Напоминание

"Что надо знать о мелкой моторики"


Автор: Кузнецова Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад 7
Населённый пункт: город Киселевск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Что надо знать о мелкой моторики"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Что надо знать о мелкой моторике.

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее

развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей

площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция

кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина

проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание

рассматривать кисть руки как "орган речи", такой же, как артикуляционный

аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном

влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой

функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не

только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения

пальцев рук, или мелкую моторику. Мелкая моторика рук взаимодействует с

такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-

пространственное восприятие (координация), воображение,

наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков

мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка

потребует использования точных, координированных движений кистей и

пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также

выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев

ребенка уже с восьмимесячного возраста.

У большинства современных детей, особенно городских, отмечается как

общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет

двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних

дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать

крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и

выбивать ковры, готовить еду и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало

кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют

машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все

эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии

детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что

уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность

движений) и ручных навыков (использование различных инструментов -

ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в

дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим

уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не

достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии

ребенка.

Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на

общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и

уверенным в себе. Развивая мелкую моторику у детей, вы развиваете

интеллект ребенка и совершенствуете точность его движений. Все занятия с

ребенком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут

пользу и приучат любить все исследовать и изучать. А это самое главное для

развития ребенка. Для развития моторики прекрасно подходит лепка и

массаж рук.

Лепить можно из мягкого пластилина, мокрой глины и кусочка теста.

Например, вы готовите на кухне, дайте ребенку кусочек теста, пусть для

начала лепит колобок или другие фигурки: деревья, грибы, овощи. Такие

игры помогут вам с пользой занять ребенка, когда вы заняты готовкой. Позже

можно лепить из пластилина более сложные детали, самолетик, вертолетик,

машинку и др. Развивайте мелкую моторику у детей, помогая собирать

пирамидку, пазлы, занимаясь с крупами в тазике, переливая водичку из

одного стаканчика в другой, изучая различные материалы: наждачная бумага,

атласная ленточка, мех, пластмасса и т.д.

Очень полезная процедура – массаж рук. Берем орехи со скорлупой,

кладем на стол, и предлагаем малышу покатать их по столу ладошками.

Покажите, как можно спрятать орех в крупе, и потом найти его. Можно

спрятать орех в миске с горохом, дети любят ковыряться в мелких предметах.

Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо

проводить

ежедневно,

желательно

2-3

раза

в

день.

Он

оказывает

тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов.

Работа по тренировке тонких движений пальцев рук может начинаться

очень рано: с 3- , 4-месячного возраста ребенка. Вначале — это только

массаж кистей рук и пассивные сгибания и разгибания пальцев младенца. С 7

—8 месяцев уже вполне возможна и активная тренировка: ребенка можно

обучать

перебирать

сначала

крупные,

затем

все

более

мелкие

яркие

предметы.

В

конце

первого

начале

второго

года

ребенку

становятся

доступны

многие

игры:

с

вкладышами,

нанизывание

колец

пирамид,

упражнения

и

игры

с

пальчиками,

сопровождаемые

чтением

народных

стихов-потешек.

Эти

игры

создают

благоприятный

фон,

обеспечивают

хорошую тренировку пальцев, учат улавливать ритм речи.

В

дошкольных

учреждениях

уделяется

большое

внимание

развитию

мелких

групп

мышц

у

детей.

Развитие

ручной

умелости

может

осуществляться на различных занятиях (лепка, рисование, конструирование и

т.

д.).

Большую

роль

играют

физкультурные

занятия,

так

как

они

представляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в

различных видах деятельности, носящих большей частью игровой характер

(подвижные

игры

с

потешками,

речитативно-физкультурные

композиции,

перекладывание мелких предметов в эстафетах, броски и ловля и многое

другое).

Навыки,

приобретенные

на

занятиях,

не

всегда

получают

подкрепление в быту. Они как бы оторваны от реальной жизненной ситуации

и,

следовательно,

недостаточно

полноценно

воспринимаются

ребенком

(основываясь на критериях мыслительной деятельности данного возраста).

Для повышения эффективности занятий по развитию мелкой моторики, а так

же с целью достижения более высоких результатов необходимо родителям

использовать

методы

и

приемы,

применяемые

на

занятиях

в

домашних

условиях.

С

этой

целью

можно

рекомендовать

предлагаемые

в

данной

программе игры-опыты и игры-эксперименты, с помощью которых ребенок

познает окружающий мир, получает необходимый сенсорный опыт, развивает

мелкие группы мышц, а самое главное — ребенок обучается в общении с

родителями и через родителей!



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!