Автор: Жадько Алексей Николаевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ РАДУГА
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Детско-родительские формы физического воспитания как основа крепкой и здоровой семьи
Раздел: дополнительное образование
А.Н. Жадько, ПДО МАУ ДО ДДТ РАДУГА
Детско-родительские формы физического воспитания как основа
крепкой и здоровой семьи
В
последние
годы
отмечается
пристальное
внимание
со
стороны
государства
к
отечественной
системе
образования.
В
2014
году
была
утверждена
Концепция
федеральной
целевой
программы
развития
образования
на
2016-2020
годы,
которая
предусматривает
выполнение
следующих задач:
1
Повышение
уровня
образования
путем
внедрения
эффективных
и
инновационных подходов педагогической работы;
2
Достижение
современного
подхода
в
деле
образования
и
воспитания,
повышение качества образования;
3 Создание условий для реализации индивидуальной траектории развития
обучающегося, социальной ориентированности мероприятий, доступных для
участия в них любого ребёнка, в том числе имеющего ОВЗ;
4 Улучшение материально-технической базы образовательных организаций.
Так же особое внимание государство уделяет формированию крепкой
здоровой семьи. По мнению В.В. Путина «у русского и практически всех
народов
России
существовали
многовековые
традиции
именно
большой
семьи,
объединяющих
несколько
поколений
родственников.
Забота
о
стариках, забота о детях стояла всегда на первом месте. Именно эти традиции
нам
надо
возрождать».
«Семьи
должны
быть
окружены
общественным
вниманием,
и
именно
в
семье
мы
должны
видеть
наше
национальное
достояние».
С древних времен семья - это нерушимый фундамент государства,
центр воспитания подрастающего поколения. Именно в семье формируются
духовно-нравственные
нормы,
культура
поведения,
должное
внимание
к
младшим,
почет
и
уважение
старших.
Семья
-
это
малое
отражение
государства и опора человеку в сложных жизненных ситуациях. Институт
семьи неразрывно существует и взаимодействует с институтом образования.
В условиях данного сотрудничества достигается максимальная польза семье
и обществу в целом. Очевидно, что неотъемлемой частью образовательного
и воспитательного процессов является сохранение и умножение здоровья
всего педагогического сообщества.
Занятия физической культурой и спортом играют значительную роль в
жизни
каждого
человека,
поскольку
напрямую
формируют
гармонично
развитую,
полноценную,
здоровую
личность.
Внедрение
физической
культуры и спорта в семью является ключевым моментом в формировании
здорового общества. Пропаганда здорового образа жизни путем организации
и внедрения детско-родительских физкультурно-спортивных форм является
доступным способом помочь семье перейти на новый качественный этап
развития.
Многочисленные
мониторинги
и
научные
исследования
в
области
здравоохранения свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных
показателей здоровья детей. В современных условиях отмечается постоянная
интенсификация
учебного
процесса:
увеличение
объема
и
сложности
учебного
материала,
количества
учебных
часов.
Ежегодные
сведения
медицинских
осмотров
свидетельствуют
о
том,
что
число
абсолютно
здоровых детей и подростков стремительно уменьшается. Именно поэтому, в
соответствии с законом РФ "Об образовании'', здоровье школьников отнесено
к
приоритетным
направлениям
государственной
политики
в
области
образования.
По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье
является
состоянием
полного
физического,
душевного
и
социального
благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.
Поэтому,
говоря
о
здоровье
мы
не
должны
забывать
о
многогранности
д а н н о го
о п р ед е л е н и я .
И
к
в о п р о су
зд о р о в ь е с б е р е же н и я
и
здоровьеприобретения подходить комплексно и основательно, учитывая все
аспекты современных научно исследовательских разработок.
Очевидно, что занятия физической культурой и спортом оказывают
благотворный
эффект
на
психофизическое
развитие
человека,
его
становление как гармонично развитой личности, оздоровление организма.
Физическая культура человека - это неотъемлемая часть всеобщей культуры,
которая представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее
мощное воздействие на развитие и воспитание как индивида, так и всего
социума.
Физическая
культура
и
спорт
образуют
собой
сложное
общественное
явление,
которое
решает
не
только
задачи
физического
развития, но и выполняют другие социальные функции в области пропаганды
здорового образа жизни, формирования крепкой семьи, воспитания морали и
этики, здоровьесбережения и здоровьеумножения.
Физическая
культура
и
спорт,
несомненно,
помогают
конструировать
социальный
мир
ребенка,
решительно
укрепляют
семейно-брачные
отношений
и,
как
следствие,
формируют основу для сильного общества и крепкого государства.
Культурные семейные отношения и физическая культура - это звенья
одной
цепи.
Совместные
занятия
физкультурой
и
спортом
внутри
семьи
способствуют:
- сплочению и согласованности внутри семьи;
-
укреплению
взаимопонимания,
взаимоуважения
и
силы
«внутреннего
притяжения»;
- увеличению «потенциала доверия» внутри семьи;
-
формированию
культурного
фундамента
для
полноценной,
устойчивой
жизнеутверждающей позиции здорового образа жизни.
Физкультура и спорт в семье - это полноценный, наполненный смыслом
мир, который раскрывает таланты детей, определяет авторитет взрослого,
объединяет всех членов семьи в общем полезном деле. Тем самым уменьшает
дефицит
общения,
столь
возрастающий
в
современном
обществе.
Парадоксально, но в стремлении накормить, одеть и дать образование детям,
родители часто выпадают из процесса воспитания. В бытовой круговерти на
семью не остается времени и её значимость обесценивается. В результате,
дети в лучшем случае воспитаны другими людьми, а в худшем - воспитаны
стихийно
и
спонтанно.
Все
это,
несомненно,
негативно
влияет
на
формирование здоровой личности. Свято место пусто не бывает: как только в
жизни ребенка появляется свободное место, тут же оно будет заполнено. К
сожалению, чаще всего не самым лучшим - негативными субкультурами,
чрезмерным просиживанием в социальных сетях или за компьютерными
играми. Так же возрастает риск возникновения вредных привычек. Все это
напрямую влияет на уровень здоровья нации.
Совместные занятия физической культурой и спортом являются ярким
наглядным
примером
здорового
образа
жизни,
который
в
свою
очередь
определяет
приоритеты
в
жизни,
является
мощнейшим
фактором
в
профилактике
вредных
привычек.
Совместные
семейные
занятия
физической культурой и спортом способствуют формированию огромных
возможностей
для
повышения
воспитательного
потенциала
семьи
и
улучшения отношений родителей со своими детьми. Строгое соблюдение
регламента тренировки, правил спортивной или подвижной игры позволяет
всем
членам
семьи
почувствовать
себя
более
уверенными
и
в
решении
житейских бытовых проблем.
Современные
социологические
исследования
доказывают,
что
традиционный
авторитет
отца
в
семье
значительно
пошатнулся.
На
наш
взгляд - это негативный и губительный фактор для семьи, поскольку отец для
детей всегда является образцом и примером для подражания, его слово -
закон. Решение этой проблемы, отчасти, возможно с помощью школы и
системы
дополнительного
образования.
Организация
спортивно-
физкультурного
досуга
в
значительной
мере
помогает
разобраться
в
ключевых проблемах, в том числе и в проблемах воспитания. Создание на
базе школ и в системе дополнительного образования семейных спортивных
клубов, проведение детско-родительских занятий, несомненно, способствует
укреплению связи между образовательным учреждением и семьей. Это в
свою
очередь
позволит
своевременно
определять
проблемы
воспитания,
грамотно и комплексно решать их. Так же очевидно, что подобный тандем
поможет разрешать проблемы развития материально технической базы.
Определение
модели,
в
которой
родитель
для
ребенка
является
авторитетом и ярким примером человека, ведущего здоровый образ жизни, в
значительной
степени
облегчает
и
дополняет
труд
педагога.
Отменяется
необходимость брать на себя функцию семьи, тем самым педагог занимает
свое место и не создает межсредового конфликта отношений. Ребенок в
полной мере наглядно осваивает азы грамотности в области физической
культуры
и
здоровья.
А
родители
в
ходе
целенаправленного,
систематического
участия
в
физкультурно-оздоровительном
и
воспитательном процессах приобретают ценные знания, умения и навыки по
организации активного досуга вне образовательного учреждения.
Эффективными
детско-родительскими
формами
физического
воспитания мы определяем:
- систематические консультации и
беседы по вопросам здорового образа
жизни;
- организация открытых уроков физкультуры и занятий спортом, участие в
соревнованиях и спортивных праздниках;
- выступление на родительских собраниях с предложением о проведении
совместных
спортивно-массовых
и
физкультурно-оздоровительных
мероприятий;
-
участие
в
программе
летнего
оздоровительного
отдыха
или
походах
выходного дня.
-
создание
детско-родительских
групп
для
проведения
физкультурно-
оздоровительных и спортивных занятий.
Дети - это не только наше будущее, но и отражение нас в настоящем.
Формирование
здорового
поколения
-
задача,
поставленная
перед
всем
педагогическим
сообществом,
но
роль
семьи
приобретает
наибольшее
значение. Все мы помним слова притчи: «У худого дерева не будет доброго
плода…».
Именно в условиях крепкой здоровой семьи государство процветает:
развиваются
все
социальные
сферы,
укрепляется
его
экономическая,
политическая и военная мощь. Поэтому, во все времена особое внимание
уделяли
семье,
ее
материальному,
морально
-
психологическому
и
социальному развитию.