Автор: Самойлова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 113
Населённый пункт: г.Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Различные подходы к характеристике понятия "взаимодействие" в дошкольной образовательной организации
Раздел: дошкольное образование
Е.В. Самойлова
воспитатель, МБДОУ Детский сад № 113 «Ветерок», г. Архангельск
РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПОНЯТИЯ
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация.
В данной статье мы остановимся на рассмотрении
понятия
«взаимодействие»,
представив
различные
подходы
к
характеристике
взаимодействия в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, взаимодействие,
формы взаимодействия.
За последние годы интерес к педагогическому взаимодействию заметно
возрос. Разработкой теоретических аспектов взаимодействия в образовательной
сфере занимались и занимаются такие исследователи, как А.Н. Джуринский,
И.Б.
Котова,
Е.В.
Коротаева,
Н.А.
Короткова,
П.И.
Пидкасистый,
И.П.
Подласый, Н.Н. Суртаева, В.А. Сластенин, Я.С. Турбовской, Е.Н. Шиянов, В.Р.
Ясницкая и др. Технологические подходы к организации взаимодействия в
педагогическом процессе отражены в работах В.М. Букатова.
С философской точки зрения понятие «взаимодействие» трактуется как
категория,
отражающая
процессы
воздействия
объектов
друг
на
друга,
их
взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого, а также как
универсальная
форма
движения,
развития,
определяющая
существование
и
структурную организацию любой материальной системы.
Понятие «взаимодействие» – это активное, осознанное, целенаправленное
взаимное действие сторон, выступающих в позиции субъектов.
По мнению А.В. Мудрика, взаимодействие - это организация совместных
действий индивидов, групп и организаций, позволяющая им реализовать какую-
либо общую для них работу. Во взаимодействии он выделяет:
-функции (адаптивную и регулятивную);
-виды (функционально-ролевой и эмоционально-межличностный);
-компоненты (когнитивный, аффективный и конативный);
-формы (групповую и межгрупповую);
-средства (вербальные и невербальные).
С учетом данных характеристик в науке были определены подходы к
сущности и содержанию педагогического взаимодействия.
В образовательной сфере интерес к взаимодействию наблюдается с конца
1960-х гг., хотя само словосочетание чаще заменяется синонимическим рядом –
взаимосвязь, сочетание и т.п. – и касается преимущественно теории обучения
(С.П. Баранов, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.). Однако в 1970-
х гг. акцент смещается в область воспитательной работы. Появляются сборники
научно-практических
трудов,
в
названиях
которых
звучит
понятие
«взаимодействие».
Педагогическое взаимодействие трактуется в них как механизм
достижения цели воспитания, обеспечивающий взаимосвязь функционирования
внутришкольных подразделений, а также школы и ближайшего социума. В
начале 1990-х гг. Я.С. Турбовской доказывает, что взаимодействие – «основа
совершенствования
педагогического
процесса».
Так,
в
«Теории
и
практике
воспитательных систем» дано следующее определение: «воспитание есть тот
аспект
взаимодействия
людей,
спецификой
которого
является
постановка
особых – воспитательных – задач, а итогом – изменение психологических
характеристик личности».
Помимо научных трудов, взаимодействие как самостоятельное понятие
начинает выделяться в педагогических словарях. Но в этих определениях не
всегда возможно найти полную характеристику заявленного понятия.
В связи с этим В.Д. Семенов в 1993 г. отметил, что «наука о
во спитательных
явлениях
выстраивается
на
научном
принципе
взаимодействия».
Исследуя
взаимодействие
в
педагогике
как
«научный
принцип», он предлагает следующие аспекты его анализа:
- сложнейший «организм», состоящий из многих «блоков», самые крупные из
которых: дидактический, воспитательный, социально-педагогический;
-
взаимодействие
воспитателя
и
воспитанника;
процесс,
создающий
виды
деятельности (познание, игру, труд, общение);
- процесс, в котором, с одной стороны, развивается и формируется личность
воспитанника, а с другой – совершенствуется личность воспитателя.
Дошкольная образовательная организация это образовательная
организация,
осуществляющая
в
качестве
основной
цели
ее
деятельности
образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного
образования, присмотр и уход за детьми.
В последние годы, в связи с перестройкой системы образования,
приоритетными
становятся
нетрадиционные
формы
работы
с
родителями,
основанные
на
сотрудничестве
педагогов
и
родителей.
Учитывая
занятость
современных родителей, все шире используются такие формы педагогической
помощи,
как
родительская
электронная
почта,
телефон
доверия,
лекотеки,
медиатеки,
целевые
проекты,
различные
виды
родительских
клубов,
информационные центры, игротеки и др.
В нашей работе предоставим несколько классификаций традиционных и
нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.
Традиционные формы вошли в жизнь детского сада со времен
становления общественного дошкольного воспитания
О.Л. Зверев выделил следующую классификацию традиционных форм
взаимодействия с родителями.
Традиционные формы вошли в жизнь детского сада со времен
становления общественного дошкольного воспитания, их можно разделить на
три
группы:
коллективные
(родительские
собрания,
конференции);
индивидуальные (беседы, консультации); наглядные (день открытых дверей,
папки-передвижки, ширмы, стенды).
Рассмотрим следующую классификацию нетрадиционных форм
взаимодействия с родителями (Т.В. Кротова).
Нетрадиционные формы направлены на привлечение родителей к ДОО,
установление неформальных контактов. Их можно разделить на четыре группы:
-информационно-аналитические
(направлены
на
выявление
интересов,
запросов родителей, установление контакта между педагогами, родителями и
детьми): опросы, тесты; анкетирование, «почтовый ящик»;
-досуговые
(привязаны
устанавливать
теплые,
неформальные,
доверительные
отношения,
эмоциональный
контакт
между
педагогами
и
родителями,
между
родителями
и
детьми
(совместные
досуги;
праздники;
выставки);
-познавательные
(выполняют
доминирующую
роль
в
повышении
психолого-педагогической
культуры
родителей):
собрания
нетрадиционной
формы; групповые консультации; тренинги; практикумы; дискуссии.
-наглядно-информационные (позволяют правильно оценить деятельность
педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания): открытые
занятия для родителей (родители являются активными участниками); просмотр
видеороликов,
фотографий;
выставки
детских
работ;
лист
индивидуальных
успехов; газета для родителей; библиотека для родителей
М.Г.
Агавелян,
Е.Ю.
Данилова,
О.Г.
Чечулина
разделяют
формы
взаимодействия
педагогов
ДОО
и
родителей
по
времени
проведению
на
ежедневные, еженедельные, ежемесячные; по месту проведения: в ДОО, за его
пределами;
по
количеству
участников:
подгрупповые,
групповые,
индивидуальные; по составу участников: педагоги и родители и д.р.; по задачам
взаимодействия
с
семьей:
повышающие
педагогическую
компетентность
родителей, способствующие включению их в деятельность ДОО; по характеру
взаимодействия
педагогов
с
родителями:
непосредственные
(личные),
опосредованные;
по
деятельности
участников:
взаимодействие
в
познавательной, трудовой, досуговой деятельности.
Таким образом, понятие «взаимодействие» рассмотрено с разных позиций
и разных источников. Нами представлены различные подходы к характеристике
взаимодействия
в
дошкольной
образовательной
организации
в
виде
классификаций нетрадиционных и традиционных форм взаимодействия ДОО и
семьи, которые можно использовать в работе педагогами с родителями детей
дошкольного возраста. Возможности компетентностного подхода существенно
расширяют поле взаимодействия ДОО и семьи, позволяют решить выделенные
проблемы, с одной стороны, повышения родительской активности, а с другой –
изменения роли детского сада как организатора и инициатора взаимодействия.
Библиографический список
1.Брутова
М.А.,
Буторина
А.Н.,
Малыхина
Е.В.
Образовательная
среда
дошкольной образовательной организации: проблемы и перспективы развития.
– Архангельск: КИРА, 2014. – 129 с
2.Бойцева
М.Б.,
Денисова
О.А.
Взаимодействие
специалистов
ДОУ
компенсирующего вида. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с.
3.Кукушина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить. Социализация в
детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
4.Махова
Л.Ю.
Теоретические
и
методические
основы
взаимодействия
воспитателя с семьями воспитанников. - Архангельск: изд-во АО ИППК РО,
2013. – 62 с.
5.Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Издательский центр Академия,
2000. - 200 с.