесь не ошибиться,

чтобы волк был похож на себя.

Рисование по клеточкам. (ВОЛКА)

Проверка, поощрение детей.

2 часть.

Физкультминутка. ( Как живёшь?)

(Волк встретился с Иваном)

Необходимо составить план, чтобы Иван - царевич с волком смогли

добраться до терема Василисы Прекрасной. Я вам покажу план. Вы его

запомните.

Показываю картинку с изображением геометрических фигур в разных

местах на листе.

Дети смотрят 30 секунд, запоминают. Убираю картинку. Дети словесно

рассказывают, что где расположено т.е. воспроизводят план, как можно

точнее.

Поощрение детей за точность.

Теперь волк с Иваном направляются к Василисе Премудрой в терем, где её

удерживает Кощей бессмертный. Труден путь, и у них он ещё ограничен

временем, т. к до 12 00 им надо найти терем, где спрятана Василиса.

- Покажите 12.00 на часах.

Сел Иван на волка и поскакали они в путь на поиски терема, где Кощей

удерживает Василису.

Трудна была дорога. Скакали они день и ночь, утро и вечер.

Вопрос: Сколько времени они были в пути?

Загадка

День и ночь бегут минутки,

День плюс ночь – мы знаем…( сутки.)

В сутках сколько часов?

Им помогали все лесные звери, которые не впадают в спячку. Кто это?

Отгадайте загадки и узнаете.

1 Серый зверюшка, длинные ушки,

А хвостик клубком, Спит под кустом –

Там его дом.

2. Хвост пушистый, шерсть ярка,

И коварна и хитра.

Знают звери все в лесу

Ярко – рыжую….

3 Что случилось? Что стряслось?

На дорогу вышел… (Лось)

4 Орешек взял - и наутёк,

С большим хвостом пушной зверёк.

5 Длиннохвостая малышка

В серой шубке - это…..

6 А зимой в лесу, смотри

Вместо яблок….- снегири

7 Громкий стук в лесу пошёл-

Птица клювом долбит ствол

В красной шапке, чёрный фрак,

Насекомым вредным враг.

Но, вот, наконец, они и у терема.

Видят – огромные ворота, на них – записка:

В терем войдёт только тот, кто разгадает, каким ключом открыть замок.

Давайте попробуем выложить ключ.

Выкладывание из палочек.

( 10 палочек = 3 квадрата. Переложить 4 палочки так, чтобы получился

ключ.)

Волк остался у ворот, а Иван вошёл в терем.

Но не может он здесь найти Василису, потому что её заколдовал Кощей. Во

что превратил её кощей, не знает он.

Мы можем помочь, если отгадаем вот это слово.

Необходимо решить примеры, где в каждом ответе – цифре зашифрована буква. Затем букву

вписать в клеточку.

1

2

3

4

5

6

у

т

о

ч

к

а

1

5+2=7 (у) 4 9-3=6 (ч)

2

4+1=5 (т) 5 6+3=9 (к)

3

10-2=8 (о) 6 4-2=2 (а)

Бросился Иван - Царевич по палатам бегать, искать, где может быть уточка?

А одной из комнат нашёл он гнёздышко за столом, обрадовался и хотел взять

уточку. Но как только он дотронулся до гнёздышка, услышал голос:

Рано ты обрадовался, Василиса заколдована и, если ты выполнишь задание,

тогда сможешь взять уточку.

На листе бумаги нарисовать круг, квадрат, овал, прямоугольник,

треугольник.

А теперь преврати эти фигуры в предметы и расскажи, на какие

предметы они похожи.

ГОЛОС:

Молодец! Справился с заданием, дотрагивайся до уточки. Как только Иван

дотронулся до уточки, она превратилась в Василису, ещё прекрасней, чем

была.

Взял её Иван – царевич, пришли они к волку и поскакали домой в царство.

А кто помог Ивану – молодец! А кто помог?

Вы все молодцы и ещё раз убедились, что только доброта и дружба

побеждает и в сказках и в жизни.

А сейчас подарок на свадьбу Ивану и Василисе:

Давайте из слова уточка образуем новые слова:

Точка, очки, тучка, утро.

Для чего нужны очки?

Чем и чему полезна и тучка?

За какой частью суток наступает утро?

Что такое точка? Ответы детей.

Да, ребята, точка – это и в нашей истории точка т.е конец сказке. Я вами

горжусь. Вы молодцы.

Все заработали красные смайлики!

Показываю картину.

Иван – Царевич и серый волк. Тут и сказке конец

.

Цикл №2

КОНСПЕКТ

Непосредственно – образовательной деятельности

По формированию элементарных математических представлений

«Чудо – Юдо и Марьюшка»

(продолжение сказки Иван – Царевич и серый волк).

Ход занятия

1 часть.

Ребята, некоторое время назад, мы с вами познакомились со сказкой «

Иван Царевич и серый волк».

- Кто помог Ивану победить кощея? Во что он превратился?

Ответы детей.

Иван и Василиса жили очень счастливо, у них родились три сына и дочь,

Марьюшка.

Но кощей не погиб совсем, и со временем, превратился в Чудо - Юдо. Он

стал ещё страшнее кощея: был похож на древнего динозавра. Но вместо

одной головы у него было три, вместо четырёх ног выросло шесть; и хвост

помогал ему не только летать, но и хорошо плавать.

Много бед и зла он приносил людям, пока искал встречи и Иваном

царевичем и Василисой прекрасной.

Но, вот наконец отыскал Чудо Ивана и молвил ему: когда –то ты забрал у

меня Василису, я долго был несчастлив, а теперь забираю у тебя твою дочь,

Марьюшку . Будет она жить у меня.

И только молодые люди, которые очень любят Марью, смогут вызволить

её из моего заточения. Сказал – и забрал дочь, он её унёс в своих лапах, куда

– неизвестно.

Сколько родители ни искали, ни горевали, ничего не смогли сделать. Как в

воду канул Чудо – Юдо.

Физкультминутка ( апельсин)

Братьям было 10 лет, когда Чудо -Юдо забрал сестру. Прошло 10 лет.

- Сколько лет сейчас братьям?

- Сколько месяцев в году? Сколько времён года в году?

Сколько прошло зим и лет за 10 лет? ( Ответы детей)

Выросли

братья,

которые

видели,

как

«убиваются»

их

родители

по

дочери, да и портрет сестры у них висел в комнате.

И решили они пойти по свету, чтобы найти свою сестру. Сколько они не

отговаривали

сыновей, боясь,

что и их потеряют, сыновья не изменили

своего решения.

Благословили родители сыновей, но вот портрет дочери не отдали – ведь

это последняя память о дочери.

1- Давайте с вами нарисуем портрет Марьи по клеточкам в тетради,

чем поможем братьям. Рисование по клеточкам.

Поощрения детей.

2- Давайте решим логические задачи, которые могут им помочь в

пути. Логические задачи.

1 Жили были три мальчика: Миша, Толя и Рома. Миша выше толи, а Толя

выше Ромы. Кто самый высокий?

2 Дима и Денис любят путешествовать. Кто-то любит ездить на машине, а

кто –то на поезде. Денис ездит в вагоне. На чём любит путешествовать Дима?

3 У зайчика три тележки разного цвета: жёлтая, зелёная и коричневая. В

жёлтой тележке он повезёт не куклу и не кубики, в зелёной – не куклу и не

мишку. Что он повезёт в каждой тележке? ( В ж – мишку, з – кубики, в кор -

куклу)

Физкультминутка.(пальчики)

Взяли они с собой портрет сестры и отправились в путь.

Много исходили километров братья и заблудились.

2 часть.

Давайте сориентируем их и выведем на дорогу.

1

-

Дети

ориентируются

в

пространстве (определяют

своё

местоположение по отношению к другим предметам).

(деревья и животные - игрушки)

2 - А ещё изобразим геометрические фигуры на листе бумаги, а затем

превратим их в предметы, необходимые для человека.(Дети рисуют по

заданию геометрические фигуры на листе бумаги, а затем превращают их в

предметы.)

3 - Игра « Наоборот» (Высокий – низкий, здоровый – больной, не друг, а

враг, не уродливый, а… и т.д.)

- Наконец - то братья на верном пути!

И вдруг они услышали карканье вороны: как- кар! Остановились, и перед

ними упала бумага. Подняли братья её. А это был план, где расположено

царство Чудо – Юдо. Взяли они этот план.

- Давайте расскажем, что на нём изображено.(Лист исгеометрическими

фигурами

разного

цвета).Дети

рассказывают.

«

Пошли

они

по

плану

и

пришли к перекрёстку, где лежал огромный камень с надписью:

НЕ спешите – поиграйте,

Это слово угадайте!

Физкультминутка (Царь Горох)

( ребус: примеры, где в цифрах зашифрованы буквы озеро).10-5=…о;

5 -3=…з; 2+2=…р; 2+1+…е; 6-5+…о;

Обрадовались братья и поспешили к озеру, ведь там было подводное

царство Ч - Ю. Но снова препятствие: на песке на берегу написаны задачки.

Задачи для детей:

1Посадил медведь в лесочке

Шесть берёзок, три дубочка

Не умел он сам считать,

Стал кукушку умолять.

И она считать не может.

Кто, ребята, им поможет

Все деревья сосчитать

И ответ скорей назвать?

2. Стояли на полке,

Лежали на полке.

Слоны и собаки,

Верблюды и волки.

Пушистые кошки,

Губные гармошки,

И утки, и дудки

И куклы – матрёшки.

3. Шла лисица вдоль тропинки

И несла грибы в корзинке:

Пять опят и пять лисичек

Для лисят и для лисичек.

Сколько грибов несла лиса?

4. Было у Маринки

Десять ягодок малины.

Съела ягодок лишь шесть –

Сколько их осталось съесть?

5. Пошла курица гулять,

Собрала своих цыплят.

Семь бежали впереди,

Три остались позади.

Беспокоится их мать

И не может сосчитать.

Сосчитайте – ка, ребята,

Сколько было всех цыплят?

- Вот вы уже и у цели!- Услышали братья, - но рано радуетесь.

- Я тоже, как и вы, очень люблю вашу Марьюшку. И отдам её только

после своей погибели, а смерть моя в этом кроссворде, который, я надеюсь,

вам никогда не разгадать. Там есть самое страшное для меня ключевое слово,

которое может лишить меня жизни.

- Поможем братьям? Разгадаем кроссворд? Раздаю картинки, и дети по

ним составляют загадки. Картинки: лодка, вертолёт, уши, ножницы, рыба,

лиса. Ответы записываем в кроссворд. Там высвечивается слово

дружба.

Как только дети произнесут это слово, Чудо-Юдо умирает!

А

теперь,

давайте

откроем

шкатулку,

и

каждый

зритель

возьмёт

оттуда

цветную бумажку, на которой написан вопрос для взрослых, которые тоже

хотят помочь Марьюшке и братьям. (Ребёнок разносит, взрослые выбирают, и

задают вопрос ребёнку. Если он не отвечает, помогают зрители )

Вопросы: Лимон – это фрукт?

Третий день недели?

Киви это птица?

Квартира лисы?

Самое жаркое время года?

Сколько дней в неделе?

Первый месяц весны?

У кустарника один ствол?

И

появилась

Марья

точь

в

точь

похожа

на

свою

мать,

Василису

Прекрасную.

Вешаю картину.

А Марья за долгие годы жизни в подводном царстве впервые произнесла

волшебное слово своим спасателям.

Давайте выложим это слово из палочек. (СПАСИБО!)

Выложить 7 квадратов.

1 убрать одну палочку справа.

2 убрать одну палочку снизу.

3 переложить палочку снизу на серединку.

4 убрать палочку справа.

5 убрать одну палочку снизу, а верхнюю – положить по диагонали.

6 добавить 1 палочку наверх.

7 оставить квадрат без изменения.

Дорогие родители! Большое Вам спасибо за ваш проявленный интерес к

воспитанию ваших детей в детском саду. Мы надеемся на

совместное

сотрудничество в воспитании

детей, и, конечно, будем работать вместе с

вами

в

вопросах

воспитания

и

образования

ваших

детей

в

дошкольном

учреждении. Приглашаем Вас на следующее мероприятие, о котором будет

сообщено дополнительно!

Список используемой литературы:

1.

Программа « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,

Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

2.

Технология интегрированного занятия в ДОУ.

3.

С. Д. Сажина. Творческий центр.2008.

4.

Развивающие игры со словами.

5.

И. Агапова. М. Давыдова Рипол Классик ДОМ2007.

6.

Учите, играя. А.И. Максаков. Г.А. Туманова.Москва просвещение 1983.

7.

Цвет. Форма. Количество.Эрма Дум Москва просвещение 1984.

8.

Родительские собрания в детском саду.

9.

С.В. Чиркова.Москва.Вако.2008.

10. Игровые занимательные задачи. З.А. Михайлова. Москва.

Просвещение 1985.

7.

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Т.Д. Рихтерман.Москва Просвещение 1982.

8.

Математика. Е.В. Колесникова.Творческий центр.2015.

9.

Занимательная математика.Коллинс.2011.

10.

Открытые мероприятия для детей подготовительной группы

ФГОС.Метода.2015.

11.

Логика . Папка для дошкольника.2011И.П. Бурдина.

12.

Тетради логопедические Кроссворды. Н. Сазонова, Е. Куницына.

Учимся, играя . 2010.

13.

Развитие элементарных математических представлений у

дошкольников. Т. В. Тарунтаева.1980.

14.

Развиваем математические способности. Е . Бортникова. Изд. Дом

«Литур». 2011.

15.

500 загадок обо всём. Москва 2008.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!