Напоминание

Различные подходы к характеристике понятия "взаимодействие" в дошкольной образовательной организации


Автор: Самойлова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 113
Населённый пункт: г.Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Различные подходы к характеристике понятия "взаимодействие" в дошкольной образовательной организации
Раздел: дошкольное образование





Назад




Е.В. Самойлова

воспитатель, МБДОУ Детский сад № 113 «Ветерок», г. Архангельск

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПОНЯТИЯ

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация.

В данной статье мы остановимся на рассмотрении

понятия

«взаимодействие»,

представив

различные

подходы

к

характеристике

взаимодействия в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, взаимодействие,

формы взаимодействия.

За последние годы интерес к педагогическому взаимодействию заметно

возрос. Разработкой теоретических аспектов взаимодействия в образовательной

сфере занимались и занимаются такие исследователи, как А.Н. Джуринский,

И.Б.

Котова,

Е.В.

Коротаева,

Н.А.

Короткова,

П.И.

Пидкасистый,

И.П.

Подласый, Н.Н. Суртаева, В.А. Сластенин, Я.С. Турбовской, Е.Н. Шиянов, В.Р.

Ясницкая и др. Технологические подходы к организации взаимодействия в

педагогическом процессе отражены в работах В.М. Букатова.

С философской точки зрения понятие «взаимодействие» трактуется как

категория,

отражающая

процессы

воздействия

объектов

друг

на

друга,

их

взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого, а также как

универсальная

форма

движения,

развития,

определяющая

существование

и

структурную организацию любой материальной системы.

Понятие «взаимодействие» – это активное, осознанное, целенаправленное

взаимное действие сторон, выступающих в позиции субъектов.

По мнению А.В. Мудрика, взаимодействие - это организация совместных

действий индивидов, групп и организаций, позволяющая им реализовать какую-

либо общую для них работу. Во взаимодействии он выделяет:

-функции (адаптивную и регулятивную);

-виды (функционально-ролевой и эмоционально-межличностный);

-компоненты (когнитивный, аффективный и конативный);

-формы (групповую и межгрупповую);

-средства (вербальные и невербальные).

С учетом данных характеристик в науке были определены подходы к

сущности и содержанию педагогического взаимодействия.

В образовательной сфере интерес к взаимодействию наблюдается с конца

1960-х гг., хотя само словосочетание чаще заменяется синонимическим рядом –

взаимосвязь, сочетание и т.п. – и касается преимущественно теории обучения

(С.П. Баранов, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.). Однако в 1970-

х гг. акцент смещается в область воспитательной работы. Появляются сборники

научно-практических

трудов,

в

названиях

которых

звучит

понятие

«взаимодействие».

Педагогическое взаимодействие трактуется в них как механизм

достижения цели воспитания, обеспечивающий взаимосвязь функционирования

внутришкольных подразделений, а также школы и ближайшего социума. В

начале 1990-х гг. Я.С. Турбовской доказывает, что взаимодействие – «основа

совершенствования

педагогического

процесса».

Так,

в

«Теории

и

практике

воспитательных систем» дано следующее определение: «воспитание есть тот

аспект

взаимодействия

людей,

спецификой

которого

является

постановка

особых – воспитательных – задач, а итогом – изменение психологических

характеристик личности».

Помимо научных трудов, взаимодействие как самостоятельное понятие

начинает выделяться в педагогических словарях. Но в этих определениях не

всегда возможно найти полную характеристику заявленного понятия.

В связи с этим В.Д. Семенов в 1993 г. отметил, что «наука о

во спитательных

явлениях

выстраивается

на

научном

принципе

взаимодействия».

Исследуя

взаимодействие

в

педагогике

как

«научный

принцип», он предлагает следующие аспекты его анализа:

- сложнейший «организм», состоящий из многих «блоков», самые крупные из

которых: дидактический, воспитательный, социально-педагогический;

-

взаимодействие

воспитателя

и

воспитанника;

процесс,

создающий

виды

деятельности (познание, игру, труд, общение);

- процесс, в котором, с одной стороны, развивается и формируется личность

воспитанника, а с другой – совершенствуется личность воспитателя.

Дошкольная образовательная организация это образовательная

организация,

осуществляющая

в

качестве

основной

цели

ее

деятельности

образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного

образования, присмотр и уход за детьми.

В последние годы, в связи с перестройкой системы образования,

приоритетными

становятся

нетрадиционные

формы

работы

с

родителями,

основанные

на

сотрудничестве

педагогов

и

родителей.

Учитывая

занятость

современных родителей, все шире используются такие формы педагогической

помощи,

как

родительская

электронная

почта,

телефон

доверия,

лекотеки,

медиатеки,

целевые

проекты,

различные

виды

родительских

клубов,

информационные центры, игротеки и др.

В нашей работе предоставим несколько классификаций традиционных и

нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.

Традиционные формы вошли в жизнь детского сада со времен

становления общественного дошкольного воспитания

О.Л. Зверев выделил следующую классификацию традиционных форм

взаимодействия с родителями.

Традиционные формы вошли в жизнь детского сада со времен

становления общественного дошкольного воспитания, их можно разделить на

три

группы:

коллективные

(родительские

собрания,

конференции);

индивидуальные (беседы, консультации); наглядные (день открытых дверей,

папки-передвижки, ширмы, стенды).

Рассмотрим следующую классификацию нетрадиционных форм

взаимодействия с родителями (Т.В. Кротова).

Нетрадиционные формы направлены на привлечение родителей к ДОО,

установление неформальных контактов. Их можно разделить на четыре группы:

-информационно-аналитические

(направлены

на

выявление

интересов,

запросов родителей, установление контакта между педагогами, родителями и

детьми): опросы, тесты; анкетирование, «почтовый ящик»;

-досуговые

(привязаны

устанавливать

теплые,

неформальные,

доверительные

отношения,

эмоциональный

контакт

между

педагогами

и

родителями,

между

родителями

и

детьми

(совместные

досуги;

праздники;

выставки);

-познавательные

(выполняют

доминирующую

роль

в

повышении

психолого-педагогической

культуры

родителей):

собрания

нетрадиционной

формы; групповые консультации; тренинги; практикумы; дискуссии.

-наглядно-информационные (позволяют правильно оценить деятельность

педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания): открытые

занятия для родителей (родители являются активными участниками); просмотр

видеороликов,

фотографий;

выставки

детских

работ;

лист

индивидуальных

успехов; газета для родителей; библиотека для родителей

М.Г.

Агавелян,

Е.Ю.

Данилова,

О.Г.

Чечулина

разделяют

формы

взаимодействия

педагогов

ДОО

и

родителей

по

времени

проведению

на

ежедневные, еженедельные, ежемесячные; по месту проведения: в ДОО, за его

пределами;

по

количеству

участников:

подгрупповые,

групповые,

индивидуальные; по составу участников: педагоги и родители и д.р.; по задачам

взаимодействия

с

семьей:

повышающие

педагогическую

компетентность

родителей, способствующие включению их в деятельность ДОО; по характеру

взаимодействия

педагогов

с

родителями:

непосредственные

(личные),

опосредованные;

по

деятельности

участников:

взаимодействие

в

познавательной, трудовой, досуговой деятельности.

Таким образом, понятие «взаимодействие» рассмотрено с разных позиций

и разных источников. Нами представлены различные подходы к характеристике

взаимодействия

в

дошкольной

образовательной

организации

в

виде

классификаций нетрадиционных и традиционных форм взаимодействия ДОО и

семьи, которые можно использовать в работе педагогами с родителями детей

дошкольного возраста. Возможности компетентностного подхода существенно

расширяют поле взаимодействия ДОО и семьи, позволяют решить выделенные

проблемы, с одной стороны, повышения родительской активности, а с другой –

изменения роли детского сада как организатора и инициатора взаимодействия.

Библиографический список

1.Брутова

М.А.,

Буторина

А.Н.,

Малыхина

Е.В.

Образовательная

среда

дошкольной образовательной организации: проблемы и перспективы развития.

– Архангельск: КИРА, 2014. – 129 с

2.Бойцева

М.Б.,

Денисова

О.А.

Взаимодействие

специалистов

ДОУ

компенсирующего вида. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с.

3.Кукушина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить. Социализация в

детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

4.Махова

Л.Ю.

Теоретические

и

методические

основы

взаимодействия

воспитателя с семьями воспитанников. - Архангельск: изд-во АО ИППК РО,

2013. – 62 с.

5.Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Издательский центр Академия,

2000. - 200 с.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!