Автор: Кузнецова Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад 7
Населённый пункт: город Киселевск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Что надо знать о мелкой моторики"
Раздел: дошкольное образование
Что надо знать о мелкой моторике.
В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее
развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей
площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция
кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина
проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание
рассматривать кисть руки как "орган речи", такой же, как артикуляционный
аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном
влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой
функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не
только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения
пальцев рук, или мелкую моторику. Мелкая моторика рук взаимодействует с
такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-
пространственное восприятие (координация), воображение,
наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков
мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка
потребует использования точных, координированных движений кистей и
пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также
выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев
ребенка уже с восьмимесячного возраста.
У большинства современных детей, особенно городских, отмечается как
общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет
двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних
дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать
крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и
выбивать ковры, готовить еду и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало
кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют
машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все
эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии
детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что
уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность
движений) и ручных навыков (использование различных инструментов -
ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в
дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим
уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не
достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии
ребенка.
Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на
общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и
уверенным в себе. Развивая мелкую моторику у детей, вы развиваете
интеллект ребенка и совершенствуете точность его движений. Все занятия с
ребенком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут
пользу и приучат любить все исследовать и изучать. А это самое главное для
развития ребенка. Для развития моторики прекрасно подходит лепка и
массаж рук.
Лепить можно из мягкого пластилина, мокрой глины и кусочка теста.
Например, вы готовите на кухне, дайте ребенку кусочек теста, пусть для
начала лепит колобок или другие фигурки: деревья, грибы, овощи. Такие
игры помогут вам с пользой занять ребенка, когда вы заняты готовкой. Позже
можно лепить из пластилина более сложные детали, самолетик, вертолетик,
машинку и др. Развивайте мелкую моторику у детей, помогая собирать
пирамидку, пазлы, занимаясь с крупами в тазике, переливая водичку из
одного стаканчика в другой, изучая различные материалы: наждачная бумага,
атласная ленточка, мех, пластмасса и т.д.
Очень полезная процедура – массаж рук. Берем орехи со скорлупой,
кладем на стол, и предлагаем малышу покатать их по столу ладошками.
Покажите, как можно спрятать орех в крупе, и потом найти его. Можно
спрятать орех в миске с горохом, дети любят ковыряться в мелких предметах.
Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо
проводить
ежедневно,
желательно
2-3
раза
в
день.
Он
оказывает
тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов.
Работа по тренировке тонких движений пальцев рук может начинаться
очень рано: с 3- , 4-месячного возраста ребенка. Вначале — это только
массаж кистей рук и пассивные сгибания и разгибания пальцев младенца. С 7
—8 месяцев уже вполне возможна и активная тренировка: ребенка можно
обучать
перебирать
сначала
крупные,
затем
все
более
мелкие
яркие
предметы.
В
конце
первого
—
начале
второго
года
ребенку
становятся
доступны
многие
игры:
с
вкладышами,
нанизывание
колец
пирамид,
упражнения
и
игры
с
пальчиками,
сопровождаемые
чтением
народных
стихов-потешек.
Эти
игры
создают
благоприятный
фон,
обеспечивают
хорошую тренировку пальцев, учат улавливать ритм речи.
В
дошкольных
учреждениях
уделяется
большое
внимание
развитию
мелких
групп
мышц
у
детей.
Развитие
ручной
умелости
может
осуществляться на различных занятиях (лепка, рисование, конструирование и
т.
д.).
Большую
роль
играют
физкультурные
занятия,
так
как
они
представляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в
различных видах деятельности, носящих большей частью игровой характер
(подвижные
игры
с
потешками,
речитативно-физкультурные
композиции,
перекладывание мелких предметов в эстафетах, броски и ловля и многое
другое).
Навыки,
приобретенные
на
занятиях,
не
всегда
получают
подкрепление в быту. Они как бы оторваны от реальной жизненной ситуации
и,
следовательно,
недостаточно
полноценно
воспринимаются
ребенком
(основываясь на критериях мыслительной деятельности данного возраста).
Для повышения эффективности занятий по развитию мелкой моторики, а так
же с целью достижения более высоких результатов необходимо родителям
использовать
методы
и
приемы,
применяемые
на
занятиях
в
домашних
условиях.
С
этой
целью
можно
рекомендовать
предлагаемые
в
данной
программе игры-опыты и игры-эксперименты, с помощью которых ребенок
познает окружающий мир, получает необходимый сенсорный опыт, развивает
мелкие группы мышц, а самое главное — ребенок обучается в общении с
родителями и через родителей!