Напоминание

Роль педагога в учебно-воспитательном процессе


Автор: Шардина Татьяна Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "РАДУГА"
Населённый пункт: Город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Роль педагога в учебно-воспитательном процессе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья на тему: Роль педагога в учебно-воспитательном процессе

Автор : Шардина Татьяна Алексеевна

Учитель, педагог дополнительного образования выступает посредником

между ребенком и обширным, прекрасным миром искусства. Педагогическая

задача состоит в такой организации процесса познания искусства, которая

способствует

естественному

и

органическому

проявлению

собственных

духовных сил ребенка, соответствующей данной ступени его развития.

Педагог

должен

не

только

систематизировать

разрозненные

знания

ребенка об искусстве, но и организовать работу по усвоению детьми новых

знаний,

получению

чувственного

опыта,

эстетических

переживаний.

Эта

работа

должна

быть

системной,

последовательной,

поэтому

необходимо

педагогическое

планирование

1

.

При

планировании

работы

с

младшими

школьниками необходимо учитывать следующие этапы:

- оценка педагогической обстановки с точки зрения вышестоящих целей

нравственно-эстетического воспитания: воспитание гуманной, всесторонне

развитой личность.

- постановка цели, общая цель должна быть реализована в частных

целях. Формулирование целей прогнозирует деятельность, позволяет видеть

ход и результаты труда.

- формирование системы действий, выбор целесообразных методов и

средств для реализации поставленных целей и задач.

В процессе планирования важно не только создать целостную систему,

но и ограничь ее размер определенными рамками, рассчитать работу во

времени и пространстве, учесть все возможные факты, взвесить возможности

и

силы

учащихся,

свои

знания,

методические

и

организационные

1



Планирование

-

это

процесс

разработки

организационного

чертежа,

формирования модели (системы), которая впоследствии руководит деятельностью.

возможности, степень подготовленности учащихся и многое другое, что в

конечном итоге повлияет на эффективность работы.

Одним

из

важнейших

условий

планирования

является

мониторинг,

который позволит систематизировать критерии результативности обучения.

При планировании необходимо учитывать индивидуальные и возрастные

возможности

школьников,

их

потенциал.

Младшие

школьники

легче

усваивают

материал,

если

идти

от

практики

к

теории.

Однако

нельзя

полностью

игнорировать

теоретическую

основу.

В

ходе

познавательных

бесед и дискуссий детям необходимо дать знания по истории вопроса, знания

о тех видах искусства, которые изучаются. Практика и теория должны быть

взаимосвязаны, чтобы знания и непосредственное впечатление подкрепляли

друг друга.

Одной

из

основных

задач

ритмики

и

танца

является

процесс

нравственно-эстетического воспитания, включающий проведение бесед по

этике

и

эстетике,

истории

хореографии.

Эта

работа

требует

от

педагога

тонкости и деликатности, при ознакомлении детей с произведениями ис-

кусства

мастерство

педагога

состоит

в

том,

чтобы

весь

процесс

его

восприятия сделать непосредственным, чтобы дети стали самостоятельно

приобщились к искусству.

Осуществление определенных педагогических

задач, которые стоят перед педагогом будет тем быстрее и надежнее, чем

незаметнее

они

для

детей.

«Сохранение

естественности

постижения

искусства - необходимое условие художественного воспитания. И не только

художественного, но и всякого воспитания - идейного, интеллектуального,

нравственного и трудового».

Развивая

творческие

способности,

культуру

эмоций,

нравственно-

этические

представления

и

т.д.,

педагог

развивает

общую

культуру

учащихся,

способствует

их

гармоничному

развитию,

что

положительно

скажется на отношение к работе, труду, учебе и т.д.

Кроме планирования важным условием педагогической деятельности

является самообразование, повышение квалификации. Это не просто процесс

совершенствования, «приращивания» каких-либо знаний, навыков и умений,

а процесс взаимосвязанных количественных и качественных преобразований,

изменений

и

на

этой

основе

самоопределения,

самовыражения

и

самоутверждения

личности

учителя,

что

в

конечном

итоге

даст

положительные результаты в работе с детьми.

Очень важными в работе педагога являются первые занятия. Обычно

первоклассники первый раз приходят в класс полные интереса и ожидания.

Многие из них уже не раз встречались с элементами ритмики: все, конечно,

охотно прыгали, скакали, бегали, как это свойственно всем детям; но далеко

не все умеют соединять музыку с движением, что могло бы им дать и новое

ощущение

музыки,

и

новое

качество

движения.

Педагогу

необходимо

овладеть вниманием детей, как непроизвольным (вызванным интересом к

занятиям),

так

и

произвольным

(целенаправленным).

С

первых

шагов

добиться

внимания

к

каждому

своему

слову

и

серьезного

отношения

к

основным правилам работы и поведения: не шуметь, не разговаривать во

время звучания музыки, не отвлекаться, двигаться бесшумно — «не мешать

музыкальному звучанию». Если на первом занятии допустить несобранность

внимания, нарушение правил поведения, то серьезное отношение, с которым

пришли дети, пропадет и восстановить его будет трудно: игры, упражнения

превратятся в беспорядочную беготню, дети будут возбуждаться, и занятия

потеряют всякий смысл.

Уже с первых занятий педагог начинает работать над необходимыми

музыкально-двигательными

навыками:

дети

привыкают

внимательно

слушать музыку во время движения, начинать оканчивать движение, вместе с

музыкой сменять одно движение другим в зависимости от ее характера.

Внимание еще более обостряется тем, что предварительного прослушивания

и

обсуждения

музыкального

образа

не

проводится.

Разъяснив

детям

содержание упражнения и его структуру, педагог предупреждает детей, чтобы

они приготовились к движению с началом музыки, а затем предоставляет им

возможность выполнять задание так, как они его поняли, как им подскажет

музыка.

Одновременно

для

развития

музыкально-двигательной

памяти

учащиеся могут самостоятельно начинать упражнение, услышав знакомую

музыкальную

пьесу.

Так

у

детей

воспитывается

непрерывное

и

заинтересованное

внимание

к

музыке,

с

которой

связаны

их

действия;

первоначально

произвольное,

оно

по степенно

превращается

в

послепроизвольное — дети привыкают следить за музыкальным рассказом

так

же,

как

они

слушают

стихи

или

сказку.

С

первых

занятий

активизируются

связи

между

музыкой

и

движением,

у

детей

появляется

желание

двигаться

во

время

музыкального

звучания,

связь

музыки

с

движением становится привычной и, естественной, движения усиливают их

эмоциональный отклик на музыку, дети получают радость. Чтобы с первых

занятий

вызвать

положительные

эмоции,

педагогу

необходимо

включать

простые интересные упражнения, не предоставляющие особых затруднений

для их восприятия и выполнения.

Эти

первые

музыкально-двигательные

впечатления

и

навыки

детей

служат залогом успеха всей дальнейшей работы.

Таким образом, работа педагога должна быть направлена не просто на

передачу

определенного

комплекса

знаний

и

умений,

а

на

развитие

индивидуальных особенностей личности ученика в процессе общей с ним

деятельности.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!