Автор: Паламарчук Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ № 8 "Рябинка"
Населённый пункт: г.Лангепас, ХМАО-Югра, Тюменская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Влияние пальчиковых игр на развитие речи ребенка".
Раздел: дошкольное образование
ЛГ МАДОУ «ДСКВ №8 «Рябинка», г. Лангепас, ХМАО – Югра,
Тюменская область, воспитатель Паламарчук Валентина Николаевна.
Опыт работы на тему: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи
ребенка».
Актуальность:
Исследованиями
института
физиологии
детей
и
подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в
прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев
рук.
Как
правило,
если
движения
пальцев
развиты
в
соответствии
с
возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Так же учеными доказано, что уровень развития мелкой моторики и
координации
движений
рук
–
один
из
показателей
интеллектуального
развития
и,
следовательно,
готовности
к
школьному
обучению.
Поэтому
тренировка
движений
пальцев
рук
в
дошкольном
возрасте
является
важнейшим фактором, стимулирующим не только речевое развитие ребенка,
но и способствующим повышению работоспособности коры головного мозга,
в частности, развитию логического мышления, внимания, памяти, связной
речи.
Проблема в том, что в последние годы часто наблюдается задержка в
развитии речи детей, у абсолютно здоровых, не имеющих нарушений слуха
или поражений центральной нервной системы. Это про, исходит в следствии
того,
что
многие
взрослые,
неосведомленные
в
вопросах
педагогики,
считают, что для развития речи ребенка достаточно с ним общаться. Они не
уделяют должного внимания развитию мелкой моторики.
При
дальнейшем
обучении
в
школе
у
таких
детей
появляются
серьезные трудности в овладении навыками письма. Неподготовленность к
письму
вследствие
недостаточной
сформированности
мелкой
моторики
приводит
к
возникновению
негативного
отношения
к
учебе,
тревожного
состояния ребенка в школе.
Таким образом, если в дошкольном возрасте взрослые уделят должное
внимание развитию мелкой моторики, то решат сразу две задачи: во-первых,
это будет способствовать общему интеллектуальному развитию ребенка, во-
вторых,
подготовят
к
овладению
навыкам
письма.
Все
это
в
будущем
поможет избежать многих проблем школьного обучения.
В раннем дошкольном возрасте пальчиковые игры особенно актуальны,
так как у большинства детей вялые мышцы кистей рук и пальцев.
Пальчиковые
игры
не
только
влияют
на
речевое
развитие,
но
и
мгновенно переключают малыша с капризов или нервозности на телесные
ощущения и успокаивают. Тренируя пальчики, малыши получают первые
навыки
межличностного
общения
друг
с
другом,
ощущают
радость
взаимопонимания вербального и невербального общения.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во
время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное
время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них
содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Пальчиковые
игры
в
сопровождении
стихов
развивают
не
только
мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать
смысл услышанного и устанавливать ритм речи.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев
руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки; набор колец разной
величины
для
нанизывания
их
на
стержень;
игры
с
открывающимися
игрушками
и
предметами
(матрешки);
игры
с
карандашами
и
крупой;
пальчиковый театр.
В своей работе применяю
развивающие игры: шнуровки («Наряди
елочку», «Ежик», «Корзина с фруктами», «Паровоз», «Ваза с цветами» и т.д.);
дидактические
кубы;
разнообразные
вкладыши;
матрешки,
пирамидки,
кубики, конструкторы, мозаики и т.п.
Таким образом, пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо
рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых
игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем
самым
вырабатывается
ловкость,
умение
управлять
своими
движениями,
концентрировать внимание на одном виде деятельности.