Авторы: Варламова Надежда Михайловна, Радыгина Наталия Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №5 "Родничок"
Населённый пункт: город Чайковский, Пермский край
Наименование материала: Методическую разработку пособия по формированию элементарных математических представлений
Тема: Лепбук "Занимательная геометрия"
Раздел: дошкольное образование
Методическое пособие
по формированию элементарных
математических представлений
у детей старшего дошкольного возраста
лепбук «Занимательная геометрия»
Авторы:
воспитатель I квалификационной категории
Варламова Надежда Михайловна
воспитатель I квалификационной категории
Радыгина Наталия Валерьевна
МАДОУ детский сад № 5 «Родничок»
г. Чайковский
2017 год
I Вводная часть
Вхождение
детей
в
мир
математики
начинается
уже
в
дошкольном
возрасте. Формирование эл е м е н т а р н ы х
м ат е м ат и ч е с к и х представлений
предполагает знакомство детей с геометрическими фигурами и их свойствами.
Одной
из
задач
дошкольного
во спитания
является формирование
представлений о геометрических фигурах.
Геометрический
материал
в
обучении
дошкольников
математике
традиционен.
Это
привело
к
поиску
новых
нестандартных
форм
взаимодействия
с
воспитанниками.
На
смену
традиционному
образованию
приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих
способностей,
формирование
у дошкольников интереса
к
созидательной
деятельности.
Одним
из
перспективных
методов,
способствующих
решению
данной
проблемы,
является лэпбук
«Занимательная
геометрия»
для
детей
старшего
дошкольного возраста.
Дети со временем забывают часть полученного опыта и приобретенных
знаний. Чтобы дети могли зафиксировать полученную информацию, чтобы они
могли потом еще не раз к ней обратиться - решили попробовать использовать с
этой целью лэпбук по геометрии.
Лэпбук «Занимательная
геометрия» – это
наглядно-практический
метод
обучения, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке
информации, закреплении и систематизации изученного материала. Работа с
лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности
взрослого с детьми включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
Лепбук «Занимательная
геометрия»
отвечает
требованиям
ФГОС
ДО
к
предметно-развивающей
среде:
информативен,
полифункционален,
способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию
одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего
партнера) и индивидуально ребенком в свободной деятельности. Структура и
содержание лэпбука «Занимательная геометрия» доступно детям дошкольного
возраста;
обеспечивает
игровую,
познавательную,
исследовательскую
и
творческую активность всех воспитанников.
Цель: Систематизация знаний геометрических фигур и их свойств.
Задачи:
- Знакомить с геометрическими фигурами и их свойствами.
- Побуждать детей ставить собственные исследовательские задачи и
сотрудничать со взрослыми в процессе их решения.
- Развивать основы логического мышления, способность детей к
комбинированию, классификации, их пространственные представления.
- Совершенствовать воображение, память, творческий потенциал.
- Способствовать развитию самостоятельной познавательной активности,
инициативности, самостоятельности.
Ожидаемый результат:
В процессе изготовления и пополнения лэпбук «Занимательная геометрия»
поможет ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой
теме
«Геометрические
фигуры»,
лучше
понять
и
запомнить
материал
в
занимательно-игровой форме.
II
Методика использования
Лепбук изготавливался и пополнялся совместно с детьми, это помогло им
запомнить информацию в процессе создания папки. Постепенно в ходе работы
с тематическим материалом дети проводили наблюдения, выполняли задания,
изучали и закрепляли информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую
тематическую папку, дети могут освежить свои знания геометрических фигур.
Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми. Только в таком
случае
папка
выполняет
свою
роль
закрепляющего,
систематизирующего
дидактического и игрового пособия.
Перед изготовлением была проведена предварительная работа:
- Дети совместно с воспитателем выбрали интересующую их тему.
- Изучили материал.
- Обсудили макета тематической папки, название.
- Помогли воспитателю выбрать, придумать дидактические игры и упражнения,
составили план работы.
Лэпбук «Занимательная геометрия» – это собирательный образ плаката,
книги и раздаточного материала по геометрии.
В папку входят игры:
1.
Загадки «Разрешите
познакомиться»
(цель:
учит
анализировать
все
названные в ней признаки фигуры, понимать смысл образных выражений)
2.
«Секретный
квадрат» (цель:
упражняет
в
конструирование
различных
предметов из геометрических фигур по предлагаемому рисунку).
3.
«Подбери по форме» (цель: учит самостоятельности при выборе способа
сопоставления предмета и формы, цвета геометрической фигуры)
4.
«Продолжи ряд» (цель: формирует умение составлять узор по образцу)
5.
«Назови фигуру» (цель: развивает память, речь)
6.
«Закалка
для
ума» сложи
фигуру
(цель:
развивает
мышление,
память,
формировать конструкторские навыки, направленное воображение).
7.
Геометрический
пазл
(цель:
развивает
сенсорное
восприятие,
конструктивное мышление).
Подобранные игры позволяют разнообразить методы и приемы работы,
обеспечить индивидуально-дифференцированный подход к детям.
Лепбук «Занимательная геометрия» используется
с детьми старшего
дошкольного
возраста
на
фронтальных
и
индивидуальных
занятиях
по
формированию
элементарных
математических представлений ( в
х о д е
непосредственной
образовательной
деятельности,
в
режимных
моментах,
в
самостоятельных играх детей).
Данные игры и упражнения, могут быть использованы воспитателями, а
также
другими
специалистами
детских
садов
в
работе
с
детьми
старшего
дошкольного возраста.
III
Описание опыта работы
Знакомство
детей
с геометрическими
фигурами и
их
с во й с тва м и
рассматривались
в
двух аспектах:
в
плане
сенсорного
восприятия форм
геометрических
фигур и
использования
их
как
эталонов
в
познании форм
окружающих предметов.
Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только
на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но
уметь
абстрагировать форму от
вещи
ее
и
в
других
вещах.
Такому
восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми
эталонов – геометрических фигур.
Познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не
только
в
процессе
восприятия
той
или
иной формы
зрением,
но
и
путем
активного
осязания,
ощупывания
ее
под
контролем
зрения
и
обозначения
словам.
Совместная
работа
всех
анализаторов
способствует
более
точному
восприятию формы предметов.
Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет
кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму
окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной
деятельности.
А
т а к ж е представления
о
геометрических
фигурах
интегрируют
(взаимодействуют) с
пятью
образовательными
областями,
обеспечивающими
развитие
личности
детей
дошкольного
возраста
в
различных
видах
деятельности.
Особенности представлений
о
геометрических
фигурах направленны
на
развитие способности восприятия формы предмета и фигуры, способности к
о б р а т и м о с т и
м ы с л и т е л ь н ы х
п р о ц е с с о в ,
с п о с о б н о с т и
к
обобщению геометрических фигур, а именно:
1. представления об эталонах
2. узнавания (нахождения) геометрических фигур в окружающих предметах
3. знаний о существенных признаках геометрических фигур
4. воспроизведения геометрических фигур
5. классификации геометрических фигур
6. преобразования, превращения геометрических фигур в предметы
При знакомстве с геометрическими фигурами все их свойства выявляются
экспериментальным
путем.
Отсюда
особенности
организации
деятельности
детей, подбор методов: большое место занимают практические и наглядные
методы. Поэтому изготовленный лепбук очень актуален по данной теме.
Материальные ресурсы:
Изготовление
лэпбука
«Занимательная
геометрия»
не
требует
больших
материальных
затрат.
В
работе
использовался
компьютер,
МФУ
для
распечатывания шаблонов и заготовок, ламинатор.
Возможно ручное изготовление лэпбуков из подручного материала.
Для создания лэпбука понадобились материалы:
картонная папка-основа,
бумага (цветная, белая),
ножницы,
клей-карандаш для бумаги,
скотч.
Кадровые
ресурсы:
д л я
с о з д а н и я
и
и с п о л ь з о в а н и я лэпбуков в
образовательном
процессе
не
требуется
специальное обучение и
курсовая
подготовка
педагогов.
Использование лэпбука может
осуществляться
воспитателями дошкольной образовательной
организации
независимо
от
квалификации и опыта работы, а также реализуемых программ и контингента
воспитанников.
IVЗаключение
В сентябре 2016 г. и в январе 2017 г. был проведен мониторинг знаний детей
геометрических фигур и их свойств:
2016-2017
учебный год
сентябрь
2016 год
январь
2017 год
высокий
уровень
2%
30%
средний
уровень
65%
70%
низкий
уровень
33%
-
Из
данных
мониторинга
видно,
что
создание
и
использование
лепбука
«Занимательная геометрия» помогло
в занимательно-игровой форме
лучше
усвоить
и
развить
элементарные
математические
представления
у
детей,
а
именно знаний геометрических фигур.
Перспективы: Продолжить
дальнейшую
работу
по формированию
элементарных
математических
представлений
у
дошкольников
через
составление совместно с детьми лепбуков по разным темам.
Авторы методического пособия: воспитатель I квалификационной
категории Варламова Надежда Михайловна,
воспитатель I
квалификационной
категории
Радыгина
Наталия
Валерьевна, МАДОУ детский сад № 5 «Родничок».
«Занимательная геометрия»