Автор: Горбанева Людмила Владимировна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МКДОУ Кантемировский детский сад №1
Населённый пункт: п.Кантемировка, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Дошкольный возраст - это решающий этап в формировании основ психического и
физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и
развиваются функциональные системы организма. В последние годы замечена устойчивая
тенденция снижения уровня здоровья дошкольников, все больше детей показывают
нарушение речевого и психического развития. Это все делает необходимым поиск
механизмов, которые бы помогли изменить ситуацию.
Главная задача воспитателей детского сада - подготовить дошкольника к будущей
самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и
закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые
привычки. Но, может ли каждый педагог или просто взрослый человек относиться
равнодушно к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, к его
заметному ухудшению? Одним из ответов и выступает востребованность среди педагогов
здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии - это:
организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса
образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей;
качественная характеристика педтехнологий по критерию их действия на здоровье
участников педпроцесса;
технологическая база здоровьесберегающей педагогики.
Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий
уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны
для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.
Эта цель достигается путем решения многих задач педагогом в ходе своей деятельности.
Воспитатели учат детей культуре здоровья, как следует ухаживать за своим телом, т.е.
разумному отношению к личному здоровью, безопасному поведению.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
1.
Объединить усилия родителей и педагогического коллектива для эффективной
организации физкультурно-оздоровительной работы, профилактики нарушений
осанки и плоскостопия;
2.
Обучить воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных
ситуаций в городе и в природных условиях;
3.
Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-
оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:
I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.
Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную,
гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);
Спортивные и подвижные игры;
Тренажеры, контрастная дорожка.
II. Технологии обучения ЗОЖ.
Физкультурные занятия;
Гимнастика после сна;
Точечный массаж;
Бассейн;
Спортивные праздники, развлечения;
СМИ (ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра);
День здоровья.
III. Технологии музыкального воздействия.
Музыкотерапия;
Сказкотерапия.
IV. Технология коррекции поведения.
Педагог, ощущающий себя стражем здоровья детей, который воспитывает культуру
здоровья детей и их родителей, сам должен быть здоровым, иметь валеологические
знания, не переутомлен работой, уметь оценивать объективно свои недостатки и
достоинства, связанные с профессией. Он должен составить план по самокоррекции и
начать его осуществлять.
Чтобы реализовать обогащенное физическое развитие и оздоровление детей в ДОУ
применяются нетрадиционные приемы.
В каждой группе должен быть оборудован "Уголок здоровья". В нем должны находиться
традиционные пособия (массажеры, массажные коврики, спортивный инвентарь), а также
нестандартное оборудование, изготовленное своими руками:
"Сухой аквариум". Он способствует снятию напряжения и усталости, расслабляет
мышцы плечевого пояса.
Пробковый коврик. Ходьба по такому коврику делает массаж стоп ног.
Вертушки, султанчики. Необходимы для развития речевого дыхания, чтобы
тренировать работу легких, увеличивать их объем.
Массажеры, в том числе самодельные. Известно, что на ладонях рук есть много
точек, массажируя которые можно воздействовать на разные точки организма.
Коврики и веревки с узелками. Нужны для массажа ступней ног, который
способствует развитию координации движений.
Оздоровительную гимнастику нужно проводить ежедневно после сна, босиком под
музыку.
В оздоровительные режимы группы должны входить спектры медико-восстановительных
методик:
гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает
кровообращение);
мимические разминки;
пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует
развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить
быстроту реакции);
дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку);
точечный массаж;
упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.
Здоровьесберегающая деятельность формирует в результате у ребенка мотивацию на
здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Реализация поставленных целей на практике
Динамические паузы. Организует и проводит воспитатель во время занятий, 2-5 минут.
Сюда входят элементы дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. Правильное
дыхание помогает избежать гайморита, астмы, неврозов, избавляет от насморка, головной
боли, простуды, расстройства ЖКТ, сна, помогает быстро восстановить
работоспособность после физического и умственного утомления.
Чтобы дыхание было полноценным, должны быть соблюдены следующие правила:
Дышать нужно только через нос, ритмично и равномерно;
Стараться наполнять легкие воздухом по максимуму на вдохе, а на выдохе
максимально выдыхать;
Занятия должны быть прекращены при возникновении малейшего дискомфорта;
Дыхательная гимнастика должна проходить в хорошо проветренном помещении, в
доброжелательной обстановке;
Комплекс упражнений воспитанники должны осваивать постепенно. Через каждую
неделю прибавляется по одному упражнению.
Систематическое проведение физкультминуток способствует улучшению
психоэмоционального состояния, меняет отношение к себе и своему здоровью в лучшую
сторону.
Физкультминутки может проводить кто-то из детей.
Подвижные и спортивные игры. Проводить их должны воспитатели или руководитель
физического воспитания. Используются в качестве физкультурного занятия в спортзале, в
игровой комнате или на прогулке.
Релаксация. Проводит руководитель физвоспитания, психолог или воспитатели в любом
подходящем помещении. Подходит для всех возрастных групп. Рекомендуется
использование во время проведения релаксации спокойной классической музыки
(Рахманинов, Чайковский, звуки природы).
Пальчиковая гимнастика. Рекомендована с младшего возраста с подгруппой, либо
индивидуально. Проводит гимнастику логопед или воспитатель. Полезна абсолютно всем
детям, но особенно необходима тем, у кого наблюдаются проблемы в развитии речи.
Такую гимнастику можно проводить в любое время, в том числе во время занятий.
Гимнастика для глаз. Должна проводиться ежедневно, по 3-5 минут, в любое свободное
время, на занятиях. Снимает зрительную нагрузку.
Дыхательная гимнастика. Внедряется в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы, на физкультминутках, во время занятий, а также после сна - во
время общей гимнастики.
Бодрящая гимнастика. Организуется и проводится ежедневно после дневного сна, 5-10
минут. Свободная форма проведения: обширное умывание, упражнения на кроватках;
ходьба по рельефным дощечкам. Проводит воспитатель.
Гимнастика ортопедическая и корригирующая. Проводится в разных формах
физкультурно-оздоровительной работы. Проводит физкультурный работник или
воспитатель.
Физкультурные занятия. Должны проходить в хорошо проветренном помещении, 2-3 раза
в неделю, в спортзале. Младший возраст - 15-20 минут, средний - 20-25 минут, старший
возраст - 25-30 минут. Проводить должны руководитель физкультуры или воспитатели.
Проблемно-игровые ситуации. Организуются в свободное время, можно во второй
половине дня. Строго время не фиксируется, проводятся занятия в зависимости от
поставленных педагогом задач. Занятие можно организовать даже незаметно для детей,
педагог включается в игровую деятельность.
Целенаправленное формирование элементарных основ психической саморегуляции детей
5-летнего возраста может быть достигнуто через сюжетно-ролевые игры, подвижные игры
и физкультминутки.
Коммуникативные игры "Познаю себя" Е.В. Харлмаповой и М.В. Карепановой. Один раз в
неделю по 30 минут, начиная со старшего возраста. Сюда входят этюды, беседы и игры
разного уровня подвижности, занятия рисованием, которые способствуют быстрой
адаптации детей в коллективе. Проводит психолог.
Занятия из серии "Здоровье" для детей и родителей в качестве познавательного
развития. Один раз в неделю по 30 минут. Проводят во второй половине дня, начиная со
старшего возраста. Организуют и проводят воспитатели.
Самомассаж. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, либо
во время физкультминуток с целью профилактики простудных заболеваний.
Психогимнастика. Проводит психолог. Один раз в неделю, начиная со старшего возраста
по 25-30 минут.
Технология воздействия сказкой. Сказка - это зеркало, которое отражает настоящий мир
через призму личного восприятия. В ней может быть все, чего не может быть в жизни. На
занятиях по сказкотерапии с ребятами можно создавать словесные образы. Вспоминая
старые образы и придумывая новые, дети расширяют свой образный репертуар,
внутренний мир ребенка становится богаче. Это настоящий шанс понять и принять себя и
мир, измениться в нужном направлении и повысить самооценку.
Так как чувства существуют положительные и отрицательные, то и образы у детей
возникают и радостные, и пугающие. Одна из важнейших целей занятий - отрицательные
образы преобразовать в положительные. Чтобы мир ребенка стал красивым и радостным.
Спокойное состояние нервной системы дает ребенку здоровье.
Сказку может рассказывать взрослый или это может быть групповое рассказывание, когда
рассказчик не один человек, а группа детей.
Технологии музыкального воздействия. Реализуются в разных формах физкультурно-
оздоровительной работы. Применяются с целью снятия напряжения, повышения
эмоционального настроения и т.д. Занятия могут проводить воспитатель и музыкальный
руководитель.
Дополнительно используются методы закаливания:
Умывание водой после дневного сна;
Полоскание рта и полоскание горла отварами трав (ромашка, шалфей, календула),
которые обладают антисептическим действием на слизистую оболочку
дыхательных путей, либо раствором морской соли. Проводиться должно ежедневно
после обеда, в течение 2 недель поочередно;
Хождение босиком вместе с воздушными ваннами может проводиться на
физкультурных занятия и после дневного сна.
В здоровый образ жизни входит адекватная физическая активность, личная гигиена,
рациональное питание, здоровый психологический климат в семье, школе, детском саду,
внимательное отношение к личному здоровью, отсутствие вредных привычек.
Здоровье сберегающие технологии, которые применяются в работе с родителями
Консультации с родителями, беседы, рекомендации по поводу профилактики
болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по
поводу соблюдения личной гигиены;
Также ответить на все эти вопросы можно на родительских собраниях;
Оформления папок-передвижек;
Личный пример педагога;
Нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы;
Анкетирование;
Совместные акции: дни здоровья, спортивные праздники;
Буклеты, памятки из серии "Пальчиковая гимнастика", "Как правильно закаливать
ребенка?";
Дни открытых дверей;
Обучение родителей методам оздоравливания детей (практикумы, тренинги);
Выпуск газеты ДОУ и т.д.
Создание условий здоровьесберегающего воспитания дошкольников подразумевает:
Организацию деятельности детей в игровой форме;
Организацию культуротворчества дошкольников;
Построение педагогического процесса в образе модели культуры;
Снабжение деятельности детей игрушками, оборудованием, играми, пособиями.
Эта вся работа должна проводиться комплексно, на протяжении всего дня. В этой работе
должны участвовать и педагогические, и медицинские работники: педагог-психолог,
учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.
Родители - главные воспитатели ребенка. От того, как организован режим дня ребенка,
сколько внимания родители уделяют здоровью ребенка, зависит его настроение,
психологический комфорт. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в
детском саду, может или поддерживать ежедневно дома, и закрепляться, либо не находить
поддержку, тогда информация, полученная ребенком, будет для него тягостной и лишней.
Итак, забота о здоровье - одна из самых важных задач каждого человека. Здоровье среди
всех благ на Земле - самый ценный дар, который невозможно ничем заменить, но люди о
нем не заботятся так, как это необходимо. Важно понимать, что забота о детском здоровье
сегодня - это полноценный трудовой потенциал всей нашей страны в ближайшем
будущем.
Педагоги, врачи, родители, все хотят, чтобы наши дети учились хорошо, становились с
каждым годом сильнее, вырастали и выходили в большую жизнь людьми не просто
знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье - бесценный дар!