Напоминание

Лепбук "Занимательная геометрия"


Авторы: Варламова Надежда Михайловна, Радыгина Наталия Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №5 "Родничок"
Населённый пункт: город Чайковский, Пермский край
Наименование материала: Методическую разработку пособия по формированию элементарных математических представлений
Тема: Лепбук "Занимательная геометрия"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическое пособие

по формированию элементарных

математических представлений

у детей старшего дошкольного возраста

лепбук «Занимательная геометрия»

Авторы:

воспитатель I квалификационной категории

Варламова Надежда Михайловна

воспитатель I квалификационной категории

Радыгина Наталия Валерьевна

МАДОУ детский сад № 5 «Родничок»

г. Чайковский

2017 год

I Вводная часть

Вхождение

детей

в

мир

математики

начинается

уже

в

дошкольном

возрасте. Формирование эл е м е н т а р н ы х

м ат е м ат и ч е с к и х представлений

предполагает знакомство детей с геометрическими фигурами и их свойствами.

Одной

из

задач

дошкольного

во спитания

является формирование

представлений о геометрических фигурах.

Геометрический

материал

в

обучении

дошкольников

математике

традиционен.

Это

привело

к

поиску

новых

нестандартных

форм

взаимодействия

с

воспитанниками.

На

смену

традиционному

образованию

приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих

способностей,

формирование

у дошкольников интереса

к

созидательной

деятельности.

Одним

из

перспективных

методов,

способствующих

решению

данной

проблемы,

является лэпбук

«Занимательная

геометрия»

для

детей

старшего

дошкольного возраста.

Дети со временем забывают часть полученного опыта и приобретенных

знаний. Чтобы дети могли зафиксировать полученную информацию, чтобы они

могли потом еще не раз к ней обратиться - решили попробовать использовать с

этой целью лэпбук по геометрии.

Лэпбук «Занимательная

геометрия» – это

наглядно-практический

метод

обучения, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке

информации, закреплении и систематизации изученного материала. Работа с

лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности

взрослого с детьми включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

Лепбук «Занимательная

геометрия»

отвечает

требованиям

ФГОС

ДО

к

предметно-развивающей

среде:

информативен,

полифункционален,

способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию

одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего

партнера) и индивидуально ребенком в свободной деятельности. Структура и

содержание лэпбука «Занимательная геометрия» доступно детям дошкольного

возраста;

обеспечивает

игровую,

познавательную,

исследовательскую

и

творческую активность всех воспитанников.

Цель: Систематизация знаний геометрических фигур и их свойств.

Задачи:

- Знакомить с геометрическими фигурами и их свойствами.

- Побуждать детей ставить собственные исследовательские задачи и

сотрудничать со взрослыми в процессе их решения.

- Развивать основы логического мышления, способность детей к

комбинированию, классификации, их пространственные представления.

- Совершенствовать воображение, память, творческий потенциал.

- Способствовать развитию самостоятельной познавательной активности,

инициативности, самостоятельности.

Ожидаемый результат:

В процессе изготовления и пополнения лэпбук «Занимательная геометрия»

поможет ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой

теме

«Геометрические

фигуры»,

лучше

понять

и

запомнить

материал

в

занимательно-игровой форме.

II

Методика использования

Лепбук изготавливался и пополнялся совместно с детьми, это помогло им

запомнить информацию в процессе создания папки. Постепенно в ходе работы

с тематическим материалом дети проводили наблюдения, выполняли задания,

изучали и закрепляли информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую

тематическую папку, дети могут освежить свои знания геометрических фигур.

Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми. Только в таком

случае

папка

выполняет

свою

роль

закрепляющего,

систематизирующего

дидактического и игрового пособия.

Перед изготовлением была проведена предварительная работа:

- Дети совместно с воспитателем выбрали интересующую их тему.

- Изучили материал.

- Обсудили макета тематической папки, название.

- Помогли воспитателю выбрать, придумать дидактические игры и упражнения,

составили план работы.

Лэпбук «Занимательная геометрия» – это собирательный образ плаката,

книги и раздаточного материала по геометрии.

В папку входят игры:

1.

Загадки «Разрешите

познакомиться»

(цель:

учит

анализировать

все

названные в ней признаки фигуры, понимать смысл образных выражений)

2.

«Секретный

квадрат» (цель:

упражняет

в

конструирование

различных

предметов из геометрических фигур по предлагаемому рисунку).

3.

«Подбери по форме» (цель: учит самостоятельности при выборе способа

сопоставления предмета и формы, цвета геометрической фигуры)

4.

«Продолжи ряд» (цель: формирует умение составлять узор по образцу)

5.

«Назови фигуру» (цель: развивает память, речь)

6.

«Закалка

для

ума» сложи

фигуру

(цель:

развивает

мышление,

память,

формировать конструкторские навыки, направленное воображение).

7.

Геометрический

пазл

(цель:

развивает

сенсорное

восприятие,

конструктивное мышление).

Подобранные игры позволяют разнообразить методы и приемы работы,

обеспечить индивидуально-дифференцированный подход к детям.

Лепбук «Занимательная геометрия» используется

с детьми старшего

дошкольного

возраста

на

фронтальных

и

индивидуальных

занятиях

по

формированию

элементарных

математических представлений ( в

х о д е

непосредственной

образовательной

деятельности,

в

режимных

моментах,

в

самостоятельных играх детей).

Данные игры и упражнения, могут быть использованы воспитателями, а

также

другими

специалистами

детских

садов

в

работе

с

детьми

старшего

дошкольного возраста.

III

Описание опыта работы

Знакомство

детей

с геометрическими

фигурами и

их

с во й с тва м и

рассматривались

в

двух аспектах:

в

плане

сенсорного

восприятия форм

геометрических

фигур и

использования

их

как

эталонов

в

познании форм

окружающих предметов.

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только

на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но

уметь

абстрагировать форму от

вещи

ее

и

в

других

вещах.

Такому

восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми

эталонов – геометрических фигур.

Познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не

только

в

процессе

восприятия

той

или

иной формы

зрением,

но

и

путем

активного

осязания,

ощупывания

ее

под

контролем

зрения

и

обозначения

словам.

Совместная

работа

всех

анализаторов

способствует

более

точному

восприятию формы предметов.

Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет

кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму

окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной

деятельности.

А

т а к ж е представления

о

геометрических

фигурах

интегрируют

(взаимодействуют) с

пятью

образовательными

областями,

обеспечивающими

развитие

личности

детей

дошкольного

возраста

в

различных

видах

деятельности.

Особенности представлений

о

геометрических

фигурах направленны

на

развитие способности восприятия формы предмета и фигуры, способности к

о б р а т и м о с т и

м ы с л и т е л ь н ы х

п р о ц е с с о в ,

с п о с о б н о с т и

к

обобщению геометрических фигур, а именно:

1. представления об эталонах

2. узнавания (нахождения) геометрических фигур в окружающих предметах

3. знаний о существенных признаках геометрических фигур

4. воспроизведения геометрических фигур

5. классификации геометрических фигур

6. преобразования, превращения геометрических фигур в предметы

При знакомстве с геометрическими фигурами все их свойства выявляются

экспериментальным

путем.

Отсюда

особенности

организации

деятельности

детей, подбор методов: большое место занимают практические и наглядные

методы. Поэтому изготовленный лепбук очень актуален по данной теме.

Материальные ресурсы:

Изготовление

лэпбука

«Занимательная

геометрия»

не

требует

больших

материальных

затрат.

В

работе

использовался

компьютер,

МФУ

для

распечатывания шаблонов и заготовок, ламинатор.

Возможно ручное изготовление лэпбуков из подручного материала.

Для создания лэпбука понадобились материалы:

картонная папка-основа,

бумага (цветная, белая),

ножницы,

клей-карандаш для бумаги,

скотч.

Кадровые

ресурсы:

д л я

с о з д а н и я

и

и с п о л ь з о в а н и я лэпбуков в

образовательном

процессе

не

требуется

специальное обучение и

курсовая

подготовка

педагогов.

Использование лэпбука может

осуществляться

воспитателями дошкольной образовательной

организации

независимо

от

квалификации и опыта работы, а также реализуемых программ и контингента

воспитанников.

IVЗаключение

В сентябре 2016 г. и в январе 2017 г. был проведен мониторинг знаний детей

геометрических фигур и их свойств:

2016-2017

учебный год

сентябрь

2016 год

январь

2017 год

высокий

уровень

2%

30%

средний

уровень

65%

70%

низкий

уровень

33%

-

Из

данных

мониторинга

видно,

что

создание

и

использование

лепбука

«Занимательная геометрия» помогло

в занимательно-игровой форме

лучше

усвоить

и

развить

элементарные

математические

представления

у

детей,

а

именно знаний геометрических фигур.

Перспективы: Продолжить

дальнейшую

работу

по формированию

элементарных

математических

представлений

у

дошкольников

через

составление совместно с детьми лепбуков по разным темам.

Авторы методического пособия: воспитатель I квалификационной

категории Варламова Надежда Михайловна,

воспитатель I

квалификационной

категории

Радыгина

Наталия

Валерьевна, МАДОУ детский сад № 5 «Родничок».

«Занимательная геометрия»



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!