Напоминание

Экологическое образование дошкольников через организацию исследовательской деятельности в обучении


Автор: Шерстюкова Валентина Евгенеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 53 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое образование дошкольников через организацию исследовательской деятельности в обучении
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологическое образование дошкольников

через организацию исследовательской деятельности в обучении

Шерстюкова В.Е., воспитатель

МАДОУ Детский сад № 53

городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Дошкольный

период

это

возраст,

когда

закладываются

основы

личности

ребенка,

позитивное

отношение

к

природе,

окружающему

миру.

Ребенок

начинает

выделять

себя

из

окружающей

среды,

развивается

эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы

нравственно-экологических

позиций

личности,

которые

проявляются

во

взаимодействиях

ребенка

с

природой,

в

осознании

неразрывности

с

ней.

Именно

в

дошкольном

возрасте

начинают

формироваться

экологические

знания,

нормы

и

правила

взаимодействия

с

природой,

вырабатываться

эмоционально-нравственное

отношение

к

ней,

развиваться

активность

в

решении

некоторых

экологических

проблем,

т.е.

у

него

формируются

первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные

элементы экологической культуры.

Познавательная активность у ребенка дошкольного возраста очень высока

- это говорит о том, что его интересует не только предметная сторона, но и

связи, закономерности и отношения предметов и явлений окружающего мира.

На

смену

информационно-репродуктивному

процессу

познания

объективно

приходит проблемно-творческий. В связи с этим особый интерес представляет

исследовательская деятельность, существенной особенностью которой является

познание ребенком объекта в ходе практической деятельности с ним.

Исследовательская

деятельность

как

никакая

другая

насыщена

экологическим

содержанием

она

вызывает

у

ребенка

интерес

к

исследованию природы, позволяет ему моделировать в своем сознании картину

мира,

основанную

на

собственных

наблюдениях,

опытах,

установлении

взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

Целевым

ориентиром

организации

исследовательской

деятельности

является:

формирование

личности

дошкольника

с

экологич е ски

ориентированным

сознанием. Достижение

цели

обеспечивается

решением

комплекса общих задач с соответствующим содержанием:

развивать познавательную активность детей в процессе выполнения ис-

следовательских действий;

учить проявлять инициативу и творчество в решении проблемных задач,

выдвигать гипотезы, предположения, способы решения, широко пользо-

ваться аргументацией и доказательством;

формировать экологические представления о взаимосвязях в природе;

способствовать

овладению

ими

системой

умений

и

навыков

экологически целесообразного поведения;

воспитывать

в

дошкольниках

гуманно-ценностное

отношение

к

природе, любовь к животному и растительному миру.

Необходимыми условиями организации исследовательской деятельности

в

обучении

являются

те

условия, которые

сознательно

создаются

в

образовательном

процессе

и

которые

должны

обеспечить максимально

эффективное его осуществление. Таковыми условиями являются:

создание соответствующей эколого-развивающей среды;

использование

педагогом

максимально эффективных методов,

приемов, средств проведения исследования;

высокий уровень профессиональной подготовки педагогов.

Эколого-развивающая среда включает в себя следующие «экологические

пространства»: территория детского сада, помещения детского сада, групповые

помещения. Каждое «экологическое пространство» имеет свои экологические

элементы, с помощью которых педагог организует совместные исследования в

повседневной

жизни

детей, проводит

различные

эколого-педагогические

мероприятия. Так на территории детского сада могут быть созданы следующие

экологические объекты: игровые площадки для организации различных видов

деятельности, проведения экологических праздников; экологическая тропинка;

огород, цветник, сад с различными видами деревьев, кустарников, растений,

овощных культур; ландшафтные объекты.

Помещения детского сада могут быть использованы для углубленной

познавательно-ознакомительной

и

исследовательской

деятельно сти:

исследовательская лаборатория; экологическая комната для проведения занятий,

игр, исследований; живой уголок; экологический музей для ознакомления с

отдельными

компонентами,

явлениями

природы,

организации

тематических

выставок детских работ; зимний сад.

Педагог

должен

активно

использовать экологическое

пространство

группового помещения, составляющие элементы которого служат источником

новых

замыслов

и

одновременно

материалом

для

создания

самых

разных

проектов. Стимулирование и саморегуляция познавательной деятельности в

этих

условиях

осуществляется

за

счет

любознательности

детей

и

ее

постоянного стимулирования со стороны педагога. Однако, новые нормативные

документы,

регламентирующие

деятельность

дошкольных

образовательных

учреждений

вводят

дополнительные

ограничения

в

организацию

взаимодействия с природой. Дети могут осуществлять только полив растений.

Размещение

аквариумов,

животных,

птиц

в

помещениях

групповых

не

допускается. Учитывая, что в настоящее время остро стоит проблема нехватки

мест

в

дошкольных

учреждениях,

выделение

отдельных

территорий

для

организации

комнат

природы

становится

проблематичной.

Таким

образом,

актуальным

становится

поиск

стратегий

и

технологий,

методов

работы

с

дошкольниками

эффективных

в

условиях

ограничения

возможности

детей

общения с природой.

Любая деятельность осуществляется с помощью методов. Метод с точки

зрения

экологического

образования

способ

совместной

деятельности

воспитателя

и

детей,

в

ходе

которого

осуществляется

формирование

экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к

окружающему

миру.

В

исследовательской

деятельности

применяются

следующие

виды

методов: наблюдение

с

элементами

исследования;

экспериментирование; моделирование; составление классификаций; решение

проблемных

ситуаций,

проектирование.

Исследовательская

деятельность

основывается на двух взаимосвязанных частях (формах работы): совместная

деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей.

Одним из основных средств познания природы является наблюдение.

Чтобы наблюдение превратилось в экологическое и включало в себя элементы

исследования,

необходимо

использовать

соответствующие

приемы.

Для

экологического образования крайне важно рассматривать окружающий мир с

точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей

средой. Например, организуя наблюдение, педагог показывает растение детям и

предлагает ответить на вопросы: чем растение отличается от кустарников?

Какие части есть у растения? Какого цвета его листья? Какими они станут

осенью? Это и есть ознакомление с растением (с природой). Как же нужно

изменить

характер

наблюдения

для

того,

чтобы

оно

превратилось

в

экологическое? Для этого необходимо обратить внимание ребят на те условия,

без которых растение не может прожить, на его связи с окружающей средой, с

птицами, насекомыми. Например: растению нужна почва — она держит его

корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух — листики

дышат,

нужен

дождь,

ветер,

который

разносит

семена,

и

т.п.

Чтобы

экологическое

наблюдение

превратилось

в

исследование,

необходимо

с

помощью простейших опытов подвести детей к пониманию того, что растения

живые:

они

пьют,

дышат,

развиваются,

им

необходимы

соответствующие

условия жизни: свет, влага, тепло.

Экспериментирование,

как

метод

и

специально

организованная

деятельность, является основой исследовательской деятельности, способствует

становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ

культурного познания им окружающего мира.

Экспериментирование используется в различных видах организованной и

самостоятельной деятельности дошкольников, строится в форме партнерской

деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и

явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей.

Для фиксации

в памяти детей результатов экспериментов, наблюдений

необходимо

использовать

календари

погоды,

календари

природы,

дневники

наблюдений.

Данный

вид

деятельности

осуществляется

с

учетом

возраста

детей. Обучая детей регистрации наблюдаемых явлений, следует начинать с

самых простых форм – с использования готовых иллюстраций. Начиная со

средней

группы

вводятся

схематические

зарисовки. Сначала

ведущая

роль

отводится

педагогу,

но

постепенно дети

получают

возможность

проявить

собственную исследовательскую активность. В старшей и подготовительной к

школе группе календари природы и дневники наблюдений заполняются всеми

детьми по очереди.

Особый

интерес

у

детей старшего

дошкольного

возраста вызывает

моделирование, когда на искусственно созданных системах воспроизводится

одна или несколько сторон реально существующего объекта, процесса или

явления.

Использование

моделей

является

эффективным

способом

формирования

у

дошкольников

экологических

понятий,

поскольку

дает

возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе.

Преимущество данного способа заключается и в том, что он позволяет изучать

биологические

закономерности,

не

проводя

экспериментов

на

живых

организмах и тем самым не нанося им вреда. Существуют готовые настольные

модели, созданные для организации исследовательской работы с детьми по

усвоению ими понятий «Планеты Солнечной системы», «Круговорот воды в

природе» и др. – с их помощью педагог имеет возможность показывать объекты

в действии и демонстрировать различные процессы и явления природы. Важная

роль отводится изготовлению моделей детьми. Совместно с педагогом дети

создают модели всех естественных биоценозов (тундры, леса, степи), а также

агроценозов (парка, поля, сада, огорода).

Огромный

интерес

у

детей

вызывает

совместная

деятельность

по

составлению

классификаций. Благодаря умению

относить

объект

по

совокупности

ряда

признаков

к

тому

или

иному

классу

дает

ребенку

возможность лучше познать окружающую природу, выделить в объекте новые

качества, свойства, научиться вычленять признаки различия и сходства. Дети

старшего

дошкольного

возраста

могут

принимать

участие

в

составление

классификаций минералов, растений, овощных культур, животных и др.

Метод

создания

проблемных ситуаций

применяется

тогда, когда

дошкольникам

предоставляется

возможность

самостоятельно

изыскивать

способы решения познавательных, исследовательских задач и особое место

занимают

те

ситуации,

которые

побуждают

вскрыть

противоречие

между

сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями.

Одним

из

перспективных

методов

является

метод

проектирования.

Дидактический смысл этого метода заключается в том, что он помогает связать

обучение

с

жизнью,

формирует

навыки

исследовательской

деятельности,

развивает

познавательную

активность

детей,

приучает

действовать

самостоятельно,

планировать

работу,

доводить

ее

до

положительного

результата, проявлять инициативу и творчество. В проекте дети изучают объект

с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение

картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика).

Тематика и содержание проектов могут быть очень разнообразны, например,

«Вода». В течение дня малыши в игре исследуют свойства воды: текучесть,

меняет форму, цвет, запах и др. Проводят опыт: поменяются ли свойства воды,

если ее заморозить? и т.д. В старших группах проекты сложнее. Они изучают

физические тела и явления природы, растения и действия людей, предметы

рукотворного мира и др.

Важная роль в организации и проведении исследования отводится

педагогу. Высокий уровень творческой активности, педагогического мастерства

– одно из необходимых условий организации исследовательской деятельности.

Ошибочно распространенное мнение, что любой педагог, даже без специальной

подготовки,

может

на

хорошем

уровне

организовать

исследовательскую

деятельность дошкольников. Как

уже

было

отмечено

выше, методы

организации

исследовательской

деятельности в

экологическом

образовании

дошкольников

имеют

свои

особенности. Многие

педагоги

считают,

что

исследовательской деятельностью могут заниматься не все воспитанники, а

только

дети

старшего

дошкольного

возраста.

Но

детская

потребность

в

исследовательском

поиске

обусловлена

биологически

-

ребенок

рождается

исследователем. Необходимо для каждого возрастного периода подобрать такие

виды исследовательской деятельности, содержание и форма которых были бы

адекватны возрасту. Наиболее распространенная ошибка педагогов, когда они

используют

форму

прямого

обучения.

Предоставляя

детям

определенные

сведения,

они

уходят

от

организации

процесса

самостоятельного

детского

исследования. Таким образом, педагогам необходимо постоянно повышать свой

профессиональный творческий уровень, осуществлять поиск и внедрение более

эффективных

средств,

методов

и

приемов

организации

исследовательской

деятельности.

Формы

повышения

уровня

творческой

активности

и

профессионализма

могут

быть

различными:

обмен

опытом,

самообразование,

копилка

педагогических идей, разработка нововведений, семинары-практикумы, мастер-

классы,

конкурсы, работа

творческих

микрогрупп

в

рамках

работы

над

конкретным проектом и др.

Таким

образом,

в

современных

условиях

экологическое

образование

тесно

связывается

с

развитием

личности

ребенка,

его

деятельности,

со

способами освоения ребенком разных сторон действительности, в том числе и

природы; созданием условий, учитывающих особенности развития, интересы

детей, особенности образовательного процесса в дошкольном образовательном

учреждении. Разумное

сочетание

познавательного

интереса

детей,

их

стремление

к

самостоятельным

наблюдениям

позволит

сформировать

конкретные знания о взаимодействиях в природе, о воздействии человека на

окружающую среду, создаст благоприятные условия для формирования начал

экологической культуры в будущем.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!