Напоминание

"Зимующие птицы"


Автор: Завьялова Наталья Николаевна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 30 "Северное сияние"
Населённый пункт: город Инта, Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности
Тема: "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1.

Авторская идея: использовать разные формы и приемы активизации

речевой деятельности детей с ОВЗ;

2.

Соответствие ФГОС ДО: использование разных видов игр, игровых

образовательных ситуаций, художественного слова, свободного

перемещения детей в пространстве группы, открытый конец занятия;

3.

Методическая компетентность: материал разработан в соответствии с

возрастом детей и направленностью работы группы (соответствие

формы, содержания, методов и приёмов возрасту детей);

4.

Использование современных образовательных технологий:

технологии

предметно – развивающей среды, здоровьесберегающие технологии,

игровая технология.

Конспект занятия

в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Образовательная область: познавательное и речевое развитие

составитель: учитель-дефектолог

МБДОУ «Детский сад №30 «Северное сияние»

Завьялова Наталья Николаевна

Тема: «Зимующие птицы»

Цель

:

уточнить и закрепить знания и представления детей о зимующих

птицах.

Коррекционно-образовательные задачи:

- закреплять употребление существительных в форме множественного числа

родительного падежа;

- упражнять в согласовании числительных с существительными;

- упражнять в образовании имён существительных и прилагательных с

уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- закрепить умение составлять описательный рассказ по схеме.

Коррекционно-развивающие задачи:

- упражнять в узнавании птиц по их описанию;

- развивать внимание, мышление,

координацию речи с движениями.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать

их.

Оборудование:

Картинки с изображением птиц, фигура синицы, маски птиц, «кормушки»

для речевого дыхания, панно с различной местностью (город, лес, тундра).

Ход занятия.

1.

Организационный момент

1. Чтение стихотворения М. Пожаровой «Птичий домик».

У нас такой обычай:

Как выпадет снежок,

Дощатый домик птичий

Повесим на сучок.

Ни зёрен, ни травинок –

Голодная пора!

Блестят иголки льдинок,

Исчезла мошкара.

Но здесь в саду за садом,

Среди седых ветвей,

Готов обед веселый

Для птичек и зверей.

у -д: Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей).

Правильно, о кормушке. А кормушка для кого нужна? (Ответы детей).

А в какое время года нужна кормушка для птиц? (Ответы детей).

2. Развитие речевого дыхания «Кормушки». Ребята, предлагаю помочь

птицам долететь до зернышек.

2.

Основная часть

у -д: Ребята, сегодня к нам в гости прилетела птичка, как зовут ее?

синичка. Она принёсла загадки и задания. Предлагает вам их выполнить,

покажем синичке, как много вы знаете о ее друзьях-птицах. Сядьте как

вам удобно.

4. Загадки (при отгадывании выставлять картинки – отгадки).

у -д: послушайте первую загадку:

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут её … (Сорока).

Озорной мальчишка

В сером армячишке,

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей).

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери,

Но вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это - … (Снегири).

За синие крылья она так зовется.

И в холод и в зной ей так звонко поётся!

В рубашечке желтой, и впрямь невеличка.

Так как назовешь ты её? … (Синичка).

5.

у - д: вы разгадали загадки синицы.

А каких еще вы знаете зимующих птиц, перечислите. (Ответы детей, опора –

картинки). (Выставляются остальные картинки с изображением птиц).

Ребята, а какие это птицы? (а все вместе – это Зимующие птицы). Почему

мы называем их «зимующие птицы»?

у - д: почему зимующие птицы не улетают в теплые края? ( Потому что они

могут найти себе корм).

у - д: А чем питаются птицы зимой? (Плодами деревьев, шишками, ягодами,

семенами растений, хлебными крошками.)

у - д: Чем похожи птицы? (Они покрыты перьями, у них есть голова,

туловище….)

у - д:А чем они различаются? (Размером, цветом оперения…)

у - д: Синичка предлагает вам превратиться в зимующих птиц.

5.Динамическая пауза

Дети выполняют движения по тексту:

Птицы крыльями махали – все летали и летали,

Птицы в воздухе кружились,

На дорогу опустились,

По дорожке поскакали,

Крошки, зернышки клевали.

5. Развитие лексико-грамматических категорий

Игра «Назови ласково»

у - д: Я предлагаю друг друга назвать ласково:

Сорока - сорокушка, ворона – воронушка, воробей - воробушек, снегирь...

Игра «Попробуй, сосчитай»

у - д: А теперь посчитаем – сколько у каждой птицы друзей?

Один снегирь, …, пять снегирей.

Одна ворона, …, пять ворон. И т.д.

6. у - д: Раз, два, три, четыре, пять, превращаемся в ребят (положили маски на

место, сели на стульчики).

Ребята, каждая зимующая птица обитает там, где для нее есть корм. Мы с

вами наблюдаем их в городе, некоторые птицы живут в лесу, а есть птицы,

которые круглый год обитают в тундре (выкладывает картинку города,

тундры и леса). Ребята, помогите поселить птиц на свои места обитания.

(дети, по одному раскладывают птиц) Все согласны?

7. у - д: синичка предлагает Вам рассказать об одной птице, а в этом нам

помогут картинки-подсказки. (учитель - дефектолог предлагает детям

рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире).

Снегирь – это зимующая птица. Есть голова, шейка, туловище, две лапки,

хвост. Тело снегиря покрыто перьями; Грудка у него красная: красногрудый

снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами растений,

почками деревьев.

Затем учитель - дефектолог предлагает детям самостоятельно составить

рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинки-подсказки

(алгоритм описательного рассказа).



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!