Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ


Автор: Горбанева Людмила Владимировна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МКДОУ Кантемировский детский сад №1
Населённый пункт: п.Кантемировка, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Дошкольный возраст - это решающий этап в формировании основ психического и

физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и

развиваются функциональные системы организма. В последние годы замечена устойчивая

тенденция снижения уровня здоровья дошкольников, все больше детей показывают

нарушение речевого и психического развития. Это все делает необходимым поиск

механизмов, которые бы помогли изменить ситуацию.

Главная задача воспитателей детского сада - подготовить дошкольника к будущей

самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и

закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые

привычки. Но, может ли каждый педагог или просто взрослый человек относиться

равнодушно к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, к его

заметному ухудшению? Одним из ответов и выступает востребованность среди педагогов

здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии - это:

организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса

образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей;

качественная характеристика педтехнологий по критерию их действия на здоровье

участников педпроцесса;

технологическая база здоровьесберегающей педагогики.

Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий

уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны

для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.

Эта цель достигается путем решения многих задач педагогом в ходе своей деятельности.

Воспитатели учат детей культуре здоровья, как следует ухаживать за своим телом, т.е.

разумному отношению к личному здоровью, безопасному поведению.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

1.

Объединить усилия родителей и педагогического коллектива для эффективной

организации физкультурно-оздоровительной работы, профилактики нарушений

осанки и плоскостопия;

2.

Обучить воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных

ситуаций в городе и в природных условиях;

3.

Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-

оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:

I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.

Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную,

гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);

Спортивные и подвижные игры;

Тренажеры, контрастная дорожка.

II. Технологии обучения ЗОЖ.

Физкультурные занятия;

Гимнастика после сна;

Точечный массаж;

Бассейн;

Спортивные праздники, развлечения;

СМИ (ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра);

День здоровья.

III. Технологии музыкального воздействия.

Музыкотерапия;

Сказкотерапия.

IV. Технология коррекции поведения.

Педагог, ощущающий себя стражем здоровья детей, который воспитывает культуру

здоровья детей и их родителей, сам должен быть здоровым, иметь валеологические

знания, не переутомлен работой, уметь оценивать объективно свои недостатки и

достоинства, связанные с профессией. Он должен составить план по самокоррекции и

начать его осуществлять.

Чтобы реализовать обогащенное физическое развитие и оздоровление детей в ДОУ

применяются нетрадиционные приемы.

В каждой группе должен быть оборудован "Уголок здоровья". В нем должны находиться

традиционные пособия (массажеры, массажные коврики, спортивный инвентарь), а также

нестандартное оборудование, изготовленное своими руками:

"Сухой аквариум". Он способствует снятию напряжения и усталости, расслабляет

мышцы плечевого пояса.

Пробковый коврик. Ходьба по такому коврику делает массаж стоп ног.

Вертушки, султанчики. Необходимы для развития речевого дыхания, чтобы

тренировать работу легких, увеличивать их объем.

Массажеры, в том числе самодельные. Известно, что на ладонях рук есть много

точек, массажируя которые можно воздействовать на разные точки организма.

Коврики и веревки с узелками. Нужны для массажа ступней ног, который

способствует развитию координации движений.

Оздоровительную гимнастику нужно проводить ежедневно после сна, босиком под

музыку.

В оздоровительные режимы группы должны входить спектры медико-восстановительных

методик:

гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает

кровообращение);

мимические разминки;

пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует

развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить

быстроту реакции);

дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку);

точечный массаж;

упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.

Здоровьесберегающая деятельность формирует в результате у ребенка мотивацию на

здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Реализация поставленных целей на практике

Динамические паузы. Организует и проводит воспитатель во время занятий, 2-5 минут.

Сюда входят элементы дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. Правильное

дыхание помогает избежать гайморита, астмы, неврозов, избавляет от насморка, головной

боли, простуды, расстройства ЖКТ, сна, помогает быстро восстановить

работоспособность после физического и умственного утомления.

Чтобы дыхание было полноценным, должны быть соблюдены следующие правила:

Дышать нужно только через нос, ритмично и равномерно;

Стараться наполнять легкие воздухом по максимуму на вдохе, а на выдохе

максимально выдыхать;

Занятия должны быть прекращены при возникновении малейшего дискомфорта;

Дыхательная гимнастика должна проходить в хорошо проветренном помещении, в

доброжелательной обстановке;

Комплекс упражнений воспитанники должны осваивать постепенно. Через каждую

неделю прибавляется по одному упражнению.

Систематическое проведение физкультминуток способствует улучшению

психоэмоционального состояния, меняет отношение к себе и своему здоровью в лучшую

сторону.

Физкультминутки может проводить кто-то из детей.

Подвижные и спортивные игры. Проводить их должны воспитатели или руководитель

физического воспитания. Используются в качестве физкультурного занятия в спортзале, в

игровой комнате или на прогулке.

Релаксация. Проводит руководитель физвоспитания, психолог или воспитатели в любом

подходящем помещении. Подходит для всех возрастных групп. Рекомендуется

использование во время проведения релаксации спокойной классической музыки

(Рахманинов, Чайковский, звуки природы).

Пальчиковая гимнастика. Рекомендована с младшего возраста с подгруппой, либо

индивидуально. Проводит гимнастику логопед или воспитатель. Полезна абсолютно всем

детям, но особенно необходима тем, у кого наблюдаются проблемы в развитии речи.

Такую гимнастику можно проводить в любое время, в том числе во время занятий.

Гимнастика для глаз. Должна проводиться ежедневно, по 3-5 минут, в любое свободное

время, на занятиях. Снимает зрительную нагрузку.

Дыхательная гимнастика. Внедряется в различных формах физкультурно-

оздоровительной работы, на физкультминутках, во время занятий, а также после сна - во

время общей гимнастики.

Бодрящая гимнастика. Организуется и проводится ежедневно после дневного сна, 5-10

минут. Свободная форма проведения: обширное умывание, упражнения на кроватках;

ходьба по рельефным дощечкам. Проводит воспитатель.

Гимнастика ортопедическая и корригирующая. Проводится в разных формах

физкультурно-оздоровительной работы. Проводит физкультурный работник или

воспитатель.

Физкультурные занятия. Должны проходить в хорошо проветренном помещении, 2-3 раза

в неделю, в спортзале. Младший возраст - 15-20 минут, средний - 20-25 минут, старший

возраст - 25-30 минут. Проводить должны руководитель физкультуры или воспитатели.

Проблемно-игровые ситуации. Организуются в свободное время, можно во второй

половине дня. Строго время не фиксируется, проводятся занятия в зависимости от

поставленных педагогом задач. Занятие можно организовать даже незаметно для детей,

педагог включается в игровую деятельность.

Целенаправленное формирование элементарных основ психической саморегуляции детей

5-летнего возраста может быть достигнуто через сюжетно-ролевые игры, подвижные игры

и физкультминутки.

Коммуникативные игры "Познаю себя" Е.В. Харлмаповой и М.В. Карепановой. Один раз в

неделю по 30 минут, начиная со старшего возраста. Сюда входят этюды, беседы и игры

разного уровня подвижности, занятия рисованием, которые способствуют быстрой

адаптации детей в коллективе. Проводит психолог.

Занятия из серии "Здоровье" для детей и родителей в качестве познавательного

развития. Один раз в неделю по 30 минут. Проводят во второй половине дня, начиная со

старшего возраста. Организуют и проводят воспитатели.

Самомассаж. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, либо

во время физкультминуток с целью профилактики простудных заболеваний.

Психогимнастика. Проводит психолог. Один раз в неделю, начиная со старшего возраста

по 25-30 минут.

Технология воздействия сказкой. Сказка - это зеркало, которое отражает настоящий мир

через призму личного восприятия. В ней может быть все, чего не может быть в жизни. На

занятиях по сказкотерапии с ребятами можно создавать словесные образы. Вспоминая

старые образы и придумывая новые, дети расширяют свой образный репертуар,

внутренний мир ребенка становится богаче. Это настоящий шанс понять и принять себя и

мир, измениться в нужном направлении и повысить самооценку.

Так как чувства существуют положительные и отрицательные, то и образы у детей

возникают и радостные, и пугающие. Одна из важнейших целей занятий - отрицательные

образы преобразовать в положительные. Чтобы мир ребенка стал красивым и радостным.

Спокойное состояние нервной системы дает ребенку здоровье.

Сказку может рассказывать взрослый или это может быть групповое рассказывание, когда

рассказчик не один человек, а группа детей.

Технологии музыкального воздействия. Реализуются в разных формах физкультурно-

оздоровительной работы. Применяются с целью снятия напряжения, повышения

эмоционального настроения и т.д. Занятия могут проводить воспитатель и музыкальный

руководитель.

Дополнительно используются методы закаливания:

Умывание водой после дневного сна;

Полоскание рта и полоскание горла отварами трав (ромашка, шалфей, календула),

которые обладают антисептическим действием на слизистую оболочку

дыхательных путей, либо раствором морской соли. Проводиться должно ежедневно

после обеда, в течение 2 недель поочередно;

Хождение босиком вместе с воздушными ваннами может проводиться на

физкультурных занятия и после дневного сна.

В здоровый образ жизни входит адекватная физическая активность, личная гигиена,

рациональное питание, здоровый психологический климат в семье, школе, детском саду,

внимательное отношение к личному здоровью, отсутствие вредных привычек.

Здоровье сберегающие технологии, которые применяются в работе с родителями

Консультации с родителями, беседы, рекомендации по поводу профилактики

болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по

поводу соблюдения личной гигиены;

Также ответить на все эти вопросы можно на родительских собраниях;

Оформления папок-передвижек;

Личный пример педагога;

Нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы;

Анкетирование;

Совместные акции: дни здоровья, спортивные праздники;

Буклеты, памятки из серии "Пальчиковая гимнастика", "Как правильно закаливать

ребенка?";

Дни открытых дверей;

Обучение родителей методам оздоравливания детей (практикумы, тренинги);

Выпуск газеты ДОУ и т.д.

Создание условий здоровьесберегающего воспитания дошкольников подразумевает:

Организацию деятельности детей в игровой форме;

Организацию культуротворчества дошкольников;

Построение педагогического процесса в образе модели культуры;

Снабжение деятельности детей игрушками, оборудованием, играми, пособиями.

Эта вся работа должна проводиться комплексно, на протяжении всего дня. В этой работе

должны участвовать и педагогические, и медицинские работники: педагог-психолог,

учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Родители - главные воспитатели ребенка. От того, как организован режим дня ребенка,

сколько внимания родители уделяют здоровью ребенка, зависит его настроение,

психологический комфорт. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в

детском саду, может или поддерживать ежедневно дома, и закрепляться, либо не находить

поддержку, тогда информация, полученная ребенком, будет для него тягостной и лишней.

Итак, забота о здоровье - одна из самых важных задач каждого человека. Здоровье среди

всех благ на Земле - самый ценный дар, который невозможно ничем заменить, но люди о

нем не заботятся так, как это необходимо. Важно понимать, что забота о детском здоровье

сегодня - это полноценный трудовой потенциал всей нашей страны в ближайшем

будущем.

Педагоги, врачи, родители, все хотят, чтобы наши дети учились хорошо, становились с

каждым годом сильнее, вырастали и выходили в большую жизнь людьми не просто

знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье - бесценный дар!



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!