Напоминание

"Основы гигиены и санитарии"


Автор: Пашкова Галина Владиславовна
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: ГБОУ НАО "СШ №2"
Населённый пункт: г. Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ
Наименование материала: электив
Тема: "Основы гигиены и санитарии"
Раздел: полное образование





Назад





Элективный курс «Основы гигиены и санитариии»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Осведомленность людей о причинах и факторах, влияющих на их здоровье и жизнеспособность, повышает вероятность их выживания в условиях неблагоприятной экологической, социальной и демографической обстановки. Элективный курс «Основы гигиены и санитарии» предоставляет учащимся сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, не рассматриваемые в школьной программе по биологии. Получение ими знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи. Элективный курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Он является необходимым для учащихся старшей ступени, так как позволит школьникам понять причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своем здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.
Цель программы:
расширение и углубление знаний учащихся в области современных достижений гигиены и санитарии. Достижение этих целей планируется через решение следующих
задач
: 1)помочь школьникам овладеть современными достижениями биологической науки в области гигиены и санитарии; 2)формировать осознанное отношение к своему здоровью; 3)научить применять полученные гигиенические и медицинские знания в жизни и практической деятельности; 4)использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников.
Содержаниепрограммы
раскрывает научно-биологические проблемы, которые в незначительном объеме представлены в базовом курсе биологии 8 класса; включает в себя теоретический и практический материал.
По структурепрограмма
элективного курса носит модульный характер. Порядок изучения отдельных тем курса может быть различным.
Программа рассчитана на учащихся 10 класса; занятия проводятся 1 час в неделю, всего предполагается 34 часа в учебном году.

Методы работы
: лекции, беседы, диспуты, ролевые и деловые игры, пресс-конференции, лабораторные работы и практические работы.

Содержание курса

Раздел I. Введение.
(1 час) Тема 1. Предмет и методы гигиены. Гигиена как профилактическое направление медицины, изучающее влияние факторов природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья. Санитария как прикладная часть гигиены. Методы гигиены: анализ факторов внешней среды, физиологические и клинические наблюдения, санитарное обследование. Отрасли гигиены. Связь гигиены с анатомией, физиологией человека и другими науками.
Раздел II. История гигиены.
(2 часа) Тема 2. Санитарно-гигиеническая культура древнего мира и средневековья. (1 час) Санитарно-гигиеническая культура Греции и Древнего Рима. Античные философы (Гиппократ, Гален) о здоровом образе жизни. Римские бани, водопровод. Гигиена детства, физическое воспитание. Санитарно-гигиеническое состояние городов и поселений средневековья. Возникновение ритуальных обрядов. Христианская церковь и ее влияние на санитарно-гигиеническую культуру средневековья. Санитарное состояние населения Европы в период новой истории. Возникновение гигиены как науки. Влияние работ Луи Пастера на развитие гигиенической науки. Гигиенисты XIX в. (Паркс, Паттенкофер, Рубнер и др.). Тема 3. История гигиены в России. (1 час) Санитарная культура Руси XV-XVI вв., ее отражение в «Домострое». Санитарное состояние населения Руси XVII-XVIII вв. Реформы Петра I. Вклад М.В. Ломоносова в становление гигиенической науки. Гигиена и санитария XIX в.: Н.И. Пирогов, Д.Ф. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман. Совершенствование системы здравоохранения в настоящее время.
Раздел III. Физическая активность и здоровье.
(2 часа) Тема 4. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье. (1 час) Роль опорно-двигательной системы в физическом и психическом развитии ребенка. Роль мышечной активности в жизни человека. Необходимость сочетания умственного и физического труда.
Лабораторная работа №1
.
Строение и работа мышц; анализ мышечных движений.
Тема 5. Задачи физического воспитания. (1 час)
Физические упражнения, подвижные игры, спорт. Значение и правила выполнения утренней зарядки. Приемы самоконтроля, выявление нарушений осанки. Приемы и упражнения, корригирующие осанку. Плоскостопие, его предупреждение и коррекция.
Лабораторная работа №2
.
Выявление плоскостопия и недостатков осанки, корригирующие упражнения.

Раздел IV. Предупреждение инфекционных заболеваний.
(2 часа) Тема 6. Инфекционные заболевания. (1 час) Микроорганизмы – возбудители болезней. Защитные силы организма. Учение об иммунитете. Понятие об инфекционных заболеваниях. Условия возникновения эпидемий. Стадии инфекционного заболевания: инкубационный и острый периоды, выздоровление. Тема 7. Профилактикаинфекционных заболеваний. Дезинфекция. (1 час) Профилактика инфекционных заболеваний (ликвидация источников инфекции, пресечение ее передачи, повышение устойчивости человека к данной инфекции). Предупредительные прививки. Наиболее часто встречающиеся инфекции в данном регионе, их профилактика. Средства личной гигиены, первая доврачебная помощь, уход за инфекционными больными.
Лабораторная работа №3
.
Приемы дезинфекции и стерилизации, используемые в домашних условиях.

Раздел V. Травматизм и его профилактика.
(4 часа) Тема 8. Травматизм юношей, обусловленный психическими особенностями. (1 час) Ушибы, растяжения, вывихи, переломы, ожоги, обморожения. Кровотечения; способы остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений. Повязки, обработка ран. Тема 9. Травматический шок и противошоковые мероприятия. (1 час) Причины травматического шока. Фазы травматического шока. Предупреждение шока. Противошоковые мероприятия. Тема 10. Первая медицинская помощь при переломах. (1 час) Переломы, их основные признаки. Осложнения при переломах. Иммобилизация (основные правила).
Практическая работа №1
.
Первая медицинская помощь при переломах.
(1 час). Использование кровоостанавливающих и дезинфицирующих средств, наложение шин. Тема 11. Предупреждение травматизма. (1 час) Техника безопасности при работе с инструментами, сельскохозяйственными орудиями, с подвижными механизмами; защитные приспособления.
Раздел VI. Предупреждение и первая помощь при сердечно-сосудистых заболеваниях.
(5 часов)
Тема 12. Строение и функционирование сердечно-сосудистой системы. (1 час) Особенностисердечно-сосудистой системы юношества. Заболевания сердца и сосудов, их предупреждение. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердечно-сосудистую систему. Тема 13. Тренировка сердца и сосудов. (1 час)
Практическая работа №2
.
Измерение частоты пульса и артериального давления до и после физической нагрузки.
Тема 14. Первая медицинская помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности. (1 час) Способы искусственного дыхания. Непрямой массаж сердца при остановке сердечной деятельности.
Практическая работа №3. Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания.
Тема 15. Функциональные сердечно-сосудистые пробы. (1 час)
Лабораторная работа №4
.
Функциональные сердечно-сосудистые пробы.
Тема 16. Знакомство с кардиографией. (1 час) Экскурсия в кардиологический кабинет поликлиники.
Раздел VII. Гигиена дыхания.
(2 часа) Тема 17. Особенности функционирования органов дыхания. (1 час) Физиологические тесты и функциональные дыхательные пробы. Понятие о кислородном голоде.
Лабораторная работа №5
.
Дыхательные функциональные пробы: измерение времени максимальной задержки дыхания при глубоком вдохе, при

глубоком выдохе, до и после дозированной нагрузки.
Тема 18. Гигиенические основы дыхания. (1 час) Гигиеническая оценка микроклимата помещения. Меры первой помощи при отравлении угарным газом и удушье. Поддержание чистоты в помещении. Развитие голосового аппарата. Мутация голоса. Гигиена голоса. Техника безопасности при работе с ядохимикатами. Вредное влияние курения на органы дыхания.
Лабораторная работа №6
.
Санитарный анализ воздуха в помещении. Изготовление простейших респираторов.

Раздел VIII. Гигиена питания.
(4 часа) Тема 19. Рацион и режим питания. (1 час) Принципы рационального питания. Равновесие между энергией, поступающей с пищей, и расходуемой. Санитарно-гигиенические требования к
хранению и употреблению пищевых продуктов. Режим питья. Гигиеническая оценка питьевой воды.
Лабораторная работа №7
.
Санитарная проверка пищевых продуктов.

Лабораторная работа №8
.
Санитарная проверка пригодности для питья природной воды.
Тема 20. Витамины-основа жизни. (1 час) Витамины - жизненные важные свойства, играющие важную роль в обмене веществ и поступающие с пищей извне. Классификация и номенклатура витаминов. Тема 21. Заболевания органов пищеварения. (1 час) Пищевые отравления. Меры первой помощи. Гипо- и гипервитаминозы, их предупреждение. Инфекционные, неинфекционные острые и хронические заболевания органов пищеварения; глистные инвазии. Вредное действие наркотиков, алкоголя и курения на органы пищеварения. Тема 22. Понятие о диетотерапии. (1 час) Диетотерапия как наука о терапевтическом воздействии пищевых продуктов на организм человека. Лечение и профилактика заболеваний методом диетотерапии. Энергетическая ценность и химический состав продуктов. Физические свойства пищи. Перечень разрешенных и рекомендованных пищевых продуктов.
Раздел IX. Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви.
(2 часа) Тема 23. Кожа. (1 час) Функции кожи и причины их нарушения. Уход за кожей. Профилактика аллергических, гнойничковых и грибковых заболеваний, чесотки. Защита кожных покровов в быту и на производстве.
Лабораторная работа №9
.
Определение типа кожи: нормальная, сухая, жирная.
Тема 24. Закаливание. Гигиена. (1 час) Теплорегуляция и приемы закаливания. Механизмы действия природных факторов. Методы и формы закаливающих процедур. Гигиена одежды. Подбор одежды и обуви с учетом погодных условий. Профилактика воздействия на организм опасных для здоровья метеорологических факторов. Закаливание. Первая помощь при солнечных, тепловых ударах, доврачебная помощь при переохлаждении организма.
Раздел X. Нервная система и психическое здоровье.
(4 часа) Тема 25. Нервная система. (1 час)
Значение нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Понятие о динамическом стереотипе, его роли в повседневной жизни. Навыки ипривычки. Тема 26. Стресс. Поведение. (1 час) Стресс и фазы его развития: тревога, адаптация, истощение. Предупреждение отрицательных последствий стрессов. Выработка навыков и привычек. Понятие об активном и реактивном поведении. Режим дня как проявление реактивного поведения. Гигиена сна. Несостоятельность оккультизма. Вред суеверий. Тема 27. Психическое здоровье. (1 час) Психическое здоровье: человек в коллективе, межличностные отношения, оценка окружающих и самооценка, соотношение переживаний и конкретных действий. Психогигиена. Тема 28. Человек и его здоровье. (1 час). Урок-проект. Методический паспорт учебного проекта. Этапы проведения урока. Работа учащихся в группах по выполнению заданий. Что такое здоровье?
Раздел XI. Предупреждение вредных привычек.
(2 часа) Тема 29. Наркотики. Борьба с курением и алкоголизмом. (1 час) Свойства наркотиков. Реакция на наркотики здорового организма. Стадии развития наркомании. Физическая и психическая деградация личности наркомана. Борьба скурением, предупреждение развития пьянства и алкоголизма. Тема 30. «Имя беды-наркотики». Пресс-конференция. (1 час)
Раздел XII. Гигиена труда.
(4 часа) Тема 31. Понятие о работоспособности. (1 час) Понятие о работоспособности. Динамика работоспособности: фазы врабатывания наибольшей работоспособности, истощения. Утомление, усталость. Объективные признаки утомления. Причины переутомления. Правильная организация труда. Тема 32. Особенности учебной деятельности. (1 час) Работоспособность школьника и ее поддержание. Развитие наблюдательности. Роль произвольного внимания в учении. Активизация внимания. Развитие памяти, воссоздающего и творческого мышления. Качества ума. Гигиена учебного труда. Тема 33. Выбор профессии. (1 час) Эмоции и воля в учебном процессе. Понятие мотивации. Темперамент и формирование характера. Способности и одаренность. Выбор профессии.
Тема 34. Защита проектных работ учащихся. (1 час)
Примерные темы проектных работ учащихся.
1. Инфекционные заболевания и их профилактика. 2. Первая помощь при сердечно-сосудистых заболеваниях. 3. Система психофизического саморегулирования. 4. Перспективы адаптации человека к изменяющимся условиям окружающей среды. Организация труда и отдыха. Режим дня. 5. Анализ пригодности для питья природной воды.

Календарно-тематическое планирование

№ раздела

Наименование темы, раздела

Количество часов

Форма контроля

Проведено
всего Лекционных Практических.
По плану

По факту

1

Введение

1
1.1. Предмет и методы гигиены. 1 Лекция с элементами беседы 1 неделя сентября
2

История гигиены.

2
2.1 Санитарно-гигиеническая культура древнего мира и средневековья. 1 Лекция с элементами беседы 2 неделя сентября 2.2. История гигиены в России. 1 Лекция с элементами беседы 3 неделя сентября
3

Физическая активность и здоровье.

2

3.1 Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье. 0,5 0,5 Лабораторная работа №1 4 неделя сентября 3.2 Задачи физического воспитания. 0,5 0,5 Лабораторная работа №2 1 неделя октября
4
.
Предупреждение инфекционных

заболеваний.

2
4.1. Инфекционные заболевания. 1 Лекция с элементами беседы 2 неделя октября 4.2. Профилактика инфекционных заболеваний. Дезинфекция. 0,5 0,5 Лабораторная работа №3 3 неделя октября
5
.
Травматизм и его профилактика.

4
5.1. Травматизм юношей, обусловленный психическими особенностями. 1 Лекция с элементами беседы 4 неделя октября 5.2. Травматический шок и противошоковые мероприятия. 1 Лекция с элементами 2 неделя ноября
беседы 5.3. Первая медицинская помощь при переломах. 0,5 0,5 Практическая работа №1 3 неделя ноября 5.4. Предупреждение травматизма. 1 Лекция с элементами беседы 4 неделя ноября
6
.
Предупреждение и первая помощь при

сердечно-сосудистых заболеваниях.

5
6.1. Строение и функционирование сердечно- сосудистой системы. 1 Лекция с элементами беседы 5 неделя ноября 6.2 Тренировка сердца и сосудов. 1 Практическая работа №2 1 неделя декабря 6.3 Первая медицинская помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности. 1 Практическая работа №3 2 неделя декабря 6.4 Функциональные сердечно-сосудистые пробы. 1 Лабораторная работа №4 3 неделя декабря
6.5 Знакомство с кардиографией. 1 Экскурсия 4 неделя декабря
7

Гигиена дыхания.

2
7.1 Особенности функционирования органов дыхания. 0,5 0,5 Лабораторная работа №5 3 неделя января 7.2 Гигиенические основы дыхания. 0,5 0,5 Лабораторная работа №6 4 неделя января
8

Питание. Гигиена питания.

4
8.1 Рацион и режим питания. 0,5 0,5 Лабораторная работа №7,8 5 неделя января 8.2 Витамины-основа жизни. 1 Ролевая игра 1 неделя февраля 8.3 Заболевания органов пищеварения. 1 Лекция с элементами беседы 2 неделя февраля
8.4 Понятие о диетотерапии. 1 Лекция с элементами беседы 3 неделя февраля
9

Профилактика кожных заболеваний.

Закаливание. Гигиена одежды и обуви.

2
9.1 Кожа. 0,5 0,5 Лабораторная работа №9 4 неделя февраля 9.2 Закаливание. Гигиена. 1 Лекция с элементами беседы 1 неделя марта
10

Нервная система и психическое здоровье.

4
10.1 Нервная система. 1 Лекция с элементами беседы 2 неделя марта 10.2 Стресс. Поведение. 1 Лекция с элементами беседы 3 неделя марта 10.3 Психическое здоровье. 1 Лекция с элементами 1 неделя апреля
беседы 10.4 Человек и его здоровье. 1 Творческая работа. Урок-проект 2 неделя апреля
11

Предупреждение вредных привычек.

2
11.1 Наркотики. Борьба с курением и алкоголизмом. 1 Урок-семинар 3 неделя апреля 11.2 "Имя беды-наркотики" (пресс-конференция). 1 Пресс- конференция 4 неделя апреля
12

Гигиена труда.

4
12.1 Понятие о работоспособности. 1 Лекция с элементами беседы 1 неделя мая 12.2 Особенности учебной деятельности. 1 Лекция с элементами беседы 2 неделя мая
12.3 Выбор профессии. 1 Лекция с элементами беседы. Анкетирование 3 неделя мая 12.4 Защита проектных работ учащихся. Итоговый контроль 1 Творческая работа 4 неделя мая
ИТОГО

34

21

13

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Обучающиеся должны знать:

-
историю гигиены, гигиена питания, дыхания;
- профилактикусердечно-сосудистых, кожных и инфекционных заболеваний; - физиологию и здоровье человека; - приспособительные особенности организма; - о значении правильного питания, дыхания; - о необходимости закаливания; - правила гигиены и санитарии для укрепления здоровья; - борьбу скурением, предупреждение развития пьянства и алкоголизма; - методы и формы закаливающих процедур.
Обучающиеся должны уметь:
- определять функциональные сердечно-сосудистыеи дыхательныепробы; - измерять артериальное давление и частоту пульса до и после физической нагрузки; - выявлять плоскостопие и недостатки осанки; - выполнять проекты по темам: - профилактика наиболее опасных заболеваний данного региона; - организация первой помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях; -система психофизического саморегулирования; - организация труда и отдыха; - составление рациона питания; - проведение санитарного анализа воздуха в помещении; - проведение санитарного анализа природной воды на предмет ее пригодности для питья.
Список литературы

Для педагогов
1. Агаджанян А.Н. Ритмы жизни и здоровье.- М.: Знание, 1975.
2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение.- М.: Мир, 1998. 3. Губергриц А.Я. Лечебное питание.- Киев, Высшая школа, 1985. 4. Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников.- М.: Просвещение, 1983. 5. Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания.- М.: Знание, 1986.
Для учащихся
1.Вольк Р. Занимательная энциклопедия.- М.: Мир книги, 1999. 2. Дмитриева Т.А. и др. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 кл. Вопросы. Задания. Задачи.- М.: Дрофа, 2002. 3. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников.- М.: Просвещение, 1984. 4. Коростелев Н.Б. Всем, кто хочет быть здоров.- М.: Молодая гвардия, 1978. 5. Селье Г. Стресс без дистресса.- М.: Прогресс, 1982. 6. Ярыгин Б.М. Биология для поступающих в вузы.- М.: Высшая школа, 2003.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!