Автор: Шардина Татьяна Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "РАДУГА"
Населённый пункт: Город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Роль педагога в учебно-воспитательном процессе
Раздел: дополнительное образование
Статья на тему: Роль педагога в учебно-воспитательном процессе
Автор : Шардина Татьяна Алексеевна
Учитель, педагог дополнительного образования выступает посредником
между ребенком и обширным, прекрасным миром искусства. Педагогическая
задача состоит в такой организации процесса познания искусства, которая
способствует
естественному
и
органическому
проявлению
собственных
духовных сил ребенка, соответствующей данной ступени его развития.
Педагог
должен
не
только
систематизировать
разрозненные
знания
ребенка об искусстве, но и организовать работу по усвоению детьми новых
знаний,
получению
чувственного
опыта,
эстетических
переживаний.
Эта
работа
должна
быть
системной,
последовательной,
поэтому
необходимо
педагогическое
планирование
1
.
При
планировании
работы
с
младшими
школьниками необходимо учитывать следующие этапы:
- оценка педагогической обстановки с точки зрения вышестоящих целей
нравственно-эстетического воспитания: воспитание гуманной, всесторонне
развитой личность.
- постановка цели, общая цель должна быть реализована в частных
целях. Формулирование целей прогнозирует деятельность, позволяет видеть
ход и результаты труда.
- формирование системы действий, выбор целесообразных методов и
средств для реализации поставленных целей и задач.
В процессе планирования важно не только создать целостную систему,
но и ограничь ее размер определенными рамками, рассчитать работу во
времени и пространстве, учесть все возможные факты, взвесить возможности
и
силы
учащихся,
свои
знания,
методические
и
организационные
1
Планирование
-
это
процесс
разработки
организационного
чертежа,
формирования модели (системы), которая впоследствии руководит деятельностью.
возможности, степень подготовленности учащихся и многое другое, что в
конечном итоге повлияет на эффективность работы.
Одним
из
важнейших
условий
планирования
является
мониторинг,
который позволит систематизировать критерии результативности обучения.
При планировании необходимо учитывать индивидуальные и возрастные
возможности
школьников,
их
потенциал.
Младшие
школьники
легче
усваивают
материал,
если
идти
от
практики
к
теории.
Однако
нельзя
полностью
игнорировать
теоретическую
основу.
В
ходе
познавательных
бесед и дискуссий детям необходимо дать знания по истории вопроса, знания
о тех видах искусства, которые изучаются. Практика и теория должны быть
взаимосвязаны, чтобы знания и непосредственное впечатление подкрепляли
друг друга.
Одной
из
основных
задач
ритмики
и
танца
является
процесс
нравственно-эстетического воспитания, включающий проведение бесед по
этике
и
эстетике,
истории
хореографии.
Эта
работа
требует
от
педагога
тонкости и деликатности, при ознакомлении детей с произведениями ис-
кусства
мастерство
педагога
состоит
в
том,
чтобы
весь
процесс
его
восприятия сделать непосредственным, чтобы дети стали самостоятельно
приобщились к искусству.
Осуществление определенных педагогических
задач, которые стоят перед педагогом будет тем быстрее и надежнее, чем
незаметнее
они
для
детей.
«Сохранение
естественности
постижения
искусства - необходимое условие художественного воспитания. И не только
художественного, но и всякого воспитания - идейного, интеллектуального,
нравственного и трудового».
Развивая
творческие
способности,
культуру
эмоций,
нравственно-
этические
представления
и
т.д.,
педагог
развивает
общую
культуру
учащихся,
способствует
их
гармоничному
развитию,
что
положительно
скажется на отношение к работе, труду, учебе и т.д.
Кроме планирования важным условием педагогической деятельности
является самообразование, повышение квалификации. Это не просто процесс
совершенствования, «приращивания» каких-либо знаний, навыков и умений,
а процесс взаимосвязанных количественных и качественных преобразований,
изменений
и
на
этой
основе
самоопределения,
самовыражения
и
самоутверждения
личности
учителя,
что
в
конечном
итоге
даст
положительные результаты в работе с детьми.
Очень важными в работе педагога являются первые занятия. Обычно
первоклассники первый раз приходят в класс полные интереса и ожидания.
Многие из них уже не раз встречались с элементами ритмики: все, конечно,
охотно прыгали, скакали, бегали, как это свойственно всем детям; но далеко
не все умеют соединять музыку с движением, что могло бы им дать и новое
ощущение
музыки,
и
новое
качество
движения.
Педагогу
необходимо
овладеть вниманием детей, как непроизвольным (вызванным интересом к
занятиям),
так
и
произвольным
(целенаправленным).
С
первых
шагов
добиться
внимания
к
каждому
своему
слову
и
серьезного
отношения
к
основным правилам работы и поведения: не шуметь, не разговаривать во
время звучания музыки, не отвлекаться, двигаться бесшумно — «не мешать
музыкальному звучанию». Если на первом занятии допустить несобранность
внимания, нарушение правил поведения, то серьезное отношение, с которым
пришли дети, пропадет и восстановить его будет трудно: игры, упражнения
превратятся в беспорядочную беготню, дети будут возбуждаться, и занятия
потеряют всякий смысл.
Уже с первых занятий педагог начинает работать над необходимыми
музыкально-двигательными
навыками:
дети
привыкают
внимательно
слушать музыку во время движения, начинать оканчивать движение, вместе с
музыкой сменять одно движение другим в зависимости от ее характера.
Внимание еще более обостряется тем, что предварительного прослушивания
и
обсуждения
музыкального
образа
не
проводится.
Разъяснив
детям
содержание упражнения и его структуру, педагог предупреждает детей, чтобы
они приготовились к движению с началом музыки, а затем предоставляет им
возможность выполнять задание так, как они его поняли, как им подскажет
музыка.
Одновременно
для
развития
музыкально-двигательной
памяти
учащиеся могут самостоятельно начинать упражнение, услышав знакомую
музыкальную
пьесу.
Так
у
детей
воспитывается
непрерывное
и
заинтересованное
внимание
к
музыке,
с
которой
связаны
их
действия;
первоначально
произвольное,
оно
по степенно
превращается
в
послепроизвольное — дети привыкают следить за музыкальным рассказом
так
же,
как
они
слушают
стихи
или
сказку.
С
первых
занятий
активизируются
связи
между
музыкой
и
движением,
у
детей
появляется
желание
двигаться
во
время
музыкального
звучания,
связь
музыки
с
движением становится привычной и, естественной, движения усиливают их
эмоциональный отклик на музыку, дети получают радость. Чтобы с первых
занятий
вызвать
положительные
эмоции,
педагогу
необходимо
включать
простые интересные упражнения, не предоставляющие особых затруднений
для их восприятия и выполнения.
Эти
первые
музыкально-двигательные
впечатления
и
навыки
детей
служат залогом успеха всей дальнейшей работы.
Таким образом, работа педагога должна быть направлена не просто на
передачу
определенного
комплекса
знаний
и
умений,
а
на
развитие
индивидуальных особенностей личности ученика в процессе общей с ним
деятельности.