Напоминание

"Влияние пальчиковых игр на развитие речи ребенка".


Автор: Паламарчук Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ № 8 "Рябинка"
Населённый пункт: г.Лангепас, ХМАО-Югра, Тюменская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Влияние пальчиковых игр на развитие речи ребенка".
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЛГ МАДОУ «ДСКВ №8 «Рябинка», г. Лангепас, ХМАО – Югра,

Тюменская область, воспитатель Паламарчук Валентина Николаевна.

Опыт работы на тему: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи

ребенка».

Актуальность:

Исследованиями

института

физиологии

детей

и

подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в

прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев

рук.

Как

правило,

если

движения

пальцев

развиты

в

соответствии

с

возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Так же учеными доказано, что уровень развития мелкой моторики и

координации

движений

рук

один

из

показателей

интеллектуального

развития

и,

следовательно,

готовности

к

школьному

обучению.

Поэтому

тренировка

движений

пальцев

рук

в

дошкольном

возрасте

является

важнейшим фактором, стимулирующим не только речевое развитие ребенка,

но и способствующим повышению работоспособности коры головного мозга,

в частности, развитию логического мышления, внимания, памяти, связной

речи.

Проблема в том, что в последние годы часто наблюдается задержка в

развитии речи детей, у абсолютно здоровых, не имеющих нарушений слуха

или поражений центральной нервной системы. Это про, исходит в следствии

того,

что

многие

взрослые,

неосведомленные

в

вопросах

педагогики,

считают, что для развития речи ребенка достаточно с ним общаться. Они не

уделяют должного внимания развитию мелкой моторики.

При

дальнейшем

обучении

в

школе

у

таких

детей

появляются

серьезные трудности в овладении навыками письма. Неподготовленность к

письму

вследствие

недостаточной

сформированности

мелкой

моторики

приводит

к

возникновению

негативного

отношения

к

учебе,

тревожного

состояния ребенка в школе.

Таким образом, если в дошкольном возрасте взрослые уделят должное

внимание развитию мелкой моторики, то решат сразу две задачи: во-первых,

это будет способствовать общему интеллектуальному развитию ребенка, во-

вторых,

подготовят

к

овладению

навыкам

письма.

Все

это

в

будущем

поможет избежать многих проблем школьного обучения.

В раннем дошкольном возрасте пальчиковые игры особенно актуальны,

так как у большинства детей вялые мышцы кистей рук и пальцев.

Пальчиковые

игры

не

только

влияют

на

речевое

развитие,

но

и

мгновенно переключают малыша с капризов или нервозности на телесные

ощущения и успокаивают. Тренируя пальчики, малыши получают первые

навыки

межличностного

общения

друг

с

другом,

ощущают

радость

взаимопонимания вербального и невербального общения.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во

время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное

время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них

содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Пальчиковые

игры

в

сопровождении

стихов

развивают

не

только

мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать

смысл услышанного и устанавливать ритм речи.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев

руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки; набор колец разной

величины

для

нанизывания

их

на

стержень;

игры

с

открывающимися

игрушками

и

предметами

(матрешки);

игры

с

карандашами

и

крупой;

пальчиковый театр.

В своей работе применяю

развивающие игры: шнуровки («Наряди

елочку», «Ежик», «Корзина с фруктами», «Паровоз», «Ваза с цветами» и т.д.);

дидактические

кубы;

разнообразные

вкладыши;

матрешки,

пирамидки,

кубики, конструкторы, мозаики и т.п.

Таким образом, пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо

рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых

игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем

самым

вырабатывается

ловкость,

умение

управлять

своими

движениями,

концентрировать внимание на одном виде деятельности.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!